Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации

Работа из раздела: «Налоги»
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ



ВАЛОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА


ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автореферат магистерской диссертации



Новосибирск 1999


                       1. Общая характеристика работы

      Актуальность темы исследования. Важнейшая задача экономики  страны  на
современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство,  активно
участвующее  в  мирохозяйственных  связях.  Налоговая  система  -   наиболее
активный  рычаг  государственного   регулирования   социально-экономического
развития,   инвестиционной  стратегии,   внешнеэкономической   деятельности,
структурных изменений  в  производстве,  ускоренного  развития  приоритетных
отраслей.
      Обзор литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует
о том, что действующая в России уже пять с половиной лет  налоговая  система
вызывает  множество  нареканий  со  стороны  предпринимателей,  экономистов,
депутатов,    государственных    чиновников,    журналистов    и     рядовых
налогоплательщиков.  С каждыми очередными  выборами  создается  впечатление,
что первым шагом новых людей, пришедших  в выборные  органы  власти,  станут
коренные изменения в области налогов. Проходит  некоторое  время,   ожидания
не оправдываются, надежды на  улучшение  налоговой  системы    рассеиваются,
поскольку новые законодательные акты в этой области чаще  ухудшают  ее,  чем
совершенствуют, а критика остается.
      Предметами для критики выступают:
      - излишне фискальный характер налоговой системы;
      - отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
      - чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
      - низкое налогообложение имущества;
      - высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с
        западными странами оплате труда;
      - слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;
      - недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
      - частые изменения отдельных налогов.
       И этот перечень можно  продолжать  еще  долго.  Наиболее  радикальные
предложения сводятся к  тому,  что  налоговую  систему  следует  отменить  и
вместо нее 'придумать' какую-нибудь новую.
      Однако,  оценивая  прошедшие  годы,  следует  помнить,  что  налоговая
система России возникла и с первых же дней своего существования  развивается
в условиях экономического кризиса.  В  тяжелейшей  ситуации  она  сдерживает
нарастание  бюджетного   дефицита,   обеспечивает   функционирование   всего
хозяйственного  аппарата  страны,  позволяет,  хотя  и  не   без   перебоев,
финансировать неотложные государственные потребности,  в  основном  отвечает
текущим задачам перехода к рыночной экономике.
      Таким  образом,  актуальность  темы    обуславливается   важностью   и
необходимостью  реформирования  налоговой  системы,  выработки  принципов  и
методов работы налоговых органов, которые бы отвечали  современным  условиям
развития  отечественной  экономики   и  обеспечили   реализацию   социально-
экономической политики и условия для экономического роста России.
      Цель  работы:  выявление  проблем  в  налоговой   системе   Российской
Федерации    и   вынесение   предложений   по   реконструированию    системы
налогообложения России.
      В соответствии с поставленной целью в  диссертации  рассматривались  и
решались следующие задачи:
      - исследование  основных этапов развития налоговой системы в России;
      - проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской
        Федерации;
      - рассмотрение зарубежной практики построения налоговой системы;
      - оценка влияния последних реформ в налоговой системе  на  финансово-
        хозяйственную деятельность предприятия.
      -  разработка  предложений  по  реконструированию  налоговой  системы
        России.
      Объект  исследования  –  совокупность  теоретических  и   практических
вопросов, связанных с формированием налоговой системы  Российской  Федерации
и ее влиянием на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
      Теоретической  и  информационной  базой  исследования   служат   труды
отечественных  и  зарубежных  экономистов,  нормативные,   инструктивные   и
методические материалы, касающиеся рассматриваемых в  диссертации  вопросов,
а также фактические материалы деятельности ООО «Титан», собранные автором  в
период  стажировки.
      Научная новизна исследования:
      - рассмотрены  недостатки существующей налоговой системы и обоснована
        необходимость их совершенствования;
      -   проведено   обобщение   анализа   влияния   действующей   системы
        налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий
        и сделана попытка усовершенствования  его методики.
      Практическая значимость:
      -  предложена  методика  расчета  налоговых  платежей  на   основании
        измененной  налогооблагаемой базы и ставок основных налогов;
      - произведены расчеты  основных налогов до и после реформирования,  и
        в результате  анализа  выявлена  эффективность  снижения  налоговых
        ставок не только для предприятия, но и для  повышения  собираемости
        налогов, что в  глобальном  масштабе  означает  увеличение  доходов
        консолидированного бюджета.
      Апробация    результатов     исследования:      Основные     положения
диссертационной работы  обозначены автором в статье «Налоговая  система:  от
проблем к их решению», принятой к опубликованию   в  сборник  научных  работ
НГАЭиУ.
      Структура работы. Диссертационное исследование  состоит  из  введения,
трех глав, заключения и списка литературы.
      Во введении обоснована актуальность темы исследования,  сформулированы
цель, задачи научная новизна и практическая значимость работы.
      В первой главе «Налоговая система: необходимость, сущность  и принципы
построения» определяется экономическое  содержание  налогов,  подчеркивается
их  роль  для  государства  и   предпринимательской  деятельности  в  период
становления рыночной экономики, раскрываются сущность и принципы  построения
налоговой  системы в Российской Федерации.
      Во второй главе «Современное состояние  налоговой  системы  Российской
Федерации и тенденции ее изменения»   рассматривается   действующая  система
налогообложения, определяется роль и значение основных налогов,  их  влияние
на предпринимательскую деятельность  предприятий и организаций,  исследуются
зарубежные методики налогообложения, и  оценивается  возможность  применения
некоторых положений в российской практике.
      В третьей главе «Налоговая реформа и  создание  эффективной  налоговой
системы  в  Российской   Федерации»   рассматривается   методика    снижения
налоговых  ставок,    изменения  существующей   системы   налоговых   льгот,
рассчитывается эффективность этих мер  для  предпринимателей и  государства,
доказывается необходимость реформирования налоговой системы  в  соответствии
с произведенными расчетами.
      В  заключении  сформулированы  основные  выводы   и   предложения   по
результатам научного исследования.


                            2. Содержание работы

      Налоговая  система  -   наиболее   активный   рычаг   государственного
регулирования социально-экономического развития,  инвестиционной  стратегии,
внешнеэкономической  деятельности,  структурных  изменений  в  производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
      С  самого  начала  построения  налоговой  системы  России   был   взят
фискальный ориентир. Налоговая  система  стала  приобретать  конфискационный
характер. Через различные налоги у  предприятий  изымается  85-90%  прибыли.
Современная  российская  налоговая  система  лишена  стимулирующего  начала,
которое  в  современных  условиях   развития   должно   осуществляться   при
реализации всех функций налогообложения -  фискальной,  распределительной  и
регулирующей.
      Основной целью российской налоговой системы  была  определена,  прежде
всего,   ликвидация   дефицита   бюджета.   Это   определялось   не   только
преобладанием монетаристского подхода к ее построению  в  его  одностороннем
понимании  без  учета  конкретных  российских  условий,  но  и  требованиями
международных финансово-кредитных организаций,  которые  для  предоставления
кредитов поставили условия -  стабилизация  рубля  и  сокращение  бюджетного
дефицита.
      Основной недостаток налоговой системы России состоит в  том,  что  она
ориентирована  на   устранение   дефицитности   бюджета   изъятием   доходов
предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики
и деятельностью непосредственных ее субъектов -  предприятий.  Потеря  такой
взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по  себе,
а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление,  -  сами  по  себе.  Многие
поставлены  на  грань  убыточности  и  банкротства.  При  этом   предприятия
заинтересованы в получении  минимальной  прибыли,  чтобы  избежать  высокого
налогообложения.  Экономика  как   никогда   становится   затратной.   Этому
способствует   почти   полное   отсутствие   конкуренции    при    свободном
ценообразовании. Налоговая система должна  быть  повернута  к  производству,
стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
      Налоговая политика России строится пока  исходя  из  принципа  -  “чем
больше ставка, тем лучше для государства и построения  рыночной  экономики”.
В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30%  налоговых  сумм),  сокращение
производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие  какой-
либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
      Налоговая  система  должна  базироваться  на   оптимальном   сочетании
интересов всех социальных слоев  общества  -  предпринимателей,  работников,
государственных служащих, учащихся,  пенсионеров  и  других,  которые  имеют
большие различия в получаемых  доходах.  Такая  социальная  функция  налогов
имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.  В
ведущих  промышленно  развитых  странах   мира   соотношение   доходов   10%
населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с  наименьшими
доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России  такое
соотношение  составляет  не  менее   1:2-25.   Это   значительно   усиливает
социальное  расслоение  общества  по  доходам.  Налоговая  система  призвана
смягчать  такие  различия  путем  прогрессивного   налогообложения   доходов
физических лиц,  что  четко  прослеживается  в  налоговых  системах  Запада.
Российская  же  налоговая  система  не  выполняет  в  достаточной  мере  эту
функцию, что является существенным ее недостатком.
      Налоговая система России не учитывает и то, что  она  функционирует  в
условиях монопольного ценообразования.  Это  обусловливает  ее  инфляционный
характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И  такое  явление  вполне
закономерно - ведь производители  товаров  стремятся  переложить  все  бремя
налогового давления на непосредственных и конечных  потребителей  товаров  -
население.  Поэтому  подавляющая   часть   налогов   приобретает   косвенный
характер,  когда  плательщик  налога   фактически   перекладывает   его   на
потребителя, включая в цену. Это становится возможным  благодаря  тому,  что
производитель  товара  имеет  возможность  диктовать  цену   потребителю   и
увеличивать ее, стараясь получить большую  массу  прибыли  для  собственного
использования.  В  России   доля   косвенных   налогов   в   налогообложении
возрастает. Это указывает на неблагополучие  в  налогообложении,  стремление
увеличивать налоговые поступления  “любой  ценой”.  А  цена  такой  политики
высока - экономическая стагнация,  инфляция,  многократный  (в  тысячи  раз)
рост цен на потребительские товары.
      Налоговая  система  должна  соответствовать  элементарным  требованиям
теории налогообложения. В России же базой налога  на  добавленную  стоимость
является не только прибыль  и  заработная  плата  (реальные  элементы  вновь
созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме  того,  в  базу
этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые  никакого
отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и  то,  что  одним
налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз.  Вследствие  этого
налог на добавленную  стоимость  теряет  свое  действительное  содержание  и
практически превращается в налог с продаж (своеобразный  многократный  налог
с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка  в  качестве  элемента
цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.
      Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также  перекладывается
на  потребителя,  имея  возможность  компенсировать  уплату  налогов  ростом
свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также  тем
начислениям на фонд заработной платы,  которые  включаются  в  себестоимость
продукции (платежи в пенсионный фонд, в  фонды  социального  и  медицинского
страхования и другие фонды).
      Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают
по мере роста цен. Это очень удобно с точки  зрения  фискального  содержания
системы,   но    совершенно    неприемлемо    с    позиций    обоснованности
налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета,  тогда  как  на
самом  деле  все  это  обусловлено  инфляционным  фактором  -  идет  процесс
“накачивания” налоговой массы, но в то же время  увеличивается  дефицитность
бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей  степени  влияет  на  его
расходы.
      Одним  из  наиболее  существенных  недостатков  действующей  налоговой
системы является то, что она почти не стимулирует формирования  в  экономике
наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности  является
соотношение темпов роста производительности труда и фонда  потребления,  как
на макро- , так и на микроуровне.
      Пока  же  налоговая  система  России  не  ориентирована  на  косвенное
поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была  сделана
попытка  через  налогообложения  прибыли   предприятий   воздействовать   на
сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через  минимальный
необлагаемый  его  размер.  Но  такой  порядок  налогообложения  не   решает
главнейшей  проблемы  -  стимулирования  роста   производительности   труда,
вызывая у предприятий желание  найти  всевозможные  ухищрения  для  сокрытия
фонда заработной  платы,  и,  прежде  всего  его  распределения  на  большую
численность работников, то есть  фактически  стимулирует  непроизводительный
труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
      Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и  задачам
ее развития, не отражает специфики периода  построения  рыночной  экономики,
не учитывает тенденций  развития  налоговой  системы  экономически  развитых
стран и мирового опыта в целом. В связи с этим  актуальной  остается  задача
обеспечить   формирования    такой    системы    налогообложения,    которая
способствовала бы развитию  экономики,  формированию  полноценных  субъектов
рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения  дефицитности
бюджета и достижения  финансовой  стабилизации  с  последующим  переходом  к
экономическому   росту.   Понятно,   что   взвешенной   налоговой   политике
принадлежит особая роль. Наряду  с  фискальной  ролью  налоговая  система  в
условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую  функцию.
Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна  быть
принципиально  реформирована.  Требует   изменения   механизма   и   целевая
направленность налогов.
      Пути оптимизации налоговой системы России.
      Что же должна представлять  собой  в  сегодняшних  условиях  налоговая
реформа?  Думается,  что  здесь  не  следует  вести   речи   о   радикальных
изменениях.   Имеется   в   виду   укрепление    налоговой    системы,    ее
совершенствование.  Нужно  существенно  повысить  качество  планирования   и
финансирования государственных расходов, укрепить  доходную  базу  бюджетной
системы,  создать  необходимые   механизмы   контроля   над   эффективностью
использования государственных финансовых  ресурсов.  Основная  задача  этого
этапа - обеспечение налоговыми доходами  минимизации  дефицита  федерального
бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних  источников  и  приемлемой
степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
      Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте
видятся следующими:
     1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой  системы  путем
        отмены низкоэффективных налогов;
     2) расширение налоговой базы благодаря отмене  ряда  налоговых  льгот,
        расширению  круга  плательщиков  налогов  и  облагаемых  доходов  в
        соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
     3)  постепенное  перемещение  налогового  бремени  с  предприятий   на
        физических лиц;
     4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и  контролем
        за соблюдением налогового законодательства.
      На данный момент целесообразно:
      - резко увеличить налогооблагаемую базу и  ставки  ресурсных  платежей
как основной составляющей дифференциальной ренты, которая  должна  поступать
в доход государства;
      - расширить права местных органов при установлении ставок  налогов  на
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение  оборотных  средств)
и граждан;
      - расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса
и  преимущественного  направления   предприятиями   средств   на   развитие,
совершенствование  и  расширение  производства,  развитие  малого   бизнеса,
поддержку аграрного сектора;
      - усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый  минимум  доходов  граждан,  а  с
другой - ставку подоходного налога для лиц  с  очень  высокими  доходами,  а
также  расширить  круг  подакцизных  предметов  роскоши  и  повысить  ставки
акцизов на них.
      В перспективе, когда будет  обеспечена  финансовая  стабилизация  и  в
полную силу задействованы рычаги  рыночной  саморегуляции  экономики,  можно
ставить вопрос о формировании сбалансированной   системы  взимания  налогов,
выполняющей   не   только   фискальную   (для    обеспечения    потребностей
государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
      Какие  стратегические  цели  в  области  планирования  налогообложения
должно иметь наше государство на ближайший период?
      Очевидно, ответ на этот вопрос таков:
         1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование  цивилизованного
            института налогоплательщиков;
         2) упрощение налоговой системы;
         3)   налоговое   стимулирование    производства    и    реализации
            конкурентоспособных отечественных товаров;
         4) совершенствование  принципов  федерализма,  развитие  в  стране
            муниципальных налоговых систем.
      Реформирование действующей налоговой системы должно  осуществляться  в
направлениях    создания     благоприятных     налоговых     условий     для
товаропроизводителей,   стимулирования   вложения   заработных   средств   в
инвестиционные  программы,  обеспечения  льготного  налогового  режима   для
иностранных капиталов,  привлекаемых  в  целях  решения  приоритетных  задач
развития  российской  экономики.  Эти  направления  имеют   непосредственное
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди  них
ключевое значение получают налоги на прибыль  и  на  добавленную  стоимость,
которые в решающей мере определяют налоговое бремя  на  товаропроизводителей
и благодаря этому способны либо подавить  производство,  либо  стать  мощным
рычагом его стимулирования.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru