Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Работа из раздела: «Педагогика»

  Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов
                              деятельности ОУ.


2.1. Организация исследования.
      В любой сфере деятельности стремятся  достичь  максимально  возможного
качества этой деятельности. Естественно,  что  это  наблюдается  и  в  сфере
образования, когда происходит переход от единообразной  системы  образования
к  разнообразной.  Эта  потребность  определяется   запросами   общества   и
потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
      Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ  предъявляет
новые требования к качественному уровню управления.
      Руководитель должен уметь  устанавливать цели ОУ и  свои  собственные,
предвидеть  миссию  школы,  разрабатывать  планы,  принимать  управленческие
решения, мотивировать коллектив на их реализацию,  осуществлять  руководство
педагогическим коллективом; обладать  способностью  осуществлять  мониторинг
деятельности.
      Повышение «качества образования» во многом зависит от того,  насколько
руководитель ОУ осознает необходимость  обновления  образования,  улавливает
специфику  ситуации  и  своевременно  вносит  коррективы  в   управленческую
деятельность.
      Ориентация  на  качественное   образование   побуждают   руководителей
принимать нестандартные управленческие решения, по иному  строить  отношения
с участниками образовательного процесса.
      Задачи практической части дипломной работы были следующие:
      - провести исследование по данной проблеме  на  базе  ПУ-18  и  ПУ-33
        города Тюмени;
      - выявить роль руководителя  в  повышении  качества  образовательного
        процесса;
      - разработать рекомендации руководителям ОУ.
      При исследовании были использованы следующие методы:
      - анкетирование;
      - анализ внутришкольных документов;
      - интервьюрование;
      - экспертная оценка.
      В качестве объектов были  выбраны  учащиеся  ПУ-18,  в  количестве  41
человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся –  второго  курса)  и
учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса  и
23 учащихся второго курса).

      2.2. Планирование исследования.
      Первый   блок   характеристик    описывает    факторы    эффективности
образовательных учреждений. Руководителям  ПУ-18  и  ПУ-33  были  предложены
нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+).  Если
присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.
|№№   |                                                |ПУ-18 |ПУ-33  |
|1    |Изучение социального заказа                     |      |       |
|2    |Доступная система приема                        |      |       |
|3    |Большой прием учащихся                          |      |       |
|4    |Методы обучения, соответствующие запросам       |      |       |
|     |обучаемых                                       |      |       |
|5    |Дополнительные образовательные услуги           |      |       |
|6    |Дифференцированная и индивидуализированная      |      |       |
|     |работа с учащимися                              |      |       |
|7    |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися|      |       |
|8    |Четкая организационная структура                |      |       |
|9    |Творческая управленческая команда               |      |       |
|10   |Делегирование полномочий                        |      |       |
|11   |Текучка кадров                                  |      |       |
|12   |Высокий уровень подготовки педагогов как        |      |       |
|     |предметников                                    |      |       |
|13   |Постоянное повышение квалификации педагогов     |      |       |
|14   |Стремление педагогов к творческой, инновационной|      |       |
|     |деятельности                                    |      |       |
|15   |Обобщение и распространение передового          |      |       |
|     |педагогического опыта                           |      |       |
|16   |Педагоги с большим стажем, квалификационным     |      |       |
|     |разрядом                                        |      |       |
|17   |Наличие собственных авторских методик           |      |       |
|18   |Разработка программ развития ОУ                 |      |       |
|19   |Высокие результаты экзаменов                    |      |       |
|20   |Осуществление мониторинга и оценки деятельности |      |       |
|21   |Психолого-педагогическая диагностика учащихся   |      |       |
|22   |Благоприятный морально-психологический климат в |      |       |
|     |коллективе                                      |      |       |
|23   |Престиж ОУ                                      |      |       |
|24   |Внедрение новых педагогических технологий       |      |       |

      То, мы видим, что все эти факторы  в  разной  степени  присутствуют  в
работе   руководителя,   но   их   необходимо   учитывать    для    перевода
образовательного учреждения из режима функционирования,  в  режим  развития,
тем самым, обеспечивая качество образования.
      К важнейшим  показателям,  характеризующим  качество  образования,  мы
отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за  I
полугодие.

|      |      |Средний оценочный балл                                   |
|      |      |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
|      |      |.     |     |а     |.   |.    |    |    |з.  |.     |
|ПУ-18 |1 курс|      |     |      |    |     |    |    |    |      |
|ПУ-33 |1 курс|      |     |      |    |     |    |    |    |      |
|      |      |Средний оценочный балл                                   |
|      |      |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
|      |      |.     |     |а     |.   |.    |    |    |з.  |.     |
|ПУ-18 |2 курс|      |     |      |    |     |    |    |    |      |
|ПУ-33 |2 курс|      |     |      |    |     |    |    |    |      |


      Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся  в  разных
образовательных учреждениях, и на разных  курсах,  различен.  Причину  можно
искать в качестве  преподавания  предметов,  в  уровне  овладения  учащимися
знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.
      Следующим  этапом  нашего  исследования  стал  анкетный  опрос   среди
учащихся, классных  руководителей  и  родителей,  с  целью  выявить  степень
осведомленности между участниками образовательного процесса.
      Анкеты заполнили  учащиеся  (в  количестве  41  человек),  2  классных
руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве  48  человек),
2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.
      Анкеты, заполненные учащимися, дали  нам  представление  о  личностных
потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений  в
семье и т.п.
      Анкеты, заполненные родителями, дали нам  представление  о  социальном
положении семьи, степени осведомленности учебной жизни  ребенка,  запросы  в
области образования и т.п.
      Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о
личностных потребностях и  возможностях  учащихся,  степени  осведомленности
семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.
      Мы получили следующие результаты по ПУ-18:
|Степень          |Учащиеся         |Родители         |Классные         |
|осведомленности  |                 |                 |руководители     |
|                 |                 |                 |                 |

      По ПУ-33:

|Степень          |Учащиеся         |Родители         |Классные         |
|осведомленности  |                 |                 |руководители     |
|                 |                 |                 |                 |

      Данные  исследования  показали,  что  степень  осведомленности   между
участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То  есть,  родители
принимают активное участие  в  школьной  жизни  детей,  адекватно  оценивают
личностные   качества   и   возможности   детей.    классные    руководители
информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.
      Результаты  по  ПУ-18  менее  утешительные  и  заставляют  руководство
образовательным учреждением задуматься над степенью информированности  между
участниками образовательного процесса.
      Все  сказанное  в  этой  части  главы   было   посвящено   результатам
деятельности  ОУ.  Немаловажную  роль  играет  личность  руководителя:   его
личностные качества и стиль руководства.
      Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:
     1.  Руководители  первичного  уровня:  такие   руководители   обладают
        преимущественно сложившимися знаниями и навыками по  специальности,
        т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.
     2.  Руководители  среднего  уровня  проявляют  гармоничное   сочетание
        профессиональных и социально-коммуникативных качеств;
     3.  Руководитель  верхнего  уровня  должен  обладать   преимущественно
        коммуникативно-концептуальными навыками.
      Именно  руководитель  верхнего  уровня  должен  возглавлять  ОУ,  т.е.
человек,  способный   грамотно   разработать   концепцию   развития   школы,
обладдающий высокими коммуникативными навыками.
      В настоящее время в  связи  с  повышением  уровня  требовательности  к
качеству  образования,  требования  к   руководителям   возросли.   Свойства
личности, которыми, как нам кажется, должны обладать  руководители,  условно
можно разделить на три группы.

|Наименование группы    |Свойства личности      |Значение в работе      |
|1.                     |Понятийное мышление,   |Умение сформулировать  |
|Интеллектуально-личност|умение обобщать,       |проблему, вопросы,     |
|ные свойства           |различать,             |выделить главное умение|
|                       |классифицировать.      |и опыт прогнозирования |
|                       |Склонность к           |событий, динамики      |
|                       |продуманному риску.    |                       |
|2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к   |Умение устанавливать,  |
|свойства               |окружающим,            |поддерживать и         |
|                       |контактность и         |регулировать социальные|
|                       |гибкость. Способность  |контакты.              |
|                       |привлекать к себе      |                       |
|                       |людей.                 |                       |
|3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться   |
|качества               |задач,                 |властью и              |
|                       |мировоззренческая      |ответственностью,      |
|                       |убежденность,          |авторская концепция    |
|                       |ответственность        |управления, решения    |
|                       |                       |проблем.               |

      В процессе данного исследования руководителям  ОУ  была  предоставлена
методика,   позволяющая   проанализировать   свои   возможности   и   личные
ограничения  в  управленческой   деятельности.   Были   получены   следующие
результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.
      Сильные стороны управленца:
     1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание  помогать  другим
        развивать и расширять свои возможности.
     2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей  управленческой
        деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и  помощь
        со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации
        работников, современные представления о роли руководителя.
     3. Четкие ценности,  умение  наладить  групповую  работу  (8  баллов):
        способность  содействовать  развитию  и   повышению   эффективности
        коллектива,  понимание  своих  личных  ценностей,   соответствующие
        условиям современной деловой жизни.
      Личные ограничения:
       1. Творческий подход (3 балла): отсутствие  способности  генерировать
          достаточно новые идеи и неумение их использовать.
       2. Способность управлять собой (5  баллов):  неспособность  в  полной
          мере использовать свое время, энергию, умения.
       3. Способность руководить (6 баллов): не совсем  развиты  способности
          добиваться результата от работы подчиненных.
      Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но  тем  не
менее, он говорит о  многом.  У  этого  руководителя  развиты  очень  важные
качества для управления ОУ. Однако,  недостаток  творческого  начала  мешает
достижению намеченных целей. Хотя причиной этому  может  быть  и  недостаток
финансирования и скудная  материальная  база  для  внедрения  новых  идей  в
образовательный процесс.
      На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная  педагогическим
коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов.  92%  опрошенных
считают, что руководитель требователен к  людям,  85%  отмечают  трудолюбие,
62%  считают,  что  руководитель  пропагандирует   и   внедряет   достижения
педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что  руководитель  не
обладает  выдержанностью.  Сравнительные  результаты  можно  представить   в
следующей таблице:
|Способности                             |Субъективное  |Объективное   |
|                                        |мнение        |мнение        |
|Умение влиять на окружающих, понимание  |Развито       |Развито       |
|особенностей управленческой деятельности|              |              |
|Творческий подход, пропаганда и         |Не развит     |развит        |
|внедрение достижений педагогической     |              |              |
|работы и передового опыта               |              |              |
|Способность управлять собой             |Не развита    |Не развита    |
|Умение обучать                          |Развит        |Развито       |


      Как видно, мнение совпадают,  за  исключением:  учителя  считают,  что
творческий потенциал в руководителе заложен, более  того,  такой  подход  им
пропагандируется.  Возможно  такое  противоречие  возникает   из-за   разной
степени вовлеченности в образовательный процесс.
      Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-
33.
      Сильные стороны управления:
      1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
         деятельности (10 баллов);
      2. Умение обучать (9 баллов);
      3. Творческий подход (8 баллов);
      Личностные ограничения:
     1. Способность управлять собой (6 баллов);
     2. Способность руководить (5 баллов): не  совсем  развиты  способности
        добиваться результата о работы подчиненных;
     3. Умение наладить  групповую  работу  (4  балла):  не  способность  в
        формировании эффективно работающей «команды».
      У этого руководителя развиты очень важные качества для управления  ОУ.
Однако, неспособность сформировать эффективно  работающий  коллектив  мешает
достижению целей исследования.
      В  ходе  экспертной  оценки  принимали  участие  13   педагогов:   92%
опрошенных  считают,  что  директор  требователен  к  людям,  77%   отмечают
трудолюбие, 92% отмечают, что  директор  обладает  способностью  руководить;
54% считают, что директору не  хватает  умения  наладить  групповую  работу.
Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
|Способности                             |Субъективное  |Объективное   |
|                                        |мнение        |мнение        |
|Умение влиять на окружающих, понимание  |Развито       |Развито       |
|особенностей управленческой деятельности|              |              |
|Способность руководить                  |Не развито    |развито       |
|Умение наладить групповую работу        |Не развито    |Не развито    |
|Умение обучать                          |Развито       |Развито       |


      Как видно, субъективное мнение  руководителя  совпадает  с  экспертной
оценкой,  сделанной  педагогическим  коллективом,  за  исключением:  учителя
считают,  что  директор  обладает  способностью  руководить,   более   того,
отмечают эффективность руководства. Возможно  такое  противоречие  возникает
из-за неумения наладить групповую работу.

-----------------------
[pic]

[pic]



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru