Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Работа из раздела: «Право»

                Волгоградская академия государственной службы



                                   Реферат


    Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран



Подготовила студентка
      группы ЮВ-303
      Пенкина Н.В.



                                  Волгоград
                                  1997 год
      Предметом науки конституционного (государственного)  права  зарубежных
стран является государственное право конкретных стран  или,  иными  словами,
национальные  государственно-правовые  системы.  Государственное   право   в
каждой стране  является  основной  отраслью  национальной  системы  права  и
представляет собой  совокупность  юридических  норм,  выражающих  либо  волю
правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.
      Конституционное право закрепляет:
      - основные принципы о народном суверенитете, верховенстве  парламента,
равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
      - механизмы политической власти;
      - организацию и формы  осуществления  политической  власти  на  основе
принципа разделения властей;
      -  государственно-территориальную  организацию   власти,   максимально
соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

      Конституционное  (государственное)  право  -  основная  отрасль  права
страны, представляющая собой  совокупность  юридических  норм,  закрепляющих
экономическую основу общества,  форму  правления  и  форму  государственного
устройства, определяющих организацию,  компетенцию  и  порядок  деятельности
высших и местных  органов  государственной  власти  и  управления,  права  и
обязанности  граждан  и  подданных,  избирательное  право  и   избирательную
систему.

      Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие  основные
принципы отдельных отраслей данной  национальной  системы  права,  и,  таким
образом,   определяет   основы   других    отраслей    системы    права    -
административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.
      Конституционное  право  подразделяется  на  отдельные  институты,  что
определяет  систему  государственного  права  зарубежных   стран.   Институт
государственного  права  -  совокупность   однородных   норм,   регулирующих
определенный вид  общественных  отношений  (например,  институт  парламента,
институт делегированного законодательства).
      Предметом правового регулирования  государственного  права  зарубежных
стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся  в
процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы  нормами
государственного    права,    эти    общественные    отношения    становятся
конституционно-(государственно-)правовыми.  Однако  государственная   власть
осуществляется в самых различных формах и с помощью различных  политических,
правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при  этом,  далеко
не всегда являются государственно-правовыми. К числу же  форм  осуществления
государственной  власти,  в  ходе  применения   которых   возникают   именно
государственно-правовые отношения, относятся:
      - законодательство;
      - нормоустанавливающая деятельность правительства;
      - выборы, референдумы;
      - порядок осуществления прав и свобод;
      - надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

      Конституционно- (государственно-) правовые отношения  -  такая  группа
общественных   отношений,   складывающихся    в    процессе    осуществления
государственной  власти,  которые  регулируются   нормами   государственного
права.

      Субъекты государственно-правовых отношений:
      - центральные органы государственной власти и управления;
      - органы конституционного надзора;
      - члены федерации;
      - местные органы государственной власти и муниципалитеты;
      - депутаты центральных и местных представительных учреждений;
      - граждане и подданные.
      В некоторых  странах  субъектами  могут  быть  центральные  и  местные
партийные органы.
      Государственно-правовые  отношения   складываются   между   различными
субъектами. Прежде всего - это  отношения,  возникающие  между  центральными
органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная  группа
конституционно-правовых  отношений  возникает  в  федеративных  государствах
между  союзом  в  лице  его  органов  государственной  власти  и  отдельными
субъектами федерации. Во время всеобщих  выборов  возникают  государственно-
правовые отношения между гражданами и  подданными  и  центральными  органами
государственной власти. В  обществе,  таким  образом,  существует  множество
видов конституционно-правовых  отношений,  складывающихся  между  различными
субъектами. Все эти правоотношения имеют  много  общих  черт,  так  как  они
возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

      Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по  форме  и
по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.
      Основным источником конституционного права  являются  конституции,  но
они часто содержат лишь общие положения и  обходят  ряд  важнейших  вопросов
государственной  жизни  (конституция  США  1787   года).   Наряду   с   этим
конституции  многих  стран  перегружены  рядом  мелочей   и   второстепенных
деталей.
      Конституционные нормы  не  охватывают  всего  многообразия  отношений,
складывающихся  в   процессе   осуществления   государственной   власти,   и
дополняются   целым   рядом   других   нормативных   актов.   К   источникам
конституционного права относятся также:
      - конституционные  законы,  которые  не  являются  составными  частями
конституции,  но  регулируют   важнейшие   государственно-правовые   вопросы
(законы об  избирательном  праве  и  избирательной  системе,  о  полномочиях
правительств  и  парламентов,  о  правовом  положении  личности,  о  порядке
введения чрезвычайного положения, о политических партиях и др.);
      -  органические  законы,  которые   в   отличие   от   конституционных
принимаются  на  основе  бланкетных  норм,   содержащихся   в   конституциях
(конституция Франции 1958 года);
      - обычные парламентские законы, которые иногда вступают в противоречие
с конституцией (закон о контроле над коммунистической деятельностью в США);
      - нормативные акты правительств и глав государств (указы и  декреты  о
введении чрезвычайного положения и др.);
      - в некоторых (особенно англосаксонских) странах - обычаи,  называемые
конституционными  правилами   или   конвенционными   нормами,   которые   не
закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но  тем
не менее регулируют правовое  положение  многих  государственных  органов  и
фактически определяют их роль и значение в механизме государства;
      -  судебные  прецеденты,  т.е.   ранее   вынесенные   решения   судов,
принимаемые за обязательный  образец  при  решении  аналогичных  вопросов  в
дальнейшем (в Великобритании и ряде других англосаксонских стран);
      -  акты,  издаваемые  в  порядке  толкования  конституционных  норм  и
законов, осуществляемого либо главой государства, либо судами.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru