Педагогика

Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП


ПЛАН

Введение
Формы ДЦП
Психофизическое развитие детей с ЦП
Физическое воспитание детей с ЦП
Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими
церебральным параличом
Заключение
Литература

                                  Введение.

      Каждой семье хочется иметь здорового  ребенка.  Пожалуй,  не  найдется
родителей, которые не желали бы, чтобы  их  дети  были  крепкими,  умными  и
красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в  обществе.  В
некоторых  странах  сейчас  нередко  даже  проводятся  конкурсы  на   самого
красивого младенца.
      Но у  некоторых  детей  сразу  после  рождения  возникают  болезненные
изменения  мышечного  тонуса  и  ряд   других   симптомов,   которые   затем
накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии  и
взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд  Фрейд  в  конце
девяностых  годов  прошлого  столетия  объединил   под   названием   детский
церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе,  как  таковом,
а о нарушенной координации движений,  связанной  с  поражением  определенных
структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом  периоде  развития
ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую  такие  поражения  случаются
еще у эмбриона.  Их  виновниками  бывают  инфекция,  антитела,  неправильный
резус-фактор или гипоксия новорожденных.
      Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича:
спастическую, для которой характерен постоянный повышенный  тонус  отдельных
групп мышц -  чаще  всего  сгибателей;  гиперкинетическую,  или  атетоидную,
когда тонус в сгибателях и  разгибателях  непрерывно  меняется,  из-за  чего
появляются резкие непроизвольные движения туловища и  конечностей,  мешающие
ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При  этой
форме заболевания тонус всех групп мышц бывает  понижен,  что  также  мешает
удерживать  равновесие  и  нормально   двигаться.   Бывают   случаи,   когда
астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
      У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются  расстройства
речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт  с  родителями  и
сверстниками.  Тяжелые,  так  называемые  генерализованные,  формы  детского
церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и  слух
ребенка, -  приводят  его  к  глубокой  инвалидности.  Детский  церебральный
паралич  -  это  непрогрессирующее  заболевание,  однако  оно  может  давать
осложнения в  виде  контрактур  и  различных  деформаций.  По  сути  детский
церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором  нормальное
развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

                                1. Формы ДЦП.

       Гемиллегическая  форма  является   наиболее   частой   разновидностью
детского  церебрального   паралича.   Она   зависит   от   преимущественного
повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней  жизни  ребенка  можно
отметить, что одна его ручка и  ножка  не  принимают  участия  в  постоянном
движении конечностями.  Такие  дети  начинают  поздно  садиться  и  особенно
поздно  и  с  трудом  стоять  и  ходить.  В  паретичных  конечностях   часто
отмечаются  насильственные  движения   атетозного   характера.   Наблюдаются
эпилептические припадки общего или джексоновского типа.
       Диплегическая форма церебрального детского  паралича,  которая  носит
название  болезни  Литтля,   выражается   в   спастических   параличах   или
спастических парезах обеих ног. Ребенок  отстает  в  физическом  развитии  и
если начинает  стоять  и  ходить,  то  с  большой  задержкой.  B  результате
повышения мышечного тонуса,  резкого  напряжения  приводящих  мышц  бедра  и
контрактуры икроножных мышц походка таких больных  весьма  своеобразна,  что
дает  возможность  иногда  ставить  диагноз  без  детального   исследования.
Больные опираются не на подошву, а на  пальцы,  колени  соприкасаются  между
собой и при ходьбе трутся друг о  друга,  походка  спастически-паретическая,
причем создается впечатление, будто больной стремится  все  время  вперед  и
вниз. Этому дефекту ног  может  сопутствовать  атетоз  в  мышцах  лица  и  в
дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные  синкинезии,  которые,
сочетаясь  с  гиперкинезами,  весьма  затрудняют   выполнение   произвольных
движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.
       Гиперкинетическая  форма  характеризуется   наличием   насильственных
движений  типа  атетоза,  миойлонии,  которые  сочетаются  со   значительным
нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко  отмечаются  нарушения  речи.

      Детские церебральные параличи представляют  собой  не  прогрессирующий
процесс, а остаточные явления уже законченного заболевания, поэтому  течение
их отличается медленным л  постеленным  улучшением  до  различных  степеней.
Хотя степень  восстановления,учитывая  пластичность  детского  мозга,  может
быть значительной, все же в большинстве случаев  остаются  более  или  менее
выраженные дефекты моторики.
    У  большинства  детей  отмечается  смешанный  характер  заболевания   с
сочетанием  различных двигательных расстройств.
    Особенностью двигательных  нарушений  при  ДЦП  является  то,  что  они
существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами,  особенно
с недостаточностью ощущений собственных движений.
    У детей с ДЦП  задержано  и  нарушено  формирование  всех  двигательных
формирований:  удержание  головы,  навыки   сидения   и   стояния,   ходьбы(
манипулятивной деятельности.
    Таким образом, поражение ЦНС при  ДЦП  нарушает  работу  мышечных  схем
произвольных  движений,  что  и  определяет  одну  из  основных   трудностей
формирования двигательных навыков.
    У некоторых детей  при  резко  нарушенном  мышечном  тонусе  отмечается
явление   апраксии   (неумение   выполнить   целенаправленные   практические
движения: застегивание пуговиц).
     Слабое оценивание своих движений и затруднение  в  ходе  осуществления
действий  с  предметами(  являются   причинами   недостаточности   активного
осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).
    У детей с ДЦП  в  результате  поражения  двигательной  сферы,  а  также
мышечного аппарата глаз согласованные  движения  руки  и  глаза  развиты  не
достаточно, особенно если имеет место неправильные установки   тела,  головы
и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).
      Таким  образом,  двигательные  расстройства  у  детей  с  церебральным
параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

                   2. Психофизическое развитие детей с ЦП.

       В  свете  современных  представлений  о   происхождении   и   клинике
резидуальных  нервно-психических  расстройств  у  детей   и   на   основании
предложенной  нами  (В.  В.  Ковалев,  1974)   "классификации   резидуально-
органических   расстройств    детские    церебральные    параличи    следует
рассматривать как одну из  форм  резидуальной  нервно-психической  патологии
сложного генеза. Мозговой органический дефект, составляющий основу  детского
церебрального паралича, возникает рано,  в  период  незавершенного  процесса
формирования  основных  структур  и  механизмов  мозга,  что   обусловливает
сложную сочетанную структуру неврологических и  психических  расстройств.  В
полиморфной  картине  последних  значительное   место   занимают   нарушения
психического развития, в  том  числе  его  пограничные  формы.  Особенностью
психического развития при детских церебральных параличах является не  только
его замедленный темп, но и неравномерный характер,  диспропорциональность  в
формировании отдельных, главным образом высших корковых функций,  ускоренное
развитие одних, несформированность, отставание других.
       С   особенностями   патогенеза    связана    и    особая    структура
интеллектуальной   недостаточности   —   диссоциация    между   относительно
удовлетворительным уровнем развития абстрактного  мышления  и  недоразвитием
функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных  способностей
и  других  высших  корковых  функций,  имеющих  значение  для   формирования
интеллектуальной    деятельности  и  развития  школьных   навыков   (Е.   И.
Кириченко, 1965; Е. М.  Мастюкова,  1974;  С.  С.  Калижнюк  и  др.,  1975).
Нарушения пространственного гнозиса проявляются в  замедленном  формировании
понятий, определяющих положение  предметов  и  частей  собственного  тела  в
пространстве,  неспособности  узнавать   и   воспроизводить   геометрические
фигуры, складывать из  частей  целое.  Во  время  письма  выявляются  ошибки
графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.
       В тесной  связи  с  нарушениями  зрительно-пространственного  синтеза
находится  слабость  функций   счета.   Эти   расстройства   проявляются   в
замедленном  усвоении  числа  и   его   разрядного   строения,   замедленной
автоматизации механического счета, неузнавании или  смешении  арифметических
знаков и цифр при письме и чтении.  В  структуре  интеллектуального  дефекта
корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и  психоорганическими
симптомами. Из числа последних наиболее характерны  вялость,  аспонтанность,
адинамия,  инертность  и  трудная  переключаемость  психических   процессов.
Расстройства внимания  и  памяти  проявляются  в  повышенной  отвлекаемости,
неспособности  длительно  концентрировать  внимание,  узости   его   объема,
преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже  время  в
индивидуальных  условиях  и   в   обучающем   эксперименте   дети   выявляют
достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития,  проявляют
своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в  известной
мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать  новый
материал.
      Проявления  психического  инфантилизма,  характерные  почти  для  всех
детей, страдающих  детским  церебральным  параличом,  выражаются  в  наличии
несвойственных  данному   возрасту   черт   детскости,   непосредственности,
преобладании   деятельности   по   мотивам   удовольствия,   склонности    к
фантазированию и мечтательности. Но в  отличие  от  классических  проявлений
«гармонического инфантилизма» у детей с церебральным  параличом  наблюдаются
недостаточные    активность,    подвижность,    яркость     эмоциональности.
Свойственные  детям  с   церебральным   параличом   пугливость,   повышенная
тормозимость  в  незнакомых  условиях  надолго  фиксируются   у   них,   что
существенно отражается и на процессе обучения. Не менее  важное  значение  в
формировании    своеобразных    интеллектуальных    нарушений    приобретают
неблагоприятные условия среды и  воспитания,  в  которых  проходит  развитие
ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения  со  здоровыми
сверстниками,   недостаточность   игровой   деятельности   и    подвижности,
зависимость от взрослых).
       К тяжелым нарушениям функций  опорно-двигательного  аппарата  ребенка
приводят  поражения  двигательных  систем  головного  мозга,  возникающие  в
большинстве  случаев  в  результате  детского  церебрального  паралича.  Это
заболевание  является  следствием  инфекций,  интоксикаций,   травматических
повреждений. Если они имели место  до  рождения  ребенка,  то  речь  идет  о
внутриутробном, врожденном  параличе.  Природовой  и  послеродовой  параличи
обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.
       У  детей  с  церебральными  параличами  резко  затормаживается  общее
развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и  всех  частей
тела в результате спазмов мускулатуры (параличей),  наблюдаются  гиперкинезы
(непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной  мускулатуры).
Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна.  Большинство  из  них
передвигается  затрудненной,   плохо   координированной   походкой,   многие
используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.
       Часто  церебральные  параличи  сочетаются  с  такими  отклонениями  в
развитии, как снижение слуха,  речевые  расстройства,  представляющие  собой
различной  выраженности  нарушения  произношения   вследствие   ограниченной
подвижности  артикуляционного  аппарата   (дизартрии).   У   детей   нередко
наблюдается  также  задержка  формирования  отдельных  психических  функций.
Выраженность  двигательного   нарушения   у   ребенка   не   соотносится   с
выраженностью отклонений в его умственном развитии.
       Специально проведенные исследования показали, что ДЦП —  заболевание,
имеющее непрогредиентный тип течения.
       Нарушения у ребенка функций опорно-двигательного аппарата могут  быть
следствием  и  других  причин,  к  числу  которых  относятся   прогрессивная
мышечная дистрофия, полиомиелит, травмы позвоночника, врожденная  деформация
суставов и др.
       Нарушения движения и речи отрицательно влияют на психическое развитие
детей.  В  силу  двигательной  недостаточности,  ограничения  поля   зрения,
снижения  остроты  зрения,  отсутствия  предметных   действий,   становление
которых происходит  по  мере  совершенствования  общей  моторики,  поражения
правой  руки,  недоразвития  тонких  движений   пальцев,   несогласованности
движений руки и глаза  у  них  заметны  отставания  в  развитии  предметного
восприятия.
       Для развития пространственных представлений ребенка большое  значение
имеет слух. Для детей с нарушениями  функций  опорно-двигательного  аппарата
характерно снижение слуха, особенно на  высокочастотные  тона.  Поэтому  ряд
звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают  или
заменяют другими  звуками,  что  отрицательно  сказывается  на  качестве  их
активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость,  быстро  становятся
вялыми,  пассивными,  раздражительными,  утрачивают  интерес  к  выполняемой
работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств.
       Большинство  детей,  страдающих  указанным  отклонением  в  развитии,
пассивны,  нерешительны,  пугливы.  Они  боятся  темноты,  пустой   комнаты,
закрытой  двери.  У  некоторых  склонность  к   упрямству,   быстрой   смене
впечатлений.  Дети  болезненно   реагируют   на   повышение   голоса,   тона
говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с  ДЦП  отмечается
сниженная   работоспособность,   быстрая   истощаемость   всех   психических
процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания,  малый  объем
памяти.
       Некоторые дети  излишне  беспокоятся  о  своем  здоровье  и  здоровье
близких,  без  конца  говорят  об  этом.  Сон  у  большинства  таких   детей
расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне.  У
них встречаются нарушения в работе внутренних органов,  которые  проявляются
в расстройствах аппетита, рвотах, неутолимой жажде, энурезах.
       Если у ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата, то это
обнаруживается довольно рано. Родители замечают, что  младенец  позже  своих
сверстников начинает держать головку и осуществлять различные  движения,  не
следит  глазами  за  движениями  и  действиями  своей   руки,   недостаточно
фиксирует  взором  предметы  и  их  передвижение,  запаздывает  в  развитии.
Особенно заметна недостаточность моторики.
       В таком случае необходимо обратиться к врачу, рассказать ем  о  своих
наблюдениях,  посоветоваться,  каким  образом   можно   помочь   малышу.   В
соответствии с указаниями врача следует организовать режим  питания  и  сна,
систематически проводить курсы лечения.
       Особого  внимания  требуют  дети  с  болезненно  выраженным  чувством
страха. Их нужно осторожно  знакомить  с  предметами,  которых  они  боятся,
показывая, что эти предметы не могут вызывать опасений.
       Таким образом,  двигательные  расстройства  у  детей  с  церебральным
параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.


Физическое воспитание детей с ЦП.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в
едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует
предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению
компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе
играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей
с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное
развитие ребенка с ДЦП  начинается с неправильного положения его головы,
шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка
необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей
тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен
более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в
течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и
согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на
живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С
целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет
жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в
виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика.
С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет
следующие основные задачи:
Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального
механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по
отношению к туловищу.
Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
Развитие зрительно-моторной координации.
Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП  возникают
адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики
нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус,
уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает
правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию
и совершенствованию его двигательных функций и навыков.
Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает
использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство
упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание
конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами
материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так
далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением,
чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении
упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие
упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить
под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая
нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность,
улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка
формируются различные связи с двигательным анализатором, что является
мощным фактором всего психического развития.
В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового
пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания
уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на
неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают
благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних
конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует
развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к
судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.
Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет
проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно
полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования
активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения
и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и
тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными
движениями.
Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под
влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в
центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что
стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем
большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности
имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие
на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток
лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от
продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц,
замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния
отдельных групп мышц.
Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к
простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних
дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма
в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а
также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья
важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое
необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания
зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей
ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами
заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе
повседневного ухода.
Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на
теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у
здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.
В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные
особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь –
уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.

4. Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими
церебральным параличом.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском
церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими,
отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию
негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию
острого чувства неполноценности.
Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и
речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще
сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для
полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями
движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и
социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.
Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-
воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и
целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-
психологического сопровождения образовательного процесса детей с
церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого-
педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут,
разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их
реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с
церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется
психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития,
иногда дисгармоничными отношениями с родителями.
Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения
исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического
воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и
психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог –
независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются
разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание
условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога –
коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся
осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества.
Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с
церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя,
чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и
саморегуляции.
Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание
которой осуществляется поэтапно:
1 этап – ориентационный.
На данном этапе изучается психологическая картина образовательного
пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива,
индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности,
мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-
психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом
формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.
2 этап – созидательный
Этот этап предполагает определение конкретного содержания взаимодействия
социально-психологической службы с другими службами детского учреждения.
3 этап – анализирующий
Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение
психологического состояния коллектива по результатам работы , на основе
осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.
4 этап – “совместные акции”
Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального
разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность
становится равнополагающей, направленной на всестороннее развитие личности
ребенка, на формирование здорового образа жизни – физического,
психологического и социального благополучия ребенка, страдающего
церебральным параличом.

Заключение.

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не
только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе
со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс
воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям,
применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах,
водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение
имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и
логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.
       Вместе с тем должна  проводиться  необходимая  коррекционная  работа,
направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у  него
нежелательных  личностных  черт,  таких  как  упрямство,  раздражительность,
слезливость,  неуверенность,  боязливость  и  т.п.  Необходимо   формировать
познавательную деятельность малыша, воспитывать  активность  и  разнообразие
интересов, тем  более,  что  у  многих  детей  с  ДЦП  имеются  потенциально
сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.
       Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены,  а
также других бытовых навыков. Ребенок должен  твердо  знать,  что  он  имеет
обязанности,  выполнение  которых  значимо  для  других  членов   семьи,   и
стремится  справляться  с  ними.  Постоянное  соблюдение  режима,  спокойная
доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной  системы
ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.
       Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата,  как  и
всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако  его  нельзя
постоянно  ограждать  от  трудностей.  Вырастая  в  тепличных  условиях,  он
впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к  повседневной  жизни.
Очень важно сформировать  у  него  правильное  отношение  к  себе,  к  своим
возможностям и способностям. Для  этого  следует  многократно  подчеркивать,
что наряду с недостатками у него есть большие  достоинства,  что  он  сможет
многого добиться в жизни, если приложит усилия.
      Некоторые дети с нарушениями опорно-двигательного  аппарата  до  школы
воспитываются дома. Другие посещают  специальные  детские  сады.  Для  более
старших организованы специальные школы,  часть  из  них  интернатного  типа.
Обучение  в  них  проводится  по  программам  массовых  школ.  В  дальнейшем
выпускники получают  возможность  иметь  различные  профессии  с  учетом  их
физических особенностей.

Литература.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

Михеев В.В. Нервные болезни. – М.: 1958.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.:
1998.





смотреть на рефераты похожие на "Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП"