Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни

Работа из раздела: «Медицина»
                                  АННОТАЦИЯ

       В  данной  работе  освещена  тема  «Сестринский  процесс  в   работе
участковых медсестер при язвенной болезни».
       Работа состоит из трех глав и заключения.
       Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи.
       В первой главе дается клиническая  характеристика  язвенной  болезни
желудка и двенадцатиперстной кишки.
       Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как  новый  вид
деятельности сестринского персонала и о  влиянии  сестринского  процесса  на
качество жизни пациентов.
       В третьей главе  представлена  характеристика  обследуемых  больных,
описываются  методы  их  исследования  и  выводы,  полученные  в  результате
работы. Также  рассматривается  роль  медицинских  сестер  в  восстановлении
нарушенных потребностей у больных язвенной болезнью.
       В заключении сформулированы практические рекомендации.



                                  ВВЕДЕНИЕ


                                     «В кругу  жертв  язвенной  болезни  все
                                  чаще  оказываются  люди  молодые,  и  даже
                                  подростки.   Результаты   профилактики   и
                                  лечения этого недуга не  удовлетворяют  ни
                                  врачей,  ни   больных.   Социальная   цена
                                  заболевания  все   еще   слишком   высока.
                                  Естественно   поэтому   изучение    причин
                                  болезни    и    ее    обострений,    путей
                                  предупреждения,  поиски  методов   лечения
                                  больных относятся к числу актуальных задач
                                  и не только медицинской науки.»

                                                                Е.И.Зайцева.

       Актуальность темы заключается в том, что среди  заболеваний  органов
пищеварения  язвенная  болезнь   занимает   ведущее   место.   В   структуре
госпитализированных   гастроэнтерологических   больных,   а   также    часто
пользующихся  листком  нетрудоспособности,  преобладают   больные   язвенной
болезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология  становится  не
только медицинской, но и важнейшей социальной проблемой.
       Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии –  важнейшая
задача клинической медицины.  Согласно  данным  различных  авторов,  частота
рецидивов заболевания достигает 40-90%. Это,  несомненно,  связано  также  с
тем, что диагностике и  рациональному  лечению  данной  патологии  в  период
ремиссии  уделяется недостаточно внимания.
       Многие люди не знают  факторов  риска  язвенной  болезни,  не  могут
распознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не  обращаются
вовремя за медицинской помощью,  не  могут  избежать  осложнений,  не  умеют
оказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении.
       Внедрение сестринского процесса в  деятельность  медицинских  сестер
амбулаторно-поликлинических учреждений  диктуется  необходимостью  повышения
уровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с  современными
требованиями.
       Язвенная болезнь – самое частое и  распространенное  заболевание,  с
которым  сталкиваются  участковые   врачи   и   медицинские   сестры   нашей
поликлиники в повседневной работе.
       Язвенная  болезнь  занимает  не  последнее  место  по   обращаемости
пациентов в поликлинику.
       Язвенная  болезнь  желудка  и  двенадцатиперстной  кишки  доставляет
страдания многим больным,  поэтому  считаю,  что  участковые  медсестры  под
руководством  участкового  терапевта  могут  и  должны   проводить   широкие
профилактические мероприятия по предупреждению  и  снижению  заболеваемости,
диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
       МППУ «Поликлиника №2» обслуживает  население  микрорайонов  Поповка-
Киселевка в количестве 62 830 человек.
       Территориально  население  поделено  на  32  участка,  в  том  числе
приписной участок.
       Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения
1934 человека. Одним из аспектов моей  работы,  как  участковой  медицинской
сестры,  являются  профилактические  мероприятия,  целью  которых   является
сохранение и укрепление здоровья населения.
       Работа по диспансеризации – один из видов  профилактической  работы.
Ее  цель  –  оздоровление  населения,  снижение  заболеваемости,  увеличение
продолжительности жизни.
       Всего диспансерная группа составляет 189 человек.
       Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе  язвенной
болезнью – 29 человек. Из этого  следует,  что  39%  заболеваний  среди  «Д»
группы составляют  заболевания  системы  пищеварения,  и  на  долю  язвенной
болезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения.



                  СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

                        на участке №30 поликлиники №2

          Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2.
       [pic]


    Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники
                                     №2.
                                    [pic]
       Учитывая все  вышеизложенное,  считаю,  что  данная  проблема  имеет
большое социальное и экономическое значение.
       Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела,
может и должен быть использован участковыми медицинскими  сестрами  в  своей
трудовой   деятельности   для   своевременного   выявления   и    устранения
фактического  риска  язвенной  болезни,   что   позволит   снизить   уровень
заболеваемости  и  уменьшить  количество  осложнений,  а,  значит   повысить
качество жизни пациентов.
       Настоящая работа имеет  своей  целью  изучить  проблемы  пациента  с
язвенной   болезнью   и   определить   основные   направления   деятельности
медицинских сестер в амбулаторных условиях.

       Задачи:
        - изучить современную литературу по язвенной болезни;
        - исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке;
        -  обосновать  необходимость  профилактики   язвенной   болезни   на
          амбулаторно-поликлиническом этапе;
        - выявит проблемы пациента посредством анкетирования;
        - разработать рекомендации  для  участковых  медицинских  сестер  по
          профилактике язвенной болезни;
        - разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.
Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2.



                                   ГЛАВА 1


                   ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ

                              ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
       Профилактика и лечение болезней в современном обществе  представляет
собой   комплекс   социально-экономических   и   медицинских    мероприятий,
направленных на сохранение  и  укрепление  здоровья  людей  путем  повышения
компенсаторно-адаптационных  способностей  организма,  устранения  причин  и
условий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес  к  проблеме
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной  кишки  обусловлен  не  только
широким  распространением  данной  патологии  органов  пищеварения,   но   и
отсутствием  достаточно  надежных  методов  лечения,  сводящих  к   минимуму
возможного рецидива заболевания.
       Статистика   свидетельствует,   что   язвенная   болезнь   -   самое
распространенное  заболевание  органов   пищеварения   и   среди   взрослого
населения  составляет  в  среднем  7-10%.  Язвы   двенадцатиперстной   кишки
встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных  с  дуоденальными
язвами мужчины  значительно  преобладают  над  женщинами,  тогда  как  среди
пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается  примерно
одинаковым.
       Заболевают в основном люди трудоспособного возраста.
       По данным медицинской статистики половина взрослого населения страны
страдает гастритами и язвенной болезнью.  Ежегодно  от  осложнений  язвенной
болезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000  человек.
       При  неправильном  поведении  (курение,  злоупотребление  алкоголем,
пренебрежительное отношение к режиму  питания)  язвенная  болезнь  протекает
тяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности.
       Язвенная болезнь – хронически  рецидивное  заболевание,  склонное  к
прогрессированию с  вовлечением  в  патологический  процесс  других  органов
системы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного.


                                КЛАССИФИКАЦИЯ

       Общепринятой классификации язвенной болезни не существует.  С  точки
зрения  нозологической   обособленности   различают   язвенную   болезнь   и
симптоматические  гастродуоденальные  язвы,  а   также   язвенную   болезнь,
ассоциированную и не ассоциированную с НР.
       В зависимости от локализации выделяют:
           . Язвы желудка;
           . Язвы двенадцатиперстной кишки;
           . Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
       По числу язвенных поражений различают:
           . Одиночные язвы;
           . Множественные язвы.
       В зависимости от размеров язвенного дефекта:
           . Язвы малых размеров;
           . Язвы средних размеров;
           . Большие язвы;
           . Гигантские язвы.
       Способствуют развитию болезни и ее обострению:
               1. длительное  и  часто  повторяющееся  нервно-эмоциональное
                  перенапряжение (стресс);
               2. генетическая предрасположенность,  в  том  числе  стойкое
                  повышение кислотности желудочного  сока  конституционного
                  характера;
               3. предъязвенное состояние: наличие  хронического  гастрита,
                  дуоденита,    функциональных    нарушений    желудка    и
                  двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;
               4. нарушение режима питания;
               5. курение;
               6.  употребление  крепких  алкогольных  напитков,  некоторых
                  медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).
       За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на
природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori  (Н.Р.),
которая в настоящее время считается  возбудителем  хронического  гастрита  и
принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка.
       Эпидемиологические  данные  свидетельствуют  о  том,  что  100%  язв
двенадцатиперстной кишки и более 80%  язв  желудка  связаны  с  присутствием
Н.Р.
       К местным  механизмам  язвообразования  относят  снижение  защитного
слизистого  барьера,  замедление  и  нерегулярность  эвакуации   содержимого
желудка.
       При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе,  тошнота
и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка  и  двенадцатиперстной  кишки
сопровождается  нарушением работы печени, желчного  пузыря  и  поджелудочной
железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника,  что  выражается
учащением или задержкой стула.
       Наряду с этим, обострение язвенной  болезни  нередко  сопровождается
похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством  распирания  и
быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи.
       Следует считаться также и  с  возможностью  бессимптномного  течения
язвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может  достигать
30%.
       К осложнениям язвенной болезни относятся:
           . кровотечение;
           . перфорация и пенетрация язвы;
           . развитие перивисцерита (спаечного процесса);
           . формирование рубцово-язвенного стеноза привратника;
           . малигнизация язвы.


                                   ГЛАВА 2

                       ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
       В связи с внедрением в здравоохранении России семейной  и  страховой
медицины, новой  концепции  развития  здравоохранения,  предусматривающей  в
частности  перераспределение   части   объемов   помощи   и   дорогостоящего
стационарного сектора в  амбулаторный,  первичная  медико-санитарная  помощь
становится основным  звеном  при  оказании  населению   медицинской  помощи.
Особая роль сестринского персонала в  оказании  первичной  медико-санитарной
помощи  с  акцентом  на  профильную   работу   заключается   в   пользовании
современных  технологий  профилактики,   в   том   числе   по   формированию
медицинской активности населения.
       Возрастает роль  сестринского  персонала  в  санитарном  просвещении
населения по таким  его важнейшим направлениям, как  формирование  здорового
образа жизни, профилактика заболеваний.
       Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми
и важнейшей задачей медицинских  сестер  являлось  «поддержание  у  человека
такого состояния, при которой болезнь не наступает»,  то  есть  впервые  был
сделан акцент на необходимость участия  медицинских  сестер  в  профилактике
заболеваний и сохранении общественного здоровья.
       В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача  медицинских  сестер  в
процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми,  заключается  в
том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья  и  помочь
ему в осуществлении тех действий по укреплению  и  восстановлению  здоровья,
которое он мог бы выполнить сам, если бы  имел  для  этого  достаточно  сил,
воли и знаний».
       Следовательно,  медицинская  сестра  должна  хорошо  знать  и  уметь
применять  сестринский  процесс,  как  научно-обоснованный   метод   решения
проблем пациента.
       Для осуществления сестринского процесса  медицинская  сестра  должна
обладать   необходимым   уровнем   теоретических   знаний,   иметь    навыки
профессионального  общения  и  обучения  пациентов,  выполнять   сестринские
манипуляции, используя современные технологии.
       Сестринский  процесс  –  научный  метод  организации  и   исполнения
системного  ухода   за   пациентами,   ориентированный   на   удовлетворение
потребностей человека, связанных со здоровьем.
       Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом  и  (или)
его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из  них  пациент  и
не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.
       Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить  или
свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.
       Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
          1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
          2. сестринская диагностика (определение потребностей);
          3. определение целей и планирование ухода;
          4. реализация плана ухода;
          5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.
       Все этапы в обязательном порядке  регистрируются  в  документации  к
осуществлению сестринского процесса.
       I этап – сестринское обследование. Сестра должна  ясно  представлять
своеобразие каждого  своего  пациента  для  того,  чтобы  реализовать  такое
требование к профессиональному уходу, как  индивидуальность  предоставляемой
сестринской помощи.
       Учитывая   реалии   российского    практического    здравоохранения,
предлагается осуществлять сестринскую помощь  в  рамках  10  фундаментальных
потребностей человека (см. приложение 1).
       Любое  заболевание,  в   том  числе  язвенная  болезнь,  приводит  к
нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что  вызывает  у
пациента ощущение дискомфорта.
       Так как конечная цель работы медицинской сестры  –  это  комфорт  ее
пациентов,   она   обязана   выяснить,   пользуясь   специальной   методикой
сестринского  обследования,  нарушение  удовлетворения  каких   потребностей
служит причиной дискомфорта.
       Для этого она  расспрашивает  пациента,  производит  его  физическое
обследование по органам  и  системам,  изучает  его  образ  жизни,  выявляет
факторы  риска  по  данному  заболеванию,  знакомится  с  историей  болезни,
беседует с врачами  и  родственниками,  изучает  медицинскую  и  специальную
литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.
       Тщательно проанализировав  всю  собранную   информацию,  медицинская
сестра  приступает  ко  II  этапу  –  сестринской  диагностике.  Сестринская
диагностика всегда отражает  дефицит  самоухода,  имеющийся  у  пациента,  и
направлен на его размещение и  преодоление.  Сестринская  диагностика  может
изменяться ежедневно и даже в течение  дня  по  мере  того,  как  изменяются
реакции   организма   на   болезнь.   Сестринские   диагнозы   могут    быть
физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие  и
потенциальные.
       В конце второго этапа  медицинская  сестра  определяет  приоритетные
проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее  важно  в  настоящий
момент.
       На  III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план
сестринских  вмешательств.  При  составлении  плана   ухода   сестра   может
руководствоваться стандартами сестринской практики,  в  которых  перечислены
мероприятия,  обеспечивающие  качественную  сестринскую  помощь  по   данной
сестринской проблеме.
       В конце третьего этапа сестра в обязательном  порядке  согласовывает
свои действия с пациентом и его семьей и записывает  в  сестринскую  историю
болезни.
       Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно
сестра выполняет  все  сама,  часть  работы  она  поручает  другим  лицам  –
младшему медицинскому персоналу,  родственникам,  самому  пациенту.  Однако,
ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
       Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
          1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по
             назначению врача;
          2. Независимое вмешательство  –  действие  медицинской  сестры  по
             собственному   усмотрению,   то   есть   помощь   пациенту    в
             самообслуживании,   наблюдение   за   пациентом,   советы    по
             организации досуга и т.д.
          3. Взаимозависимое вмешательство  –  сотрудничество  с  врачами  и
             другими специалистами.
       Задача  V  этапа   –   определение   результативности   сестринского
вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
       Оценка  осуществляется  сестрой  непрерывно,   индивидуально.   Если
проблема  решена,  сестра  должна  обоснованно  удостоверить  в  сестринской
истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует  выяснить  причины
неудачи и внести необходимую корректировку  в  план  сестринской  помощи.  В
поисках ошибки необходимо еще раз  поэтапно  проанализировать  все  действия
сестры.
       Таким образом, сестринский процесс  –  необычайно  гибкий,  живой  и
динамичный  процесс,  обеспечивающий  постоянный  поиск  ошибок  в  уходе  и
систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
       Сестринский   процесс   применим   в   любой   области   сестринской
деятельности, в том числе и в профилактической работе.

                                   ГЛАВА 3
     СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
       Работа медицинских сестер на участке заключается в  оказании  помощи
конкретным людям, семьям и группам людей  в  определении  и  достижении  ими
физического,  умственного  и  социального  здоровья  в  условиях  окружающей
среды, в которой они живут и работают. Это  требует  от  медицинских  сестер
определенных функций, способствующих укреплению  и  сохранению  здоровья,  а
также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры  включает  в
себя планирование  и  осуществление  ухода  в  период  болезни  и  в  период
реабилитации, воздействуя не только на физические, но и  на  психологические
и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
       Медицинская  сестра  привлекает  пациента,  членов   его   семьи   к
самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость.  Участие
медицинской   сестры   в   профилактической,    лечкбно-диагностической    и
реабилитационной  помощи  не  только  в  условиях  поликлиники,  но  и   что
чрезвычайно важно, на  дому  у  пациентов,  позволяют  обеспечивать  большую
доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.
       Язвенная болезнь  –  это  хроническое  заболевание,  которое  длится
месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая  вновь.  Чаще  улучшение  бывает
зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает  людей  в
наиболее активном, творческом  возрасте,  часто  обусловливая  временную,  а
порой  и  стойкую  нетрудоспособность.  Поэтому,  грамотная  систематическая
работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и  лечении  язвенной
болезни.
       Сестре очень  важно  знать  психологию  пациента,  его  окружение  –
родственников, семью, так как медицинская  сестра  является  гостем  в  доме
пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.
       Знание  факторов  риска   язвенной   болезни   позволяет   проводить
профилактику этого заболевания,  сократить  частоту  обострений.  У  каждого
человека свое представление о  здоровье  и  болезни,  и  медицинская  сестра
должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание  пациентом
всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его  отношения  к
собственному  здоровью  может  быть  целью  сестринского   вмешательства   в
профилактике язвенной болезни.
       Для исследования были  взяты  пациенты,  состоящие  на  диспансерном
учете   по   поводу   язвенной   болезни.   Всем    пациентам    проводилось
общеклиническое обследование, которое включало сбор  анамнестических  данных
и данных физического исследования.
       Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование
с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста  Шмишека.
Все  тестовые  вопросы  анкет  по  «качеству  жизни»  разделяют  на   группы
соответственно категориям, формирующим понятие  «общее  качество  жизни».  В
большинстве опросников таких категорий пять:
        - общее субъективное восприятие своего здоровья;
        - психическое состояние;
        - физическое состояние;
        - социальное функционирование;
        - ролевое функционирование.
       Проанализировав полученные результаты, можно сделать  вывод,  что  у
больных язвенной  болезнью  происходит  снижение  всех  категорий  «качества
жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния,  ролевого
функционирования и особенно физического состояния.
       1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
        - боль (100%);
        - изжога (90%);
        - тошнота (50%);
        - рвота (20%);
        - запор (80%).
       2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
        - дефицит знаний об особенностях питания и образа  жизни  при  своем
          заболевании (80%);
        - угнетенность, апатия пациентов, связанная  с  дефицитом  знаний  о
          заболевании (65%);
        - беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);
        - страх перед диагностическими исследованиями (50%).
       Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»
является объективным критерием в  течение  язвенного  процесса,  позволяющим
индивидуализировать лечение и уход.
       Чаще всего пациенты не имеют  реального  представления  о  состоянии
собственного здоровья, и медицинская  сестра  может  повлиять  на  пациента,
убедить его вести здоровый образ жизни,  избегать  факторов  риска,  которые
могут привести к болезни.
       Медицинская сестра уже во время первой  беседы  с  пациентом  должна
очертить круг проблем, обсудить и наметить план  дальнейшей  работы.  Задача
медицинской сестры – сделать  пациента  активным  борцом  за  поддержание  и
восстановление собственного здоровья. При этом действовать она  должна  так,
чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.
       Медицинская  сестра  выступает  в  роли   организатора  условий   по
поддержанию  и  восстановлению  здоровья  пациента,   его   консультанта   и
непосредственного  исполнителя  всего,  что  нужно  для   достижения   цели.
Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и  пациента  будет
зависеть от уровня взаимопонимания во всем.
       Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте,  при  этом
учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме,  формирует  совместно
с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни,  намечает  цели
и  сестринские  вмешательства.  Целью  сестринского  вмешательства  является
улучшение самочувствие пациента.
       На   I   этапе   сестринского   процесса   проводится    сестринское
обследование  пациента.  Для  организации  и   осуществления   качественного
индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.
       При сборе информации  необходимо  использовать  следующие  источники
данных:
        - распрос пациента;
        - распрос членов семьи и окружающих;
        - ознакомление с амбулаторной картой пациента;
        - физическое обследование пациента.
       Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10
основных жизненно  важных  потребностей,  так  как  цель  ухода  –  создание
условий для удовлетворения этих потребностей.
       Чаще  всего  пациенты,  страдающие  язвенной  болезнью,  предъявляют
следующие жалобы:
        - боль в животе,
        - тошнота,
        - рвота,
        - изжога,
        - отрыжка,
        - запоры спастического характера,
        - нарушение сна,
        - повышенная раздражительность.
       Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:
          1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
          2.  Наличие   хронических   заболеваний   (хронический   гастрит,
             дуоденит);
          3. Данные об  окружающей  среде  (стрессовые  ситуации,  характер
             работы пациента);
          4.  Наличие  вредных  привычек  (курение,  употребление   крепких
             алкогольных напитков);
          5.     Употребление     некоторых     медикаментозных     средств
             (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);
          6. Данные о питании пациента (неправильное питание).
        На втором  этапе  сестринского  процесса  осуществляется  постановка
сестринских  диагнозов.  Цель  диагностики  –  уловить   все   настоящие   и
потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.
        Анализируя полученную  информацию  о  пациенте,  медицинская  сестра
выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.
        У пациента с язвенной болезнью отмечаются  нарушения  удовлетворения
потребностей:
        - в адекватном питании;
        - в физиологических отправлениях;
        - в нормальном сне;
        - в поддержании личной гигиены;
        - в безопасности.
       Затем медицинская  сестра  определяет  проблемы  пациента.  Наиболее
частыми являются:
        - дефицит знаний об особенностях питания  (злоупотребление  соленой,
          острой пищей, нарушение режима питания);
        - неправильное чередование труда и отдыха;
        - чрезмерное употребление алкоголя;
        - курение (20 сигарет в день);
        - неумение преодолевать стресс;
        - незнание факторов риска язвенной болезни;
        - непонимание необходимости изменить образ жизни;
        - беспокойство по поводу исхода заболевания;
        - незнание осложнений язвенной болезни;
        - дефицит знаний о язвенной болезни;
        - непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.
       На  III  этапе  сестра   приступает   к   планированию   сестринской
деятельности.   Медицинская   сестра   разрабатывает   индивидуальный   план
сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с  пациентом  ситуации  и
возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать  очень
важный  момент:  пациент  имеет  право   согласиться   или   отказаться   от
предлагаемого ухода  после  получения  необходимой  информации.  Значит,  он
должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с  ним  будут
делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать  на
это согласие. Желательно,  чтобы  согласие  пациента  было  зафиксировано  в
сестринском документе.
       Сестра решает все проблемы, которые ставит,  и  с  которыми  пациент
согласен, в порядке их  значимости,  начиная  с  самых  важных  и  далее  по
порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.
       4 этап – реализация сестринских вмешательств.
       На данном  этапе  медицинская  сестра  обучает  пациента,  постоянно
вдохновляет, ободряет и успокаивает  его.  По  мере  того,  как  выполняются
сестринские вмешательства, все свои  действия  по  решению  данной  проблемы
медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.
       На пятом этапе сестринского процесса  медицинская  сестра  оценивает
эффективность сестринского вмешательства и степень  достижения  поставленной
цели и при необходимости производит корректировку.
       В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат  оценки:
он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором
состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В  концепции  развития
сестринского дела,  безусловно,  следовало  бы  предусмотреть  реорганизацию
труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться  передовыми
технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.
        В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского  процесса
в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:
        -  системный   подход   к   организации   сестринской   профилактики
          заболеваний;
        -  индивидуальный  подход  и  учет  всех   личностных   особенностей
          пациента;
        - активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении
          профилактики заболеваний;
        -   возможность   использования   стандартов   в    профессиональной
          деятельности медицинской сестры;
        - эффективное использование времени и ресурсов  медицинской  сестры,
          сосредотачиваемых на основной работе пациента;
        - повышение  компетентности,  независимости,  творческой  активности
          медицинской сестры;
        - универсальность метода.
       Именно  сестринский  процесс  может  обеспечить  дальнейший  рост  и
развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.
       Изучив современную  литературу  по  язвенной  болезни  и  исследовав
статистические данные, можно сделать  вывод,  что  у  пациентов  с  язвенной
болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.
       Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для  него
ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в  решении  проблем,
должна дать людям успокоение и надежду.
       Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой
в  своей  повседневной  работе,  разработала  рекомендации  для   участковых
медицинских  сестер  по  организации  сестринского  процесса  при   язвенной
болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3  ,
4).



                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1. Справочное  пособие  «Клиника,  классификация  и  этиопатогенетические
      принципы  противорецидивного  лечения  больных   язвенной   болезнью»,
      Смоленск, 1997г.
   2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33
   3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30
   4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3
   5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела»  под  общей
      редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.
   6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.



                                 ПРИЛОЖЕНИЯ



                                                               Приложение 1.


                    Фундаментальные потребности человека


   1. Нормальное дыхание.
   2. Адекватное питание и питье.
   3. Физиологические отправления.
   4. Движение.
   5. Сон.
   6. Личная гигиена и смена одежды.
   7. Поддержание нормальной температуры тела.
   8. Безопасность.
   9. Общение.
  10. Отдых и труд.



                                                               Приложение 2.
                Пример планирования сестринской деятельности.

       Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов

                            на здоровье пациента.
Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.
План:
 1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для  обсуждения  проблемы
с пациентом ежедневно.
2.Медицинская  сестра  проведет  беседу  с  родственниками  о  необходимости
психологической поддержки.
3.Медицинская  сестра  расскажет  пациенту  о  вредном   влиянии   алкоголя,
никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).
4.При наличии вредных привычек медицинская  сестра  продумает  и  обсудит  с
пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).
5.Медицинская  сестра  порекомендует  специальную  литературу  по   язвенной
болезни.
6.Медицинская  сестра  проведет  беседу  с  пациентом  и  родственниками   о
характере питания:
а)  принимать  пищу  5-6  раз  в  день,   небольшими   порциями,   тщательно
пережевывая;
б)  избегать  употребление  продуктов,  обладающих  выраженным  раздражающим
действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки  (острая,
соленая, жирная);
в) включить в рацион  белковые  продукты,  продукты,  богатые  витаминами  и
минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.
7.Медицинская   сестра   объяснит   пациенту   необходимость   диспансерного
наблюдения: 2 раза в год.
8.Медицинская сестра  познакомит  пациента  с  человеком,  адаптированным  к
факторам риска язвенной болезни.
                                                               Приложение 3.

                Пример планирования сестринской деятельности

              Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни
Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения  проблем  с
пациентом.
2.Медицинская сестра расскажет пациенту  о  признаках,  свидетельствующих  о
кровотечении (рвота,  падение  артериального  давления,  холодная  и  липкая
кожа, дегтеобразный стул,  беспокойность)  и  перфорации  (внезапная  резкая
боль в животе).
3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного  обращения  к
врачу.
4.Медицинская сестра обучит  пациента  необходимым  правилам  поведения  при
язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:
а) правила лекарственной терапии;
б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).
5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом  об  опасности  самолечения
(употребление соды).



                                                               Приложение 4.

    Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания

Рекомендуется готовить пищу на пару или варить.
Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в  теплом
виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.
Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.


|Рекомендуемые продукты                |Нерекомендуемые продукты              |
|Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с       |Ржаной хлеб, свежий, сдоба            |
|вчерашней выпечки, сухари             |                                      |
|Мясо нежирное (на пару, вареное)      |Жирные и жилистые сорта мяса          |
|                                      |(баранина, гусь, утка), в жареном,    |
|                                      |тушеном виде                          |
|Рыба нежирная (окунь, хек, треска,    |Жирная рыба (осетрина, лососина,      |
|лещ) в вареном и паровом виде         |семга), соленые, копченые, жареные,   |
|                                      |тушеные консервы                      |
|Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, |
|(2 яйца в день)                       |сырой яичный белок                    |
|Молоко цельное, сливки, однодневный   |Молочные продукты с высокой           |
|кефир, некислый творог, сметана,      |кислотностью, острые, соленые сыры    |
|неострый сыр тертый                   |                                      |
|Сливочное несоленое масло,            |Маргарин, жир, нерафинированное       |
|рафинированное растительное масло     |растительное масло                    |
|Крупы: манная, рис, гречневая,        |Пшено, перловка, ячмень, бобовые,     |
|овсяная. Каши полувязкие, макароны    |рассыпчатые каши, цельные макароны    |
|мелкорубленые отварные                |                                      |
|Картофель, морковь, свекла, цветная   |Белокочанная капуста, репа, щавель,   |
|капуста, сваренные и протертые        |лук, огурцы соленые, квашеные и       |
|                                      |маринованные овощи, грибы             |
|Спелые и сладкие ягоды и фрукты,      |Кислые, неспелые фрукты и ягоды,      |
|зефир, кисель                         |шоколад, халва, мороженое             |
|Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный    |
|фруктов и ягод, отварной шиповник     |кофе, соки кислых ягод и фруктов      |



                                 ОГЛАВЛЕНИЕ:

Аннотация………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о сущности и распространенности
язвенной болезни………………………………………………….7
Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10
Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем
при язвенной болезни……………………………………………14
Заключение……………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………27


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru