Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Судебная власть, ее общая характеристика

Работа из раздела: «Право»

                                  Введение.
      В нашей работе  мы  рассмотрим  судебную  власть,  отсутствие  которой
просто невозможно в любом  государстве.  Мы  постараемся  раскрыть  сущность
государственной власти и место в ней такой её  разновидности,  как  судебная
власть.  Так  же  я  раскрою  понятия  её  основных  признаков.   Далее   мы
рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.
      Для России в современных условиях судебная  власть  крайне  важна.  Но
важна  она  не  только   своим   существованием,   а   действительностью   и
применимостью в реальной жизни нашего общества.
      К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в  России.
Закрепленные  в  Конституции  принципы  судоустройства  и   судопроизводства
реализуются  с  трудом.  И  в  данном  случае  ощущается  противодействие  и
давление со  стороны  других  ветвей  власти.  Несмотря  на  провозглашенные
правовые   и   социальные   гарантии   судьи,    как    то    несменяемость,
неприкосновенность,  независимость  и  т.д.,  они  очень  часто   не   могут
полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и  материальной  базы.
Помимо этого большой проблемой для  правосудия  в  сегодняшнее  время  стала
коррумпированность судей.
      В  связи  с  принятием  России  в  Совет  Европы   теперь   юрисдикция
Европейского Суда  распространяется  и  на  территорию  России.  Это  теперь
высший судебный орган для России и ее граждан.
Глава 1.
Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти
      Государственная   власть   –   это   публично-политическое   отношение
господства и подчинения между  субъектами,  опирающееся  на  государственное
принуждение.
      Характерные черты государственной власти[1]:
      1)распространяется на всё общество
      2)носит публично-политический характер
      3)опирается на государственное принуждение
      4)осуществляется специальными лицами, чиновниками
      5)система налогов
      6)деление населения по территориальному признаку
      Основа построения системы органов государственной власти -  разделение
государственной власти на три ветви.  «Государственная власть  в  Российской
федерации  осуществляется   на   основе   разделения   на   законодательную,
исполнительную  и  судебную.  Органы   законодательной,   исполнительной   и
судебной власти самостоятельны».[2]
      Исходя из сказанного ранее, судебная власть является  третьей   ветвью
власти  в  Российской  Федерации.  Судебную  власть  можно  определить   как
реализуемые  занимающими  особое  положение   в   государственном   аппарате
органами, возможностями и способностями воздействия  на  поведение  людей  и
социальные процессы[3]. Субъектом, осуществляющим её, является  только  суд,
обладающий  для  осуществления  судебной   власти   только   ему   присущими
полномочиями, возможностями  и  способностями  воздействовать  на  поведение
людей и на процессы, происходящие в обществе.
      Органы  государственной  власти  РФ  строят   свою   деятельность   на
принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав  и
свобод человека — обязанность государства.
      В  связи  с  принятием  России  в  Совет  Европы   теперь   юрисдикция
Европейского Суда  распространяется  и  на  территорию  России.  Это  теперь
высший судебный орган для России и ее граждан.
Глава 2.
      Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.
      Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -
судам - полномочия по  разрешению  отнесенных  к  их  компетенции  вопросов,
возникающих  при  применении  права,  и  реализация  этих  полномочий  путем
конституционного,    гражданского,    уголовного,    административного     и
арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных  форм,  создающих
гарантию законности и справедливости принимаемых  судами  решений.  Судебная
власть  призвана  охранять   право,   правовые   устои   государственной   и
общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.  Правосудие  в
правовом государстве осуществляется  только  судебными  органами.  Никто  не
может присвоить себе функции суда. В своей  правоохранительной  деятельности
суд руководствуется только законом, правом  и  не  зависит  от  субъективных
влияний  законодательной  или   исполнительной   власти.   Независимость   и
законность правосудия являются важнейшей гарантией прав  и  свобод  граждан,
правовой государственности в целом.[4]
      Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом  основных
признаков [5]:
      1. Судебная власть - вид государственной  власти.  Она  осуществляется
государственными органами,  выражает  государственную  волю,  ее  составляют
государственно-властные  полномочия.  В  отличие  от  других  видов  власти,
реально влияющих на жизнь людей, судебная  власть  -  одна  из  трех  ветвей
государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
      2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей,  способных
на основе соответствующей подготовки и  своих  личных  качеств  осуществлять
правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть  в
России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в  установленном
законом  порядке  к   осуществлению   правосудия   присяжных,   народных   и
арбитражных заседателей[6].  В  соответствии  с  Всеобщей  декларацией  прав
человека 1948 г.  каждому  человеку  должно  быть  гарантировано  право  (на
основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и  с
соблюдением требований справедливости независимым  и  беспристрастным  судом
[7].
       3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак.  Судебную
власть  вправе  осуществлять  только  суды[8].  Важнейшая  функция  судебной
власти - осуществление правосудия  -  по  Конституции  Российской  Федерации
принадлежит только суду, только  суд  может  признать  человека  виновным  в
преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
      4.Независимость, самостоятельность,  обособленность  -  характеристики
судебной власти. При  выполнении  своих  функций  судьи  подчиняются  только
Конституции  Российской  Федерации  и  закону  [9].  Независимость  судебной
власти  одновременно  означает  запрет  каждому  суду  и  судье  подчиняться
воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел  и  принятию
по ним  решений,  обязанность  противостоять  попыткам  такого  воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает,  что  судебные  функции  суд  не
делит с какими-либо другими органами, а решения суда  не  требуют  чьих-либо
санкций или утверждения.  Суды,  осуществляющие  судебную  власть,  образуют
самостоятельную  ветвь  государственной  власти.   Обособленность   судебной
власти означает, что  суды  образуют  систему  государственных  органов,  не
входящую  в  какую-либо  другую  государственную  структуру,   систему,   не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
      5. Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак  судебной
власти. Процессуальный  порядок  определяет  только  закон.  Закон  подробно
регулирует правила действий суда и  принятия  им  решений  при  рассмотрении
конкретных  дел.  Процессуальный   порядок,   регулируя   правила   судебной
процедуры,  представляет  собой  высокую  социальную  ценность.  Он  призван
обеспечить законность всей  деятельности  органов,  осуществляющих  судебную
власть,  законность,  обоснованность  и  справедливость  судебных   решений,
охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной  степени  затрагивает  судебную
власть.
      6.Осуществление полномочий путем судопроизводства -  признак  судебной
власти[10].  Судопроизводство  представляет  собой   деятельность,   которая
начинается при наличии предусмотренных  законом  оснований  и  поводов.  Эта
деятельность развивается в последовательности, установленной  процессуальным
законом и протекает в процессуальных формах.
      7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция  судов,  их
полномочия  определяются  Конституцией  Российской   Федерации   и   другими
федеральными законами. Законодательные  органы,  законодательная  власть  не
вправе вмешиваться в производство  по  конкретным  делам.  Но  созданные  ею
законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи  всех  судов,  в  том
числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются  только  Конституции
Российской Федерации  и  закону  [11].  Особой  юридической  силой  обладает
толкование   Конституции   Российской   Федерации   Конституционным    Судом
Российской Федерации. Оно  является  официальным  и  обязательным  для  всех
органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления,   учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[12].

Глава 3.
      Система органов, осуществляющих судебную власть.
      Как определено в Конституции РФ и Федеральном  конституционном  Законе
«О  судебной  системе  Российской  Федерации»  судебная  власть   в   России
осуществляется только судами в лице судей  и  привлекаемых  в  установленном
законом  порядке  к   осуществлению   правосудия   присяжных»   народных   и
арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица  не  вправе  принимать
на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов  и  судов,  не
предусмотренных Конституцией РФ  и  Федеральным  конституционным  Законом  о
судебной системе, не допускается.
      Судебная   власть   самостоятельна   и   действует    независимо    от
законодательной  и  исполнительной   властей,   осуществляется   посредством
конституционного,    гражданского,    административного     и     уголовного
судопроизводства.
      Судебная  система  —  совокупность  всех  действующих   в   Российской
Федерации в соответствии с её  Конституцией  судов,  объединенная  единством
задач  судебной  власти,  принципов  организации   и   деятельности   судов,
построенная  с  учетом  федеративного   и   административно-территориального
устройства государства[13].
      Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
  .  установления  судебной  системы  Российской   Федерации   Конституцией
    Российской Федерации и Федеральным конституционным законом  о  судебной
    системе РФ;
  . соблюдения всеми федеральными судами и мировыми  судьями  установленных
    федеральными законами правил судопроизводства;
  . применения всеми судами Конституции Российской  Федерации,  федеральных
    конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных  принципов
    и  норм  международного  права  и  международных  договоров  Российской
    Федерации, а также конституций (уставов)  и  других  законов  субъектов
    Российской Федерации;
  . признания  обязательности  исполнения  на  всей  территории  Российской
    Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  . законодательного закрепления единства статуса судей;
  . финансирования  федеральных  судов  и  мировых  судей  из  федерального
    бюджета.

      В Российской Федерации  действуют  федеральные  суды,  конституционные
(уставные)  суды   и   мировые   судьи   субъектов   Российской   Федерации,
составляющие судебную систему Российской Федерации.
      Систему федеральных судов составляют:
      1) Конституционный Суд Российской Федерации;
      2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
      3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
      Кроме  того  Законом  «О  судебной  системе  РФ»  предусмотрены   суды
субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды  и  мировые
судьи.
      Конституционный Суд  Российской  Федерации  является  высшим  судебным
органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную  власть  в
форме конституционного судопроизводства[14].
      Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным,  административным  и  иным  делам,  подсудным  судам
общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их  деятельностью  и  даёт
разъяснения по вопросам судебной практики[15].
      Высший  Арбитражный   Суд   Российской   Федерации   является   высшим
экономическим  судебным  органом   и   осуществляет   надзор   за   судебной
деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный  Суд  осуществляет  судебную
власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и  из
правоотношений в сфере управления. Арбитражный  Суд  разрешает  споры  между
предприятиями  ,  учреждениями,  организациями,   являющимися   юридическими
лицами,   а   также    гражданами,    осуществляющими    предпринимательскую
деятельность  без   образования   юридического   лица   и   имеющих   статус
предпринимателя[16].
      И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные  суды
представляют собой три абсолютно  независимых  друг  от  друга  части  общей
судебной системы. Все они имеют  общие  задачи  по  охране  конституционного
строя,  политической  и  экономической  систем,  обеспечению  законности   и
правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3  Закона  «О  судебной
системе РФ» говорится,  что  единство  судебной  системы  достигается  путем
установления судебной  системы  конституционным  законом,  соблюдения  всеми
судами  установленных   правил   производства,   применения   всеми   судами
Конституции  РФ  и  других  федеральных  законов,  признания  обязательности
исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории  Российской
Федерации,  закрепления  единства  статуса  судей,  финансирования   органов
судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же  время  каждая
из  этих  трех  частей  судебной  системы  имеет  свою  компетенцию   и   не
вмешивается в деятельность других.

      Система  судов  общей  юрисдикции  состоит  из  Верховного  Суда   РФ,
Верховных судов республик в составе  РФ,  краевых,  областных  судов,  судов
автономных округов и автономной области, городских  судов  Москвы  и  Санкт-
Петербурга, районных (городских) судов. В  систему  судов  общей  юрисдикции
входят  военные  суды,  действующие  в  Вооруженных  Силах:   военные   суды
гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи,  порядок
назначения которых и компетенция законом пока не определены.  Система  судов
общей юрисдикции является централизованной - возглавляется  Верховным  Судом
РФ, который является высшим судебным органом  по  гражданским,  уголовным  и
административным делам. Организуются суды, входящие в эту  систему,  либо  в
соответствии с административно-территориальным делением  государства  -  так
называемые общие суды (в их число  входят  21  Верховный  суд  республик,  6
краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1  суд
автономной области, 10 судов автономных округов, 2456  районных  или  равных
им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных  Сил  РФ  и  других
воинских формирований - военные суды.
      Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный  Суд  Российской
Федерации,  федеральные   арбитражные   суды   округов,   арбитражные   суды
республик,  краев,  областей  и  других  субъектов   Российской   Федерации.
Возглавляется  она  Высшим  Арбитражным  Судом  РФ,  т.  е.  тоже   является
нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему,  действуют  как  в  пределах
административно-территориальных образований, так и вне их границ.
      Одной  из  важных  характеристик  судебной  системы  является  понятие
«судебное  звено»,  которое  лежит  в  основе  подразделения   судов   общей
юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном  являются  суды,  наделенные
одинаковой компетенцией, с одинаковой  структурой  и  занимающие  одинаковое
место в судебной системе.
         По этому признаку общие суды подразделяются на  суды  трех  звеньев
(уровней):
 . основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народные суды;
 . среднее звено  —  Верховные  суды  республик,  краевые,  областные  суды,
   городские в Москве и Санкт-Петербурге суды,  суды  автономной  области  и
   автономных округов;
 . высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:
 . основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
 . среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов  Вооруженных  Сил  и
   групп войск;
 . высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

     Так же подразделяются и арбитражные суды:
 . основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации
 . среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов
   образовано десять);
 . высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

      По процессуальной компетенции суды подразделяются на:
         . суды первой инстанции;
         . суды второй (кассационной) инстанции;
         . суды надзорной инстанции.
    Судебной инстанцией считается суд (или его структурное  подразделение),
выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением  судебных
дел  (принятие  решения   по   существу   дела,   проверка   законности   и
обоснованности этих решений).
      Суд первой инстанции — это разбирательство дела по  существу  с  целью
осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу  и  удовлетворения
иска или отказа в иске — по гражданскому  делу.  Дела  по  первой  инстанции
могут рассматривать все суды  в  пределах  своей  компетенции,  но  основное
количество уголовных и гражданских дел  по  первой  инстанции  рассматривают
районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения  судебные
дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть  до  Верховного  Суда
Российской Федерации[17].
      Процесс   разбирательства   дела   заключается   в   анализе    судьей
доказательств  и   установлении   истины.   В   результате   разбирательства
уголовного дела суд выносит приговор, а  по  гражданскому  делу  —  решения,
которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.
      Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом
срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения)  не  вступают  в  законную
силу  и  могут  быть   обжалованы   в   кассационном   порядке   подсудимым,
потерпевшим, истцом или  ответчиком  либо  опротестованы  прокурором  в  суд
второй инстанции.
      Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов —  областной
и  соответствующие  ему  суды,  а  для  областного  суда  —  Верховный   Суд
Российской  Федерации)  на  основании   жалоб   заинтересованных   лип   или
кассационного  протеста  прокурора  проверяет  законность  и  обоснованность
решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:
         . признав приговор (решение) правильным, оставить его  в  силе,  а
           кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
         . установив, что  приговор  (решение)  суда  первой  инстанции  не
           соответствует материалам дела, отменить его и передать  дело  на
           новое рассмотрение; прекратить дело и направить  уголовное  дело
           на  дополнительное  расследование;   изменить   в   определенных
           пределах  приговор  или  решение;  вынести  новое   решение   по
           гражданскому делу.
      По итогам кассационного  разбирательства  дела  суд  второй  инстанции
выносит определение, которое  вступает  в  законную  силу  немедленно  и  не
подлежит ни обжалованию,  ни  опротестованию  в  кассационном  порядке.  Оно
может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.
      Суд  надзорной  инстанции  по  протестам  лиц,  указанных   в   законе
(председатели областных и  соответствующих  судов,  председатели  Верховного
Суда  РФ  и  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  и  их  заместители,  прокуроры
республик, краев, областей,  Генеральный  прокурор  РФ  и  его  заместители)
проверяет законность и обоснованность вступивших  в  законную  силу  решений
суда первой инстанции, а также  решений  суда  кассационной  инстанции  либо
нижестоящей надзорной инстанции.
      Пересмотр дел в порядке надзора возможен только  в  президиумах  судов
субъектов  Российской  Федерации,  в  судебных  коллегиях  и  в   Президиуме
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской
Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.
      Разбирательство осуществляется без  участия  народных  заседателей;  в
судебном заседании, как  правило,  не  участвуют  лица,  заинтересованные  в
деле. В зависимости от  результатов  рассмотрения  дела  надзорная  судебная
инстанция может оставить без изменения  опротестованные  судебные  акты  или
отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей  дела
на новое рассмотрение с любой  состоявшейся  стадии  процесса,  например  со
стадии рассмотрения дела в суде  первой  инстанции,  либо  прекратить  дело.
Судебные   акты   надзорных   инстанций   (постановления   президиумов   или
определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.
      Высший  Арбитражный  Суд  РФ  рассматривает  в  качестве  суда  первой
инстанции дела, отнесенные  законом  к  его  исключительной  компетенции,  и
проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.
      Следует иметь  в  виду,  что,  несмотря  на  термины  «вышестоящий»  и
«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов  исключает  подчинение  одних
судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции  судов  кассационной
и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции  может  отменить  приговор,
но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере  наказания,  об
оценке доказательств, характере решения.


      Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в
главе 7 Конституции, озаглавленной 'Судебная власть', не должно  вводить   в
заблуждение  и  давать   повод   рассматривать   прокуратуру   как  один  из
органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

Заключение.
      В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной
власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных
признаков, так же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть
в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы»
и «судебная инстанция».
      В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой
курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на
значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то,
принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс,
новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-
правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют
еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях
повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо
обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для
органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие
с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и
послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала
основополагающие принципы работы судебной власти, но не может
регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого
необходимы еще новые Кодексы  и огромное количество нормативных актов,
регламентирующих осуществление правосудия в наше время
                            . Список литературы.

   1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права»  Учебное пособие,  Краснодар-
      1998.
   2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской
      Федерации. М-1999.
   3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.
   4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.
   5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

      Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

   6. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской
      Федерации (от 31.12.96)
   7. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)
   8. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации  (от 21.07.94)
   9. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)



-----------------------
[1] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр.125
[2] Конституция РФ ст.10
[3] К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.
[4] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М-1996 г. стр. 84–85.
[5] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.
[6] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.
[7] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.
[8] Закон о Судебной системе ст. 1
[9] Закон о Судебной системе ст. 5  ч. 1 и 2
[10] Конституция РФ ст. 118,
[11] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2
[12] Закон о Конституционном Суде ст. 106
[13] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.49
[14] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр. 148
[15] Конституция РФ ст.126
[16] Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар
1998 г. стр. 152
[17] Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru