Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Алишер Навои (1441 - 1501)

Работа из раздела: «Литература»

 | |
|  Алишер Наваи                                                    |
|  (1441 - 1501)                                                   |
|                                                                  |
|                                                                  |
|A. Наваи                                                          |
|                                                                  |
|Великий поэт и мыслитель, государственный деятель (cм.:           |
|Philologiae turcicae fundamenta. Vol. 2. Wiesbaden. 1965, Pp.     |
|326-357). Полное его имя Низамиддин Мир Алишер. Писал стихи под   |
|псевдонимами Наваи (в произведениях на чагатайском языке          |
|(староузбекском языке) и Фани (в персидских произведениях).       |
|Является самой крупной фигурой узбекской литературы, которая на   |
|Западе именутеся как чагатайская литература. Да и во всех         |
|литературах тюркских народов нет крупнее него фигуры. Наваи       |
|родился в г. Хирате и основную часть своей жизни провел в этом    |
|городе. Его родители были в близких отношениях с тимуридами. Сам  |
|Наваи с детства дружил с будущим правителем Хорасана              |
|(Трансоксания) Хусайн Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал       |
|сочинять стихи. По сведениям современника Наваи историка Хандамира|
|(1473-76-1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в свои |
|пожилые годы встречается с ребенком- Наваи и высоко оценивает его |
|поэтический талант.                                               |
|                                                                  |
|В течении своей жизни Наваи посещает различные страны             |
|мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей  |
|эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65 гг.       |
|поклонники творчество Наваи готовят первый его сборник стихов     |
|(диван). Данный факт показывает, что к этому времени Наваи уже    |
|стал знаменитым как поэт. До 1469 г. – в годы внутренних межусобиц|
|темуридов, Наваи был вынужден жить за далеко от его родного города|
|– Хирата.                                                         |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|В 1469 темурид Хусайн Байкара захватывает г. Хират и становится   |
|правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни|
|Наваи. Он активно участвувает в политической жизьни страны. В этом|
|же году правитель Хорасана назначает Наваи на должность хранителя |
|печати государства (мухрдар). В 1472 году вазиром. Он при своей   |
|должности оказывает большую помощь культурной и научной           |
|интеллигенции страны. Становится хозяйином большого имущества. В  |
|1480-годы за свой счет в Хирате и в других регионах страны строит |
|несколько мадраса, 40 рабатов (остановка для путников) 17         |
|масджидов, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 баний, 9 мостов...   |
|Кроме того, он осуществляет много дел в пользу народу. Но         |
|положительная деятельность Наваи в благо народа не нравится       |
|окружению правителя из дворца. Они добиваются испортить отношение |
|Наваи и Хусайна Байкара. Последний освобождает Наваи от занимаемой|
|дожности и отправляет в 1487 г. в г. Астрабад в качестве его      |
|главы. Здесь он остается в течении двух годов и только после      |
|проведения данного срока Х. Байкара разрешает ему вернутся в      |
|Хират. И предлагает ему занять должность в правительстве. Но Наваи|
|отказывается. Несмотря на это Х. Байкара дает ему должность       |
|приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). По |
|этой должности Наваи имел право участвовать в решении всех        |
|государственных дел (см.: Бартольд В.В. Сочинения. Том II(2).     |
|Москва, 1964).                                                    |
|                                                                  |
|С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше   |
|занимается творчеством. Основная часть его произведений созданы   |
|именно начиная с этого периода до конца его жизни. Наваи жил и    |
|творил в последнии годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в|
|его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи.|
|В 1490-1501 годы Наваи создал самые основные лирические,          |
|общественно-философские и научные произведения. Творчество Алишера|
|Наваи и по объему огоромен. Объем шести его поэм составляют около |
|60 000 строк (мисра). В 1483-85 годы Наваи создал произведение    |
|«Хамса» («Пятерица»), состоящий из следущих поэм: «Хайрат         |
|ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и     |
|Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди |
|Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе        |
|традиции хамсаписания-создания пятерицы(пять поэм). «Хамса» Наваи |
|является первым произведением в данном жанре созданный на тюркском|
|языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое |
|объемное произведение (см.: Бертельс Е.Э. Навои и Джами. Москва,  |
|1965). И в действительности, Наваи стремится доказать, что и на   |
|чагатайском(староузбекском) языке можно создать произведение,     |
|которое может стоять на одном уровне с произведением из           |
|персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через |
|свою пятерицу. Наваи пробует силы почти во всех распространенных  |
|жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он     |
|имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более  |
|120 поэм на тему «Лайли и Мажнун». Наваи тоже создает поэму на эту|
|тему со своим подходом (про это было написана монография          |
|профессора факультета узбекской филологии Ташкентского            |
|государственного университета Саиды Назруллаевой (1920-1988):     |
|«Назруллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в литературах народов      |
|советского Востока. Ташкент, 1983). В поэме описывается любовь    |
|между Лайли и Мажнун. Наваи через описания этого стремится        |
|выразить и интерпретировать человеческую и суфийскую любовь.      |
|                                                                  |
|Свои суфийские взгляды Наваи выражает еще в поэмах «Фархад и      |
|Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах        |
|поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных    |
|поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через|
|гуманистические взгляды поэта (см.: Эркинов С. Навоий «Фарход ва  |
|Ширин»и ва унинг киёсий тахлили. Тошкент, 1971(на узбекском       |
|языке). В двух других поэмах из «Хамса» Наваи – «Сабъаи сайяр» и  |
|«Садди Искандари» на первое место выходит проблемы связанные с    |
|правителем(см.: Каюмов А. Садди Искуандарий. Ташкент, 1980(на     |
|узбекском языке). Как известно, Наваи был близок ко двору         |
|тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга |
|Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Наваи выразил идеи  |
|предусмотренные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского      |
|трона; обязанности правителя в отношении к своему народу... В     |
|традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Наваи отличается своей       |
|общественным и политическим характером, оригинальностью (см.:     |
|Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока.    |
|Москва, 1985, 11). Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав       |
|«Хамса» Наваи оценил его очень высоко (см.: Erkinov А. La querelle|
|sur l'ancien et le nouveau dans les formes litteraires            |
|traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami et de Nava'i.|
|In: Annali del'Istituto Universitario Orientale, vol. 59 (Napoli  |
|1999), p.18-37).                                                  |
|                                                                  |
|По своему общественному и художественному значению «Хамса» Наваи  |
|имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали (Алишер  |
|Навоий «Хамса»сининг кулёзмалари каталоги. Составители К. Муниров,|
|М. Хакимов. Тошкент, 1986 (на узб. яз.). В настоящее время мы     |
|имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в   |
|фондах Институте востоковедения академии наук Республики          |
|Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей,          |
|переписанных в XV-XX вв., и имеющих все пять или некоторые поэмы  |
|из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Изучение      |
|распространение и количество списков «Хамса» Наваи показывает, что|
|она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии (по  |
|этому вопросу вел исследование доцент факультета узбекской        |
|филологии Национального университета Узбекистана Афтандил Эркинов:|
|Эркинов А.С. Источники интерпретации «Хамса» Алишера Наваи в XV-XX|
|вв. Автореферат докторской диссертации. Ташкент, 1998; Erkinov A. |
|Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie culturelle  |
|du khanat de Boukhara sous les Mangits. Boukhara-la-Noble. In:    |
|Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998. 169-180; Erkinov A. The      |
|perception of works by classical authors in 18th and 19th century |
|Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir Nawa’i. In:     |
|Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the    |
|Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and Inter-Ethnic     |
|Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A. Frank.           |
|Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998. 513-526).  |
|                                                                  |
|А в поэме Наваи «Лисан ал-тайр» («Язык птиц»)(1499) были выражены |
|квинтэсенция его общественно-философских взглядов, суфийские      |
|воззрения (см.: Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература.      |
|Москва, 1965).                                                    |
|                                                                  |
|В течении всей жизни Наваи создал огромное количество лирических  |
|произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его|
|стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин     |
|ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника  |
|имеют объем более 50 000 строк. При этом Наваи написал стихи в 16 |
|жанрах из существуюших 21 жанров литературы мусульманского        |
|Востока. Наваи собрал свои стихи, написанные на персидском языке, |
|под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноватся и с персидскими|
|поэтами. Если посчитать только количество стихов написанных в     |
|жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет   |
|3150 единиц. Можно утверждать, что Наваи имеет центральное место, |
|хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Наваи собрал|
|свои касиды на персидском языке и созда два сборника: «Ситтаи     |
|зарурия» («Шесть необходимостей») ва «Фусули арбаа» («Четыре      |
|сезона года»).                                                    |
|                                                                  |
|Алишер Наваи через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую)     |
|литературу в новый высокий ранг. Его лирика по общирности тематики|
|и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до |
|него. Он и в лирике, как в поэмах, выразил актуальные мирские и   |
|духовные, суфийские вопросы (про это см. труды профессора         |
|Национального университета Узбекистана Батирхан Акрамова: Акрамов |
|Б. Фасохат мулкининг сохибкирони. Тошкент, 1991(на узб. яз.).     |
|                                                                  |
|После приобретения независимости Узбекистана (1991) произведения  |
|Наваи стали более общирна изучатся с точки зрении ислама и суфизма|
|(см.: Комилов Н. Тасаввуф. Тошкент, 1996(на узб. яз.). Впервые    |
|были опубликованы религиозные произведения Наваи: «Арбаин» («Сорок|
|четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»). Был опубликован    |
|более польный текст суфийского прозаического произведения «Насаим |
|ал-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750       |
|суфийских шейхах.                                                 |
|                                                                  |
|Наваи создал и научные произведения. К их числу можно отнести     |
|произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков         |
|«Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков»)(1499); по            |
|литературоведению «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных»)    |
|(см.: Хайитметов А. Алишер Навоийнинг адабий-танкидий карашлари.  |
|Тошкент, 1959(на узб. яз.), по теории аруза «Мезан ал-авзан»      |
|(«Весы размеров»), по теории жанра муамма (шарада) «Муфрадат».    |
|Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи  |
|мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама»|
|(«История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма|
|в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд          |
|Ар-Рахмана Джами - «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных»)|
|(1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан|
|Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван   |
|Мухаммада»). Самым последним произведением Наваи является «Махбуб |
|ал-кулуб»(1500). В нем выражены его самые последние, наивысшие    |
|взгляды на общество и политику.                                   |
|                                                                  |
|Как видно наследие Наваи по тематике и по жанру разнообразен. Его |
|произведения с ХV и по сей день служат к развитию узбекской       |
|литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и|
|воодушивления.                                                    |
|                                                                  |
|Этого можно наблюдать и в сотнях рукописях Наваи, переписанных в  |
|течении более 500 лет. Например, только в фонде №3 Института      |
|востоковедения АН Руз хранятся 254 рукописных списков 24          |
|произведений Наваи (Хакимов М. Навоий асарлари кулёзмаларининг    |
|тавсифи. Тошкент, 1983 (на узб. яз.). В течении 1879-1917 годов   |
|произведения Наваи были напечатаны в 22 названиях в 18 литографиях|
|Средней Азии более 70 раз (Алишер Навоий асарларининг тошбосма    |
|нашрлари тавсифи (каталог). Сост. Б. Касимханов. Тошкент, 1988 (на|
|узб.яз.). Данные показатели являются одним из самыми высокими для |
|поэта из тюркской литературной среды. Только один перечень        |
|переписчиков произведения Наваи может составлять брошюру (см.:    |
|Хакимов М. Навоий асарларини кучирган хаттотлар. Тошкент, 1991 (на|
|узб. яз.). В 20 веке было опубликован 15 томов произведений Наваи |
|на узбекском языке (Алишер Навоий. Асарлар. Тома 1-15, Тошкент,   |
|1963-1968), на русском языке было издано 10 томов его произведений|
|(Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Ташкент, 1968-1970).|
|С 1987 года началось издание его полного собрания сочинений в 20  |
|томах (Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами(в 20 томах), 1-18  |
|томлар, Тошкент, 1987-2002).                                      |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|                                                                  |
|Источники:                                                        |
|Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. –Т.: 1968-1970.      |
|                                                                  |
|                                                                  |
|Научная литература:                                               |
|В. В. Бартольд. Мир Али Шир и политическая жизнь, Сб. «Мир Али    |
|Шир», Л., 1928;                                                   |
|А. Ю. Якубовский. Черты общественной жизни эпох Алишера Навои. Сб.|
|«Алишер Навои», М.-Л., 1946;                                      |
|А. А. Семёнов. Гератская художественная рукопись эпохи Навои и её |
|творцы, Сб. «Алишер Навои», М.-Л., 1946;                          |
|Е. Э. Бертельс. Навои, Избранные труды, «Навои и Джами», М.,      |
|Изд-во «Наука», 1965.                                             |
|Э. Р. Рустамов. Страници из биографии Алишера Навои, Краткие      |
|сообщеная ИНА, вып. 63, ИВЛ, 1963;                                |
|А.К. Боровков.Алишер Навои как основоположник узбекского          |
|литературного языка. В сб.: Алишер Навои. – М.,Л.: 1946;          |
|А.Саади. Творчество Алишера Навои как высший этап узбекской       |
|классической литературы. – Т.: 1945-48;                           |
|Erkinov А. La querelle sur l'ancien et le nouveau dans les formes |
|litteraires traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami  |
|et de Nava'i. In: Annali del'Istituto Universitario Orientale,    |
|vol. 59 (Napoli 1999), p.18-37).                                  |
|Erkinov A. Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie  |
|culturelle du khanat de Boukhara sous les Mangits.                |
|Boukhara-la-Noble. In: Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998.       |
|169-180;                                                          |
|Erkinov A. The perception of works by classical authors in 18th   |
|and 19th century Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir|
|Nawa’i. In: Muslim Culture in Russia and Central Asia from the    |
|18th to the Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and      |
|Inter-Ethnic Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A.     |
|Frank. Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998.     |
|513-526).                                                         |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru