Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Анкетирование в системе маркетинговых исследований 10.9 Кб.
  2. Анкетирование 12.4 Кб.
  3. Анкетирование как метод экспертизы в педагогике 38.1 Кб.
  4. Социологические виды интервью в журналистике: опрос, интервьюирование, анкетирование 44.3 Кб.

Анкетирование

Работа из раздела: «Менеджмент»

                                 СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ    2

1. Социологический исследовательский проект. 3

2. Опрос.   4

   2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.     6

  2.1.1.Композиция анкеты.   7

   2.2. Интервью.      10

  2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.   11

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.     12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      14



                                  ВВЕДЕНИЕ


       Превращение отечественной социологии в одно  из  ведущих  направлений
современной научной мысли и деятельности  обуславливает  резкое  возрастание
требований к  социологическому  образованию  и  профессиональной  подготовке
социологов.  Проблема  заключается  в  том,  что  многие  научные  каноны  в
освоении  методов  остаются   для   обучающихся   чистой   теорией.   Задача
заключается в том, чтобы унифицировать многообразный  развивающийся  аппарат
современной социологии и  дать  возможность  социологам  и  широкой  научной
общественности  ознакомится  с  методикой  прикладной  социологии.  Усиление
практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов,  навыков
и  умений  социологического  исследования   ориентирует   на   необходимость
сопровождения   изучения   прикладной   социологии   демонстрацией   образов
процедурно-методического    инструментария,    наглядными    представлениями
технологии  в  рамках  логической  структуры   реализации   социологического
исследовательского проекта.

1. Социологический исследовательский проект.


       Социологическое  исследование  –  это   инструмент   социологического
изучения социальных явлений в их конкретном  состоянии  с  помощью  методов,
позволяющих производить  количественные  и  качественные  сборы,  измерения,
обобщения, анализ социологической информации.
       Социологический исследовательский  проект  –  это  система  научно  –
исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения  социальных
явлений на основе фактологических данных.
       Но так как темой нашей работы является анкетирование и  интервью,  мы
не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу  перейдем
к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса


2. Опрос.


       При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод
теоретического уровня исследовательской проблемы  на  уровень  эмпирического
описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих  гипотез  и
получения нового теоретического знания.
       Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
       Опрос    представляет    собой    вопросно-ответный    метод    сбора
социологических  данных,  при  котором   источником   информации   выступает
словесное сообщение людей.
       Приоритетность опроса:
       .    слабая   обеспеченность   изучаемого    предета    исследования
         статистической и документальной информацией;
       .  исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.
       Варианты опроса (по формам контакта):
       .  личный  или  опосредованный  (раздаточный,  почтовый,  прессовый,
         телефонный);
       .  индивидуальный или групповой;
       .  свободный или формализированный, фокусированный (направленный);
       . устный или письменный;
       . сплошной или выборочный;
       . по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
       Основные элементы опроса:
       . социолог, конструирующий инструментарий;
       . анкетер или интервьюер;
       . анкета или план интервью;
       . ситуация опроса;
       . респондент;
       . социальная реальность.
       Основные фазы опроса:
      1.  Адаптация:
       . обращение;
       . начало опроса.
      2. сбор основной информации.
      3. Завершение опроса.
       Вопросы различаются:
      1. По содержанию  (о  событиях  и  фактах  или  о  мотивах,  оценках,
         мнениях);
      2. По форме (прямые или косвенные);
      3. По структуре (открытые или закрытые);
      4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные),  или  основные
         (контактные)).
       Разновидности опроса:
      1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;
      2. Интервью – непосредственный, устный опрос;
      3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;
      4. Социометрический  опрос  –  выявление  социально-  психологических
         проявлений межличностных отношений.


2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.


       Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно
значимых  результатов   о  различного  рода   опросах   населения.   Поэтому
разработке  анкеты  социологи  придают  особое  значение.   Созданию   нкеты
предшествует длительный этап разработки программы исследований,  так  как  в
анкету закладываются гипотезы, сформулированные  задачи,  которые  предстоит
решить в ходе социологического исследования.
       Следует помнить, что при разработке анкеты  исследования  встречаются
трудности, которые социолог непременно должен  себе  представлять.  Если  не
учитывать  особенностей  формулировки  вопросов  в  анкете,  то   даже   при
соблюдении всех остальных требований методики социологического  исследования
можно получить ошибочные результаты.


2.1.1.Композиция анкеты.


      1. Титульный лист;
      2. Водная часть;
      3. Основная (содержательная часть);
      4. Социально – демографическая часть.
       Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

       В вводной части описывается цель исследования, характер использования
результатов, а также способ заполнения анкеты.
       Следует также проанализировать вводную часть:
      1. Наличие и правильность обращения  респонденту.
      2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
      3. Сделано ли указание на  то,  как  будет  использоваться  результат
         опроса?
       Примечание:  Не  рекомендуется  использовать  обращения  или  неясные
формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы  будут  использоваться  в
чисто научных целях»,  так  как  респонденты  ждут  практической  отдачи  от
своего участия в опросе.
       4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
       Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по  себе  термин  «анонимность»
носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
       5. Есть ли указание  на  то,  что  делать  опрашиваемым  с  полностью
       заполненной анкетой?
       6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
       7. Удалось ли с помощью  вводной  части  заинтересовать  опрашиваемых
       участвовать в опросе?
       Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
       Вопросы  могут  быть  открытыми  или  закрытыми.  В   первом   случае
опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный  социологом  вопрос.
Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино»,  «Был
на вечеринке» и т.д.
       Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют
собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же  самый  вопрос  можно
«сделать»  закрытым:  «Как  вы  провели   свой   выходной   день?»   Ответы:
«Положительно», «Отрицательно».  В  этом  случае  опрашиваемый  отмечает  то
вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
       Структура  и  последовательность  вопросов  в  анкете  по  сути  дела
представляют  собой  установку  социолога   на   развитие   коммуникации   с
опрашиваемым:  пробуждение  интереса,  завоевание   доверия,   подтверждение
уверенности  опрашиваемых  в  своих  возможностях,  дальнейшее   поддержание
беседы.
       Как  правило,  хорошо  разработанная  анкета  может  быть   заполнена
опрашиваемым  в  течение  не  более  30  минут.   В   дальнейшем   наступает
психологический  порог  утомляемости  и  внимание   к   заполняемой   анкете
значительно снижается.
       В социально – демографической  части  содержаться  блоки  вопросов  о
социально – демографических характеристиках респондента – это  «паспортичка»
об  объективном  положении  и  статусе  опрашиваемого.  Она  необходима  для
анализа  собранных   данных,   для   оценки   представительности   собранных
результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.


2.2. Интервью.


       Интервью – это метод получения информации по определенной теме  путем
непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
      1.  Неформализированное  интервью   –   это   свободный   диалог   по
         определенной  теме,  когда  вопросы  (открытые)  формулируются   в
         контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
      2.  Полуформализированное  –  в   ходе   диалога   задаются   заранее
         заготовленные вопросы по теме и дополнительные.
      3. Формализированное – вопросы задаются  по  заранее  подготовленному
         вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета –
         интервью»),  не  допуская  изменений  в  формулировке  и   порядке
         постановки вопросов.


2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.


      1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.
       1.1. различия в возрасте.
       1.2. различия пола.
       1.3.различия национальной принадлежности и профессии.
       1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.
       1.5.различия образовательного уровня.
       1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера  и
       опрашиваемого.
      2. Стиль поведения интервьюера.
       2.1. демонстрация собственной точки зрения.
       2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.
       2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым.
      3. Неправильный выбор места интервьюера.
      4. Неправильный выбор времени для интервьюирования
      5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.
      6. Чрезмерная длительность интервью.
      7. Запись  беседы  при  помощи  технических  средств  без  разрешения
         опрашиваемого.


3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.



|анкетирование               |интервьюирование            |
|1. анкетный опрос дает      |1. интервью  позволяет      |
|массовую представительную   |осуществлять наблюдение  за |
|картину об изучаемом        |поведением     небольшого   |
|предмете                    |числа опрашиваемых          |
|2. на респондента не        |2. в интервью может быть    |
|оказывают «возмущающего»    |создана более откровенная   |
|влияния личность            |неформальная обстановка,    |
|интервьюера, его собственные|атмосфера доверия.          |
|установки и взгляды.        |                            |
|3. отсутствие интервьюера   |3. общение интервьюера с    |
|формирует у опрашиваемого   |опрашиваемым обеспечивает   |
|ощущение большей            |более серьезное отношение   |
|анонимности, поэтому        |респондента к опросу.       |
|приводит к                  |                            |
|более обоснованным  ответам.|                            |
|4. при заполнении анкет     |4. Личный контакт           |
|респондент подбирает для    |интервьюера с опрашиваемым  |
|себя наиболее подходящее    |обеспечивает получение      |
|время и скорость заполнения |ответов    на все вопросы, в|
|анкеты.                     |то           время как при  |
|                            |анкетировании возможны      |
|                            |пропуски вопросов.          |
|5. анкетирование может быть |5. интервью  может          |
|проведено кадрами, не       |вестись    как      по      |
|обладающими высокой         |заранее разработанным       |
|квалификацией.              |вопросам,     так    и      |
|                            |свободно.                   |
|6. с помощью анкетирования  |6. при  использовании       |
|можно собрать информацию за |интервью существует         |
|более короткий срок.        |уверенность,           что  |
|                            |на   вопросы        отвечает|
|                            |именно         тот  индивид,|
|                            |который определен           |
|                            |требованиями     выборки.   |

       В отличие от анкетера, роль  интервьюера (реестр навыков и умений) за
время   короткого   инструктажа   освоить   невозможно.   Требуется   подбор
соответствующих людей и обучение особенностям интервью.

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


      1.  Капитонов  Э.А.  Социология  XX  века,  Ростов  –  на   -   Дону:
         издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.
      2. Харчева  В. Основы  социологии.  Учебник  для  срдних  специальных
         учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru