Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) в профессиональной деятельности менеджера

Работа из раздела: «Менеджмент»
                          Департамент образования.
                              Пермской области.
                                  ПЛ N 42.



                               Курсовая работа


                     Предмет: Управленческая психология.



 Ф.И.О. студента: Шеина


 гуппа 8 ”в” Татьяна


 Михайловна



 Ф.И.О. Малкова

                            преподователя: Любовь
                                  Николаевна
 Оценка:

 Подпись преподователя:



                                г. Березники.
                                 2000-2001г.



                                    План


   1. Темперамент личности.
      . Определение темперамента
      . Учение о темпераменте
      . Основные свойства темперамента

   2. Характер
      . Структура характера
      . Оценка характера



   3. Способности..
      . Природа способностей



                            Темперамент личности.



Определение темперамента


 Среди индивидуальных  особенностей  личности,  которые  ярко  характеризуют
поведение   человека,   особое   место   принадлежит    темпераменту.    Под
темпераментом следует понимать  природные  особенности  поведения,  типичные
для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе  и  уравновешенности
реакций на жизненные воздействия.  Темперамент  окрашивает  все  психические
проявления  индивида,  он  сказывается  на  характере  протекания  эмоций  и
мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с  тем  нужно
помнить, что от темперамента  не  зависят  ни  интересы,  ни  увлечения,  ни
социальные установки, ни моральная воспитанность личности.



Учение о темпераменте


 Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи  Гиппократ,  а  затем
Гален,  сделали  попытку  объяснить  индивидуальные  особенности   поведения
людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека  имеются  четыре
жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из  них  и
определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по  названию
жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно  описал  типы,  но
не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку  связать  темперамент
с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов.  Он  предположил,
что  темперамент  зависит  от  особенностей  высшей   нервной   деятельности
человека. Этими особенностями являются:  во-первых,  сила  нервной  системы,
под которой понимают  и  работоспособность  нервной  клетки,  и  способность
нервной системы выдерживать большие  нагрузки,  т.е.  вырабатывать  условные
связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения  и  торможения,  их
определенный  баланс  между  собой;  в-третьих,  подвижность  -  способность
нервных   процессов   быстро   сменять   друг   друга.   Она    обеспечивает
приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П.  Павлов
пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов  лежит
то или иное соотношение данных  особенностей,  которое  было  названо  типом
высшей  нервной  деятельности.   Приведенная   таблица   выражает   принятую
классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.



|особенности |особенности нервных                    |           |вид          |
|внешнего    |процессов                              |тип ВНД    |темперамента |
|поведения   |                                       |           |             |
|            |по силе|по           |по              |           |             |
|            |       |подвижности  |уравновешенности|           |             |
|чрезмерно   |сильные|подвижные    |неуравновешенные|безудержный|ХОЛЕРИК      |
|активен     |       |             |                |           |             |
|активен     |сильные|подвижные    |уравновешенные  |сильный    |САНГВИНИК    |
|вялость     |сильные|малоподвижные|уравновешенные  |инертный   |ФЛЕГМАТИК    |
|скованность |сильные|подвижные    |неуравновешенные|слабые     |МЕЛАНХОЛИК   |


  Темперамент  -  психическое  свойство,  особенности  которого  зависят  от
условий жизни и деятельности конкретного  человека.  Поэтому  характеристика
не исчерпывается простым указанием на  тип  ВНД  свойственного  для  данного
темперамента.



Основные свойства темперамента



 Свойства темперамента определяют прежде всего  динамику  психической  жизни
человека.  О  нем  можно  судить  по  нескольким  основным  его   свойствам.
Сензитивность (чувствительность) - о ней судят  по  тому,  какая  наименьшая
сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла  та
или иная психическая реакция,  с  какой  скоростью  эта  реакция  возникает.
Реактивность - это свойство проявляется в том,  с  какой  силой  и  энергией
человек реагирует на то или иное воздействие.
 Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам
воздействует на окружающий мир, по его  настойчивости,  сосредоточенности  и
т.д.
 Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в  том,
насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.
  Пластичный  моментально  перестраивает  поведение,  когда   обстоятельства
меняются.
 Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.
 К свойствам темперамента также  можно  отнести  темп  психических  реакций,
эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и  другие.
Швейцарский психолог К. Юнг заметил, что если  для  одних  людей  наибольшее
значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так  сказать,
вовне,  то  другие  углублены  в  свою  внутреннюю  жизнь,  их  не   столько
интересуют внешнее события, сколько собственные  переживания  и  собственная
личность.   Первых   он   назвал   экстравертированными,    а    вторых    -
интровертированными. Исследования других психологов показали, что  интро-  и
экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения.
 Среди наиболее часто встречающихся типов  темпераментов  в  зависимости  от
сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и
уравновешенность,    практический    интерес    представляют    шесть    его
разновидностей:
 Сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность); Подвижный  холерик
(сила,   подвижность,    неуравновешенность);    Неуравновешенный    холерик
(подвижность,    неуравновешенность,    слабость);     Слабый     меланхолик
(неуравновешенность, слабость, инертность); Инертный  меланхолик  (слабость,
инертность,   уравновешенность);   Уравновешенный   флегматик   (инертность,
уравновешенность,  сила).  Для  анализа  служебной  деятельности   менеджера
представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов.
  Менеджеру  с  сангвиническим  темпераментом  присущи  такие  положительные
качества, как целеустремленность  и  настойчивость,  большая  подвижность  и
легкая  приспособляемость  к  ново  обстановке,  умение  четко  и   уверенно
действовать в сложных условиях, гибкость ума и  сосредоточенность  внимания,
высокая продуктивность при динамической  работе,  оптимизм  и  склонность  к
юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству,  умение  быстро
найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление  к
духовному обогащению и самовоспитанию.
  У   недостаточно   воспитанного   менеджера   служащего-сангвиника   могут
проявиться такие отрицательные качества, как формальное  отношение  к  своим
обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и  раздражительность  в
ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность  в
опасных условиях.
  Менеджеру  с  холерическим   темпераментом   присущи   быстрота   реакции,
подвижность и энергичность в служебной деятельности,  постоянное  стремление
быть впереди всех, умелое  командование  подчиненными.  В  сложных  условиях
действует смело, самоотверженно, любит рисковать и  преодолевать  опасность.
В   общественной   работе   проявляет   большую   активность,   критичность,
инициативность,   самостоятельность.   Холерик   весьма   общителен,   легко
устанавливает  эмоциональные  связи,  настойчиво  стремится   к   лидерству,
чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.
  У  недостаточно  культурного  менеджера-холерика  можно  наблюдать   такие
отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость  и
бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он  часто  стремится  к  особому
положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто  высмеивает  недостатки
слабых,  бывает  злопамятен,  мстителен.  Настроение  неустойчиво,   чувства
меняются резко и неожиданно. Холерик  может  быть  источником  конфликтов  и
напряжений в подразделении.  Будучи  уволен,  он  часто  возглавляет  группу
нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции .
 Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает  высокой
чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым  восприятием
приказаний старших начальников, активностью в общественной  работе,  умением
выдвинуть хорошую идею,  провести  диспут.  В  спокойной  обстановке  хорошо
справляется  с  обязанностями  руководителя  младшего  звена,  находится   в
постоянной готовности к действиям. Вместе с тем  к  него  наблюдаются  такие
недостатки,   как   вспыльчивость,    неуравновешенность,    импульсивность,
склонность    к    необдуманным    поступкам,    проявление    грубости    и
раздражительности, придирчивости и предвзятости.  Испытывает  неуверенность,
и даже страх пред старшим начальником,  волнуется  перед  получением  нового
задания,  с  большим  трудом  его   выполняет.   Среди   подчиненных   часто
авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.
    Менеджер    со    слабым    меланхолическим    темпераментом    отличают
добросовестность,  усердие,  старание.  Ему  свойственны   исполнительность,
повышенное  чувство   ответственности,   принципиальность,   справедливость,
отзывчивость,   деликатное   отношение   к   подчиненным,   критичность    и
самокритичность. Его иногда  называют  добрым  и  хорошим  товарищем,  душой
коллектива.
 Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого  военнослужащего
можно  наблюдать  быструю  утомляемость,  нерешительность  и   осторожность,
замкнутость и необщительность, малую инициативность и
подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.
 Менеджерам с  инертным  меланхолическим  темпераментом  присущи  усердие  и
аккуратность  при  выполнении  привычных  обязанностей,  ровное  настроение,
скромность  и  тактичность,  самокритичность  и  постоянство  в  дружбе.   С
подчиненными  поддерживает  уставные  взаимоотношения,   редко   спорит,   в
конфликтах  участия  не  принимает,  проявляют   внимание   к   просьбам   и
предложениям   подчиненных,   спокойно   воспринимает   похвалу,   тщательно
анализирует свою деятельность. Но у него  могут  быть  и  недостатки  такого
рода: серьезные затруднения в переключении с  одного  вида  деятельности  на
другой,  неуверенность  действий  в  сложной   обстановке,   заторможенность
реакций и пассивность в  учебе,  отсутствие  решительности  и  инициативы  в
опасных условиях,  безразличие  к  мнению  коллектива,  критике  со  стороны
начальников, попустительство и лень.
 Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе  и
работе,  уверенность  и  самообладание,  упорство  и  настойчивость,  умение
терпеть и безропотно  переносить  тяготы  и  лишения,  авторитетность  среди
подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе  с  одним
или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно,  не  страшится
эмоциональных перегрузок,  в  конфликты  не  вступает,  стремится  до  конца
выполнить намеченное.
 Недостатки менеджера-флегматика: с  трудом  овладевает  новыми  знаниями  и
навыками,  не  умеет  быстро  реагировать  на  приказы  и  распоряжения,  не
стремится  избавиться  от  плохих  привычек  и  стереотипов   мышления,   на
критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе,  с
предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает  ленив  и  инертен.
Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро  переключаться  с
одного задания на другое.
 Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что достоинства  одного  типа
(например,  флегматика)  являются  недостатками  другого   типа   (например,
неуравновешенного меланхолика). Но чистые  темпераменты  встречаются  крайне
редко. Как  правило,  у  каждого  исследуемого  военнослужащего  проявляются
такие качества, которые нельзя относить  к  конкретному  типу  темперамента.
Тем  не  менее,  исследования  показали,  что  военнослужащие   с   сильной,
подвижной и уравновешенной нервной системой добиваются  лучших  результатов,
чем военнослужащие со слабой, инертной и неуравновешенной нервной  системой.
Если  говорить   в   целом,   служебная   активность   выше   у   менеджеров
сангвинического,  холерического  и  флегматического  темпераментов,  чем   у
военнослужащих со слабой нервной системой.



Характер



У каждого человека черты  и  качества  соединены  по-разному.  Неповторимое,
индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой
характер.
 Характер - это своеобразие склада психической деятельности,  проявляющегося
в  особенностях  социального  поведения  личности  и  в  первую  очередь   в
отношениях к людям, делу, к самому себе.
 Характер формируется в процессе познания окружающего  мира  и  практической
деятельности. От  круга  впечатлений  и  разнообразия  деятельности  зависят
полнота и сила характера. Основа, главный  стержень  характера  складывается
постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной  для  данного
человека,  а  конкретные  проявления  характера   могут   видоизменяться   в
зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием  людей,  с
которыми он общается. Оставаясь самим  собой,  человек  может  проявлять  то
большую,  то  меньшую  откровенность  или  замкнутость,  решительность   или
нерешительность,  твердость  или  мягкость.  Некоторые  сдвиги  в  характере
наблюдаются при  старении  организма,  продолжительной  болезни  или  других
изменениях в психике.



Структура характера



 Определить структуру, или строение, характера человека - значит выделить  в
характере основные компоненты и установить обусловленные  ими  специфические
черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере  как  психическом
складе, как целостной системе  свойств,  отражающих  историю  взаимодействие
личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные  звенья  системы.
или динамические стереотипы, которые' закрепляются внешними воздействиями  и
которые  характеризуют  поведение  человека  в  данных  условиях  жизни.   В
содержательном  плане  характер  рассматривается   как   система   отношений
человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.
 Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности,  которая
проявляется и действиях, поступках, поведении и определяется  мировоззрением
человека, его потребностями.
 По отношению людей к окружающему миру можно говорить о  характерах  идейных
и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку,  имеющему  определенные
устойчивые взгяды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек  с
безыдейным характером либо вообще не имеет  твердых  взглядов  и  убеждений,
либо действует вразрез с  ними,  подчиняясь  чувствам,  обстоятельствам  или
постороннему влиянию.
 Важной чертой идейного характера, выраженной по  отношению  к  окружающему,
является его  целенаправленность.  Она  проявляется  в  наличии  у  человека
системы ближних и дальних целей, обусловленных его мировоззрением.
 По отношению  к  труду  различают  деятельные  и  бездеятельные  характеры.
Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая  делает
труд  организованным;  придает  ему  общественную  значимость  и   моральную
ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне  суетливы,  отличаются
отсутствием
целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям.
 Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность
вместе  с  тем  может  вызываться  глубокой   внутренней   противоречивостью
человека. Но
и в этом случае она не может быть оправдана.
 Отношение к людям проявляется во взаимоотношениях с товарищами, в
совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей с
общительными и замкнутыми характерами.
 В жизни встречаются люди с общительным поверхностным характером. Они  легко
завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то  ни
было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны  на
различного рода  неожиданности,  и  поэтому  за  ними  требуется  постоянный
контроль. Общительность человека может  быть  избирательной,  основывающейся
на интересе к  людям,  одинаково  с  ним  мыслящим.  Подобная  общительность
положительна,    она    характеризует    человека    как    принципиального,
последовательного.
 Замкнутый характер может быть следствием отрицательного  или  безразличного
отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности  (и  тогда  она
не свидетельствует о безразличии), или недоверия к  ним,  осторожности,  что
бывает, когда человек живет в чужой ему среде.
 Отношение к самому себе. Каждый человек определённым  образом  относится  к
самому себе. Это отношение содержит в  себе  осознание  своего  положения  в
коллективе,  обществе  и   обязанностей   перед   ними.   Переоценка   своей
значимости, возможностей и потребностей свойственна  людям  с  эгоистическим
характером.  Эгоист  ставит  себя,  свои  личные  интересы  выше   интересов
коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положится.  Люди
с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают  большие
трудности во взаимоотношениях с сослуживцами.  Человек  с  альтруистическими
чертами характера превыше всего ставит интересы  коллектива,  других  людей.
Альтруизм - важная черта характера,  без  которой  невозможно  существование
подлинного коллектива


Оценка характера.

 Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно  давать
некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех  или
иных черт. Оценка по  содержанию  осуществляется  указанием  на  особенности
отношений человека к себе, другим людям, труду,  окружающему.  Это  основная
оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.
 Оценка характера по  силе.  Сильными  называют  характеры  тех  людей,  чьи
поступки, поведение  соответствуют  их  знаниям  и  убеждениями.  Человек  с
сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения  то
можно уверенно  предвидеть,  как  этот  человек  поступит  в  той  или  иной
ситуации.
 Оценка характера по свойственным ему чертам:
 волевые  -  самостоятельность,  самообладание,  непреклонность,  твердость,
упорство;  эмоциональные  -  уравновешенность,  порывистость,   страстность,
впечатлительность; интеллектуальность  -  глубокомыслие,  сообразительность,
находчивость и др.  Значение  характера  Характер,  отражая  жизнь,  в  свою
очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым  и  решительным  характером
может преодолеть любые препятствия  и  добиться  осуществления  поставленной
цели, использовав все возможности  и  рационально  организовав  свою  жизнь,
свой труд.
 Характер имеет большое значение не только для  самой  личности,  но  и  для
общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение  каждого  человека,
определяются  качествами  характеров  индивидов.  Случается  так,  что  один
человек с трудным характером мешает  жить  всему  коллективу.  Из-за  такого
человека в  коллективе  возникают  нередко  конфликтные  отношения,  склоки,
которые отражаются на работе и  жизнеощущениях  всех  людей.  Чтобы  изучить
характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.



                                Способности.



Природа способностей



  Французский  философ-материалист,  идеолог   революционной   буржуазии   К
Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды  в
формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный  и
различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или  иной  среде.
Бытовали и другие мнения видных ученых. Так,  например,  Ф.  Гальтон  (1822-
1911), английский психолог и антрополог,  считал,  что  человек  -  существо
чисто биологическое и  способности  передаются  ему  <по  наследству>,  т.е.
являются  врожденным  свойством.   Исследования   ученых,   опирающихся   на
современную методологию,  раскрывают  сложную  структуру  способностей.  Во-
первых,   социальная   сторона   способностей   проявляется   в    характере
общественных  отношений,  определенном   виде   деятельности   и   выбранной
специальности, условий жизни и  службы  и  т.п.  Во-вторых,  психологическая
сторона    способностей,    т.е.    особенности    протекания    психических
познавательных, эмоциональных и  волевых  процессов,  проявления  свойств  и
качеств, наличие психических образовании и т.д.  В-третьих,  физиологическая
сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма  и
нервной системы  человека,  это  -  задатки,  которые  являются  врожденными
особенностями.   Способности   -   это   совокупность   таких    психических
особенностей  человека,  которые  позволяют   ему   успешно   овладевать   и
заниматься  одним  или   несколькими   видами   деятельности   и   постоянно
совершенствоваться  в  них.   Способности   проявляются,   функционируют   и
развиваются  только   в   деятельности.   Классификация   способностей   Все
спосо6ности  человека  можно  классифицировать,  исходя  из  их   внутренней
структуры.  Первая  группа  способностей  имеет  биологическую  основу,  где
различаются: элементарные способности, связанные с особенностями  протекания
первичных  познавательных   процессов   (ощущение,   восприятие,   внимание,
память);  сложные  способности,  связанные  с   особенностями   таких   форм
психического отражения как мышление, представление,  воображение;  например,
способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и  принимать
оптимальные решения и т.п.;  'демонические',  связанные  с  физиологическими
особенностями организма человека.
  Вторая  группа  базируется  на  социальной  основе  и  подразделяется   на
способности общие, которыми в той или иной степени наделены  все  люди.  Это
способности к общечеловеческим видам деятельности, общению  друг  с  другом.
Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств  личности,
проявляющихся  в  деятельности;   специальные   (профессиональные),   дающие
возможность  достичь  высоких  результатов  в   определенной   деятельности,
выбранной профессии; частные - это способности  человека  в  неосновном  для
него виде  деятельности.  Связующим  звеном  между  способностями  первой  и
второй групп является особый вид способностей  -  творческие.  Творчество  -
деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.  Оно
ориентировано не  на  приспособление  к  сложившимся  конкретно  социальным,
логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а  их  ломку,
преобразования, нередко связанные  даже  с  риском.  Творческие  способности
человека  проявляются  в  любой  деятельности  -  научной,   художественной,
производственной,  общественной,  воинской.  Уровни  развития   способностей
Исходя из определения видно, что способности позволяют  человеку  заниматься
одним или несколькими  видами  деятельности.  В  зависимости  от  сложности,
многообразности и общественной значимости деятельности различают три  уровня
развития способностей. Одаренность -  благоприятное  сочетание  способностей
обеих групп, позволяющих  человеку  успешно  заниматься  несколькими  видами
деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил  десятилетку.
14-летним студентом университета он занимался на двух  факультетах:  физико-
математическом и химическом. В 18  лет  Ландау  стал  внештатным  аспирантом
знаменитого Ленинградского физико-технического института,  несмотря  на  то,
что  еще  не  имел   университетского   диплома.   Талант   -   совокупность
способностей, которые позволяют получать продукт деятельности,  отличающейся
оригинальностью   и   новизной,   высоким   совершенством   и   общественной
значимостью.  Гениальность  -  высшая   степень   одаренности,   позволяющая
человеку  достичь  общественно  значимых,  имеющих  революционное   значение
результатов.



                             Список литературы:


 1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис;  М.;  Высшая  школа;
1996
 2. Философский словарь; Под редакцией И.Т. Фролова; М.; 1995
 3. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология»; «Мартис»; М.; 1997
 4. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990
 5. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”
 6. “Конфликт со знаком “плюс”” журнал “Бизнес” №3,4, 1994
 7. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994
 8. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
 9. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru