Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Шпаргалка по международному праву 10.7 Кб.
  2. Шпаргалка по международному праву 60.9 Кб.

Шпаргалка по международному праву

Работа из раздела: «Международное публичное право»

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих
межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и
гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные
города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся
на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя
организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их
взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила
поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.
Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);
универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов
одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens
признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее
недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять
свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по
конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок
реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и
обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);
обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -
крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих
обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,
имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве
действует принцип запрещения национального присвоения космического
пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М
гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и
т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -
подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные
отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких
отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,
регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в
гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.



2. Международно-правовые средства борьбы  с  массовыми  нарушениями  прав  и
свободчеловека
Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в  качестве
основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была  признана  неразрывная
связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности  и
свобод  человека.  Принципы  в   Уставе   ООН:   основополагающее   значение
достоинства  и  ценности   человеческой   личности,   равноправие   народов,
равноправие мужчин  и  женщин.  Недопустимость  дискриминации  по  признпкам
расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация  прав  человека  –  1948
г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах  и  М-
ном пакте о  гражданских  и  политических  правах  1966  г.  Более  подробно
описаны права человека. Но возможно ограничение для гос  безопасности  и  т.
д. В 1975 г принят акт и борьба за права  потвердила  Всемирная  Конференция
по правам 1993 г. Был заключен  ряд  конвенций  по  конкретным  аспектам:  о
предупреждении  преступления  геноцида  и  наказании  за  него   (1948),   о
ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о  ликвидации  всех  форм
дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.



 4.  Понятие  права  международной  безопасности  и  его  источники.  ПМБ  –
совокупность межденародных принципов и  норм,  направленных  на  поддержание
международных принципов и норм, направленных на  поддержание  международного
мира и обеспечение б/ов самых различных областях  –  военной,  политической,
экономической,  финансовой,  гуманитарной,экологической   и   др.   Основные
принципы:  1)  неприменение  сылы  и  угрозы  силы;  2)  невмешательство  во
внутренние дела; 3) мирное  разрешение  споров  3)  принцип  разоружения  4)
ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира  и  б/о;  6)
неделимость б/о – одна и одинакова для всех;  7)  принцип  равной  б/о-  для
всех в равной  мере.  Средства  обеспечения  МБ  делятся  на  стредства:  1)
укрепления мира – разоружение, меры доверия,  создания  безядерных  зон;  2)
поддержания мира – мирные  средства  разрешения  конфликтов  и  операции  по
поддержанию мира; 3)  востановление  мира  –  принудительные  действия  ОНН.
Источники  –  это  универсальные   договора   (Устав   ООН,   соглашения   о
разоружении), региональные  договора,  двусторонние  соглашения  (о  мире  и
дружбе, о разоружении и др.).



5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.



6.   Порядок   создания   международных   организаций   и   прекращение   их
функционирование: основные признаки МО
МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже  существующей
орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1.  Принятие  учредительного  документа
(устав); 2. создание  материальной  структуры  организации,  для  этой  цели
используется  спец.  подготовительные  органы,  создаваемые  этими   гос-ми.
Данный  орган  занимается  такими  вопросами  как  создание   штаб-квартиры,
повестка и т.д). 3. Созыв главных  органов.   Прекрощение  существования  МО
происходит  по  волеизлеянию  членов  гос-ств.  Подписывается   протокол   о
роспуске  как  ОВД,  который  должен  ратифицироваться.  Для  урегулирования
споров можно создать ликвидационный  комитет.  Если  в  место  ликвидируемой
организации создается новая  –  то  возникает  вопрос  правоприемственности,
решаемый соглашениями между орг.
С появлением МО появляется предмемет правового регулирования  отношений  МО.
Право  междкнародных  организаций  –  отрасль  современного   международного
права,  включающая  принципы  и  нормы,   регулирующие   вопросы   создания,
организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти  МО
общепризнаным принципам МП; 2.  ответственность  МО  за  правонарушения;  3.
добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО  -  3
группы:  1.  между  гос-ми  (учреждение   МО)   2.   между   гос-ми   и   МО
(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).
 Разновидности  МО:  межгос-ные  (межправит-ные)  (это  объединение  гос-тв,
учрежденное на основе межд.договора  для  достижения  общих  целей,  имеющее
постоянные органы и действующее  в  общих  интересах  государств-членов  при
уважении их суверенитетаи) неправительственные организации  (созданы  не  на
основе международного договора и объединяют  физ.  и/или  юр.лиц  (например,
Ассоциация   международного    права    и    др.)    основными    признаками
межправительственных  организаций  являются:  -  членство   трех   и   более
государств; - наличие учредительного  межд.договора;  -  наличие  постоянных
органов  и  штаб-квартиры;  -   уважение   суверенитета   гос-тв-членов;   -
невмешательство во внутренние дела; - установление порядка принятия  решений
и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам.  По  кругу
участников меж.межгос.организации  подразделяются  на  универсальные  (напр.
ООН), региональные  (О  Афр.  Един.)  и  межрегиональные  (ОПЕК).  По  сфере
затрагиваемых в решениях вопросов МО  подразделяются  на  организации  общей
(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый  союз).  По
характеру полномочий различают межгос-ные ( цель  -  расширение  межгос-ного
сотрудничества)  и  наднациональные   (надгос-ные)   организации   (цель   –
интеграция).  Их  решения  распространяются  непосредственно  на  граждан  и
юр.лица  государств-членов   (приближается   к   такому   типу   организаций
Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации  делятся
на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены  производится
с согласия первоначальных учредителей).
Только международные  межправительственные  организации  (ММО)  относятся  к
субъектам  международного  права.  Имеют  учредительный  документ,   который
наделяет их правом.  Неправительственные МО этим правом не обладают.



7. Основные источники МП
Норма МП – правило поведения, которое  признается  государствами  и  другими
субъектами МП в качестве юридического обязательства.
Единственным  способом  создаия  международно-правовых  норм  –   соглашение
субъектов МП. Юр.значение  источников  МП  –  формы,  в  которых  выражается
согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор).  Источники  МП
делятся  на  2  группы:  1   основные   источники:   договоры,   обычаи;   2
вспомогательные: - общие принципы права,  которые  признаны  цивилизованными
народами;  -  судебные  решения;  -   доктрина   (научная   разработка);   -
одностороннее  действие  гос-тв  (пример:  государство  принимает  закон  об
иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав  гос-тв,  глав
правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай  -  сложившееся  в
межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают  юридически
обязательный характер.  Межд.  договор  -  соглашение  между  субъектами  МП
относительно установления, изменения или  прекращения  их  взаимных  прав  и
обязанностей. Нормы бывают  универсальные  (для  всех)  и  партикуляр  (анг.
редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия  бывают
диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus  coges  (распоряжение).
Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный  –
форма, в которых находят свое выражение нормы права. В  ст.  38  Статута  МС
ООН  перечень  международных  источников:  1.  международные  конвенции;  2.
международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59  решения
и  доктрины  по  публичному   правуразличных   наций,   но   вспомогательно.
Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами  МП.  1.
Бывает Официальная - реализуется в  форме  МД  и  неофициальная  –  учеными,
национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).



8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы
СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) –  объединение  государств,  основанное  на
началах суверенного равенства всех его членов,  являющихся  самостоятельными
и равноправными субъектами  МП.  8  дек  1991  –  в  Минске  (БР,  Росс,Укр)
Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов  и
Грузии 21 дек 91 о  присоединении.  22  января  1993г  принят  Устав  СНГ  и
вступил  в  силу  через  год.  Цели:  1.   сотрудничество   в   политической
экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи  иных  облястях;  2.
общее  экономическое  пространство;  3.  обеспечение   прав   человека;   4.
сотрудничество в сфере обеспечения  мира  и  разоружения;  5.  содействие  в
передвижении гр-н по СНГ; 6. в др.  сферах  правовых  отношений;  7.  мирное
разрешение  конфликтов  между  странами.  Интересы:  1.  Обеспечение   прави
человека; 2. внешнеполит  деятельность;  3.  формирование  ощеэкономического
пространства.общеевропейского  и   евразиатского   рынков;   4.   таможенная
политика; развитие транспорта и связи;  5. окружающая среда;  6.  социальная
и миграционная политика;  7.  борьба  с  орг.  преступностью;  8.  Оборонная
политика и охрана границ. Согласно Уставу есть  гос-ва-учредители  и  гос-ва
члены.  Украина  и  Туркменистан  не  ратифицировали  и   являются   гос-ми-
участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2  раза  в
год;  2.  Совет  глав  правительст  (СГП)   –   координация   сотрудничество
правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год.  Любой  гос-во  может
заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет  на  решение;  3.  Совет
министров Иностранных Дел (СМИД) – координация  внешних  политик  на  основе
решений  СГГ  И  СПГ.  Координационно-консультативный  комитет  –  действует
постоянно,  2  чел  с  каждого  гос-ва  и  Координатор,   назначаемый   СГГ.
Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат  находится  в  Минске.   СГГ-
состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается  создание  главное
командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения  мира;
Совет командующих пограничными войсками.  Экономический  суд  –  обеспечение
выполнение  эконом  обязательствв  СНГ.  Коммисия  по  правам   человека   –
консультативный  орган  и  наблюдает  за  обязательствами.   Межпарламенская
ассамблея – состоит из парламент.  делегаций,  расматривает  законодательные
вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99  на  СМИД  обсудили
вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический  союз.  2.
единый исполнительный комитет – координация  всех  органов  СНГ;  3.  единый
бюджет СНГ.



9. Архипелажные воды
Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву  от  1982  -  это  воды  гос-ва
архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий  (не
более 100  миль),  соединяющих  наиболее  выдающиеся  в  море  точкинаиболее
отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела –  состоит
полностью из архипелпага (ов) и может  включать  др.  острава.  Архипелаг  –
группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др.  природные
образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по  водам  шириной
в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).



10. Вспомогательные средства для определения правовых норм
Вспомогательные источники представляют  собой  лишь  результат  определенных
стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования  того
или иного принципа и  ли  нормы  международного  права;  они  выступают  как
“вспомогательное средство для  определения  правовых  норм”  (ст.38  Статуса
Международного  Суда).  Такими  источниками  могут   быть:1.   постановления
межправительственных организаций; 2.  решения  международных  и  арбитражных
судов;  3.  нормы  национального  законодательства  и  решения  национальных
судов,  4.  доктрины  юристов-международников.  Как  закреплено  в   статуте
Международного   Суда   (ст.38,   п.1),   Международный   суд   в   качестве
вспомогательных средств для определения правовых  норм  применяет  “судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных   специалистов  по  публичному
праву различных  наций”.   Решения   Международного   Суда   и   арбитражных
судов — это акт толкования или применения той или иной нормы  международного
права; они не имеют нормообразующей силы, так как  не  являются  результатом
согласования  воль  суверенных  государств   и   не   имеют   универсального
характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле  сторон  и  лишь
по данному вопросу” (ст.59  статута).  Международный  Суд  только  применяет
действующие нормы международного права к  конкретным  случаям.  Национальные
законодательные акты  выступают в качестве  “вспомогательного  средства  для
определения  правовых  норм”.  Решения  национальных  судов  имеют   большое
практическое значение при  определении  и  толковании  нормы  международного
права в данном государстве. Доктрины ученых МП  -  личное  мнение  отдельных
лиц. Но с ее помощью можно установить содержание  конкретных  принципов  или
норм  МП,  и  сформулировать  позицию,  которая  может  оказать  влияние  на
формирование норм МП путем заключения международного договора.
В межгосударственных отношениях  кроме  правовых  норм  действуют  и  другие
социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали.  Мораль,  как
особая  форма  общественного  сознания,  отлична  от  права,  как   продукта
согласования воль государств. Но мораль и  право  постоянно  взаимодействуют
друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы  права.
Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь  Устав
ООН.



11. Международно-правовой обычай как источник МП

Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС  ООН  –  докозательство  всеобщей  практики,
признаной  (кадефикация)  в  качестве  правовой  нормы.   Ранее   опеделялос
продолжительность повторяющихся однородных действий – от  50  до  100   лет,
хотя в настоящее  время,  с  учетом  прогресса  транспорта  и  связи  фактор
времени  сейчас  не  имеет  значения.  Пример  –  запуск  в  57  спутника  –
иследование космического пространсва. Важно  признание  гос-вом  обычая  как
правовая норма.



12.Правовой режим Международного района морского дна
Описан  в   части  XI  Конвенции  ООН  1982.  Морское   дно   за   пределами
континентального шлейфа и  его  недра,  или  Район  (ст.  1),  имеют  особый
правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982  и  Соглашением  (1994)  об
осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997).  Соглашение  изменило  в
Кон.:  1.  прямое  финансирование  деятельности   в   Районе   в   интересах
развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению  передачи  технологии  и
оказание иной помощи этим странам.  Принципы  правового  режима  Района:  1.
Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2.  Никто  не  претиндует  на
северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в  Районе  преданлежат
чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну  (Орган);
4. Гос-ва, физ. и  юр.  лица  могут  претендовать  на  права  Района  и  его
ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность  за  невыполнение  обязательств  в
Районе; 6. Используется в мирных  целях;  7.  Иследования  только  в  мирных
целях и  на  бляго  человечества.  Архиологические  и  исторические  находки
принадлежат человечеству.  Гос-во  осуществляет  работу  в  Районе  согласно
плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982  и
начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все  гос-
ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1.  Ассамблея
– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в  год  и  избирает  членов
Совета, ген.  Секретаря,  ген  директора  и  членов  правления  Предприятия,
учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет  –
из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по  географическому  принципу,
остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т.  д.
Собирается 3 раза в год. Функция  в  контроле  положений  Конвенции  1982  –
исполнительный  орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4  года,  может
переизбраться)  и  персонал.  Предприятие  -  международное  промышленное  и
коммерческое  подразделение  Органа,   функция   –   разведка,   разработка,
транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.



13. Процесс создания норм международного права
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП.  Паритет  –  основной
принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное  право  партнера.
Нормообразование в МП началось с образованием обычаев –  правило  поведение,
за которым субъекты  признают  юридически  обязательный  характер.  В  случи
разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т.  д.
Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в  виде
письменных  правил  –  кодификация  –  систематизация  международно-правовых
норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд.  договора  и  т.  д.
Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд.  НГО  (Институт  МП).  ООН
имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы.  Не  путать
с  международным  обыкновением  –  международная  практика,  за  которой  не
признается  юридически  обязательной  нормой  (обмен  визитами).  В  н.   в.
Развивается «мягкое  право»  -   международные  акты  не  имеющие  характера
договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).



14. Правовой режим Арктики
К артическому бассейну  относятся  Россия,  Канада,  Норвегия  США,  Швеция,
Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные  сухопутные  пространства).
В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили  о  своих  правах  на
арктическиесектора  до  самого  полюся.  Сухопутные  образования  в  Арктике
подчинены власти – суверенитету  гос-тв,  граничащих  с  Северным  Ледовитым
океаном.  Юр.статус  морских  пространств  Арктики  в   целом   определяется
принципами и нормами МП,  относящимися  к  Мировому  океану  и  закреплен  в
Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП  1982.  Характерны
для  мор.внтур.вод  приполярных  стран  статус  исторических  вод   (к   ним
относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную  ширину  тер.моря
–  24  мор.мили  (РФ,  Канада,  Норвегия).  Особыми  правами   наделены   МП
прибрежные гос-ва в области  управления  различными  видами  морепользования
(предотвращение,  сокращение  и   сохранение   под   контролем   загрязнения
окр.среды  с  судов  (ст.234  Конвенции  1982)).  Дания  актическое   гос-во
благодаря –  Гренландии, Норвегия  - Шпицбергенскому архипелагу  (все  члены
могут заниматься рыболовством 1920). Но данные  сектора  не  считаются  гос.
границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория  в  секторе  является
его собственностью, и что  сектор  расматривается  как  зона   своих  особых
интересов, что дает право России принимать необходимые меры для  обеспечения
б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и  самолетов  др.  гос-
ств.  Северный морской путь –  национ.транспортная  коммуникаци  РФ.  Статус
регламентируется   Правилами   СССР   69   портов   открыты    для    захода
иностр.грузовых судов.(данный путь –  расположенный  во  внутренних  морских
водах,  тер-ном  море  или  исключ.экономич.зоне   СССР   его   национальная
транспортная коммуникация, включающая пригодные  к  ледовой  проводке  судов
трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается  плаванье  судов
не имеющих на борту свид-тва о  надлежащем  фин.обеспечении  гражд.ответ-сти
владельца судна за ущерб от загразнения  морской  среды).  Решения  по  всем
вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа  –  Администрации
Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет  большие  шансы
на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В  частности   США
в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки  меж-
прав. режима  Арктики,  которая  провалилась.  С  отдной  стороны  концепция
интернац. Считают, что на арктические водные  пространства  должны  поностью
распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение.  Третьи
– частичная интернационализация  –  200  миль  исключительной  экономической
зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический  Совет  (г.
Оттава  1996)  цели:  1.  Сотрудничество  Арктических   стран;   2.   охрана
окружающей  среды;  3.  Определение  круга  ведения  программы   устойчивого
развития, ее контроль и координация; Распространение информации по  Арктике.
В настоящее время очень остро стоит вопрос  Делимитаризации  Арктики  –  США
против.



15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.
Национальная  правовая  система  оказывает  влияние  на  формирование  МП  –
двусторонние соглашения о режиме гос границы  отражает  нац.  закон  о  гос.
границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние  все  ростет  –
обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во  обязуется
выполнение  его  на  свей  своей  территории,  всеми  органами  и  лицами  –
имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно  –
то есть п. ст. 4 Конст.  РФ   -  МП  часть  нац.  правовой  системы  РФ,  МП
преимущественнней . Трансформация –  если  это  не  указанно  в  конституции
страны то обязательно указывается в законе.  Гос-во  не  может  сылаться  на
свое нац. законодательство при  международном  споре.  Существует  2  теории
соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х  правовых  систем;
2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые  развиваются
на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина  находится  посередине.
В аспекте нормообразования – самостоятельные. В  аспекте  правоприменения  –
неразрывно взаимосвязаны.



16. Виды территорий в МП и их правовой статус
Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой  природы  территории:  1.
Объективная теория  –  земля  объект  частной  собственности,  гос-во  имеет
обладает   публично-вещным   правом   собственности   на   землю,   и    оно
преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др.  виды
тер. (вод. Воздушные тер.); 2.  Теория  компетенции  (предела)  –  тер.  Это
сфера валидарности (юрид.  деятельности).  Отвергается  современным  МП.  3.
Пространственная  теория   (укр.   Юрист   Назабитовский)   –   сфера   гос.
властвования,тер-ного  верховенства,  суверенитета,  осуществляемого  в  тех
приделах, которые образуются совокупностью  земельных,  водных  и  воздушных
участвов, данного гос-ва  как  страны  в  целом.  Категории  тер.  по  видам
правового режима: 1. Гос. тер. –  принадлежность  определенному  гос-ву;  2.
Межд. тер. Общего пользования – открытое море,  воздушное  прастранство  над
ним,  международ.  Район  морского  дна,  Антарктика,  космос  (Луна  и  др.
небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за  пределами  гос.
территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1.  Прилежащая  –
таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района  не
шире 24 миль. 2.  Исключительная  экономическая  зона  -  прибрежное  гос-во
имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и  др.
вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии  воды
и ветра. В пределах 200 миль. 3.  Континентальные  шельф  (1982  –  максимум
350миль) - прибрежное гос-во может делать раздетку  и  разработку  природных
ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования:  Мед.  реки,  пролива,
каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.



17. Понятие и произнаки субъектов МП.
СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами  и  обязанностями,
непосредственно  вытекающими  из  МП.  Международная   правосубъектность   =
международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные –  это  гос-ва,  а
при определенных обстоятельствах  народы  и  нации,  которые  самостоятельно
участвуют в межд. отношениях, и направлены на  приобретение  гос-ственности.
Это  самостоятельные  и  самоуправляемые  образования,  которые  уже   своим
существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных  СМП)  –
образования, источником правосубъектности которых  является  соглашение  или
др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не  привышая
полномочия  указанные  в  учредительных  док-тах.  Признаки:   участвуют   в
становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы  МП,
а  также  осуществляют  меры  по  принуждению   к   их   выполнению.   Межд.
правосубъектность гос-ва –  универсальна  –  полномоштабное  его  участие  в
Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое  гос.
образование; 2.сложные – федерации.  Где  субъекты  в  определенной  степени
могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся  на  унии:  1.  реальные  –
слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз  2  и  >  гос-ств  связанные  с
монархической  формой  правления.  Каждое  гос-во  –  СМП.  Конфедерация   –
постоянный союз  суверенных  гос-ств.  Выступает  как  СМП  но  органиченно.
Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО –  такими
не являются.  Физ  и  Юр  лица  как  и  транснациональные  компании  СМП  не
являются.



18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о  принципах  МП  1970
г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-
твами мирными средствами таким образом, чтобы не  подвергать  угрозе  мир  и
безопасность  и  справедливость”.  Межд.спор  -    специфическое   политико-
правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов  МП
и отражающее противоречия,  существующие  в  рамках  этого  отношения.  Спор
имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии  по
поводу одного и того же предмета  спора.  Ситуация  же  имеет  место  тогда,
когда   столкновение   интересов   гос-ств   не   сопровождается    взаимным
предъявлением претензий, хотя и порождает трения между  ними.  “Ситуация”  -
более  широкое  понятие.  Мирное  разрешение  в  виде:   -   переговоры;   -
консультации сторон; -  обследование  (используется  в  тех  случаях,  когда
спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор  или
приведших  к  спору.  В  этом  случае  назначается  на  паритетных   началах
межд.следственная комиссия иногда во главе с  представителем  третьего  гос-
тва); - примирение;  -  добрые  услуги  (действия  не  участвующей  в  споре
стороны, направленные на установление контактов между спорящими  сторонами);
-  посредничество  (непосредственное  участие  третьей  стороны   в   мирном
разрешении спора для содействия); -  межд.арбитраж  (добровольно  выраженное
согласие  спорящих  передать  свой  спор  на  рассмотрение  третьей  стороны
(третейское разбирательство),  решение  которой  является  обязательным  для
сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство  с  арбитражем
- в обязательности выносимых  решений,  различия  касаются  главным  образом
порядка  образования,  способа  формирования,  численного  и   персонального
состава, функционирования и т.д. Основной суд  -  МС  ООН).  Важную  роль  в
урегулировании  международных  споров  играют   международные   организации,
прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия,  направленные  на
то, чтобы склонить спорящих  к:  оглашению  с  помощью  мирных  средств);  -
поддержание  мира  (обеспечение  присутствия  ООН  в  районе  международного
конфликта,  которое  может   быть   связано   с   развертыванием   военного,
полицейского   или   гражданского   персонала   ООН);   -    постконфликтное
миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора);  -  превентивная
дипломатия  (действия,   направленные   на   предупреждение   споров   между
сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и  ограничение  масштабов
возникших конфликтов); - использование в случае возникновение  юр.споров  МС
ООН.



19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой  односторонний  акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва  явл.  полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не  может
быть условным, т.е.  предоставляемым  при  условии  выполнения  определенных
требований. Оно не может быть отозвано.  Порой  процесс  становления  гос-ва
затягивается, например в  результате  гражданской  войны.  В  таких  случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание  “де-
факто» но сопровождается  установлением  полуофициальных  отношений  без  юр
оформления  и  может  быть  отозвано.  Встречаются  в  международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с  вновь
возникшим образованием,  претендующим  на  международную  правосубъектность,
без процедуры признания.  Обычно  это  происходит  когда  необходимо  решить
какую-либо конкретную  и  достаточно  узко  очерченную  цель  международного
взаимодействия. В этом  случае  речь  идет  о  кратковременном  признании  -
признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному  делу:  России
в отношении Чечни. Признание  правительств.  Признание  вновь  образованного
гос-ва  означает  признание  и  его  правительства.   Вопрос   о   признании
правительства возникает в случае  создания  правительства  неконституционным
путем,  в  результате   революции,   переворота.   Признание   правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает  данное  правительство  зак  и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.



20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы -  естественные
морские проходы, соединяющие между собой части одного и  того  же  моря  или
отдельные  моря  и  океаны.  Проливы,  являющиеся  проходами,  ведущими   во
внутренние воды государства (Керченский пролив),  или  проливы,  которые  не
используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции  составляют
внутренние морские пути, не относятся к  международным.  Их  правовой  режим
определяется законами и правилами прибрежного гос-ства.  Межд.считаются  все
проливы, используемые  для  межд.судоходства  и  соединяющие  между  собой:-
части открытого  моря  (или  экономических  зон);  -  части  открытого  моря
(экономической зоны) с территориальным морем  другого  или  нескольких  гос-
ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило,  в  соответствии  с  которым
главным принципом для межд.проливов  является  принцип  разумного  сочетания
интересов стран, пользующихся проливами и  прибрежных  стран.  Прежде  всего
это  означает  свободный  транзитный  проход  через  международные   морские
проливы. Режим транзитного прохода не применяется к  проливам,  используемым
для   межд.судоходства   между   частью   открытого   моря   (исключительной
экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив  Тирана),
а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с  проливом  и
его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь  же
удобный с точки зрения навигации путь в открытом море  (Мессинский  пролив).
В  таких  проливах  применяется  режим  мирного  прохода  без  невозможности
прибрежному гос-тву  его  остановить.  Правовой  статус  и  режим  отдельных
наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями  (Черноморские
поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой  и
Малый Бельты, Зунд).



21.  Правопреемство в МП. Правопреемство - это переход прав  и  обязанностей
в результате  смены  одного  гос-ва  другим  в  несении  ответственности  за
межд.отношения  какой-либо  тер-рии.  Правопреемство   касается   нескольких
аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство  в  отношении
гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство  в
отношении гос долгов. Правопреемство имеет  место  при  обстоятельствах:  а)
при смене гос-ного политического  строя  в  результате  гос-ного  переворота
(например,  правопреемство  Советского  гос-тва);   б)   при   появлении   в
результате национально-освободительного движения  новых  независимых  гос-тв
(скажем, приобретение независимости бывшей  колонией);  в)  при  образовании
нескольких государств на территории их предшественника; г)  при  объединении
двух или более государств  в  одно  (федеративное  или  унитарное);  д)  при
переходе  части  одного  государства  к   другому.   Венская   конвенция   о
правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года  (далее  по  тексту  -
Конвенция  1978  года)   представляет   собой   многостороннее   соглашение,
совершенное 23 августа на диплома-кой конференции  в  Вене.  Конвенция  1978
года имеет своей целью регулирование  последствий  правопреемства  гос-тв  в
отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей  между
гос-вами,  границ  и  режимов,  относящихся  к  границам,  а  также   особых
территориальных   режимов.   Конвенция   1978   года   содержит   положения,
формулировки и терминологию Венской конвенции о  праве  межд.договоров  1969
года,  которые  были  использованы  Комиссией   международного   права   при
разработке текста Конвенции 1978  года  в  качестве  основы.  Вместе  с  тем
указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП  и  являются
самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции  1969
года, где  указывается, что положения конвенции не предрешают ни  одного  из
вопросов, которые могут возникнуть в отношении  договора  из  правопреемства
государств.  Следует  отметить,  что  Конвенция  1978  года  применяется   к
последствиям   правопреемтсва   государств   в    отношении    международных
соглашений, заключенных только между государствами  и  только  в  письменной
форме. Однако это правило не затрагивает  применение  между  гос-твами  норм
указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками  которых  могут
быть также другие субъекты МП, а также применение норм  настоящей  Конвенции
к случаям, которые подпадают  под действие таких норм в силу  МП  независимо
от указанной Конвенции



22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.
Предмет – международные отношения  по поводу охраны Окружающей  среды  (ООС)
либо  рационального  использования.  Предметные  области   Медж.   ООС:   1.
ограничение воздействия  на  ОС;  2.  Установление  эколог.  Целесообразного
(рационального)  режима  использования   природных   ресурсов;   3.   охрана
природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ  сотрудничества  гос-
ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды-  флора  и
фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва),  космос;
3.  Объекты  искусственной  среды  –  созданной  человеком.  Источники:   1.
Стокгольмская конференция ООН по  ОС  1972  (приняты  декларация  принципов,
план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и  развитию
(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция  об  изменении  климата  и  К-ция  о
биологическом разнообразии,  Декларация  по  окружающей  среде  и  развитию,
Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого  развития
и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на  XXI  век).  Кроме  основных
принципов МП как 1. уважение гос.  суверинитета;  2.  Суверенного  равенство
гос-ств; 3. территориальная  целостность  и  неприкосновенность;  4.  Мирное
разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств.  Экологисеское
право  руководствуется  специфическими  принцапами:  1.  Пр-п  ООС  на  блао
нынешнего    и    бубущего     поколений;     2.     Пр-п     международного
природоохранительного    сотрудничествава     3.     Пр-п     предотвращение
транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности  за  ущерб  ОС;  5.  Пр-п
предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена  инфо  об
экологической ситуации  на  нац  и  региональном  уровнях;  7.  Пр-п  оценки
трансграничных   экологических    последствий    планируемой    деятельности
(разработана  ЮНЕП);  8.  Пр-п  запрета  военного  или  любого   враждебного
использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п  Экологической
Безопасности (недопущение  экоспазма)  10.   Пр-п  контроля  за  соблюдением
межд. договоров по ООС;



23. Понятие и основные принципы МП
Основные принципы  МП  являются  универсальными  и  не  включают  отраслевых
принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами  jus
cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП  (7  пр-
п). А  в  1975  г.  Совещание  по   безопасности  и  сотруд-ва  в  Европе  в
Заключительном акте сформулировало  Декларацию  принципов,  которыми  гос-ва
будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7,  а  10.  ОПМП  –
это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы  поведения
субъектов  международных  отношений   по  поводу  наиболее  важных  вопросов
международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой;  2.
Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства  во
внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п  обязанности  гос-ств  сотрудничать  друг  с
другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6.  Пр-п  суверенного
равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому  пр-
пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt  servanda);  8.
Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной  целостности  гос-ств;
10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.



24. Окончание войны и его правовые последствия
Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на  основе
взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта.  Виды:  местное  и
общее.  Местное  перемирие  -   цель   приостановить   воен.действия   между
отдельными  частями  и  подразделениями  на  ограниченном  участке   военных
действий; направлено на решение частных задач (подбор  раненных,  погребение
мертвых,  эвакуация  из  осажденного  района  лиц  из   числа   гражданского
населения,  посылка  парламентеров  и  т.д.).  В  случае  общего   перемирия
воен.действия приостанавливаются на всем участке  театра  военных  действий;
общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если  стороны  в
конфликте формально  не  заявили  о  наличии  состояния  войны  между  ними)
способно не только приостановить  военные  действия,  но  и  привести  к  их
прекращению.Специфической формой приостановления военных  действий  является
выполнение   участвующими   в   конфликте   государствами   решения   Совета
Безопасности ООН (на основании  ст.  40  Устава  ООН  “о  временных  мерах”,
которые могут включать,  в  частности,  прекращение  огня,  отвод  войск  на
заранее   занятые   позиции,   освобождение   определенной   территории    и
т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и  обычаях  сухопутной  войны
1907 года, всякое существенное нарушение  перемирия  одной  из  сторон  дает
право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае  возобновить
военные действия (ст. 40). Однако  нарушение  перемирия  отдельными  лицами,
действующими по собственному почину, дает только право  требовать  наказания
виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились  (ст.
41).Капитуляция – это  прекращение  сопротивления  вооруженных  сил  или  их
части. Виды: почетная (капитуляция по  договоренности  сторон,  при  которой
капит-щая  сторона  может  покинуть  свои  позиции);  простая   (прекращение
воен.действий  на  отдельном  участке);  общая  (общее  прекращение   боевых
действий, признание поражения с возможностью наложения  полит.  и  матер-ной
ответ-сти,  разоружение);  безоговорочная  (повсеместно  прекращение   воен.
действий, разоружение, сдача всех  вооруженных  сил  побежденного  гос-тва).
Как правило, при капитуляции  все  вооружение,  военное  имущество,  военные
корабли  и  самолеты  переходят  к  противнику.  Капитуляция  отличается  от
перемирия  тем,  что  капитулирующая  сторона  лишается   даже   формального
равенства   с   победителем.   Основным   международно-правовым    средством
прекращения состояния войны между  воюющими  сторонами  является  заключение
мирного  договора.  Подобные  договоры  охватывают  широкий  круг  вопросов,
касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в  связи
с прекращением войны и восстановлением  мира  между  воюющими.  Последствия:
(для воюющих  сторон)  прекращают  действовать  законы  и  обычаи  войны,  у
станавливаются мирные  отношения,  возобновляется  действие  межд.договоров,
вывод войск, репортация  гражданского  населения,  возврат  военно  пленных;
(для  нейтральных  гос-тв)  прекращается  состояние  нейтралитета  в  войне;
ликвидируется режим соблюдения зон  веденя  войны,  возврат  воен.техники  и
граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.



25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по  поручению  ГА  ООН
занимается кодификацией  с  1956  г.  Но  еще  не  закончила.  Международно-
правовая ответ-сть - это  юридическая  обязанность  субъекта-правонарушителя
ликвидировать  последствия  вреда,  нанесенного  другому   субъекту   МП   в
результате совершенного правонарушения МП. Виды:  Полит.  ответственность  –
за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся  в  несоблюдении
нормы права, считается международным  деликтом,  а  соответствующий  субъект
делинквентом.  Материальная  ответственность  –  за  нанесенный  ущерб   или
материальное     возмещение     предусмотрено     договором.     Объективная
ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений,  где  обязует  гос-
во,  спец  соглашениями,  возместить  ущерб,   возникший   при   правомерных
действиях.   Условия  возникновения  объективной  ответственности:  1.   М-П
норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее  ущерб  (землятресение  и
т.  д.);  3.  Связь  между  событием  и  ущербом.   Формы   реализации   М-П
ответственности: А. Политическая ответ-ность:  1.  Сатисфакция  –  публичное
извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные  действия;  3.  Реторсии
ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная  санкция  –  на
основании решения  СБ  ООН.  Б.  Материальная  отв-ность:  1.  Реституция  –
восстановление  мат.  положения;  2.  Репарация  –  мат.   компенсация;   3.
Субституция – передача  объектов,  равнозначных  утраченным.  Контребуция  –
возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.



26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК)  является
одним из принцыпов МГП – это система  М-П  принципов  и  норм,  регулирующих
отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств  и  методов
ведения  войны,  защиты  ее  жертв  и  установлевающих  ответственность   за
нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК;  орнаничение
воюющих  в  выборе  методов  и  средств;  охрана  гражданских   объектов   и
культурных  ценностей;  Защита  интересов  нетральных  гос-ств.  Нормами  МП
являются  4  (четыре)  Женевских  Конвенций   1946  г.    и   дополнительные
протоколы I и II 1977 г. Направлено на  категории  лиц:  раненным,  больным,
лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и  гражданскому  населению.
МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам.  Обеспечивать  правовой
режим  военнопленных.  Только  комбатанты  –  могут  стать   военнопленными,
Некомбатанты  такими  не  являются.  Гражданское   население   –   лица   не
предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия.  Если  существует
сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.



27.   Ответственность   за   преступления   М-П   характера    Международные
преступления – это тягчающие международно-противоправные  деяния  (для  гос-
ств также  невыполнение  обязательств),  которые  нарушают  основополагающие
нормы  МП,  имеющие  жизненно  важное  значение   для  всего  международного
сообщества, и угражают  международному  миру  и  безопасности.  Преступления
относящиеся  к  данной  категории:   преступления   против   мира,   военные
преступления и преступления против  человечности  (Нюрнберге  1945  и  Токио
1946 гг.). Квалификацию преступления против  человечности  получили  геноцид
(Конференции о предупреждении преступления  геноцида  и  наказания  за  него
1948 г.), расизм и рассовая  дискриминация  (М/н  конференция  о  ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид  (М/н  Конвенция  пресечении
преступления апартеида  и  наказании  за  него  1973),  применение  ядерного
оружия (Декларация ГА ООН 1961 о  запрещении  применения  ядерного  оружия),
колониализм (Декларация  ООН  о  предоставлении  независимости  колониальным
странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала  проект  кодекса
преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В  1997
г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде  включены  преступления:
агрессия,  угроза  агрессии,  вмешательство  во  внутренние   дела   гос-ва,
геноцид,   апартеид,   систематические    и    массовые    нарушения    прав
человека,исключительно   серьезные   военные   преступления,   международный
терроризм, м/н оборот наркотиков,  серьезный  ущерб  окружающей  среде.  М/н
ответственность физических лиц – при преступлениях,  совершаемые  отдельными
лицами или группами  лиц  не  от  имени  гос-ва,  но  имеющие  международные
последствия. считаются преступлениями  международного  характера.  Судят  по
нац-ному законодательству (Гаага - Нидерланды).  Ответственность  гос-ва   -
ограничение   его   юрисдикции   в   отношении   собственных    граждан    –
непосредственных участников совершения  м/н  престепления.  Их  судят  суды.
Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.



28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК)  Средства  ведения
войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для  уничтожения
живой силы  и  военной  техники  противника;  методы  ведения  войны  —  это
различные способы использования средств ведения  войны  в  указанных  целях.
Цель средств и методов ведения боевых действий одна  —  “ослабление  военных
сил неприятеля; для  достижения  этой  цели  достаточно  выводить  из  строя
наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация  1868  г.).  В  ст.  22
Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается –  воюющие
не  пользуются  неограниченным  правом  в  выборе  средств  нанесения  вреда
неприятелю.  Запрещенные  методы:  1.  предательское  убийство  или  ранение
неприятеля; 2. Нападение на вышедших из  строя;  3.  взятие  заложников;  4.
Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить  в  силах
неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7.  использование  не  по
назначению отличительные  национальные  и  международные  защитные  эмблемы.
Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания  своим  поражающими
свойствами:  1.  взрывчатые  и  зажигательные,  легко  разварачивающиеся   и
сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими  или  вредоносными  газами;  3.
ядовитые,  удушающие  газы;  4.  бактериологическое  оружие;   5.   средства
воздействия  на  природу  (долгосрочные,  широкие  поледствия).  Запрещается
использование обычного вооружения с неизбирательным  действием.  В  1993  г.
Удолось запретить применение хим. оружия.  В Оттаве подписана  130  гос-вами
Ковенция  нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд  о
правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел  к  выводу,  что
нет  м/н  норм  запрещающих   использование   ядерного   оружия,   но   есть
ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм  МГП,
из-за поражающего фактора.



29. Международный договор – источник международного права
Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская  конвенция  1986  г.
«О праве дог-ров между гос-вами и  м/н  орг.».  М/н  договор  –  заключенный
между субъектами МПв письменной форме, не  зависимо  от  того,  содержет  ли
такое соглашение в одном или более связанных между собой  док-тах,  а  также
независимо от конкретного наименования. Договор может также  быть  и  усным.
Классифицируются по кругу  участников  и  объекту.  По  кругу  участников  –
двусторонние  и  многосторонние   (универсальные   и   ограниченным   числом
участников). По  объекту:  по  политическим,  экономическим,  экологическим,
правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые  договора
– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра.  Участие  в  таких  договорах
третьих  гос-ств  предполагает  согласие  участников.  Открытые  договора  –
Венская Конвенция о  правопреемственности  гос-ва  1983  г.  Закон  РФ  «  О
международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые  от:
1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти  договора
являются договорами России, и  в  независимости  какое  ведомство  подписало
договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в  целом.  Форма  МД:
1. письменный договор; 2. устный -  джентельменское  соглашение.  Структура:
1. Преамбула – формируется цель договора и толкование  дог-ра;  2.  Основная
часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны  в  разделы  (конвенция
ООН по морскому праву 1982 г.), главы  (устав  ООН),  или  части  (Чикагскоя
конвенция международной гражданской  авиации  1944  г.);  3.  Заключительная
часть – условия  вступления  или  прекрощения  договора,  язык;  4.  Подписи
сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно  договор,
хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. –  не  имеет
юридического значения, поскольку понятие «договор»  является  родовым.  Язык
договора определяется  сторонами,  обычно  используется  третьий  нетральный
язык, который используется для толкования договора.



30. Участники вооруженных конфликтов
В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы  I и II  к  Женевской
Конвенции «О защите жертв войны» от  1949  г.  Впервые  было  сформулировано
понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1.  военной  организацией,  под
командованием  лица,  ответственным  за  поведение  своих  подчиненных;   2.
Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП.  УВК
делятся на  комбатантов  –  сражающихся  и  некомбатантов  -  несражающихся.
Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют  отличительные
знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К  некомбатантам
относятся мед. и духовный  персонал.  Комбатант  может  использовать  высшую
меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при  самообороне.
На  комбатантов  распространяется  режим  военнопленных.   Некомбатанты   не
являются военнопленными и при  пленении  могут  оказывать  мед.  и  духовную
помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики  ВМФ;
экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные.  Комбатанты  воздушной
войны –  летчики  военных  самолетов.  Некомбатантами  –  экипаж  санитарных
самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге  1923  о
воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка  с  воздуха.
Должны максимально оберегаться гражданские,  культурные  здания,  госпиталя.
Для этого дожны  обозначены  спец  знаками,  чтобы  были  видны  с  воздуха.
Военный  разведчик  –  это  лицо,  собирающий  сведения  в  районе  действия
противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется  режим
военнопленного.  Наемник   не   является   участником   ВК,   на   него   не
распространяется  режим  военнопленного  и  с  точки  зрения   МП   являются
уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2.  фактически
принимающий  участие;  3.  Его  цель  получение  выгоды;  4.  не  являющийся
гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6.  Не
направлено гос-вом для выполнения официальных  обязанностей.  Военный  шпион
(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным  образом
или под ложными  предлогами,  собирает  или  старается  собрать  сведения  в
районе действия одного из воюющих  с  намерением  сообщить  такое  противной
стороне. Не имеет статус военнопленного.



31.  Заключение  Международного  Договора:  принятие  согласованного  текста
договора и установление его аутентичности  Стадии  заключения  договора:  1.
подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление  аутентичноститекстов;
3.  выражение  соглания  сторон  по  обязательствам   договора.   Заключению
договора    предшествует    договорная    инициатива.    Полномоченные     и
уполномоченные.  Законодательством  гос-ва  и   правилами   м/н   оганизации
определяется какие органы могут от их  имени  заключать  договора.  А  этими
органами уполномочиваются лица для подписания.  Подготовка  текста  договора
осуществляется  путем  переговоров  через  дипломатические  каналы,  на  м/н
конференциях и в м/н  организациях.  В  ООН  действуе  Комиссия  МП  которая
подготавливает проекты М/Н  норм.  Принятие  текста  договора  имеет  разные
формы  - подписание текста или парафирование. В  м/н  организациях  принятие
происходит  путем  голосования  2/3  голосов  если  не  предусмотрено  иное.
Установление аутентичности текста договора  –  означает,  что  данный  текст
является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит  изменению,
согласно  ст.  10  Венской  Конвенции  1969  и  1986  гг.,  путем  условного
подписания (ad referundum), парафирование  илизаключение  акта  конференции,
где содержитсяданный текст.



32.  Правовое  регулирование   вооруженных   конфликтов   международного   и
немеждународного характера.
Право  вооруженных  конфликтов  (ПВК)  —   совокупность  норм  и  принципов,
применяемых во время  войны,  международных  и  немеждународных  вооруженных
конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение  некоторых  средств  и
методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих  права  индивида  в  ходе
этой  борьбы   и   устанавливающих   международно-правовую   ответственность
государств и уголовную  ответственность  физических  лиц  за  их  нарушение.
Предметом  –  отношения   между   воюющими   сторонами   во   время   войны,
международного   вооруженного    конфликта    и    вооруженного    конфликта
немеждународного характера. Война — это  организованная  вооруженная  борьба
между  независимыми  суверенными  государствами.  Международный  вооруженный
конфликт – вооруженное столкновение между двумя или  несколькими  сторонами,
обладающими   международной   правосубъектностью,    а     именно,     между
вооруженными   силами:    а)   суверенных   государств;    б)   национально-
освободительного движения и метрополии; в) восставшей или  воюющей  стороной
(признанной  в  этом  качестве)  и  вооруженными   силами   соответствующего
государства. Вооруженные конфликты немеждународного характера –  вооруженные
конфликты, которые происходят на территории какого-либо  одного  государства
между  его  вооруженными  силами  и  антиправительственными  организованными
вооруженными группами, которые, находясь  под  ответственным  командованием,
осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет  им
осуществлять  непрерывные  и  согласованные  военные  действия.   Внутренние
беспорядки — это такая ситуация, когда в  условиях  отсутствия  вооруженного
конфликта государство применяет силу в целях сохранения  или  восстановления
правопорядка и законности. Внутренняя напряженность —  это  такая  ситуация,
когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков, государство прибегает  к
превентивному применению  силы  в  целях  сохранения  спокойствия  (мира)  и
законности.  Основными  субъектами  права  вооруженных  конфликтов  являются
суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость  народы  и
нации, некоторые международные межправительственные организации (типа  ООН).



33.Заключение  Международного  Договора:  вырожение   согласия   гос-ва   на
обязанность для него договора После  подписания  договора,  гос-во  выражает
согласиена  обязанность  для  данного  договора,  которое  может  вырожаться
подписание,  обмен  документами,  образующие   договор,   ратификация,   акт
официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение,  присоединение
к договору, что указанно  в  ст.  11  Венской  Конвенции  1969  и  1986  гг.
Подписание  -  осуществляется  в  порядке  альтернативы  –  каждый  в  своем
экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969  и
1986  гг.  указывает,  что   если   подписание   предшествует   ратификация,
утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции  должны  воздержаться  от
действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация  –  один
из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим  органом
гос  власти  –  парламентом  либо  главой  гос-ва.  В  Конвенции   1969   г.
указывается, что  те  договора  ратифицируются,  о  которых  гос-ва  заранее
договорилось. Утверждение, принятие одобрение  –  также  являются  способами
выражения   согласия.   Приминяются   если   так   условились   стороны    и
осуществляется  тем  гос.  органом  от  имени  которого  заключен   договор.
Присоединение –  го-во  не  участвовало,  а  позднее  присоединилось.  Может
осуществляться в форме ратификации,  утверждения,  принятия  или  одобрения,
что определено в данном договоре или нац. законодательстве.  Также  возможно
выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами)  образующие
договор.



34.Театр Военных действий  пространственные  пределы,  дге  ведутся  военные
действия, сухопутная, воздушная и морская территория. ТВД не может  проходит
по  территории   нетральных   государств   и   нетрализованных   территориях
(архипелаг Шпицберген  –  Норвегия  договор  1920  г.).  Также  должна  быть
исключена определенная часть территории воюющего государства как  нетральная
зона,для санитарных образований,  согласно  МГП.  МП  также  предусматривает
другие  изъятия  из  ТВД:  1.  Международные  каналы  (Суэцкий  –  Конвенция
Константинуполь 1888 г.); 2.  Центры  сосредоточения  культурных  ценностей,
имеющее очень большое культурное значение  (ст.  8  Гаагская  Конвенция)  3.
Гражданские мирные объекты. Иногда в МП территории  обявлялись  одновременно
и нетрализованными и  демилитаризованными  –  Антакктика,  Луна.  Безядерные
территории могут быть театром военных действий, но  не  могут  быть  театром
ядерной войны.



35.  Оговорки  к  международным  договорам  В  ст.   2   Венской   конвенции
говориться, что оговорки это односторонние  заявления,  сделанные  субъектом
МП  в  любой  формулировке  и  под  любым  наименованием   при   подписании,
ратификации,  подтверждения,   принятии   утверждении   или   присоединении,
посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить  юридическое
действие определенных положений договора в их применении  к  данному  гос-ву
или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы  с
объектои  или  целью  договора.  Оговорка,  возражение  против  оговорки   и
согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во  имеет право  в  будующем
отказаться  от  оговорки.  Ратификация  –  акт  официального  подтверждения.
Депозитарий – хранитель подлинного текста  договора,  то  есть  аутентичного
текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств  или  м/н  орг.  или
главное должностное лицо этой орг-ции.  Регистрация  –  устав  ООН  ст.  102
указывает,  что  договора  должны  быть  зарегистрированы  при   первой   же
возможности, гос-во  не  может  ссылаться  на  нерегистрированные  договора.
Может регистрировать только одна сторона, направляя  договор  в  Секритариат
ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат  ООН
публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший  в  силу
с   участие   РФ   обязательно   должен   быть   опубликовать   в   Собрании
законодательства РФ.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru