Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856)

Работа из раздела: «Математика»

|[pic]             |[pic]                                                    |



                        Николай Иванович Лобачевский

                                 1792 - 1856

|Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря (20 ноября) 1792 года в  |[|
|Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника.                      |p|
|Девятилетним мальчиком он был привезен матерью в Казань и ее стараниями |i|
|устроен вместе с двумя братьями в гимназию на казенное содержание, c    |c|
|этого времени его жизнь и работа протекают в Казани.                    |]|
|В гимназии, как мы знаем по 'Воспоминаниям' С.Т.Аксакова, увлекательно  | |
|преподавал математику талантливый учитель Г.И.Карташевский, воспитанник | |
|Московского университета. Он поставил изучение математики на            | |
|значительную высоту. И когда юный 14-летний Лобачевский становится в    | |
|феврале 1807 года студентом университета (тоже казеннокоштным), он уже  | |
|вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических  | |
|наук, обнаруживая выдающиеся способности. В этом, несомненно, сказались | |
|результаты педагогической деятельности Г.И.Карташевского.               | |

|Однако в университете Лобачевскому уже не удалось слушать лекции        |
|Карташевского, так как последний в декабре 1806 г. был отстранен от     |
|должности директором И.Ф.Яковкиным, как 'проявивший дух неповиновения и |
|несогласия'. Математические курсы в университете стал вести             |
|М.Ф.Бартельс, прибывший в Казань в 1808 году.                           |
|Успехи студента Н.И.Лобачевского, соревнующегося в своих занятиях с     |
|И.П.Симоновым, впоследствии известным астрономом и участником           |
|кругосветного плавания, неизменно вызывали одобрение М.Ф.Бартельса и    |
|других профессоров.                                                     |
|3 августа 1811 г. Лобачевский утверждается магистром. Его руководитель  |
|профессор М.Ф.Бартельс был квалифицированным математиком и опытным      |
|преподавателем, но не вел творческой работы. Лобачевский изучил под его |
|руководством классические труды по математики и механике: 'Теорию чисел'|
|(Disquisitiones Arithmeticae) Гаусса и первые томы 'Небесной механики'  |
|Лапласа. Представив два научных исследования по механике и по алгебре   |
|('Теория эллиптического движения небесных тел' (1812 г.) и 'О           |
|разрешимости алгебраического уравнения xn - 1 = 0' (1813 г.), он был    |
|ранее срока в 1814 г. произведен в адъюнкт-профессоры (доценты).        |
|Со следующего года он ведет самостоятельное преподавание, постепенно    |
|расширяя круг читаемых им курсов и уже задумываясь над перестройкой     |
|начал математики. Еще через год он получает звание экстраординардого    |
|профессора.                                                             |
|Но вскоре в университете создается очень тяжелая обстановка для работы. |
|В целях борьбы с революционными настроениями и 'вольнодумством'         |
|правительство Александра I, проводя все более реакционную политику, ищет|
|идеологической опоры в религии, в мистико-христианских учениях.         |
|Университеты в первую очередь подвергаются проверке.                    |
|Для обследования Казанского университета был назначен и прибыл в марте  |
|1819 г. член Главного правления училищ М.Л.Магницкий, который           |
|использовал свое назначение в карьеристских целях. В своем отчете он    |
|приходит к выводу, что университет 'причиняет общественный вред         |
|полуученностью образуемых им воспитанников ...', а поэтому 'подлежит    |
|уничтожению в виде публичного его разрушения' ради назидательного       |
|примера для других правительств.                                        |
|Однако университет не был уничтожен. Александр I решил его исправить.   |
|Попечителем Казанского учебного округа был назначен Магницкий, который и|
|приступил к энергичному 'обновлению университета'. Он начал свою        |
|деятельность увольнением девяти профессоров. Была установлена тщательная|
|слежка за содержанием лекций и студенческих записок, и введен суровый   |
|казарменный режим для студентов.                                        |
|Семь лет этой церковно-полицейской системы принесли Лобачевскому тяжелые|
|испытания, но не сломили его непокорный дух. Выдержать этот гнет ему    |
|помогла только его обширная и многообразная педагогическая,             |
|административная и исследовательская деятельность. Он преподает         |
|математику на всех курсах вместо уехавшего в Дерпт (Тарту) Бартельса;   |
|замещает профессора К.Броннера, не вернувшегося после отпуска в Казань; |
|читает физические курсы и заведует физическим кабинетом; замещает       |
|отправившегося в кругосветное плавание астронома И.П.Симонова; читает   |
|астрономию и геодезию, приняв в свое ведение обсерваторию. Ряд лет он   |
|работает деканом физико-математического отделения. Коллосальный труд    |
|вкладывает он в упорядочивание библиотеки и в расширение ее             |
|физико-математической части. Он является вместе с тем одним из          |
|активнейших членов, а затем и председателем строительного комитета,     |
|занятого постройкой главного университетского корпуса. Наконец, несмотря|
|на тысячи текущих дел и обязанностей, Лобачевский не прекращает         |
|напряженной творческой деятельности. Он пишет два учебника для гимназий:|
|'Геометрию' (1823 г.) и 'Алгебру' (1825 г.). 'Геометрия' получает       |
|отрицательный отзыв у академика Н.И.Фусса, не оценившего тех изменений, |
|который Лобачевский внес в традиционное изложение, и осудившего введение|
|метрической системы мер, поскольку она создана в революционной Франции. |
|'Алгебра' из-за внутренних проволочек в университете тоже не была       |
|напечатана.                                                             |
|Вскоре начинаются столкновения с попечителем. Лобачевский, по словам    |
|Магницкого, проявляет дерзость, нарушение инструкций. Магницкий решает  |
|установить особенный надзор за его поступками.                          |

|Однако и в этих унижающих достоинство человека условиях мысль           |
|Лобачевского работает неустанно над строгим построением начал геометрии.|
|Первые следы этой работы мы находим в студенческих записках его лекций  |
|по геометрии за 1817 г. Об ней же свидетельствует рукопись учебника     |
|'Геометрия' и его 'Обозрения преподавания чистой математики' за 1822 -  |
|1823 и 1824 - 1825 гг. Наконец, его искания завершаются гениальным      |
|открытием. Разрывая оковы тысячелетних традиций, Лобачевский приходит к |
|созданию новой геометрии.                                               |

|23 (11) февраля 1826 г. он делает на факультете доклад о новой          |
|'Воображаемой геометрии'. Этот доклад 'Сжатое изложение начал геометрии |
|со строгим доказательством теоремы о параллельных' был передан на отзыв |
|профессорам И.М.Симонову, А.Я.Купферу и адъюнкту Н.Д.Брашману.          |
|Лобачевский хотел знать мнение своих сотрудников об открытиии, величие  |
|которого он сознавал, и просил принять сво сочинение в предполагаемое   |
|издание 'Ученых Записок' отделения.                                     |
|Но отзыва не последовало. Рукопись доклада до нас не дошла. Материал    |
|этого доклада был включен Лобачевским в его первое сочинение 'О началах |
|геометрии', вышедшее в 1829 - 1830 гг. в 'Казанском вестнике'.          |
|Открытие Лобачевского было сделано им на путях принципиального          |
|критического пересмотра самых первых, начальных, геометрических понятий,|
|принятых в геометрии еще со времен Евклида (3 век до н.э.). Это         |
|требование безусловной строгости и ясности в началах, это пристальное   |
|внимание к вопросам основ науки и углубленный анализ первоначальных     |
|понятий характерны вообще для творчества Лобачевского. Избранное им     |
|направление исследований способствовало тому, что он не только в        |
|геометрии, но и в ряде других областей математики превосходит           |
|достигнутый в то время уровень науки: так, им дано уточнение понятия    |
|функции, приписанное впоследствии Дирихле; он четко разграничивает      |
|непрерывность функции и ее дифференцируемость; им проведены глубокие    |
|исследования по тригонометрическим рядам, опередившие его эпоху на много|
|десятилетий; им разработан метод численного решения уравнений,          |
|несправедливо получивший впоследствии название метода Греффе, тогда как |
|Лобачевский и независимо от него бельгийский математик Данделен         |
|разработали этот метод значительно раньше.                              |
|Доклад Н.И.Лобачевского совпал по времени с падением Магницкого.        |
|Специальная ревизия выявила ряд злоупотреблений, и мракобес попечитель  |
|был смещен и выслан.                                                    |

|Новый попечитель Казанского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин сумел      |
|оценить кипучую деятельную натуру Н.И.Лобачевского. Великого геометра   |
|избирают вскоре, в 1827 г., ректором и 19 лет он самоотверженно трудится|
|на этом посту, добиваясь расцвета Казанского университета.              |
|Лобачевский стремился претворить в жизнь свою широкую передовую         |
|программу университетского образования, представление о которой дает его|
|речь 'О важнейших предметах воспитания', произнесенная им через год     |
|после назначения ректором. Лобачевский добивается существенного         |
|повышения уровня научно-учебной работы на всех факультетах. Он проводит |
|строительство целого комплекса университетских вспомогательных зданий:  |
|библиотеки, астрономической и магнитной обсерватории, анатомического    |
|театра, физического кабинета и химической лаборатории. Он пытается      |
|создать при университете 'Общество наук', но не получает на это         |
|разрешения.                                                             |

|Журнал смешанного содержания 'Казанский вестник' он заменяет            |
|организованным им строгим научным журналом 'Учеными записками Казанского|
|университета', первая книжка которого выходит в 1834 г. и открывается   |
|предисловием Лобачевского, освещающим цели научного издания. В течение 8|
|лет он продолжает одновременно с ректорством управлять библиотекой. Он  |
|сам читает ряд специальных курсов для студентов. Он пишет наставление   |
|учителям математики и заботится о постановке преподавания также в       |
|училищах и гимназиях. Он принимает участие в поездке в Пензу в 1842 г.  |
|для наблюдения солнечного затмения. Умело оберегает он сотрудников и    |
|студентов университета во время эпидемии холеры в 1830 г., изолировав   |
|университетскую территорию и проводя тщательную дезинфекцию. Он         |
|организовал спасение астрономических инструментов и выноску книг из     |
|загоревшейся библиотеки во время громадного пожара Казани в 1842 г.,    |
|причем ему удается отстоять от огня почти все университетские здания.   |
|Наконец, он организует чтение научно-популярных лекций для населения и  |
|открывает свободный доступ в библиотеку и музеи университета.           |
|И вместе с тем он находит время для непрерывных и обширных научных      |
|исследований, посвященных, главным образом, развитию новой геометрии.   |
|Его идеи были настолько непривычны, губоки и новы, он настолько обогнал |
|свою эпоху, что современники не смогли понять его и правильно оценить.  |
|Его первая работа 'О началах геометрии' (1829 - 1830 гг.) была          |
|представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже    |
|академик М.В.Остроградский не понял ее значения и дал на нее            |
|отрицательный отзыв: '...Книга г-на ректора Лобачевского опорочена      |
|ошибкой ..., она небрежно изложена и ..., следовательно, она не         |
|заслуживает внимания Академии'. А в 1834 г. в реакционном журнале       |
|Ф.Булгарина 'Сын отечества' появился издевательский анонимный отзыв об  |
|этой работе. 'Как можно подумать, чтобы г. Лобачевский, ординарный      |
|профессор математики написал с какой-нибудь серьезной целью книгу,      |
|которая немного бы принесла чести и последнему школьному учителю! Если  |
|не ученость, то по крайней мере здравый смысл должен иметь каждый       |
|учитель, а в новой геометрии нередко недостает и сего последнего', -    |
|писал неизвестный рецензент, укрывшийся за двумя буквами С.С.           |
|Встретив непонимание и даже издевательство, Лобачевский не прекратил    |
|своих исследований. После работы 1829 - 1830 гг. 'О начала геометрии'   |
|Лобачевский печатает в 'Ученых записках':в 1835 г. 'Воображаемую        |
|геометрию', в 1836 г. 'Применение воображаемой геометрии к некоторым    |
|интегралам'.                                                            |

|С 1835 по 1838 гг. он публикует свою наиболее обширную работу 'Новые    |
|начала геометрии с полной теорией параллельных'. Наконец, в 1840 г.     |
|выходят на немецком языке 'Геометрические исследования по теории        |
|параллельных', где содержится предельно ясное и лаконичное изложение его|
|основных идей.                                                          |
|Эта мужественная борьба за научную истину резко отличает Лобачевского от|
|других современников, приближавшихся тоже к открытию неевклидовой       |
|геометрии.                                                              |
|Замечательный венгерский математик Янош Больяи опубликовал на 3 года    |
|позже Лобачевского сво исследование 'Аппендикс' - добавление к книге его|
|отца. В этой работе он несколько с иной стороны подошел к тем же        |
|результатам, что и Лобачевский. Но не встретив одобрения и поддержки, он|
|прекратил борьбу.Выдающийся немецкий математик Гаусс, как выяснилось из |
|опубликованных посмертно его переписки, получил некоторые               |
|начальныесоотношения новой геометрии, но, оберегая свой покой, а также, |
|быть может,                                                             |

|не будучи уверен в правильности и объективной значимости этих           |
|результатов, запретил своим корреспондентам какие-либо высказывания об  |
|его взглядах. Восхищаясь в частной переписке с друзьями геометрическими |
|работами Лобачевского он ни одним словом не высказался о них публично.  |
|Ни одного положительного отклика не получает Лобачевский, кроме         |
|единственного высказывания профессора механики Казанского университета  |
|П.И.Котельникова, который в актовой речи в 1842 г. отметил, что         |
|изумительный труд Лобачевского, построение новой геометрии на           |
|предположении, что сумма углов треугольника меньше двух прямых, рано или|
|поздно найдет своих ценителей.                                          |
|Многолетние плодотворные труды Лобачевского не могли получить           |
|положительной оценки у правительства Николая I. В 1846 г. Лобачевский   |
|оказался фактически отстраненным от работы в университете. Внешне он    |
|получил повышение - был назначен помощником попечителя (однако жалованья|
|ему за эту работу не назначили), но при этом он лишился кафедры и       |
|ректорства.                                                             |
|Следует отметить, что менее чем за год до этого он был утвержден в      |
|шестой раз ректором университета на очередное четырехлетие. Вместе с тем|
|более года он управлял Казанским учебным округом, заменив               |
|М.Н.Мусина-Пушкина, переведенного в Петербург. Указывая на эти свои     |
|служебные обязанности, Лобачевский незадолго до неожиданного предписания|
|Министерства рекомендовал вместо себя на кафедру математики учителя     |
|Казанской гимназии А.Ф.Попова, защитившего докторскую диссертацию. Он   |
|считал необходимым поощрить молодого способного ученого и находил       |
|несправедливым занимать при таких обстоятельствах кафедру. Но, лишившись|
|кафедры и ректорства и оказавшись в должности помощника попечителя,     |
|Лобачевский потерял возможность не только руководить университетом, но и|
|вообще действенно участвовать в жизни университета.                     |

|Насильственное отстранение от деятельности, которой он посвятил свою    |
|жизнь, ухудшение материального положения, а затем и семейное несчастье  |
|(в 1852 г. у него умер старший сын) разрушающе отразилось на его        |
|здоровье; он сильно одряхлел и стал слепнуть. Но и лишенный зрения,     |
|Лобачевский не переставал приходить на экзамены, на торжественные       |
|собрания, присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных       |
|трудов.                                                                 |
|Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность      |
|современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец,    |
|слепота не сломили его мужественного духа. За год до смерти он закончил |
|свой последний труд 'Пангеометрия', диктуя его своим ученикам.          |
|24 (12) февраля 1856 г. кончилась жизнь великого ученого, целиком       |
|отданная русской науке и Казанскому университету.                       |


                                    [pic]


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru