Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Методы обучения и их назначение (таблица)

Работа из раздела: «Педагогика»



|    Метод и его  |Функции      |Функции      |Средства   |Условия     |
|назначение       |учителя      |ученика      |обучения   |успешного   |
|                 |             |             |           |исполнения  |
|                 |             |       3     |        4  |            |
|1                |2            |             |           |5           |
|РАССКАЗ -        |Привлечение  |Внимательно  |Речь,      |Зависит от  |
|монологическое   |внимания,    |слушать,     |иллюстрации|сочетания с |
|изложение        |мнемонические|чтобы уметь  |,          |другими     |
|учебного         |приемы,      |связно,      |методически|методами.   |
|материала, не    |логическое   |логично      |е и        |Положительно|
|прерываемое      |сравнение,   |выражать свои|мнемоническ|-эмоциональн|
|вопросами,       |сопоставление|мысли.       |ие приемы, |ое          |
|содержащее  в    |,            |             |логические |восприятие. |
|основном         |резюмирование|             |приемы     |            |
|фактологический  |,  учит      |             |сравнения, |Зависит от  |
|материал-        |грамотно     |             |сопоставлен|условий     |
|вступление,      |выражать свои|             |ия,        |(время,     |
|повествование,   |мысли,       |             |резюмирован|место),непер|
|заключение.      |логичной,    |             |ия.        |егруженность|
|                 |убедительной |             |           |фактами.    |
|                 |речи.        |             |           |От умения   |
|                 |             |             |           |учителя     |
|                 |             |             |           |рассказывать|
|                 |             |             |           |.           |
|                 |             |             |           |            |
|                 |             |             |           |            |
|                 |             |             |           |            |
|БЕСЕДА - метод   |Задать       |Должен       |Речь,      |Зависит от  |
|дидактической    |целенаправлен|следить за   |вопросы,   |контакта  с |
|работы, ее       |ные, умело   |мыслями      |понятия,   |аудиторией, |
|сущность состоит |поставленные |учителя, в   |наглядные  |нужно, чтобы|
|в том, чтобы     |вопросы,     |результате   |пособия    |все         |
|побудить учащихся|педагог      |чего учащиеся|           |принимали   |
|к актуализации   |обязан четко |продвигаются |           |участие в   |
|(припоминанию)   |определить   |в освоении   |           |беседе,     |
|уже известных    |тему беседы, |новых знаний.|           |внимательно |
|фактов,          |ее цель,     |Внимательно  |           |выслушивали |
|достижению новых |составить    |выслушивать  |           |вопросы,    |
|знаний путем     |план -       |вопросы,     |           |обдумывали  |
|выводов,         |конспект,    |отвечать на  |           |ответы,     |
|рассуждений.     |подобрать    |вопросы,     |           |анализировал|
|Беседа не        |наглядные    |анализировать|           |и ответы    |
|является         |пособия,     |ответы своих |           |товарищей,  |
|универсальным    |сформулироват|товарищей,   |           |высказывали |
|методом, не дает |ь основные  и|высказывать  |           |собственное |
|практических     |вспомогательн|собственное  |           |мнение      |
|навыков.         |ые вопросы,  |мнение.      |           |            |
|Вводная беседа   |продумать    |             |           |            |
|Беседа -         |методику ее  |             |           |            |
|сообщение        |организации и|             |           |            |
|Закрепляющая     |проведения.  |             |           |            |
|беседа.          |Сделать      |             |           |            |
|                 |обобщение и  |             |           |            |
|                 |выводы.      |             |           |            |
|                 |             |             |           |            |
|ЛЕКЦИЯ           |Составление  |Составление  |Ознакомлени| Составление|
|характеризуется  |детального   |конспекта    |е учащихся |учителем    |
|более строгой    |плана,       |             |с темой,   |детального  |
|структурой,      |логически    |             |использован|плана,      |
|логикой          |стройное и   |             |ие живого, |логически   |
|изложения,       |последователь|             |языка,     |стройное и  |
|обилием          |ное изложение|             |наглядности|последовател|
|информации,      |всех пунктов |             |(демонстрац|ьное        |
|системным        |плана,       |             |ии,        |изложение   |
|характером       |обобщающие   |             |иллюстрации|изучаемого  |
|освещения.       |выводы.      |             |, видео)   |материала,  |
|                 |             |             |           |эмоционально|
|                 |             |             |           |сть         |
|                 |             |             |           |изложения,  |
|                 |             |             |           |краткие     |
|                 |             |             |           |выводы,     |
|                 |             |             |           |задиктовка, |
|                 |             |             |           |живой язык, |
|                 |             |             |           |контакт с   |
|                 |             |             |           |аудиторией, |
|                 |             |             |           |оптимальный |
|                 |             |             |           |темп        |
|                 |             |             |           |изложения,  |
|                 |             |             |           |использовани|
|                 |             |             |           |е           |
|                 |             |             |           |наглядности,|
|                 |             |             |           |сочетание   |
|                 |             |             |           |лекций с    |
|                 |             |             |           |семинарскими|
|                 |             |             |           |,           |
|                 |             |             |           |практическим|
|                 |             |             |           |и занятиями.|
|                 |             |             |           |            |
|УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ|Учитель      |Приобретают  |Речь,      |Предваритель|
|- обмен взглядами|должен       |новые знания,|вопросы,   |ная и       |
|по конкретной    |позаботиться |укрепляются в|спор.      |основательна|
|теме; помогает   |о том, чтобы |собственном  |           |я подготовка|
|упорядочить и    |ученики      |мнении,      |           |к учебной   |
|узучить уже      |учились ясно |учатся его   |           |дискуссии   |
|известный        |и точно      |отстаивать   |           |учащихся как|
|материал,        |излагать свои|             |           |в           |
|приобретают новые|мысли, четко |             |           |содержательн|
|знания,          |и однозначно |             |           |ом, так и в |
|укрепляются в    |формулировать|             |           |формальном  |
|собственном      |вопросы,     |             |           |отношении.  |
|мнении, учатся   |приводить    |             |           |            |
|его отстаивать.  |конкретные   |             |           |            |
|                 |доказательств|             |           |            |
|                 |а и т.д..    |             |           |            |
|                 |             |             |           |            |
|                 |             |             |           |            |
|РАБОТА С КНИГОЙ. |Обязан       |Чтение,      |Книга,     |Умение      |
|Возможность      |ознакомить   |понимание,   |тетрадь    |свободно    |
|ученика          |учащихся с   |запись,      |           |читать и    |
|многократно      |правилами    |анализ,      |           |понимать    |
|обрабатывать     |заучивания   |синтезировани|           |прочитанное,|
|учебную          |различной    |е учебного   |           |выделать    |
|информацию в     |информации,  |материала    |           |главное,    |
|доступном темпе и|постонно     |(урок+учебник|           |записывать, |
|в удобное время. |контролироват|)            |           |составлять  |
|Функции:         |ь развитие   |             |           |схемы,      |
|обучающая,       |памяти,      |             |           |конспекты   |
|развивающая,     |помогать ее  |             |           |            |
|побуждающая,     |совершенствов|             |           |            |
|контрольно-коррек|ать, сочетать|             |           |            |
|ционная          |данный метод |             |           |            |
|                 |с другими    |             |           |            |
|                 |методами.    |             |           |            |
|ДЕМОНСТРАЦИЯ     |Педагог      |Зарисовка,   |Исследуемые|Активное    |
|Заключается в    |должен       |наблюдение,  |объекты  (в|участие     |
|наглядно-чувствен|направлять   |исследование,|натуральном|учеников,   |
|ном ознакомлении |внимание     |осмысление,  |виде)      |правильный  |
|с явлениями,     |учеников на  |обнаружение  |искусственн|выбор       |
|процессами,      |существенные |связей.      |ые         |объектов,   |
|объектами в      |стороны      |             |заменители |умение      |
|натуральном виде,|демонстрируем|             |натуральных|педагога    |
|используется с   |ых явлений,  |             |объектов.  |направить   |
|внешним видом    |правильно    |             |           |внимание    |
|предмета, его    |сочетать     |             |           |учеников на |
|внутреннем       |различные    |             |           |существенные|
|устройством      |методы       |             |           |стороны     |
|                 |             |             |           |явлений,    |
|                 |             |             |           |сочетание с |
|                 |             |             |           |другими     |
|                 |             |             |           |методами.   |
|ИЛЛЮСТРАЦИЯ -    |Определить   |Осмысление,  |Диаграммы, |Методика    |
|показ и          |оптимальный  |восприятие,  |графики,   |показа,     |
|восприятие       |объем        |сделать      |схемы.     |сочетание с |
|предметов,       |иллюстрируемо|выводы       |Таблицы,   |другими     |
|процессов,       |го материала,|             |карты,     |методами,   |
|явлений в их     |подготовить  |             |плакаты и  |использовани|
|символьном       |заранее      |             |т.д.       |е           |
|изображении с    |иллюстрации, |             |           |раздаточного|
|помощью плакатов,|правильно    |             |           |материала   |
|карт, портретов, |использовать |             |           |            |
|рисунков, схем и |методику     |             |           |            |
|т.д. Они         |показа.      |             |           |            |
|существенно      |             |             |           |            |
|облегчают процесс|             |             |           |            |
|формирования     |             |             |           |            |
|понятий.         |             |             |           |            |
|ВИДЕОМЕТОД-      |Подбор       |Осмысление,  | проектор, |Наличие     |
|экранное         |нужного      |восприятие,  |киноаппарат|видеотеки,  |
|преподнесение    |материала,   |делать       |ура,       |учебный     |
|информации,      |умение       |выводы,      |учебное    |процесс     |
|которое служит не|вводить      |выделение    |телевидение|должен      |
|только для       |учащихся в   |необходимой  |,          |отличаться  |
|преподнесения    |круг         |информации,  |видеопроигр|четкостью,  |
|знаний, но и для |изучаемых    |самостоятельн|ывателя,   |продуманност|
|их контроля,     |проблем,     |ое           |видеомагнит|ью,         |
|закрепления,     |делать       |исследование.|офон, а    |целесообразн|
|повторения,      |обобщающие   |             |также      |остью       |
|обобщения,       |выводы,      |             |компьютер с|            |
|систематизации,  |оказывать    |             |дисплейным |            |
|т.е. выполняет   |индивидуальну|             |отражением |            |
|все дидактические|ю помощь в   |             |информации.|            |
|функции.         |процессе     |             |           |            |
|                 |самостоятельн|             |           |            |
|                 |ой работы.   |             |           |            |
|УПРАЖНЕНИЯ - это |Учитель      |Четкое       |Тетради,   |Сознательная|
|метод обучения,  |должен       |выполнение   |книги,     |направленнос|
|представляющий   |заботиться о |заданий в    |приборы и  |ть учащихся |
|собой планомерное|достаточном  |зависимости  |т.д.       |на повышение|
|повторное        |количестве и |от типа      |           |качества    |
|выполнение       |разнообразии |упражнений.  |           |деятельности|
|действий с целью |упражнений,  |             |           |; знание    |
|овладения ими или|проверять    |             |           |правил      |
|повышения их     |правильность |             |           |выполнения  |
|качества.        |выполнения   |             |           |действий;   |
|Виды:            |упражнений,  |             |           |сознательный|
|Специальные,     |помощь в     |             |           |учет и      |
|производные,     |выполнении.  |             |           |контролирова|
|комментированные,|             |             |           |ние условий;|
|устные,          |             |             |           |результативн|
|письменные,      |             |             |           |ость.       |
|графические,     |             |             |           |            |
|лаборатоно-практи|             |             |           |            |
|ческие,          |             |             |           |            |
|производственно-т|             |             |           |            |
|рудовые          |             |             |           |            |
|СИТУАЦИОННЫЙ     |Индивидуально|Осмысление  и|Карта      |Подготовка  |
|МЕТОД -          |сть в подходе|выполнение   |творческого|учеников,   |
|скомбинированный |к обучению,  |задания,     |роста      |наличие     |
|из многих путей и|научно-исслед|предлагаемого|учеников,  |современных |
|способов метод,  |овательские  |учителем     |диагностиче|наглядных   |
|применяемый      |работы       |             |ские карты.|средств.    |
|педагогом тогда, |             |             |           |Активное    |
|когда ни один из |             |             |           |участие     |
|известных        |             |             |           |учеников,   |
|изолированных    |             |             |           |сочетание с |
|методов не дает  |             |             |           |другими     |
|возможности      |             |             |           |методами,   |
|быстро и         |             |             |           |умение      |
|эффективно       |             |             |           |педагога    |
|достичь          |             |             |           |направить   |
|намеченных целей |             |             |           |внимание на |
|в имеющихся      |             |             |           |существенные|
|конкретных       |             |             |           |стороны     |
|условиях, он     |             |             |           |изучаемого  |
|признается не    |             |             |           |материала,  |
|всеми педагогами,|             |             |           |контакт с   |
|это творческий,  |             |             |           |аудиторией, |
|не стандартный   |             |             |           |положительно|
|метод            |             |             |           |е           |
|                 |             |             |           |восприятие. |
|ЛАБОРАТОРНЫЙ     |Тщательная   |Ученик должен|Наличие    |Тщательная  |
|МЕТОД -          |подготовка   |тщательно    |лаборатории|подготовка  |
|самостоятельное  |учителя.     |подготовиться|, наличие  |учителя и   |
|проведение       |             |, активно    |специальног|ученика,    |
|экспериментов,   |             |исследовать, |о          |наличие     |
|исследований     |             |самостоятельн|оборудовани|дорогостояще|
|учащимися, дает  |             |о работать,  |я.         |го          |
|возможность      |             |подбирать    |           |оборудования|
|приобретать      |             |необходимые  |           |, творческих|
|умения и навыки  |             |материалы и  |           |подход к    |
|обращения с      |             |приборы.     |           |решению     |
|оборудованием    |             |             |           |задач       |
|обеспечивает     |             |             |           |            |
|превосходные     |             |             |           |            |
|условия для      |             |             |           |            |
|формирования     |             |             |           |            |
|практических     |             |             |           |            |
|умений.          |             |             |           |            |
|ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД|Объяснение,  |Осмысление   |Демонстраци|Сформированн|
|- применение      |показ,       |сказанного и |онный      |ость        |
|полученных знаний |руководство, |показанного  |материал,  |привычки    |
|к решению         |работа со    |учителем,    |тетради,   |организации |
|практических      |слабыми      |участие в    |книги.     |трудового   |
|задач, умение     |учениками,   |процессе,    |           |процесса    |
|использовать      |контроль     |самостоятельн|           |(осознание  |
|теорию на         |             |ое выполнение|           |цели и      |
|практике.         |             |задания,     |           |условий ее  |
|                  |             |умение делать|           |решения и   |
|                  |             |выводы       |           |т.д.)       |
|ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ    |Подготовка   |Понимание,   |Комплект   |Тщательная  |
|ИГРЫ - это        |плана и      |мотивация,   |игры,      |подготовка, |
|специально        |содержания,  |принятие     |оборудовани|положительно|
|созданные         |определение  |ролей,       |е,         |е           |
|ситуации,         |темы и цели, |участие,     |оснащение  |восприятие, |
|моделирующие      |распределение|понимание    |           |поощрение   |
|реальность, из    |ролей,       |             |           |            |
|которых учащимся  |наблюдение,  |             |           |            |
|предлагается найти|руководство, |             |           |            |
|выход             |подведение   |             |           |            |
|Назначение:       |итогов       |             |           |            |
|стимулирование    |             |             |           |            |
|познавательного   |             |             |           |            |
|процесса          |             |             |           |            |
|Симуляционные     |             |             |           |            |
|игры              |             |             |           |            |
|Метод инсценизации|             |             |           |            |
|                  |             |             |           |            |
|Метод генерации   |             |             |           |            |
|идей              |             |             |           |            |
|МЕТОД             |Объяснение   |Усвоение     |Перфокарта,|Тщательная  |
|ПРОГРАММИРОВАННОГО|материала,   |учебного     |планшеты,  |подготовка  |
|ОБУЧЕНИЯ-         |практические |материала,   |технические|учащихся,   |
|эффективное       |занятия,     |выполнение   |средства,  |сочетание с |
|управление учебным|контроль     |тренировочных|ЭВМ, ПК.   |различными  |
|процессом,        |             |упражнений и |           |методами    |
|значительное      |             |контрольных  |           |обучения,   |
|увеличение доли   |             |заданий      |           |контакт     |
|самостоятельной   |             |             |           |учителя и   |
|работы учащихся,  |             |             |           |ученика,    |
|осуществляемое в  |             |             |           |положительно|
|индивидуальном    |             |             |           |е восприятие|
|темпе и под       |             |             |           |            |
|контролем         |             |             |           |            |
|специальных       |             |             |           |            |
|средств           |             |             |           |            |
|ОБУЧАЮЩИЙ         |Подготовка   |Выполнение   |Контрольные|Правильность|
|КОНТРОЛЬ: важно   |контрольных  |контрольных  |тетради,   |выбора формы|
|обеспечить его    |работ        |работ,       |контурные  |контроля    |
|включение в       |(тестов),    |самоконтроль |карты,     |            |
|учебный процесс и |определение  |             |тесты,     |            |
|достичь того,     |вида контроля|             |индивидуаль|            |
|чтобы контроль не |             |             |ные        |            |
|стал не           |             |             |карточки и |            |
|обособленным      |             |             |т.д.       |            |
|элементом учебного|             |             |           |            |
|процесса, а       |             |             |           |            |
|одновременно      |             |             |           |            |
|выполнял          |             |             |           |            |
|обучающие,        |             |             |           |            |
|развивающие,      |             |             |           |            |
|воспитательные,   |             |             |           |            |
|побуждающие       |             |             |           |            |
|функции           |             |             |           |            |
|Виды контроля:    |             |             |           |            |
|устный,           |             |             |           |            |
|письменный,       |             |             |           |            |
|лабораторный,     |             |             |           |            |
|программированный,|             |             |           |            |
|тестовый,         |             |             |           |            |
|самоконтроль      |             |             |           |            |
|                                                                        |
| |
|                                                                              |




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru