Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Современность сатиры В.В.Маяковского

Работа из раздела: «Литература»

                   Современность сатиры В.В. Маяковского.
  Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, всё делится на
чёрное и белое, полутона почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину,
обожаю всяческую жизнь» – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта
ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических
произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в разграничениях,
последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать и доводить
предмет сатиры до абсурда.
  Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию
сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу
слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»). Поэту всегда было
свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием
этого являются прямые постоянные обращения к читателю и стремление
Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи
печатались даже на конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.
  В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или
иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт
ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения.
Отсюда – поразительная злободневность  стихов Маяковского, материал для
которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в
разные периоды творчества поэта различны.
  До революции поэт считает мёртвым весь мир, и поэтому весь мир становится
объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит её,
отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!»,
«Эй!»).
  Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и
переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»),
широко использует метафору («Легко ли критикам наше бельё ежедневно
прополаскивать в газетной странице?»), искажённые цитаты (Мысль одна под
волосица вложена: «Причёсываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а
вечно причёсанным быть невозможно…»).
  После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве  Маяковского.
«Я с теми, кто вышел строить и месть  в сплошной лихорадке буден…» -
провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.
  Аудитория сатиры Маяковского – 150000000. Отсюда – появление главных её
качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры
народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по
одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила
крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время ещё в землю штык
втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не
крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай
о нём, вникли в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история,
имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение
читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами
побывать ли?»).
  В период с 1919 по 1922 год идёт работа Маяковского в окнах РОСТа,
которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Язык
произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные
жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство.
Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы  и
навыки.
  В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, славе героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение
«О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского.
Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство
у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления
опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт.
Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с
эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у
него портрет Маркса, котёнок греется, «на «Известиях» лежа». Для
Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует приём оживления вещей
– портрет оказывается живее настоящих людей.
  Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом
республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой
Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам» в главе
«Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет
лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт
постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится
раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце, как обычно, даётся
вывод-   -указание к действию: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно
искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах
«Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».
  Кроме главных вышеуказанных пороков нового общества Маяковский критикует
религию, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество,
трусость, сплетничество. Сатирические произведения поэта – это всегда
деятельный призыв к искоренению недостатков.
  Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на
бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об
Америке», «Париж» и прочие.). Маяковский высмеивает мещанство в различных
аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.
  Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений
автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а
увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф»,-
сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» – пьеса
о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается
за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
  Всё сатирическое творчество Маяковского отчётливо ориентировано на
будущие. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и
что его произведения могут этому помочь.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru