Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пределы действия нормативных актов в РБ

Работа из раздела: «Право»

                                 Содержание
Введение.   2
1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений.  3
2. Действие нормативно – правовых актов во времени.      5
3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве.  10
4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.    13
Заключение. 17
Литература. 19

                                  Введение.

   Все нормативно  (  правовые  акты  действуют  в  рамках,  очерченных  во
времени,  в  пространстве  и  по  кругу  охватываемых  этими   актами   лиц.
Установление  этих  рамок  (  границ  имеет  чрезвычайно  важное   значение,
поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность,  а  в  надлежащих
случаях   и   необходимость   применения   содержащихся   в   данных   актах
общеобязательных норм.
   Данная работа основной целью определяет действие нормативно  –  правовых
актов по кругу общественных отношений, во времени, в пространстве, по  кругу
лиц с учетом реальностей в Республике Беларусь.

1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений.


   Как известно, юридические факты по  волевому  признаку  делятся  на  два
вида: события и действия. События  –  это  юридические  факты,  происходящие
независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные  природные
явления и т. д.).  Действия  –  это  такие  юридические  факты,  наступление
которых зависити от  воли  и  сознания  людей  (убийство,  договор  купли  –
продажи и т.  д.).  Право  не  может  регулировать  события.  Событие  могут
выступать лишь в качестве тех  обстоятельств,  с  которыми  право  связывает
наступление  юридических  последствий.  Не  являются  объектом   правамысли,
убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.
   Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные  волевые
общественные  отношения,  регулируемые  правом  или   объективно   требующие
правового регулирования. Социальные отношения между людьми  возникают  самые
различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.).  При  всем  желании  право  не
сможет их регулировать в силу их сложности и  многообразия.  Поэтому  правом
регулируются   не   все,   а   наиболее   важные   общественные   отношения,
затрагивающие   интересы   государства,   которые   поддаются    юридической
регламентации, поддаются внешнему контролю.
   Определение  предмета  правового  регулирования  –  сложения  научная  и
практическая  проблема,   связанная   с   установлением   меры   допустимого
вмешательства права в социальную жизнь людей.
   Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает  из
этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений ,  на  которые  будут
распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные  акты  действуют
на  отношения,  охватываемые  соответствующей  отраслью   права.   Например,
гражданское право регулируют имущественные и связанные или  не  связанные  с
ними личные неимущественные отношения. Предметная дифференциация может  быть
и в рамках отрасли права (подотрасль, институт права).

2. Действие нормативно – правовых актов во времени.


   Весьма важно то, что определить, с какого  момента  соответствующий  акт
приобретает юридическую силу и  до  какого  момента  эта  сила  сохраняется.
Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется.  Время
действия акта начинается с момента вступления его в силу  и  сохраняется  до
момента утраты юридической силы.
   Определения  времени  начала  действия  актов  связано  с  понятием   их
опубликования,  т.  е.  Помещения  текста   акта   в   официальном   издании
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в  определенных
газетах ((Советская Белоруссия(, (Звязда(, (Народная  газета(,  (Рэспублiка(
и др.), на которые  можно  официально  ссылаться.  В  соответствии  со  ст.7
Конституции Республики Беларусь  нормативные  акты  государственных  органов
публикуются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
   Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу,
причем сроки вступления зависят  от  вида  соответствующего  акта.  Наиболее
целесообразным  считается   тот   вариант,   при   котором   устанавливается
определенный период времени, необходимый для  ознакомления  заинтересованных
субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность  регулирования.  На
практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени,  указанного  в
самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в  других  –  с
момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и  по  истечению
определенного  срока  после  их  опубликования.  Так,   согласно   ст.   104
Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному  опубликованию
после  их  подписания  и  вступают  в   силу   через   десять   дней   после
опубликования,  если  в  самом  законе  не  установлен  иной  срок.  Декреты
Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые  акты,
не  имеющие   нормативного   характера,   решения   Конституционного   Суда,
постановления  пленумов  Верховного  Суда  и  Высшего  Хозяйственного   Суда
вступают в силу со дня их принятия, если в этих  актах  не  установлен  иной
срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления  Совета  Министров
Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу  со  дня  включения
их в Национальный реестр правовых актов Республики  Беларусь,  если  в  этих
актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты,  касающиеся  прав,
свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их  официального
опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их  в
Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь.   Ведомственные
нормативно – правовые  акты,  если  они  не  затрачивают  права,  свободы  и
обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и  вступают
в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.
   Некоторые акты нормативного характера имеют значение  для  узкого  круга
субъектов. В  этих  случаях  они  могут  не  публиковаться,  а  направляться
соответствующими органами для применения. Также  акты  начинают  действовать
обычно с момента получения их этими органами, если не установлен  иной  срок
введения их в действие.
   Важное значение имеет также  определение  времени  утраты  нормативно  –
правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу  с
прекращением его  действия.  Это  происходит  при  наступлении  определенных
обстоятельств.  Во  –  первых,  акт  теряет  юридическую  силу  в  связи   с
истечением срока действия, если он был принят на  определенный  срок.  Во  –
вторых, он утрачивает  юридическую  силу  в  следствии  прямой  его  отмены.
Обычно об этом указывается в новом акте или  в  специальном  перечне  актов,
утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В –  третьих,  нормативно
–  правовой  акт  теряет  юридическую  силу  и  тогда,  когда   он   признан
неконституционным  в  установленном  законом  порядке.  В  –  четверых,  акт
прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае,  когда  правовой
акт признается утратившим силу.
   С действием  нормативно  –  правовых  актов  во  времени  связано  такое
понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за  рамки  общих  правил
действия нормативно  –  правовых  актов  во  времени  и  относится  к  числу
исключений.
   Понятие обратной  силы  закона  означает,  что  данный  нормативный  акт
распространяет свое действие  на  те  отношения,  которые  возникли  до  его
вступления   в   юридическую   силу.   То   есть   положения   нового   акта
распространяются на прошедшее время.
   Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой
практикой, закон обратной силы не имеет  и  распространяется  только  не  те
отношения,  которые  возникли  с  момента  введения  его  в  действие.   Это
означает, что при совершении, например, противоправного деяния  дело  должно
рассматриваться на  основании  тех  актов,  которые  действовали  на  момент
совершения  этого  деяния.  Указанное  положение   запрещено   в   ст.   104
Конституции Республики Беларусь,  ст.  67  закона  (О  нормативных  правовых
актах  Республики  Беларусь(,  что  является  свидетельством   отражения   в
белорусском   национальном   законодательстве    общепризнанных    принципов
международного права. Принцип обратной  силы  закона  запрещен  и  в  других
актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).
   Однако  это  общее  принципиальное  правило  имеет  исключение,  которое
продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в  обязательном  порядке
придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную  и  административную
ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами  может  быть
придана обратная сила и по специальному  указанию  самого  законодателя.  Об
этом  в  новом  акте  обычно  делается  специальная  оговорка.  Для   любого
демократического общества характерно то, что решение о  придании  нормативно
– правовому акту обратной силы принимается,  как  правило,  только  в  целях
улучшения правового положения субъектов.
   В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона.  В
первом случае действие нового акта распространяется на отношения,  возникшее
до его вступления  в  силу,  но  не  породившие  окончательных   юридических
последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором  случае  новый  акт
распространяется на факты,  по  которым  юридические  последствия  наступили
окончательно.

3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве.



   Действие нормативно – правовых актов в пространстве означает определение
территории,  на  которой  его  нормы  подлежат   обязательному   выполнению.
Пространственное  действие  актов  в  первую  очередь  связано  с   понятием
территории  государства.   В   международном   праве   под   государственной
территорией   понимается   часть   земного   шара,    которая    принадлежит
определенному  государству  и  в  пределах  которой  оно  осуществляет  свое
территориальное   верховенство,   т.   е.   которая   находится   под    его
суверенитетом. В состав территории государства входит суша  в  пределах  его
границ, включая недра, внутренние  (национальные)  и  территориальные  воды,
воздушное пространство в  пределах  границ  государства,  военные  суда  под
флагом государства в открытом море и международном  воздушном  пространстве,
космические корабли (станции)  со  знаком  государства,  зарегистрировавшего
объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся  за  рубежом  и
др..

   В  соответствии  с  положением  о  территориальном   верховенстве,   как
составной части государственного суверенитета, нормативно  –  правовые  акты
центральных  органов  государства  распространяют  свое  действие   на   всю
государственную территорию. Это означает, что  власть  государства  является
высшей властью по отношению ко всем  лицам  и  организациям,  находящимся  в
пределах его территории.
   Однако некоторые нормативно – правовые акты  центральных  органов  могут
распространять свое действие не на всю территорию, а  лишь  на  определенную
ее  часть.  Что  касается  актов,  издаваемых  местными  органами,  то   они
действуют  в  пределах  той  территории,  на  которой  распространяется   их
управленческие  функции.  Так,  решения  областных,   районных,   городских,
сельских,  поселковых   Советов   и   исполкомов   в   Республике   Беларусь
распространяют   свое   действие   соответственно   на    территорию    этих
административных  единиц.  Обычно  на  определенной   территории   действуют
одновременно различные по юридической силе акты. В  случае  их  противоречия
действует акт высшей юридической силы.
   Следует обратить внимание и на такую особенность действия  нормативно  –
правовых  актов  в  пространстве,   как   возможность   применения   законов
определенного государства к его гражданам, находящимся за границей.  Так,  в
соответствии со ст.  6  УК  Республики  Беларусь  ее  граждане,  совершившие
преступление   вне   пределов   своего   государства,   подлежат   уголовной
ответственности, если  совершенное  ими  деяния  признаны  преступлениями  в
государстве, на территории которого  они  были  совершены,  и  если  они  не
понесли уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно  проживающие
в республике лица без  гражданства  так  же  попадают  под  действие  данной
статьи. Следует заметить,  что  в  соответствии  с  Конституцией  гражданину
Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство  государства  как
на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).
   Что касается применения нормативно –  правовых  актов  одной  страны  на
территории  другой,  то  оно   может   осуществляться   в   соответствии   с
международными   соглашениями   постольку,   поскольку   определенные   сами
допускают возможность. Следует иметь в виду, что между  странами,  входящими
в  Содружество  Независимых  Государств  22   января   1993   г.   Заключена
специальная  Конвенция  о  правовой  помощи   и   правовых   отношениях   по
гражданским,  семейным  и  уголовным  делам,  в  которой  определен  порядок
взаимоотношения  этих  стран  в  случаях  возникновения   юридических   дел,
связанных с территориальными пределами действия актов  государств  –  членов
содружества.

4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.


   С действием нормативно  –  правовых  актов  в  пространстве  связано  их
действие по кругу лиц.
   Действие  нормативных  актов  по  лицам  означат   их   применимость   к
определенным категориям субъектов права. То есть речь  идет  об  определении
того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых  норм,
содержащихся в соответствующем нормативно – правовом акте.
   По общему правилу нормативно – правовые  акты  государства  действуют  в
отношении всех лиц, находящихся на  его  территории.  Это  касается  граждан
иностранных  государств,  лиц  без  гражданства,  а  также  юридических  лиц
Республики  Беларусь  и  иностранных  юридических  лиц,  функционирующих  на
территории государства.  Существуют  вместе  с  тем  некоторые  особенности,
связанные, как  упоминалось  выше,  с  распространением  действия  некоторых
нормативно – правовых актов на граждан  данного  государства  независимо  от
места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что  не  всегда  некоторые
акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории.  Так,
например, нормы избирательного закона Республики  Беларусь  не  действуют  в
отношении граждан, признанных судом недееспособными,  лиц,  содержащихся  по
приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых  в  порядке,
установленном уголовно  –  процессуальном  законодательством,  избраны  меры
пресечения – содержание под стражей.
   Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое  действие
лишь на определенные категории лиц,  органов,  организаций.  Например,  акты
действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..
   Есть исключение из общего правила  и  в  отношении  граждан  иностранных
государств   и   лиц   без   гражданства,    находящихся    на    территории
соответствующего  государства.  Так,  в  соответствии  с   законодательством
Республики  Беларусь,  иностранные  граждане  и  лица  без  гражданства   на
территории Беларуси пользуются правами и свободами и  исполняют  обязанности
наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория  лиц  не
может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют  такие  сферы
правового  регулирования,  где  субъектом  правоотношений  могут   выступать
только  граждане  Республики  Беларусь.  Например,  иностранцы  и  лица  без
гражданства  не  могут  выполнять  обязанность  несению   воинской   службы,
поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они  состоять
и  на  службе  в  органах  внутренних  дел,  занимать  ряд   государственных
должностей. Эта категория лиц не может участвовать в  формировании  выборных
государственных органов. Они не могут  избирать  и  быть  избранными  в  эти
органы равно как и быть участниками  референдумов.  Иностранцы  и  лица  без
гражданства  не  могут  выступать  носителями   и   ряда   других   прав   и
обязанностей. Во – вторых,  в  соответствии  с  международными  соглашениями
главы    государств    и    правительств,     сотрудники     дипломатических
представительств иностранных государств  (послы,  посланники,  поверенные  в
делах,  советники,  торгпреды  и  их  заместители,  военные  атташе   и   их
помощники, секретари и атташе и др.), члены  их  семей  и  некоторые  другие
иностранные граждане пользуются так называемым  правом  экстерриториальности
(внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он  состоит  в
том, что эти лица пользуются личной  неприкосновенностью.  Они  не  подлежат
аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.  Вопрос  об  уголовной  и
административной ответственности дипломатических представителей  иностранных
государств  в  случае  совершения  ими   преступлений   и   административных
проступков  на  территории  страны  пребывания  разрешается  дипломатическим
путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от  гражданской  юриспруденции
за исключением некоторых случаев. Например по искам,  относящимися  к  любой
профессиональной  или   коммерческой   деятельности   дипломата   в   стране
пребывания,  не  связанной  с  его  официальными  функциями,  по   искам   о
наследовании,  если  он  выступает  в  качестве  исполнителя  завещания  или
наследника и др..
   Дипломатические представители в свою  очередь,  обязаны  уважать  законы
государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..
   Установление пределов действия нормативно –  правовых  актов  необходимо
для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный  акт  изучается
для  того,  чтобы  в  установленный  промежуток  времени   на   определенной
территории регулировать поведение определенного круга  людей.  Особо  важное
значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной  деятельности
компетентных органов.

                                 Заключение.

   Нормативно (  правовой  акт  это  письменный  документ  соответствующего
государственного   органа,   которым   устанавливаются,    изменяются    или
прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.
   Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие
( актов применения права или индивидуальных актов. На практике  можно  часто
встретить  смешанные  акты,  содержащие  и  нормы  права,  и  индивидуальные
предписания применения права.
       Все  нормативные  акты  связаны   между   собой,   располагаются   в
определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся  друг  с  другом,
обладают юридической  силой,  под  которой  понимается  внутреннее  свойство
нормативно–правового акта, обусловленное местом органа,  его  принявшего,  в
системе государственных органов. Юридическая  сила  нормативно  –  правового
акта  зависит  не  только  от  места  и  положения  органа,  но  и  от   его
компетенции, который он наделяется государством по закону.
      В понятии нормативно – правового акта  необходимо  видеть  не  только
государственно – волевое, но и специфическое юридическое содержание,  а  так
же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.
      Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь  права  с
государством, поскольку именно государственная воля опосредует  связь  права
с объективно существующими общественными отношениями.
   Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя  границы  действия
нормативных актов во времени, писал, что '… закон, как  норма,  определяющая
поведение граждан, имеет  начальный  и  конечный  моменты  своего  действия.
Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого  времени  его
не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении'.
   Я надеюсь, что в настоящей работе  найден  ответ  на  этот  непростой  и
неоднозначный вопрос.


Литература.


   1. Вишневский А. Ф., Горбатюк  Н.  А.,  Кучинский  В.  А.  Общая  теория
      государства и права.: Курс лекций./ Под общ. ред. А. Ф.  Вишневского.
      Мн., 1998.
   2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших
      учебных заведений./ Под ред.  профессора  В.  Г.  Стрекозова.  –  М.:
      (Дабахов, Ткачев, Димов. ( 1995.
   3. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.
   4. О нормативных правовых актах Республики  Беларусь:  Закон  Республики
      Беларусь // Национальный реестр правовых актов  Республики  Беларусь.
      2000. N7. ст. 2/136.
   5. Положение об официальном опубликовании и вступлении в  силу  правовых
      актов Республики Беларусь: Утверждено Декретом Президента  Республики
      Беларусь.  N22  от  10.12.1998  г.  //  Собрание   декретов,   указов
      Президента и постановлений Правительства Республики  Беларусь.  1998.
      N35. ст. 888.
   6. Уголовный кодекс  Республики  Беларусь.  –  Мн.:  Национальный  центр
      правовой информации Республики Беларусь, 1999.
   7. Кодекс Республики Беларусь  об  административных  правонарушениях.  –
      Мн.: ПКФ (ТМЛ(, 1996.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru