Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Реабилитация в педиатрии

Работа из раздела: «Медицина»


          Под  реабилитацией  принято  понимать  совокупность   медицинских,
социально-экономических и  иных  мероприятий,  направленных  на  максимально
быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его  эффективный
и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.

      В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены  следующие
принципы:
    1.  Реабилитация  больного  ребенка  должна  осуществляться  в  условиях
       учреждения, располагающего всеми видами  восстановительного  лечения,
       высококвалифицированными  кадрами,  имеющего  в  достаточном   объеме
       средства эффективного контроля, а также  хорошо  налаженную  связь  с
       другими лечебными и реабилитационными учреждениями.
    2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться  на  самых  ранних
       стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую  часть
       лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.
    3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не  будет
       достигнуто в минимально возможные сроки  максимальное  восстановление
       здоровья и дееспособности ребенка.
    4.  Реабилитация  на  каждом  своем  этапе  должна  носить   комплексный
       характер, под которым  подразумевается,  прежде  всего,  объединенная
       единой  целью   деятельность   медицинских   работников,   педагогов,
       психологов,  социологов   и   других   участников   реабилитационного
       процесса.
    5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых
       средств, учитывающих индивидуальные особенности  личности  ребенка  и
       своеобразие   патологических,   морфологических   и    функциональных
       изменений.
    6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для  него  условиям  жизни,
       воспитания, учебы, занятий спортом, а при  необратимых  изменениях  -
       адаптации к новым условиям жизни.
        Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.
     I..  Клинический  этап   -   обеспечение   всестороннего   клинического
     выздоровления и восстановление функции  пораженных  систем,  подготовка
     всего организма  больного  ребенка  к  следующему  этапу  реабилитации.
     Первый этап реабилитации заканчивается  при  выздоровлении  ребенка  от
     основного заболевания, при восстановлении функции или  при  достаточной
     компенсации утраченных в результате болезни функий.

     II .  Санаторный этап  -  происходит  нормализация  функций  пораженной
     системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем.
     При завершении этапа -  отсутствие  клинических,  рентгенологических  и
     иных признаков патологического процесса и его активности.

     III  .     Адаптационный  этап  -  достигается  полное   восстановление
     здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для  него  условиям  жизни,
     занятий физкультурой и спортом.
     Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:
     - дети с болезнями органов дыхания;
     - дети с болезнями нервной системы;
     - дети с заболеваниями мочевыводящей системы;
     - дети больные ревматизмом;
     - дети с хронической патологией носоглотки;
     - дети с заболеваниями опорно-двигательного  аппарата  и  последствиями

        травм.
     Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной
     патологией  и  отклонениями  в   поведении   проводятся   в   следующих
     учреждениях:
    1. Система здравоохранения:
     . отделения восстановительного лечения детских поликлиник;
     .  центры  реабилитации  и   восстановительного   лечения   (городские,
       межрайонные);
     . специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР -  патологией,
       патологией органов зрения и др.

    5. Система образования;
     . специализированные детские учреждения;
     . оздоровительные детские сады (группы);
     . группы «Особый ребенок» детских садов;
     . городские (областные) психолого- медико-педагогические  консультации
       (ПМПК);
     . школа - центр специальной диагностики;
     . специализированные учебные заведения;
     .  центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;
     . центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная
       школа);
     . детский профилакторий;
     . экспериментальная школа для аутичных детей;
     . специальная (коррекционная) школа  для  несовершеннолетних,  имеющих
       отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;
     . классы для детей с отклонениями в умственном  развитии  (со  сложным
       глубоким дефектом)  в  специальных  (коррекционных)  образовательных
       школах.

   18. Система социальной защиты:
     . реабилитационный  центр  для  детей  и  подростков  с  ограниченными
       возможностями;
     . социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
     . социальный приют для детей и подростков;
     . центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
      В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей
в  амбулаторно-поликлинических  условиях   несколько   отстает   от   службы
реабилитации  для  взрослых.  В  педиатрии   само   понятие   «реабилитация»
появилось значительно позже, однако.
      Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность
поликлинических  учреждений   позволяет   проводить   в   них   такие   виды
восстановительного лечения, как лечебная физкультура  (лечебная  гимнастика,
механотерапия,   гидрокинезотерапия,    лечебное    плавание),    аппаратная
физиотерапия   (различные   виды   электролечения,    включая    электросон,
светолечение, ультразвук), озокерито-  парафинолечение,  аэрозоли-ингаляции,
массаж  (общий,   точечный,   сегментарный,   гидромассаж),   консервативное
ортопедическое  лечение  и  др.  Также   практикуется   иглорефлексотерапия,
трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.
      Для обеспечения контроля за проведением восстановительного  лечения  в
ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии.  В  их  состав,  как
правило,   входят   заведующий   отделением   восстановительного    лечения,
физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.
      Комиссия  проводит   отбор   детей   на   восстановительное   лечение,
разрабатывает  индивидуальные  планы  лечения  каждого  больного  (с  учетом
необходимого  характера  и  объема   лечебно-оздоровительных   мероприятий),
решает вопрос о времени и месте их  проведения  (в  поликлинике,  дошкольном
учреждении,  школе,  на  дому  и   т.д.).   направляет   детей,   в   случае
необходимости,  на  лечение  в   стационар   или   санаторий,   осуществляет
систематический   контроль   за   полнотой,   качеством   и   эффективностью
восстановительного лечения с учетом результатов функциональной  диагностики,
рентгенологических,   лабораторных   и    других    методов    обследования,
корректирует  индивидуальные  планы  восстановительного  лечения,  оформляет
эпикризы на детей, прошедших определенный цикл  восстановительного  лечения,
с указанием  рекомендаций  по  дальнейшему  наблюдению  ребенка,  проведение
повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.
      Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками
лечебного  или  детского  учреждения  -  оно  должно  продолжаться  в  семье
больного. От семьи ребенка, от  степени  понимания  родителями  важности  их
роли в выполнении медицинских рекомендаций  по  восстановительному  лечению,
уровня  их  активности  в  этом  процессе  в  значительной  степени  зависят
конечные результаты лечения. При  этом  от  родителей  требуется  проявления
особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная  затрата  сил  и
энергии.
      Это ставит перед поликлиниками задачу по организации работы  с  семьей
ребенка с  целью  превращения  ее  в  помощника  и  осознанного  исполнителя
рекомендаций,  назначаемых  для  выполнения  на  дому.  Она  заключается,  в
основном,  в  информации  родителей  о  характере  и   особенности   течения
заболевания у ребенка, а  также в обучении их методике выполнения  некоторых
лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную  физкультуру,  массаж,
закаливания.
      Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка,  нуждающегося
в восстановительном лечении (общие принципы и в  зависимости  от  патологии)
разработаны в методических рекомендациях.
      Основными направлениями этой работы являются:
1.   Целенаправленное   медико-гигиеническое   обучение   семьи   с    целью
  формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по
  различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в  восстановительном
  лечении, с  использованием  при  этом  различных  форм  и  методов  этого
  обучения.
2. Осуществление программы практического обучения матери или  других  членов
  семьи  в  случаях   назначения   мероприятий   лечебно-восстановительного
  характера для их выполнения в условиях семьи.
3.  Осуществление  преемственности  между  детской  поликлиникой  и   семьей
  ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4.  Систематический  контроль  за  проведением  и  правильностью  выполнения
  родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.
      Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка  должен
включать:
. контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
. контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;
. контроль за организацией лечебного режима в соответствии  с  заболеванием
  ребенка;
. контроль за проведением и правильностью выполнения  в  домашних  условиях
  назначенных рекомендаций, прежде всего - лечебной гимнастики  и  массажа.

      Целесообразно  изучение  мнения  родителей   об   организации   работы
отделений восстановительного лечения.  С  этой  целью  следует  периодически
проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети  не
завершили лечение), что позволит с  учетом  результатов  опроса  разработать
конкретные меры по установлению выявленных недостатков.
      В последнее годы все  более  широкое  распространение  получают  формы
организации   восстановительного   лечения   непосредственно   в    школьных
учреждениях и школах,  осуществляемые  детскими  поликлиниками  совместно  с
администрацией учреждений системы образования.  Контингенты  детей,  которым
показано  проведение  восстановительного  лечения  в  детских   коллективах,
определяются как  реабилитационной  комиссией  поликлиники,  так  и  врачами
детских учреждений после  проведения  диспансеризации.  В  эту  группу,  как
правило, включаются дети  с  хроническими  и  рецидивирующими  заболеваниями
уха,  горла  и  носа,  бронхо  -  легочной   системы,   опорно-двигательного
аппарата, а также часто болеющие дети.
      На местах, в  дошкольных  учреждениях  и  школах  дети  обеспечиваются
такими  видами  восстановительного  лечения  как  аппаратная   физиотерапия,
расширяется:  подключается  медикаментозная  терапия,  травяные   отвары   и
коктейли, диетотерапия.
      Организацию  восстановительного  лечения  в  дошкольных   учреждениях,
школах  необходимо  сочетать  с  усилением  в  этих  учреждениях  работы  по
физическому воспитанию  и  закаливанию,  созданием  в  каждой  из  них  мини
стадионов,  оборудованных  канатами,  кольцами,   брусьями,   перекладинами,
беговыми дорожками, тренажерами.
      Во всех территориях России открыты образовательные детские  учреждения
оздоровительного или санитарного типа  специализированные  для  реабилитации
детей с ортопедическими заболеваниями,  патологией  слуха,  зрения,  нервной
системы.
      Необходимость долговременных комплексных  педагогических,  лечебных  и
организационных мероприятий обуславливают актуальность задачи  поиска  новых
форм работы с контингентом детей-инвалидов.  Перспективным  направлением,  с
этой точки зрения являются специализированные группы  дошкольных  учреждений
для детей-инвалидов.
      Группы «Особый ребенок» предназначены для детей инвалидов  с  тяжелыми
нарушениями ЦНС. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с  тяжелыми
нарушениями ЦНС «Особый ребенок», группа может  быть  открыта  в  дошкольном
учреждении любого типа. Приему  в  группу  подлежать  дети  с  церебральными
параличом, дети с задержкой интеллектуального и речевого  развития,  дети  с
недостаточностью моторной функций,  с  эпилептическим  синдромом  с  редкими
судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, дети  с  нервно-
мышечными расстройствами.
      Противопоказания6 не подлежат направлению в  группы  дети,  страдающие
частыми эпилептическими припадками, психическими  заболеваниями,  требующими
регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением,  прогрессирующей
гидроцефалией, пороками развития с ликворреей.
      Основные задачи:
. обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
. организация интеллектуального и личностного развития детей-инвалидов;
. социальная адаптация;
. оказания психотерапевтической помощи родителям.
      В   детское   учреждение   ребенка   направляет   городская    медико-
педагогическая   комиссия.   Перед   поступлением   в   группу    проводится
обследование, включающее осмотр врачей-специалистов,  оценку  физического  и
нервно-психического развития.
      В  группах  организуется  лечебно-воспитательный   процесс,   сущность
которого состоит в строгой последовательности  и  преемственности  различных
видов  лечения  и  реабилитации.  Совместная  работа  психолога,   логопеда,
медицинского   и   педагогического   персонала    дошкольного    учреждения,
рациональная  организация  режима  дня,  индивидуальный  подход  к   каждому
ребенку,  работа  с  родителями  детей-инвалидов  -   основные   направления
деятельности групп «Особый ребенок».
      Срок, прошедший со времени открытия групп, позволил обобщить имеющийся
опыт работы, наметить основные тенденции  дальнейшего  развития.  Определить
основные затруднения в работе: сложность взаимодействия  медицинской  службы
районных поликлиник и дошкольных учреждений.
      Особое внимание должно быть уделено реабилитации  детей  с  различными
формами нарушения  и  задержками  нервно-психического  развития  в  условиях
дошкольного учреждения. Медико-педагогические  мероприятия  по  оздоровлению
детей осуществляются с участием специалистов  детской  поликлиники  и  семьи
ребенка.
      В   системе   образования   координирующие   функции   по   социальной
реабилитации   детей   с   проблемами   в   развитии   выполняет   городская
межведомственная психолого  - медико - педагогическая  консультация:
. создает эффективную систему помощи детям  с  недостатками  в  развитии  и
  детям-инвалидам;
. решает проблемы,  связанные  с  их  воспитанием,  обучением,  трудовой  и
  профессиональной  подготовкой,   трудоустройством,   интеграцией   их   в
  обществе;
. объединяет и использует различные отрасли науки и практики для социальной
  реабилитации детей с проблемами,  стабилизации  и  укрепления  их  семьи,
  уменьшения количества правонарушений несовершеннолетних.

                                 Литература:
1.  О.Ф.  Тарасов,  М.И.  Фонарев.  Реабилитация  при   детских   болезнях.,
  Медицина, 1980.
2. Н.Г. Веселов , И.Т. Леонов. Социально - гигиенические  и  организационные
  проблемы педиатрии., Л. 1989.
3.   Медико-социальная  помощь  и  реабилитация  детей,  посещающих   группы
  «Особый ребенок». Методические  рекомендации  для  работников  дошкольных
  учреждений. СПб., 1995
    4. Организация центров восстановительного лечения детей. Методические
                         рекомендации МЗ СССР. 1990

 Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая
                            Медицинская Академия



                                Р Е Ф Е Р А Т



                    тема: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
                                 В ПЕДИАТРИИ



                                     Реферат выполнила клинический ординатор
                                    кафедры инфекционных заболеваний у детей
                                                   Попова Наталья Валерьевна



                                  1999 год

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru