Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Профессиограмма учителя иностранного языка

Работа из раздела: «Педагогика»

Содержание:
1.
Введение????????????????????????????????????????????????????????????????????
???3
2.Теоретическая часть
2.1. Характеристика педагогических функций
и методических умений?????????????????????????????????????????????????????4
2.2. Характеристика педагогических функций
и методических умений?????????????????????????????????????????????????????8
2.3.
Вывод???????????????????????????????????????????????????????????????????????
10
3.
Заключение??????????????????????????????????????????????????????????????????
12
4.
Приложение?????????????????????????????????????????????????????????????????1
3
    . схема1
    . схема2
    . схема3
5. Список использованных источников??????????????????????????????16
1.Введение
      Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения,
направляет их на целесообразность решения педагогических задач.
      А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда
объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель
достигает нужного результата, а другой – нет?
      Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения
педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с
помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик
враждебных отношений.
      Проблема совершенствования образования, повышение его качества
существует уже давно. Важным условием для её решения является создание
профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы,
документа, устанавливающего основные функции его педагогической
деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным
качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом
специфики учебного предмета.
      Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя,
классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором
представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма
учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика
учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и
навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и
уровню подготовки.
      Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее,
что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что
характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит
характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка,
его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических
умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
      У студентов педагогических вузов, в период обучения в университете
формируются лишь основы профессионально значимых умений. Дальнейшее
развитие должно происходить в их самостоятельной работе в школе.

2.1.Характеристика педагогических функций и методических умений.

      Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны
следующие функции:
         . развивающая;
         . воспитывающая;
         . коммуникативная;
         . гностическая;
         . конструктивно-планирующая;
         . организаторская.
      Так как основной целью обучения иностранному языку в средней
общеобразовательной и профессиональной школе является овладение учащимися
иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической
деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей,
она определяет содержание в значительной мере всех других функций.
      Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).
      Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение
соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и
необходимым объемом знаний.
      Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишь самые важные
умения, составляющие основу педагогического мастерства, приобретаемого в
процессе самообразования и совершенствования личного педагогического опыта.
Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путём систематического
пополнения своих знаний и применения их в своей работе.
      Перечисленные функции в профессиональной деятельности учителя можно
разделить на две группы: на группу целеполагающих и операционно-структурных
функций.

Целеполагающие функции.

Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической
деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей
функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-
стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).
Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции
обеспечивается следующими умениями:
    1) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой
       страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной
       специфики в социокультурном поведении её представителей;
    2) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в
       культурах родной и чужой страны.
Мотивационно-стимулирующий компонент коммуникативной функции включает
умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным
языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной
межкультурной коммуникации:
    1) путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен,
       видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;
    2) путём использования активных форм обучения (проблемных заданий,
       ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более
       эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
    3) путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по
       иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы,
       переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса,
       повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его
       коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.
Контрольно-коррегирующий компонент базируется на следующих методических
умениях:
    1) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным
       языком как средством межкультурного общения;
    2) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль
       речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения
       иностранным языком как средством межкультурного общения.
    3) объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную
       деятельность учащихся.

      Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути
формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер
личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных
возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и
во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно.
Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей,
коммуникативно-воспитывающей функциями.
      Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и
патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной
работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической,
страноведческой информации.
      Развивающая и воспитывающая функции реализуются с помощью следующих
умений:
    1) путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для
       расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных
       способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и
       выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;
    2) формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую
       культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную
       справочную литературу, средства массовой информации;
    3) воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю
       изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;
    4) воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям,
       обычаям, культурному достоянию родной страны.

Операционно-структурные функции

      В соответствии с логикой и этапами решения педагогических задач в
деятельности учителя иностранного языка выделяют следующие операционно-
структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая и
организаторская.
      Успешное осуществление гностической функции опирается на глубокое
осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание
особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на
знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей
усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют
творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.
      Гностическая функция реализуется через умения:
    1) анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения
       представленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и
       их использования в учебном процессе;
    2) предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой и
       социокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;
    3) на основе сопоставления национально-культурных особенностей двух
       лингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения
       факты и явления действительности.

      Конструктивно-планирующая функция предполагает планирование и
конструирование учебного материала в системе уроков, и отдельных уроков
разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности учителя
и учебно-коммуникативной деятельности учащихся с учетом условий обучения в
каждом классе.
      Методические указания, обеспечивающие конструктивно-планирующую
функцию, выглядят следующим образом:
     1) производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов с
        учетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять
        данные материалы по этапам обучения;
     2) выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления
        учащихся с культурой страны изучаемого языка;
     3) готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с
        целью семантизации тех или иных реалий.

      Организационная функция реализуется на базе умений выбирать
оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся,
с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры.

Сформулированные выше профессиональные умения представляют собой
дидактический компонент лингвострановедческой компетенции учителя
иностранного языка и являются содержательными ориентирами для организации
подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетах
педагогических вузов.
2.2.Характеристика профессиональных и личностных качеств учителя

      Профессионально важные качества личности учителя иностранного языка
проявляются в профессионально-педагогической и познавательной
направленности его личности, в его нравственной, эстетической
воспитанности.
      Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структуру профессионально-
значимых качеств личности:
   1. Мировоззрение личности;
   2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
   3. Педагогические способности;
   4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

      Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный
компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические
способности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).

1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под
влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности
находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с
детьми,
учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у
себя возможностей успешного овладения профессией.(2)
2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области
специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний,
знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в
вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности
выбора профессии.
3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период
педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии
педагогической направленности обращая студента к работе над собой.
4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера
учителя и спецификой педагогической системы.
      Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре
профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу
функциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)
      Первая группа качеств характеризует отношение к работе;
      Вторая – активность в деятельности;
      Третья – коммуникативность учителя.
2.3.Вывод
Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность
всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической
деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление
учебного процесса, можно отнести:
    V ориентационные;
    V академические;
    V перцептивные;
    V мобилизационные;
    V организационные;
    V коммуникативные;
    V гностические;
    V дидактические;
    V конструктивные;
    V прикладные;
    V умения педагогического мышления;
    V умения педагогической техники;
    V речевые;
    V исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно
составить профессиограмму.

      Психолого-педагогические умения


       читать и анализировать специальную психолого-педагогическую
        литературу.


       самостоятельно анализировать педагогические явления


       анализировать передовой педагогический опыт.


       проводить самоанализ


       проявлять эмпатию к учащимся


       организовать себя, управлять своим состоянием

   I. Профессионально-личностные качества
     1. потребность в самопознании
     2. самостоятельность
     3. трудолюбие и прилежание
     4. самокритичность
     5. дисциплинированность
     6. культура поведения и общения
  II. Частно-методические умения
     1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный
        материал по специальности
     2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной
        воспитательной работы
     3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия
     4. оценивать действия школьников и свою работу
     5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
     6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность
 III. Коммуникативно-организаторские умения
     1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
        отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;
     2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
     3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;
     4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё
        поведение;
     5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
  IV. Исследовательские умения
     1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы
        исследования;
     2. подбирать и применять методы и методики изучения личности
        коллектива;
     3. иметь представление об инновационных технологиях по своей
        специальности;
     4. организовать эксперимент;
     5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

3.Заключение
      Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при
организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является
диагностика готовности к профессиональной деятельности.
      Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно
говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором
осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с
теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью.
Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества
профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности.
Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и
профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из
методик самовоспитания.



              Не стали бы люди такими колоссами,
              Нет, не обрели бы такого величия,
              Когда бы над каждым из них – непоседою,
              Румяным невеждой, беспамятным олухом
              Не бдил с ежедневной неспешной беседою
              Всемудрый учитель, всебудящий колокол.
              Достойно восторга его всетерпение!
              За все, что прекрасно, за все, что значительно,
              Пора человечеству в Храм Поклонения
              Внести на руках Рядового Учителя. (2)


4.Приложение

                                                                      Схема1

              Педагогические функции учителя иностранного языка



                                                                     Схема 2



                                                                     Схема 3

|№ |качества личности       |оценка  |качества личности         |
|1 |Целеустремленность      |54321   |Непосредственность        |
|  |Ответственность         |54321   |Безответственность        |
|  |Собранность             |54321   |Разбросанность            |
|  |Организованность        |54321   |Неорганизованность        |
|  |Требовательность        |54321   |Безвольность              |
|2 |Инициативность          |54321   |Пассивность               |
|  |Решительность           |54321   |Сомнительность            |
|  |Импульсивность          |54321   |Заторможенность           |
|3 |Общительность           |54321   |Замкнутость               |
|  |Эмоциональность         |54321   |Рациональность            |
|  |Заразительность         |54321   |Скованность               |
|  |Принципиальность        |54321   |Беспринципность           |
|  |Выдержанность           |54321   |Несдержанность            |
|  |Тактичность             |54321   |Бестактность              |
|  |Обаятельность           |54321   |Непривлекательность       |

5.Список использованных источников:


1) Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) /
отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985

2) Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996

3)Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.
-М.: Советская энциклопедия, 1969

4) Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней
школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989

5) Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая
компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru

6) Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в
педагогическую деятельность www.pomorsu.ru



-----------------------
          Профессиональная деятельность учителя иностранного языка

Целеполагающие функции

Операционно-структурные функции

Информационно-ориентировочный компонент

Мотивационно-стимулирующий компонент

Контрольно-коррегирующий компонент

                                      2
                                    Раз-
                                     ви-
                                    ваю-
                                     щая

                                      3
                               Вос-питываю-щая

                                      4
                                    Гно-
                                    сти-
                                   ческая

                                      5
                                 Кон-струк-
                                   тивно-
                                плани-рующая

                                      6
                             Орга-низа-тор-ская

                                      1
                                 Комму-ника-
                              тивно- обучающая

                        Учебная деятельность учащихся

                   структурные компоненты профессиограммы
                                   учителя

                                   знания

                        педагогическая направленность

                                  качества
                                  личности

                                 способности



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru