Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Фольклор для детей

Работа из раздела: «Литература»

                          Казанский государственный

                         педагогический университет



                                  «Детский

                                  фольклор»



                                         Руководитель:   Карпеева Т.А.

                                         Выполнила:      ст. 104 гр. ФРФ

                                                        Фаттахова Д.И.

ВВЕДЕНИЕ

      Сказка понятие обобщающее.  Наличие  определенных  жанровых  признаков
позволяет отнести то или иное прозаическое  произведение  к  сказкам.  Жизнь
сказки - это непрерывный  творческий  процесс.  В  каждую  эпоху  происходит
частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки  П.П.
Ершова  «Конек-горбунок»  мы  проследим  проявление  народных   традиций   в
литературной сказке.

анализ

       П.П.  Ершов  еще  будучи  гимназистом  увлекался  фольклором.  «Среди
стариков он внимательно  прислушивался  к  рассказам  о  поверьях,  обычаях,
жизни  русского  народа».  В  1834  году  сказка  Ершова  предстала  на  суд
взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной  обработки
народной сказки. В  чем  же  ее  особенность?  На  мой  взгляд  в  отношении
писателя к форме повествования:  здесь  ощущается  влюбленный  в  свое  дело
русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.

      Кроме  того,  «Конек-горбунок»  состоит  из  ряда  сказочных  сюжетов,
которые появляются в народных сказках. Например:

    V Отец поручает трем сыновьям оберегать  свое  добро,  а  выполняет  это
      младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с
      социальными  силами  -  предательство   старших   братьев   или   тема
      несправедливого раздела имущества).

         V Чудесный конь помогает положительному герою.

         V Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.

      Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка –  золотая
щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».

      Ершов в сказке  удивительно  точно  передает  мифическое  мироощущение
народа. Уже с первых строк мы  видим  не  невежественный  русский  народ,  с
ограниченным кругозором, а ум способный мыслить  возвышенно,  величественно.
Ершов не просто говорит, что  в  такой-то  семье  живет  такой-то  мужик,  а
выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

           За горами, за лесами,

           За широкими полями,

           Против неба – на земле,

           Жил старик в одном селе.

      Село – это частичка вселенной, но автор показывает  и  более  реальную
жизнь крестьянского народа:


           Братья сеяли пшеницу

           Да возили в град-столицу:


           Знать, столица та была

           Недалече от села.

      В сказке по народному показаны  и  праздничные  стороны  крестьянского
труда

           Чистить коней начинает,

           Умывает, убирает,

           Гривы длинные плетет,

           Разны песенки поет…



           А убрав их в оба чана

           Нацедить сыты медвяной

           И насыпал дополна

           Белоярого пшена

      Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской  повседневностью  и
даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

       Например,  Жар-птица  –  это  ветер,  облако,  молния  плюс   жар   в
крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней  связан  и  образ  зарницы
(когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

      Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят  из
народного фольклора, точнее  периода  языческих  поверий  о  дворце  бога  –
Ярилы.

      Подъезжают; у ворот

      Из столбов хрустальный свод;

      Все столбы те завитые

      Хитро в змейки золотые,

      На верхушках три звезды,

      Вокруг терема сады,

      На серебряных там ветках


      В раззолоченных во клетках

      Птицы райские живут.

      Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он  дурачит
окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему  не  нужны  деньги,
почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый  свободолюбивый
человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

           Чудно дело! Так и быть,

           Стану царь тебе служить.

           Только чур со мной не драться

           И давай мне высыпаться,

           А не то я был таков.


       Образ  Конька-Горбунка,  можно  сказать  «двойник»  Иванушки-дурачка.
Иванушка-дурачок под своей глупость  прячет  качества,  которые  свойственны
русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который  также
таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный  помощник
(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

      Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья  идут  сторожить
хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

      Ершов  уловил  и  воплотил  в  своей  «волшебной  сказке»  самую  суть
народной культуры, которая связана с ранними языческими и с  более  поздними
христианскими представлениями.



Биографическая справка

                                    [pic]

Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815  -  1869),  уроженец  Сибири;
образование получил в Петербургском университете; был директором  тобольской
гимназии. Печатал стихотворения в 'Библиотеке для Чтения'  Сенковского  и  в
'Современнике'  Плетнева  .  Известность  доставила  Ершову  сказка  'Конек-
Горбунок', написанная им еще на студенческой скамье и  впервые  напечатанная
отрывком в 3 т. 'Библиотеки  для  Чтения'  1834  г.,  с  похвальным  отзывом
Сенковского; первые четыре стиха  сказки  набросал  Пушкин,  читавший  ее  в
рукописи. 'Теперь этот род сочинений можно мне и оставить', -  сказал  тогда
Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он  -
Ершов 'обращается как с своим крепостным мужиком'.  Вслед  затем  она  вышла
отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7  изданий;  начиная  с  4-го
издания, в 1856 г., она выходила  с  восстановлением  тех  мест,  которые  в
первых изданиях  заменены  были  точками.  'Конек-Горбунок'  -  произведение
народное, почти слово в слово, по сообщению самого  автора,  взятое  из  уст
рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов  только  привел  его  в  более
стройный вид и местами дополнил. Простой,  звучный  и  сильный  стих,  чисто
народный  юмор,  обилие  удачных  и  художественных  картин  (конный  рынок,
земский   суд   у   рыб,   городничий)   доставили   этой   сказке   широкое
распространение; она вызвала несколько подражаний (например,  Конек-Горбунок
с золотой щетинкой).

-----------------------
Град небесный у Ершова явно выраженные русские черты. Иллюстрация
Милославского В.А.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru