Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

Работа из раздела: «Литература»

                     «Теория» и поведение Раскольникова
             в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

         Роман  Достоевского  «Преступление  и  наказание»  вырос  на  почве
русской действительности середины 60-х годов  19  века.  Писатель  воссоздал
правдивую  картину  жизни  обездоленных  городских  низов,  мир   нищеты   и
человеческих  страданий.  Этому   миру   отверженных   противостоит   лагерь
хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
         В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион  Раскольников.
Он крайне беден, худо одет, озлоблен против  людей,  но  душевное  состояние
его было таково, что он даже не  смущался  своим  видом.  «Столько  злобного
презрения уже накопилось в душе молодого  человека»,  что  «он  менее  всего
совестился своих лохмотьев».
         Болезненно ощущая унизительность своего положения,  Родион  мучился
сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры.  В
таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест  против  законов,
моральных  норм,  которые  проповедуются  для  бедняков.  Он  пишет  статью,
развивая теорию деления  людей  на  две  категории:  одни  властвуют  –  это
сильные  личности,  Наполеоны,  удел  других  –  вечное  подчинение.   Герой
рассуждает «о разрешении крови по совести».
         И  вот  Раскольников  совершает  преступление  –  убивает  старуху-
процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам  хотел  поскорее  узнать,
вошь ли я, как все,  или  человек?..  Тварь  я  дрожащая  или  право  имею…»
Разговор  о  старухе  вызывает  у  Раскольникова  мысль  о  том,  можно   ли
пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли  загладить
добрыми делами преступление.
         У Раскольникова соединяются протест с  индивидуализмом,  стремление
помочь людям с теорией «сильной личности».
         Он  полагал,  что  сможет  соединить  в  себе  власть  Наполеона  с
назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью,  был  уверен,  что
убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту  его  идеи,
возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство  Алёны
Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его  же  глазах  в  тирана  и
злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает  от  ужаса.  Его
теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил,  а  не
старушонку».
         Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран
и  благодетель  рода  человеческого,  а  задуманный  им  путь  спасения   не
выдерживает суда совести. Совершенное кровавое  дело  опустошило  его  душу.
Раскольников хотел привести мир к  справедливости,  но  наполеоновский  путь
исключал равенство и братство.
         Только поняв антигуманность теории  господства  одним  над  другим,
Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в  единении
с людьми, в желании примкнуть  к  людям,  глотнуть  живой  воды  из  чистого
духовного источника.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru