Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Цели задачи и функции прокуратуры Украины

Работа из раздела: «Право»


          МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ


                             УНИВЕРСИТЕТ



                                              Юридический факультет



                    Кафедра: Конституционное право



                      КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  N 1
             по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ
           тема: ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
.

                                - 3 -



           ТЕМА:ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ


                               П Л А Н


                              1.ВВЕДЕНИЕ
          2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

               2.1 Прокуратура  в свете Конституции - Основного Закона
                   Украины
               2.2 Правовые основы деятельности прокуратуры
               2.3 Основные функции прокуратуры
               2.4 Принципы организации и деятельности прокуратуры
               2.5 Рассмотрение заявлений и жалоб органами прокуратуры

                        3.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

               3.1 Предмет общего надзора
               3.2 Полномочия прокурора при осуществлении своих функций
               3.3 Протесты,предписания,представления  и постановления
                   прокурора

                             4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                     5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



.

                                - 4 -

                           В В Е Д Е Н И Е

     Закон Украины  'О прокуратуре' принят 5 ноября 1991 г.  Верховным
Советом Украины.  Его принятие явилось выражение  возросшего  значения
законности в  условиях  глубокой правовой реформы,происходящей в новом
суверенном государстве и роли прокурорского надзора в её обеспечении.
     Прокуратура является  неотъемлемой  частью государственного меха-
низма,  наделена определенным объёмом власти для осуществления высшего
надзора за исполнением законов в государстве.
     Средства осуществления надзора едины для прокуроров всех  уровней
и применяются в пределах компетенции каждого прокурора. При установле-
нии нарушений закона прокуроры в пределах своей компетенции вправе оп-
ротестовывать акты   министерств,государственных   комитетов   и   ве-
домств,исполнительных и распорядительных органов и местных Советов на-
родных депутатов,предприятий  учреждений,объединений  граждан,а  также
решения и действия должностных лиц;вносить представления или  протесты
на решения  местных Советов народных депутатов в зависимости от харак-
тера нарушений;возбуждать в установленном  законом  порядке  уголовные
дела,дисциплинарные производства  об  административных  правонарушени-
ях,передавать материалы  на  рассмотрение  объединений  граждан;давать
предписания по устранению очевидных нарушений закона;вносить представ-
ления государственным органам ,объединений граждан и должностным лицам
об устранении  нарушений  закона;вносить представления государственным
органам,объединений граждан и должностным лицам об устранении  наруше-
ний  закона и условий,им способствующим;обращаться в суд или арбитраж-
ный суд с заявлением о защите прав и законных интересов  граждан,госу-
дарства,предприятий  и  других  юридических лиц;вносить кассационные и
отдельные представления на приговоры ,решения,определения и  постанов-
ления  судей  в пределах их компетенции;  истребовать в пределах своей
компетенции из суда любое дело или категорию дел,по  которым  пригово-
ры,решения,определения и постановления вошли в законную силу.  При на-
личии оснований к пересмотру дел в порядке судебного надзора, прокурор
приносит  протест  на  приговор ,решение,определение или постановление
суда. Указанные акты обязательны для рассмотрения органами и должност-
ными лицами,которым они адресованы.
     Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему,ко-
торую возглавляет Генеральный прокурор Украины с подчинением нижестоя-
щих прокуроров вышестоящим.

                                - 5 -

     Предлагаемая ниже  тема очень актуальна и интересна тем,что цели,
задачи и функции прокуратуры Украины в корне изменились в связи с при-
нятием Конституции Украины 28 июня 1996 г. , переходом украинского об-
щества от социалистического  к  капиталлистическому  пути  развития  и
построению подлинного демократического правового государства.
.

                                - 6 -


         2. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ


   2.1 Прокуратура Украины составляет единую систему ,на которую возла-
гаются:
     1) поддержание государственного  обвинения  в  суде;
     2) представительство интересов гражданина или государства в  суде
в случаях,определенных законом;
     3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими опера-
тивно-розыскную деятельность,дознание,досудебное следствие;
     4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных  решений
по уголовным делам,а также при применении иных мер принудительного ха-
рактера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
     Прокуратуру Украины  возглавляет Генеральный прокурор Украины,ко-
торый назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и ос-
вобождается от  должности Президентом Украины.  Верховная Рада Украины
может выразить недоверие Генеральному прокурору  Украины  ,что  влечет
его отставку от должности.
     Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет.
     Организация и  порядок деятельности органов прокуратуры определя-
ется законом (ст.ст.121-123  Конституции Украины).

  2.2 Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов Ка-
бинетом Министров  Украины,министерствами,государственными   комитета-
ми,ведомствами,другими органами  государственного и хозяйственного уп-
равления и контроля,Правительством Автономной Республики Крым,местными
Советами народных депутатов,их исполнительными и распорядительными ор-
ганами,воинскими частями,политическими партиями,общественными  органи-
зациями,массовыми движениями,предприятиями,учреждениями и организация-
ми, независимо от  форм  собственности,подчиненности  и  принадлежнос-
ти,должностными лицами  и гражданами осуществляется Генеральным проку-
рором Украины и подчиненными ему прокурорами.
     Полномочия прокуроров,организация,начала  и  порядок деятельности
прокуратуры определяется Конституцией Украины,Законом Украины 'О  про-
куратуре',иными законодательными актами.
     Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное  утверж-
дение верховенства  закона,укрепление правопорядка и имеет своей зада-

                                - 7 -

чей защиту от неправомерных посягательств:
     1) закрепленных  Конституцией  Украины независимости республики ,
общественного и государственного  строя,политической  и  экономической
систем,прав национальных групп и территориальных образований;
     2) гарантированных Конституцией,другими законами Украины и между-
народными правовыми актами социально-экономических,политических,личных
прав и свобод человека и гражданина;
     3) основ  демократического устройства государственной власти,пра-
вового статуса местных Советов народных депутатов ,органов  территори-
ального общественного самоуправления (ст.ст.3,4 Закона Украины 'О про-
куратуре').

    2.3 Основными функциями прокуратуры являются:
     1)надзор за соблюдением законов всеми  органами,предприятиями,уч-
реждениями,организациями,должностными лицами и гражданами;
     2)надзор за соблюдением законов органами,ведущими борьбу с  прес-
тупностью и другими правонарушениями и расследующими деяния,содержащие
признаки преступления;
     3)расследование деяний,содержащих признаки преступления;
     4)поддержание государственного обвинения,участие в рассмотрении в
судах уголовных,гражданских дел и дел об административных правонаруше-
ниях и хозяйственных споров в арбитражных судах;
     5)надзор за  исполнением законов в местах содержания задержанных,
предварительного заключения,при исполнении наказаний и применении дру-
гих мер принудительного характера,назначаемых судом;
     6)надзор за соблюдением законов органов военного управления,  во-
инскими объединениями,соединениями,воинскими  частями,подразделениями,
военными учреждениями и военными учебными заведениями  и  должностными
лицами Вооруженных Сил,Пограничных войск,Национальной гвардии,Управле-
ния государственной охраны,Службы безопасности Украины и иных воинских
формирований,дислоцированных на территории Украины.
     Прокуратура принимает участие в разработке органами государствен-
ной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений,  в
работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.
     На прокуратуру  не  могут  возлагаться функции,не предусмотренные
законами Украины (ст.5 Закона Украины 'О прокуратуре').

     2.4 Органы прокуратуры Украины:

                                - 8 -

     1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет
Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров  вы-
шестоящим;
     2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конститу-
ции Украины  и действующих на территории республики законов,независимо
от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц,
а также решений общественных объединений или их органов;
     3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы  граждан
на началах  их равенства перед законом,независимо от национального или
социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,полит-
ических убеждений,служебного  или  имущественного  положения  и других
признаков;
     4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не
исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в  установленном
законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения;
     5) действуют гласно,информируют  государственные  органы  власти,
общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.
     Работники прокуратуры не могут принадлежать к каким бы то ни было
политическим партиям  или движениям (ст.6 Закона Украины 'О прокурату-
ре').
     Для эффективного и своевременного исполнения своих функций  зако-
ном закреплено,что  требования прокурора,отвечающие действующему зако-
нодательству,  являются обязательными для всех органов,предприятий,уч-
реждений,организаций,должностных  лиц и граждан и исполняются безотла-
гательно или в предусмотренный законом  либо  определенные  прокурором
сроки.
     Статистическая и другая информация или их  копии,необходимые  для
осуществления прокурорского  надзора  либо  расследования  выдаются по
требованию прокурора или следователя бесплатно.
     Невыполнение без уважительных причин законных требований прокуро-
ра влечет предусмотренную законом ответственность.
     Должностные лица  и граждане обязаны являться по вызову прокурора
и давать объяснения по обстоятельствам,выясняемой прокурорской провер-
кой. В  случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по
постановлению прокурора могут быть доставлены  принудительно  органами
милиции(ст.8 Закона Украины 'О прокуратуре').
     Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Гене-
ральный прокурор Украины,его заместители имеют право принимать участие

                                - 9 -

в заседаниях Верховного Совета Украины,его  призидиума,постоянных  ко-
миссий и других органов Верховного Совета Украины,Конституционного Су-
да Украины,Кабинета Министров Украины,его  Призидиума,коллегий  минис-
терств,комитетов и ведомств.
     Генеральный прокурор   Украины,прокурор   Автономной   Республики
Крым,их заместители имеет право принимать участия в заседаниях Верхов-
ного  Совета Республики Крым,его Президиума,постоянных комиссий и дру-
гих  органов  Верховного  Совета,Правительства  Автономной  Республики
Крым,  его Призидиума, коллегий министерств,комитетов и ведомств Авто-
номной Республики Крым,а также местных Советов  народных  депутатов,их
исполнительных комитетов,комиссий,других органов управления.
     Прокуроры областей,городов Киева и Севастополя,районные,межрайон-
ные,городские,транспортные и другие,приравненные к  ним  прокуроры,за-
местители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в засе-
даниях Советов народных депутатов соответствующего уровня,их  исполни-
тельных комитетов,других местных органов управления.
     Прокуроры не могут входить в состав комиссий,комитетов  и  других
коллегиальных органов,образуемых  Советами  народных  депутатов или их
исполнительными органами (ст.9 Закона Украины 'О прокуратуре').

     В случае несоответствия Указа Президента Украины законам  Украины
Генеральный прокурор Украины в предусмотренном законом порядке обраща-
ется с представлением в Конституционный Суд Украины.
     Генеральный прокурор  Украины  может обратиться в Верховный Совет
Украины с представлением о несоответствии законам  Украины  Указа  или
постановления Президиума Верховного Совета Украины.
     Решением Премьер-Министра  Украины,постановления  и  распоряжения
Кабинетов Министров  Украины,правовые  акты,принятые Верховным Советом
Автономной Республики Крым,ее президиумом и другими органами Верховно-
го Совета  Автономной  Республики  Крым,правовые  акты Правительства и
других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым,проти-
воречащие действующему законодательству,могут быть опротестованы Гене-
ральным прокурором Украины. Протест вносится в тот орган,который издал
незаконный акт,а  в  случае  отклонения протеста прокурор обращается с
представлением к Президенту Украины или в Конституционный Суд Украины.
Генеральный прокурор  Украины может вносить на представления в Верхов-
ный Совет Украины по вопросам,требующим толкования закона (ст.10 Зако-
на Украины 'О прокуратуре').

                                - 10 -

     При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявле-
ния  и  жалобы  о  нарушении  прав граждан и юридических лиц,кроме жа-
лоб,рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
     Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований  законода-
тельства относительно порядка рассмотрения всеми органами,предприятия-
ми,учреждениями,организациями и должностными лицами.
     Прокурор проводит личный прием граждан.
     Принятое прокурором решение может  быть  обжаловано  вышестоящему
прокурору ,а в предусмотренных законом случаях - в суд.
     После принятия решения по жалобе Генеральным  прокурором  Украины
производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается ( ст.
12 Закона Украины 'О прокуратуре').
.

                                - 11 -


                        3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

     3.1 Предметом общего надзора является:
     1) соответственность актов,издаваемых всеми органами,предприятия-
ми,учреждениями,организациями и должностными лицами,требованиям  Конс-
титуции Украины и действующим законам;
     2) соблюдение  законов  о  неприкосновенности   личности,социаль-
но-экономических,политических,личных правах и свободах граждан, защите
их чести и достоинства,если законом не предусмотрен иной порядок защи-
ты этих прав;
     3) соблюдение  законов,касающихся   экономических,межнациональных
отношений,охраны окружающей  среды,таможни  и внешнеэкономической дея-
тельности.
     Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим со-
общениям о нарушениях законности,требующие прокурорского реагирования,
а при  наличии  поводов  -  также по собственной инициативе прокурора.
Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и
не вмешивается в хозяйственную деятельность,если такая деятельность не
противоречит действующему законодательству (ст.19  Закона  Украины  'О
прокуратуре').

     3.2 При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:
     1) беспрепятственно по  удостоверению,подтверждающему  занимаемую
должность,входить в помещения государственных органов,органов местного
и регионального самоуправления,объединений  граждан,предприятий,учреж-
дений и  организаций  независимо от форм собственности,подчиненности и
принадлежности,в воинские части,учреждения  без  особых  пропусков,где
такие введены;иметь доступ к документам и материалам,  необходимым для
проведения проверки,в том числе по письменному требованию,  содержащим
коммерческую либо банковскую тайну или конфиденциальную информацию.
     Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки ука-
занных документов  и материалов,выдачи необходимых справок,в том числе
об операциях и счетах юридических лиц и других организаций,для решения
вопросов,связанных с проверкой;
     2) требовать для проверки решения,распоряжения,инструкции,приказы
и иные  акты  и документы,получать информацию о состоянии законности и
мерах ее обеспечивания;

                                - 12 -

     3) требовать  от руководителей и коллегиальных органов проведения
проверок,ревизий деятельности подчиненных и  подконтрольных  предприя-
тий, учреждений  ,организаций  и  других  структур  независимо от форм
собственности,а также выделение  специалистов  для  проведение  прове-
рок,ведомственных и вневедомственных экспертиз;
     4) вызывать должностных лиц и граждан,требовать от них устных или
письменных объяснений,относительно нарушений закона.
     При выявлении нарушений закона прокурор  или  его  заместитель  в
пределах своей компетенции имеют право:
     1) опротестовывать акты Премьер-Министра Украины,Кабинета  Минис-
тров Украины,Правительства  Автономной Республики Крым,министерств,го-
сударственных комитетов и ведомств,исполнительных  и  распорядительных
органов местных  Советов народных депутатов,предприятий,учреждений,ор-
ганизаций,общественных объединений,а также решения  и  действия  долж-
ностных лиц;
     2) вносить представление или протест на решения  местных  Советов
народных депутатов в зависимости от характера нарушений;
     3) возбуждать в установленном  законом  порядке  уголовное  дело,
дисциплинарное производство  или производство об административном пра-
вонарушении, передавать передавать материалы на  рассмотрение  общест-
венных организаций;
     4) давать предписание об устранении очевидных нарушений закона;
     5) вносить  представления  в  государственные органы,общественные
организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и  спо-
собствующих им условий;
     6) обращаться в суд или арбитражный суд с  заявлениями  о  защите
прав и  законных интересов граждан,  государства,а также предприятий и
других юридических лиц (ст.20 Закона Украины 'О прокуратуре').

     3.3 Протест  на  противоречащий  закону  акт,приносится  прокуро-
ром,его заместителем в орган,издавший его,или в вышестоящий  орган.  В
таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия
должностного лица.
     В протесте  прокурор  ставит вопрос об отмене акта или приведении
его в соответствием с законом,а также прекращения незаконного действия
должностного лица,восстановления нарушенного права.
     Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта
и подлежит  обязательному  рассмотрению  соответствующим  органом  или

                                - 13 -

должностным лицом в десятидневный срок после его  поступления.  О  ре-
зультатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.
     В случае отклонения протеста или уклонения  от  его  рассмотрения
прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незакон-
ным. Заявление в суд может быть подано в течении пятнадцати дней с мо-
мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предус-
мотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления
приостанавливает действие правового акта.
     Письменное предписание об устранении  нарушений  закона  вносится
прокурором, его заместителем органу либо должностному лицу,допустившим
нарушения,или вышестоящему в порядке подчинения органу либо  должност-
ному лицу,которые правомочны устранить нарушения.
     Письменное предписание вносится в случаях,когда нарушение  закона
носит очевидный  характер и может причинить существенный ущерб интере-
сам государства,предприятия,учреждения,организации,а также  гражданам,
если не  будет  немедленно устранено.  Предписание подлежит незамедли-
тельному исполнению,о чем сообщается прокурору.
     Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышесто-
ящему прокурору,который обязан рассмотреть  жалобу  в  течении  десяти
дней. Решение вышестоящего прокурора является оконченным.
     Представление с требованиями устранения нарушений закона,  причин
этих нарушений и способствующих им условий вносится прокурором,его за-
местителем в государственный орган,общественную организацию или  долж-
ностному лицу,которые наделены полномочием устранить нарушение закона,
и подлежит безотлагательному рассмотрению.  Не позднее чем в  месячный
срок должны  быть  приняты соответствующие меры к устранению нарушений
закона,причин и способствующих им условий  и  о  результатах  сообщено
прокурору.
     Коллегиальный орган,которому внесено представление,сообщает о дне
заседания прокурору,который  вправе  лично принять участие в его расс-
мотрении.
     В случае  нарушения закона должностным лицом или гражданином про-
курор,его заместитель,в зависимости от характера нарушения закона,вно-
сит мотивированное  постановление о дисциплинарном производстве,произ-
водстве,об административном правонарушении или о возбуждении уголовно-
го дела, в отношении этих лиц.
     Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или про-
изводства об  административном  правонарушении  подлежит  рассмотрению

                                - 14 -

полномочным должностным лицом или соответствующим органом  в  десятид-
невный срок  после  его  поступления,если  иное не установлено законом
(ст.ст.21-24 Закона Украины 'О прокуратуре').



.

                                - 15 -

                        4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Принятие нового  законодательного  акта  Украины ' О прокуратуре'
было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в усло-
виях изменения общественно-политической формации украинского общества,
полномочия прокуроров по их осуществлению,полнее формулирует  принципы
организации и деятельности прокуратуры.
     Конституция Украины  определяет  прокурорский  надзор  как   выс-
ший,осуществляемый от  имени государства,его верховной власти.  Высший
надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над  мест-
ными и ведомственными.
     Нормы Закона о прокуратуре выражают политический и социально-пра-
вовой смысл  ее деятельности,основным содержанием которой является не-
уклонное проведение в жизнь принципов по обеспечению законности и пра-
вопорядка. В  них заключены высокие государственные требования ,предъ-
являемые к прокуратуре в современных условиях,ёё ответственность перед
государством и  народом  Украины  за  надлежащее осуществление высшего
надзора за точным и единообразным  исполнением  законов  и  правильную
постановку борьбы с преступностью.
     В соответствии с Конституцией Украины некоторые функции  прокура-
туры переданы судам. Так согласно ст.ст.29,30 Конституции Украины ник-
то не может быть арестован или содержатся под стражей иначе как по мо-
тивированному  решению суда,а также не допускается проникновение в жи-
лище или в иное владение лица,проведение в них осмотра или обыска ина-
че  как по мотивированному решению суда.  Ранее для осуществления ука-
занных мер необходима была санкция прокурора.
     По моему мнению,указанные изменения в системе правосудия своевре-
менные и необходимые,так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан.
Лишают прокуратуру  несвойственной  ей  функции  - взятие под стражу и
арест граждан,оставляя за ней только прокурорский надзор за точным ис-
полнением законов.
     Считаю,что для построения подлинно  демократического  государства
необходимо вывести из органов прокуратуры,МВД,СБУ Украины следственные
подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции.  Обеспечив
тем самым  им непредвзятость,освобожденность от каких-либо ведомствен-
ных интересов,независимость и самостоятельность в проведении предвари-
тельного следствия.
.

                                - 16 -


         5. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А


        1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Ра-
дой Украины 28 июня 1996 г.
        2.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г.
        3.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984.
        4.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru