Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Работа из раздела: «Право»

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понятие  инвестиционной  деятельности   впервые   было   законодательно
  определено только  в  1991  году.  Несмотря  на  значительное  количество
  выпущенных  к  настоящему  времени  документов,  далеко  не  все  аспекты
  инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных  актах  -  пока
  лишь намечены основные напрвления инвестиционной политики государства.
    Согласно  законам  РСФСР  от  26  июня  1991г.  '   Об   инвестиционной
  деятельности в РСФСР' и от 4 июля 1991 г. ' Об иностранных инвестициях  в
  РСФСР'  инвестициями  являются  денежные  средства,  целевые   банковские
  вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии,  кредиты,
  имущественные права, интеллектуальные ценности,  вкладываемые  в  объекты
  предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли
  и   достижения   положительного    социального    эффекта.    Запрещается
  инвестирование в объекты, создание и использование  которых  не  отвечает
  требованиям    экологических,    санитарно-гигиенических     и     других
  законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам
  и интересам граждан, юридических лиц и Государства.
    Важнейшими  стимулами  развития  инвестиционной  деятельности  является
  обеспечение государством гарантий прав инвесторов,  защиты  инвестиций  и
  предоставление им налоговых и таможенных льгот.
    Защита   инвестиций   гарантируется   законом   независимо   от    форм
  собственности.  При  этом  всем  инвесторам  обеспечиваются  равноправные
  условия  деятельности,  исключающие  применение  мер   дискриминационного
  характера, которые могли  бы  препятствовать  управлению  и  распоряжению
  инвестициями:
    а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;
    б) инвестиции не могут быть реквизированы.

    Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору  всех
  убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы.  К
  сожалению, стоит отметить, что данная норма закона  в  некоторой  степени
  является декларативной. До недавнего времени согласно ст.  36  Закона  об
  иностранных   инвестициях   иностранные   инвесторы   могли   приобретать
  государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта  статья
  была отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России № 2288. Также в
  соответствии с Инструкцией ЦБР от  16  июля  1993  г.  №  16  нерезиденты
  осуществляют все  инвестиции  и  реинвестиции  на  территории  Российской
  Федерации в рублях со специальных  инвестиционных  рублевых  счетов  типа
  'И'. Но до сих пор не выработан механизм  продажи  валюты  на  внутреннем
  валютном рынке с целью зачисления рублевой выручки на эти счета.
    В целях обеспечения стабильности прав инвесторов  законом  установлено,
  что  соответствующие   положения   принимаемых   законодательных   актов,
  ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее  чем  через
  год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных  предприятий
  Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен  до
  трех  лет.  Кроме  того,  установлено,  что  ограничения  в  деятельности
  иностранных инвесторов могут  быть  введены  только  законами  Российской
  Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов  власти,
  ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению.
    Поскольку правовых гарантий  не  всегда  бывает  достаточно,  возникает
  необходимость  в   создании   специальных   организаций)   обеспечивающих
  исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2  февраля  1993
  года № 184 образована Государственная инвестиционная корпорация,  которая
  может выступать гарантом иностранным и  отечественным  инвесторам.  Взнос
  государства в уставном фонде корпорации составляет более
    1  млрд.  долларов  США.  Также  для  обеспечения  финансовых  гарантий
  иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн.  долларов  США  и  200
  млрд. рублей. Не менее  значительные  финансовые  гарантии  предоставлены
  Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507.  По  эмиссионным
  обязательствам  Инвестиционного  финансового   консорциума,   участниками
  которого являются крупнейшие банки России, предусмотрены  государственные
  гарантии общим объемом 800 млрд. рублей. При этом средства,  привлеченные
  в  результате  выпуска  консорциумом  ценных   бумаг,   направляются   на
  финансирование  инвестиционных  проектов,   а   также   на   формирование
  резервного   и   страхового   фондов,   на   которые   будет   обращаться
  первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля  1993  г.  №
  282  признано  необходимым  участие  российской  стороны   в   учреждении
  Международного  агентства  по  страхованию   иностранных   инвестиций   в
  Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.
    Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных  льгот:
  имущество, ввозимое в качестве вклада в  уставной  фонд,  предназначенное
  для собственного материального  производства  или  ввозимое  иностранными
  работниками для собственных нужд,  освобождается  от  взимания  импортных
  пошлин, предприятия, полностью принадлежащие  иностранным  инвесторам,  и
  совместные предприятия, в уставном фонде которых  иностранные  инвестиции
  составляют  более  30  процентов,  вправе  без  лицензий   экспортировать
  продукцию  собственного  производства  и  импортировать   продукцию   для
  собственных нужд; валютная  выручка  указанных  предприятий  от  экспорта
  собственной  продукции  остается  полностью  в  их  распоряжении.  Указом
  Президента РФ от 10,июня 1994 г. №  1199  установлено,  что  предприятия,
  ввозящие   оборудование   (кроме   подакцизных),   предназначенное    для
  производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным  до  1
  января 1993 г. освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.
    С  выходом  Указа  Президента  РФ  от  17  сентября  1994  г.  №   1928
  определилось новое направление в государственной инвестиционной  политике
  - финансовое  участие  государства  в  Частных  инвестиционных  проектах.
  Указом предусматривается  ежегодное  выделение  капитальных  вложений  на
  финансирование  высокоэффективных  инвестиционных  проектов  при  условии
  размещения этих  средств  на  конкурсных  началах.  Право  на  участие  в
  конкурсе имеют проекты, по  которым  инвестор  вкладывает  не  менее  80%
  собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции,  при  этом
  собственные средства инвестора должны составлять не  менее  20%.  Частные
  инвесторы  приобретают  право  собственности  на  созданные   объекты   и
  производства в соответствии с долей вложенных средств.
    Началась разработка нового направления в  инвестиционной  деятельности.
  Указом Президента РФ от 17  сентября  1994  г.  №  1929  введено  понятие
  финансового   лизинга   как   вида   предпринимательской    деятельности,
  направленного  на  инвестирование  временно  свободных  или  привлеченных
  средств в имущество, передаваемое по договору  физическим  и  юридическим
  лицам на определенный срок.

    2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
    С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

    Действующие законодательные акты прямо не регламентируют  использование
  концессионных  форм  инвестиций,  основанных  на   договорных   принципах
  отношений  государства  и  инвесторов.   И   Закон   'Об   инвестиционной
  деятельности в РСФСР', и  Закон  'Об  иностранных  инвестициях  в  РСФСР'
  определяют лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности
  в целом и иностранных инвестиций в частности и  в  совокупности  с  новым
  Гражданским  кодексом  являются  лишь  общей  законодательной  базой  для
  концессионных отношений.
    Этот  пробел  в  законодательстве  Российской  Федерации   и   призваны
  заполнить законы из 'концессионного' пакета и  прежде  всего  -  рамочный
  Закон 'О концессионных  и  иных  договорах,  заключаемых  с  иностранными
  инвесторами', в котором  определялся:  перечень  концессионных  объектов,
  права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся  в
  государственной  собственности  объектом   или   занятию   деятельностью,
  являющейся государственной  монополией.  Область  действия  этого  закона
  распространяется  преимущественно  на  перерабатывающую   промышленность,
  транспорт и связь, сферу услуг итак далее.
    Важнейшим предметом регулирования для Закона 'О соглашениях  о  разделе
  продукции' является сфера недроподьзования, и  основное  внимание  в  нем
  уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая,  что
  недра являются исключительной государственной собственностью, Законом  'О
  недрах' в свое время был установлен лишь  администрайтно-распорядительный
  порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным
  инвесторам.
    К наиболее распространенным  современным  разновидностям  концессионных
  форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся'
    а) концессионные договоры (собственно концессии в узком значении);
    б) соглашения о разделе продукции;
    в) договоры на предоставление услуг (с риском или без риска).
    Среди общих отличительных  признаков  всех  названных  видов  договоров
  необходимо выделить прежде всего то, что все они:
    во-первых,  заключаются  государством  с  иностранными  инвесторами   в
  отношении  объектов  государственной  или  муниципальной   собственности,
  которые в соответствии  с  национальным  законодательством  частично  или
  полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в  отношении
  отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так
  называемые естественные монополии);
    во-вторых,  в  отличие  от  классических   гражданско-правовых   сделок
  названные договоры могут  включать  отдельные  изъятия  из  национального
  гражданского законодательства применительно к  отношениям  государства  с
  инвесторами, предусматривая  возможность  односторонних  преимущественных
  прав государства в рамках таких договоров;
    в-третьих, признание концессионных  и  иных  договоров  с  иностранными
  инвесторами   юридически    действительными    предполагает    совершение
  государством,  в  лице  уполномоченных  органов  исполнительной   власти,
  предваряюшего  такой  договор  или  следующего   после   его   заключения
  разрешительного акт (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный
  порядок установлен национальным законодательством;
    в-четвертых,  для  большинства  государств,  применяющих  концессионные
  формы  договоров  с  инвесторами,  характерно  изъятие  из  национального
  правового  режима,  именуемое  юристами  как   'дедушкина   оговорка'   и
  предусматривающее на срок действия договора  мораторий  на  применение  к
  иностранному инвестору  неблагоприятных  для  него  изменений  в  текущем
  законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу.
    Кроме того, в концессионных и иных договорах с иностранными инвесторами
  должны быть отражены такие обязательные положения, как:
    - виды деятельности,  работ  или  услуг,  осуществляемые  инвестором  в
  соответствии с договором;
    -   обязательства   государстра   перед   инвестором   о   выдаче   ему
  разрешительных  документов,  необходимых  для  осуществления  оговоренных
  договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки;

    - права собственности инвестора  на  произведенную  в  рамках  договора
  продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы,  включая  право
  на их вывоз из страны;
    -  права  и  обязанности  сторон  по  принятию  решений,  связанных   с
  выполнением договора;
    - минимальные программа и график работ, выполняемых на основе договора;
    - обязательства инвестора по использованию прогрессивных  технологий  и
  производству конкурентоспособных товаров и услуг;
    - обязательства  инвестора  соблюдать  установленные  законодательство,
  нормы и правила, касающиеся  трудовых  отношений,  техники  безопасности,
  охраны окружающей природной среды и рационального использования природных
  ресурсов;
    - обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ-, а также
  гарантии получения заемных средств, намеченных к привлечению инвесторов в
  пределах, установленных договором;
    - обязательства инвестора по найму и обучению  местных  специалистов  и
  других работников;
    -  взаимные  обязательства  государства   и   инвестора   по   развитию
  производственной   и   социальной   инфраструктуры   региона   (регионов)
  нахождения объекта (объектов) инвестиций;
    - обязательства государства по обеспечению недискриминационного порядка
  приобретения инвестором местных  товаров  и  услуг  и  допуска  ксистемам
  транспорта и связи - с учетом требований национального законодательства;
    -виды, формы и порядокопределения и внесения инвестором налогов, сборов
  и других обязательных  платежей,  особенности  применения  которых  могут
  устанавливаться  договором  в  соответствии  с   национальным   налоговым
  законодательством;
    - порядок  возврата  земельных  участков.  иных  природных  объектов  и
  имущества, переденных государством в пользование инвестору в соответствии
  с договором, в процессе  использования  или  после  прекращения  действия
  договора;
    -  срок  действия  договора,   порядок   и   условия   его   продления,
  приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров.
     Приведенные положения концессионных и иных  договоров,  заключаемых  с
  иностранными инвесторами, могут быть  частично  исключены  или  дополнены
  другими положениями  в  зависимости  от  вида  договора  или  соглашения,
  специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru