Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Этапы развития системы управления экономикой в РФ

Работа из раздела: «Менеджмент»

             Государственнный комитет РФ по высшему образованию.
                    Пермский Государственный Университет.
            Кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента.



                                   Реферат

      По теме:’’Этапы развития систем управления экономикой в России.’’

По предмету: Экономика региона.



                         Выполнил студент IV курса экономического факультета
      группы МН-2............................................Павловский Д.Ю.


            Научный руководитель...............................Романова Л.А.



                               Пермь, 1996 г.


                                 Содержание.

1. Введение.  3


2. Формирование системы управления экономикой.   4

  2.1. Трудности переходного периода.    4
  2.2. Период 'политики военного коммунизма' 1918 - 1921 гг. и переход к
  НЭПу.   5

3. Централизация в системе управления.  5

  3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )   5
  3.2. Период Великой Отечественной Войны.   6
  3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период.    7

4. Поиск нового качества системы управления. 8

  4.1. Хозяйственная реформа 1965 года.  8
  4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.     8
  4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).   9

5. Заключение.    10

  5.1. Литература. 11



      Введение.

    Большой интерес представляет собой рассмотрение  исторического  аспекта
развития теории управления. Весь процесс  развития  методологии  и  практики
управления экономикой России после революции 1917 года   можно  с  известным
приближением разбить на три больших этапа,  каждый  из  которых  включает  в
себя   несколько   относительно   самостоятельных   стадий    хозяйственного
строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
      Первый этап охватывает время с  установления  Советской  власти  и  до
второй половины 20-х годов, т.  е.  период  становления  системы  управления
экономикой как единого целого в  условиях  многоукладной  экономики.  В  эти
годы происходит  интенсивный  процесс  национализации  ключевых  отраслей  и
восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной. Одновременно  шаг
за  шагом  создаются  сначала  важнейшие  элементы,  а   затем   и   система
государственного    управления    экономикой    и    соответствующая    сеть
организационных отношений.
      Второй  этап  развития  теории  и  практики   управления   экономикой,
начавшийся в конце 20-х --  начале  30-х  годов  и  продолжавшийся  до  60-х
годов, связан с глубокими структурными  сдвигами  в  материально-технической
базе всех отраслей народного хозяйства.
      Третий этап перестройки и совершенствования системы управления  связан
с  поиском  наиболее  эффективной  системы  управления  экономикой  с  целью
получения  наибольшей  отдачи  от  огромного  производственного  и  научного
потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х  годов
были  созданы  предпосылки  к  формированию  нового,   четвертого   этап   в
историческом развитии системы управления и методов  хозяйствования  в  нашей
стране. Этот этап определил  общую  тенденцию  на  перспективу  --  смещение
центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.
      Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в  силу
своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).



      Формирование системы управления экономикой.


2.1 Трудности переходного периода.

    Особенность первых лет переходного периода состояла в  том,  что  нужно
было  одновременно  'оживить',  привести  в  движение  почти  остановившийся
производственный организм и сформировать  по  существу  заново  систему  его
управления, т.е. нужно было не  просто  восстановить  разрушенное,  наладить
расстроенные  межхозяйственные  связи,   но   и   перейти   к   планомерному
функционированию и развитию экономики  в  целом.  При  создании  качественно
новой системы  управления  экономикой  учитывался  и  опыт  государственного
регулирования производства, накопленный в  дореволюционной  России.  В  годы
первой мировой войны в русской промышленности были  созданы  государственно-
монополистические   органы   для   контроля   и    регулирования    военного
производства. Весьма широкие полномочия  имело  тогда  Особое  совещание  по
обороне: распределение  заказов,  принуждение  предприятий  к  приему  таких
заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.
    В июле 1917 года в качестве единого  регулирующего  центра  был  создан
Главный экономический комитет. Страна была  разделена  на  11  районов  и  в
каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.
    Высший Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917  года,  сделал
много для создания системы управления и налаживания работы промышленности  в
новых  послереволюционных  условиях.  Шел  постоянный   поиск   рациональной
организационной структуры, сочетающей отраслевой и  региональные  подходы  к
регулированию производства. Первоначально принятая  многоступенчатая  схема:
заводоуправление (  районный  СНХ  (  областной  СНХ  (  ВСНХ  --  оказалась
малоэффективной, так как  в  условиях  нехватки  транспорта  и  расстроенных
связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии  было  обеспечить
нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи  обращаться  в
центр.  В  свою  очередь  ВСНХ  при  падении  производства  не  всегда   мог
положиться на местное  руководство  и  должен  был  вникать  во  все  детали
деятельности заводов.



2.2 Период 'политики военного коммунизма' 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.

    Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в  свою
очередь  с  транспортным.  Выпуск  промышленной  продукции  по  сравнению  с
дореволюционным резко  упал.  Основные  сельскохозяйственные  районы  сильно
пострадали  от  засухи  1921  г.  Создаются  специальные   продовольственные
отряды, которые изымают излишки хлеба  у  крестьян  в  виде  продразверстки.
Практика  еще  раз  показала,  что   существует   устойчивая   связь   между
заинтересованностью , производительностью  и  реальными  доходами.  Реальный
уровень  уровень  жизни  населения  падал.  В  этих  условиях  правительство
осуществляет   ряд   мероприятий,   которые   получили    название    'новая
экономическая   политика':   создается   эффективная   налоговая    система,
восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается  план
ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления  промышленностью,
суть   которой   сводилась    к    предоставлению    предприятиям    большей
самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание  трестов  и
синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился 'сверху --
  вниз'.  Сокращаются  возможности  ВСНХ   воздействовать   на   оперативную
деятельность  трестов.  Образование  хозрасчетных  трестов   и   синдикатов,
активизация  товарно-денежных  отношений  и  неизбежное  при  этом  усиление
центробежных устремлений поставили новые  задачи  в  деятельности  ВСНХ.  На
первое  место  в  его  деятельности  было  поставлено  общее   регулирование
госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью.  В
составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.


      Централизация в системе управления.

    Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся  вместе  с
принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов.  Он
был  связан  с  качественными  преобразованиями  в  производстве,   коренной
технической реконструкцией всех отраслей народного хозяйства.


3.1 Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )

    В результате перестройки организационной структуры  в  1932  году  была
создана новая  система  отраслевого  управления  промышленностью.  ВСНХ  как
орган управления был упразднен. Вместо него на  общесоюзном  уровне  сначала
были созданы три  наркомата  :  тяжелой,  легкой  и  лесной  промышленности.
Постепенно  число  наркоматов   увеличивалось,   что   отражало   углубление
разделения  труда   между   ними.   Местные   СНХ   были   преобразованы   в
республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.
    К середине 30-х годов в результате  организационных  преобразований   в
отраслях  промышленности  сложилась  трехзвенная  (  наркомат  --  главк  --
предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат  --  главк  --
трест -- предприятие. Первая  схема  нашла  применение  в  машиностроении  и
станкостроении, а вторая - в металлургической,  топливной,  пищевой,  легкой
промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях,  где  большое  количество
предприятий было разбросано на больших  территориях  и  главку  трудно  было
обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась  в
ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
    Основной  задачей  главков  было  оперативное  руководство  техническим
развитием своей  подотрасли:  внедрение  новой  технологии,  освоение  новых
видов  продукции,  улучшение  ее  качества.  В  работе  главков   сочетались
техническое   и   планово-организационное   руководство   предприятиями    и
подотраслью в целом.
    Индустриализация  страны  остро   поставила   вопрос   о   рациональном
размещении производительных сил на территории страны, а вместе  с  тем  и  о
совершенствовании  управления  хозяйством  на  местах.  Вместо   устаревшего
административного  деления  на  губернии,   волости   были   созданы   новые
экономические регионы -- края и области, которые  представляли  собой  более
или  менее  сформировавшиеся  территориально-производственные  комплексы   в
общественном  разделении  труда.  Региональным   органам   управления   были
делегированы   значительные   полномочия   по    оперативному    руководству
хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах.


3.2 Период Великой Отечественной Войны.

    С  первых  же  военных  дней  были  внесены  существенные  изменения  в
организационную структуру системы планового  управления  экономикой.  Прежде
всего   усилилась   централизация   при   распределении    всех    ресурсов.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня  1941  года.  Он
объединил  в  себе  экономическое,  политическое  и   военное   руководство.
Основная ось оперативного руководства  военной  экономикой  проходила  через
ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата  и  не
занимался организацией непосредственного выполнения того или иного  вопроса.
Главная  его  функция  состояла   в   контролировании   работы   наркоматов.
Действовал  он  через  партийные  и   государственные   органы.   В   случае
необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.[1]
    Компетенция  наркоматов  была  расширена.  Им   предоставлялось   право
самостоятельно  распределять  и   перераспределять   материальные   ресурсы,
производить  капвложения  на  восстановление  предприятия  за  счет  текущих
расходов.


3.3 Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

    Параллельно с переводом экономики на мирные  рельсы  и  восстановлением
хозяйства происходила перестройка системы планового управления.  В  сентябре
1945 г. был упразднен ГКО. Его функции  по  управлению  народным  хозяйством
перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году  был  преобразован
в  Совет  Министров  СССР.  На  базе  наркоматов  оборонной   промышленности
образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных  на  выпуск
гражданской промышленности.
    Преодоление   хозяйственных   трудностей   искали   в   организационной
перестройке. Сначала был взят курс на узкую  специализацию  министерств,  но
эти преобразования не оправдали  себя,  и  в  1949-м  году  начался  процесс
слияния  министерств.  Для   решения   крупных   проблем   часто   создаются
специальные органы. С этой целью  были  образован  Госкомитет  по  снабжению
народного хозяйства (Госснаб СССР).  Госснаб  стал  работать  в  контакте  с
Госпланом,  составляя  подробную  номенклатуру  распределения  продукции,  а
министерства,  получая  соответствующие  фонды   и   ресурсы,   осуществляли
оперативное снабжение подведомственных предприятий.
    Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке  как  основной  форме
планирования, возросла роль Госплана как органа,  разрабатывающего  основные
направления развития экономики на длительную перспективу. В июне  1955  года
Госплан  был  разделен  на  два  органа  --  Госкомиссию  по  перспективному
планированию (Госплан) и  Госкомиссию  по  текущему  планированию  народного
хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась  разработка  пятилетних
и перспективных планов, а  также  контроль  за  их  исполнением.  В  функцию
второго входила разработка годовых и квартальных планов  развития  народного
хозяйства.


      Поиск нового качества системы управления.


4.1 Хозяйственная реформа 1965 года.

    Всё сильнее  и  настоятельнее  становились  требования  о  качественных
структурных сдвигах  в  производительных  силах,  всё  отчетливее  и  острее
проявлялись необходимость кардинального совершенствования  действовавшего  в
тот   период   хозяйственного    механизма,    несоответствие    директивно-
мобилизационных методов управления, сложившихся в 30 --  40-х  годах,  новым
экономическим условиям. Происходило  замедление  темпов  эк.  роста,  в  том
числе производительности  труда  в  промышленности.  Для  того  чтобы  лучше
приспособить систему хозяйственного  управления  к  решению  данных  проблем
хотели   добиться   наиболее   правильного    сочетания    централизованного
госпланирования  и  усиления  экономического  стимулирования   производства.
Намечалось осуществить меры по:
 совершенствованию планирования;
 усилению экономического стимулирования и хозрасчета;
 улучшению организации управления промышленностью.
    При   этом   проявились   три   аспекта   преобразований   в    области
организационной структуры: укрепление централизованных  начал  в  управлении
промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.


4.2 Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

    На протяжении всех  70-х  годов  совершенствование  методов  управления
считалось  одним  из  узловых  вопросов  экономической  политики.  В  первую
очередь целесообразно было взяться за решение вопросов,  отложенных  по  тем
или иным причинам в1965 году, в том  числе  за  перестройку  организационной
структуры управления отраслями и создание производственных объединений.  При
двухзвенной  системе  производственные  объединения  и  крупные  предприятия
непосредственно подчиняются  министерству.  Трехзвенная  система  управления
включает    министерство,    республиканское    промышленное    объединение,
производственное объединение. Таким образом,  основным  хозрасчетным  звеном
отраслевой  структуры  организации  и  управления   стали   производственные
объединения.
    Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку  на  деле  в  основную
форму планирования.  Этой  задаче  послужила  и  подготовка  так  называемых
целевых программ. Широкое  внедрение  на  этом  этапе  в  плановую  практику
целевых   программ   означает,   что   круг   наиболее   сложных    вопросов
рассматривается более всесторонне, с учетом факторов,  которые  способствуют
или тормозят их решение. Однако в начале  80-х  годов  произошло  дальнейшее
замедление  темпов  экономического  роста,  что  говорит  о  недостаточности
принятых в  70-е  годы  мер  по  совершенствованию  планирования,  изменению
организационных структур.


4.3 Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).

    В  силу  вышеперечисленных  обстоятельств  вновь  начался  поиск  более
действенных решений по перестройке системы  управления.  Исходное  положение
концепции реформы состояло в том,  чтобы  сохранив  единство  централизма  и
самоуправления  на  местах,  изменить   балансировку   системы   управления,
сместить ее  центр  тяжести  в  сторону  базисных  звеньев  производства  --
объединений, предприятий.[2]
    Принципиальное  положение  общей  концепции   реформ   --   переход   к
экономическим  методам   управления.   Это   переход   от   административно-
директивных   методов   к   экономическим   отношениям.   Ставилась   задача
перестройки  народнохозяйственного  планирования  в  сторону  усиления   его
воздействия на рост эффективности производства как важного фактора  развития
страны.
    На этом этапе резко возрастает роль  региональных  звеньев  управления.
Для улучшения координации деятельности  центральных,  отраслевых  и  местных
органов управления были найдены  оптимальные  организационные  структуры  --
территориально-производственные  комплексы  (  ТПК  ).   Здесь   углублялось
региональное разделение труда с учетом особенностей  и  преимуществ  местных
природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.


      Заключение.

     Вначале 90-х годов в  России,  уже  как  самостоятельном  государстве,
происходит становление  качественно  новой  системы  управления  экономикой.
Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к  свободным  рыночным
отношениям позволяет выделить  этот  период  в  отдельный  этап  в  развитии
системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа  (  91
- 93 гг., 93 - настоящий момент ). Однако опыт  управления,  накопленный  за
предыдущий период не является бесполезным.


5.1 Литература.

 Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов
управления экономикой. М: 1980 г.
 Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М:
Мысль, 1987 г.
 Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М:
МГУ, 1991 г.
 Коржихина Т.П. История госучреждений СССР. М: Высшая школа, 1986 г.
 Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и госрегулирование. П:
ПГУ, 1994 г.
-----------------------
[1] Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР.
М: Мысль, 1987 г.

[2] Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством.
М: МГУ, 1991 г.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru