Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жизнь и творчество Адама Мицкевича

Работа из раздела: «Литература»


            Мицкевич  –  величайший  поэт  Польши.  Его  роль  для  польской
литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской  литературы,  Шевченко
– для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской  литературы  и
нового польского языка.
           «Когда у поляков  явился  Мицкевич,  они  перестали  нуждаться  в
снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких  критиков,  не
признавать  польскую  литературу  означало  бы  только   обнаруживать   свою
собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.
             Однако значение Мицкевича  не  исчерпывается  его  литературной
деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего  времени.
Он стоял в центре польского революционного движения.
               Первостепенное   значение   Польши   в   развитии   передовых
революционных идей века определило и  мировое  значение  Мицкевича,  который
еще при жизни был для всего мира символом  своего народа  и  его  борьбы  за
свободу.
               «Это был  пластический  образ  судеб  Польши,  »  -  писал  о
Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло  в  сокровищницу  мировой
литературы и прогрессивной мысли.
               А. Мицкевич родился 24 декабря  1798  г.  на  хуторе  Заосье,
близ  города  Новогрудка.  Раньше  белорусские  земли  принадлежали   Литве,
поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.
      В конце XIV века Литва и Польша слились в единое  государство.  В  тех
кругах  общества,  к  которым  принадлежала  семья   поэта,   господствовали
польская культура, польский язык. Этим  объясняется  то,  что  в  творчестве
Мицкевича польский патриотизм сочетается  с  горячей  любовью  к  Литве,  ее
природе и обычаям.
      Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте.  Он
занимал должность  адвоката при городском суде в Новогрудке.
       В  доме  Мицкевичей  были  живы  свободолюбивые   традиции   польских
патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие  в  народно-освободительном
восстании 1794 года под руководством Тадеуша  Костюшко  и  старался  привить
чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.
      Много интересных легенд и  поверий  слышал  юный  Адам  и  от  Блажея,
значение которого для поэта можно сравнить  со  значением  Арины  Радионовны
для  Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича  способствовала  и
живописная природа окрестностей Новогрудка.
      В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при  доминиканском  костеле
в Новогрудке. В то время  школы  обычно  организовывались  при  католических
церквах.
      Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к  родной  поэзии.
К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.
      Позднее, в поэме «Конрад  Валленрод»,  Мицкевич  описал  эту  страшную
картину, рассказывая о бегстве  крестоносцев.  Окончив  школу  в  1815  году
Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-
математический  факультет,  а  в  1816  году  он  переходит   на   историко-
филологический факультет. Виленский  университет   в  те  годы  был  центром
культурной жизни, центром передовой  общественной мысли.  Среди  профессоров
университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь  читал
лекции  Иоахим  Лелевель  –  родоначальник  польской  историографии,  братья
Снядецкие и др.
      Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества,  позднее  стал
его  близким  другом.   На  протяжении  всей  своей  жизни  стоял  в  центре
польского революционного движения.
       Под  влиянием  Лелевеля  в  Виленском  университете  возникли  тайные
патриотические студенческие организации: «Общество  филоматов»  и  «Общество
филаретов» на первый план выдвигались политические  цели:  будить  в  народе
патриотические стремления, бороться за  освобождение  родины.  Мицкевич  был
самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.
      В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен  в  Ковно  на
должность учителя уездной школы.
      В Ковно Мицкевич  увидел  необыкновенную  бедность  и  нищету  народа,
угнетаемого  царскими  властями  и  царской  полицией.  Это   способствовало
формированию   революционных   взглядов   поэт,   пониманию    необходимости
решительной борьбы за освобождение народа.
      Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича  определила  во  многом  и
развитие его творчества. В своих ранних  произведениях  (  до  1820  года  )
Мицкевич    продолжал    традиции    гражданского    классицизма,    которые
характеризовал литературу XVIII  века  просвещения.  Мицкевич  пишет  в  это
время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера,  поэму   «Картофель»
и  трагедию  «Демосфен».  Уже  в   этих   произведениях   Мицкевича   звучат
патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о  временах  грядущих»,  когда
народы, распри позабыв, в  великую семью соединятся».
       Наиболее  значительными  произведениями  этого  периода  были  «Песнь
Адама» - первый гимн  филаматов,  «Песня  филаретов»  и  знаменитая  «Ода  к
молодости».
      В «Оде  к  молодости»  Мицкевич  воспел   порыв  молодого  энтузиазма,
который сокрушает  устои  старого  мира.  Союз  польской  молодежи  поставил
эпиграфом  к  своему  уставу,  принятому  в  этом  году,  слова  из  «Оды  к
молодости»:
                 Друзья младые! Вставайте разом!
                 Счастье всех – наша цель и дело.
       Мицкевич  понимал,  что  для  выражения   новых   идей,   для   того,
прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы  новые  литературные
формы.  Молодой  поэт  обращается  к  народному  творчеству,  видя   в   нем
животворный  источник  поэзии.  Так  появляются  первые  баллады  Мицкевича,
которые знаменуют начало польского романтизма.
       Мицкевич  в  своих  балладах  использует  сюжеты   народной   поэзии,
фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в  народном  творчестве  не
только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя  гуманных
 чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.
       В  своих  балладах  он  стремился  воплотить   народные   понятия   о
справедливости, нравственном долге, патриотизме.
      В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в  который  вошли
его баллады и романсы.
      Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич  развил  в  дальнейшем  в
своих крупных произведениях этого периода:  в поэмах «Гражиня» и «Дзяды»  (2
и 4 части), вошедших во второй том его произведений.
       Патриотический   сюжет  баллады  «Свитезь»  -   о   подвиге   народа,
погибшего, но не  покорившегося  врагу,  -  перекликается  с  сюжетом  поэмы
«Гражина», к которой описана героическая  борьба  литовского  народа  против
крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина»  положен  реальный  эпизод  из
истории Литвы начала XV века.
            ( Князь Новогрудка Литавор замыслил  изменить  литовскому  князю
       Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город  Лиду,  приданое
       его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение
       против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр  мстит  за  нее,  убивает
       командора  и искупает свою вину, восходя на костер  вместе  со  своей
       женой. )

       Исторический  сюжет  под  пером  Мицкевича   приобрел   романтическую
окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.
       Во  второй  том  поэзии  Мицкевича  были  включены  2   и   4   части
драматической поэмы «Дзяды» Первая  часть  поэмы  осталась  не  завершенной,
третья часть появились через десять лет и носила  самостоятельный  характер.

      В предисловии ко  второй  части  Мицкевич  объясняет  название  поэмы:
«Дзяды – это название торжественного  образа,  доныне  справляемого  простым
народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии  в  память  «Дзядов»,
то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в  этом  старинном  образе  не
только романтическая таинственность, особое значение приговора  над  земными
делами людей. В первых частях  «Дзядов»  уже  намечается  социальная  схема,
которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.
      В  1822  году  царское  правительство  начинает  преследование  тайных
организаций  в Польше и  Литве.  В  Варшаве  было  раскрыто  «Патриотическое
общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году  в
Вильно приезжает тайный  советник  Новосильцев,  который  с  особым  рвением
берется за порученное  ему  дело  –  раскрытие  патриотических  организаций.
Новосильцеву удалось обнаружить организации  филаретов  и  филоматов,  и  23
октября Мицкевич в числе  других  участников  был  арестован  и  заключен  в
Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.
      Следствие по делу  филаретов   было  закончено  весной  1824  года  21
апреля. Мицкевич был выпущен из  тюрьмы  на  поруки  Левеля   и   остался  в
Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября  Мицкевичу  было  передано
распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.
      Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода  в  его
жизни творчестве.
      Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое  настроение  по
дороге в Россию.
      Однако, сверх  его  ожиданий,  пребывание  в  России  оказалось  очень
благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его  творчества.
В  Петербурге  Мицкевича  встречали  восторженно.  Он  скоро  сближается   с
декабристами   К.  Рылеевым   и  А.  Бестужевым,  которые   становятся   его
друзьями.
      Рылеев,  Бестужев,  их  друг  Туманский  были  знакомы  с  творчеством
Мицкевича  еще  до  приезда  польского  поэта  в  Россию.   Рылеев   написал
стихотворение «Воспоминание» по мотивам  одноименного  сонета  Мицкевича,  а
Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие  интересы,
а прежде всего общие идеи и цели революционной  борьбы.  Мицкевич  пробыл  в
Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы  занять
должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных  мест  не  оказалось.  Из
Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в  Одессе,
а отправить его во внутренние губернии России.
      Пока шла переписка насчет дальнейшего  местопребывания  Мицкевича,  он
посетил  Крым,  который  произвел  очень  сильное  впечатление  на  поэта  и
вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».
      Когда Мицкевич вернулся из  Крыма,  он  узнал  о  своем  назначении  в
канцелярию  московского генерал-губернатора.
      В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.
      Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания  декабристов.  Он
тяжело   переживал   жестокую   расправу   Николая    I    с    героическими
революционерами.  Один   из  биографов  поэта  писал:  “Нельзя  предугадать,
взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в  Петербурге  во  время
восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их  судьбу
…”.
      Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь  со  своими
виленскими друзьями филоматами.
      Весной  1826  года  Мичкевич  познакомился  с  Московским  литератором
Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы.  Мичкевич
сблизился с виднейшими представителями  русской  литературы  –  Баратынским,
Веневитиновым,  Вяземским,  Соболевским  и  другими.  В  октябре  1826  года
состоялось знакомство  Мицкевича  с  Пушкиным,  которое  потом  переросло  в
искреннюю дружбу.
      12 октября 1826  года  Мицкевич  присутствовал   при  чтении  Пушкиным
«Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова.
      С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в  центе
культурной жизни России. Живя в  Москве,  временами  приезжал  в  Петербург,
Мицкевич   был   литературных   вечеров,   встреч,   где   он,    обладавшей
непревзойденным талантом импровизатора, часто  выступал.  Сохранилось  много
воспоминаний   об  этих   импровизациях   поэта.   В   Петербурге   Мицкевич
познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом,  много  времени
проводил в беседах с Пушкиным.
      Мицкевич  намеривался  издавать  в  России  польский  журнал  «Ирида»,
который  бы  способствовал  расширению  польско-русских  культурных  связей.
Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было  запрещено.
      Трудно  переоценить  значение  русского  периода  жизни  для  развития
творчества Мицкевича. Ярый враг  самодержавия,  он  обрел  свой  гражданский
язык в общении с русскими революционерами.
      В России Мицкевич сформировался как поэт  дружбы  славянских  народов.
Здесь он  стал  глубже  смотреть  на  вопрос  о  национальной  независимости
Польши, Поняв его тесную связь с международной  политикой.  В  эти  годы  он
становится глашатаем политической свободы.
      Одновременно происходил и рост художественного  мастерства  Мицкевича,
что было связано с общением с русскими  литературными  деятелями,  и  прежде
всего с Пушкиным.
      Общий уровень русской культуры  был  значительно  выше  польской.  «Мы
отстали в литературе на целое  столетие»,  -  писал  Мицкевич  своему  другу
Одынину.
      Во  время  своего  пребывания  в  России  Мицкевич  создал  целый  ряд
прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году  отдельным  изданием  вышли
его «Сонеты». Он перевел на польский  язык  две  арабские  баллады,  написал
стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса».
      В его балладах, написанных  в  России,  нет  чрезмерной  фантастики  и
дидактики, они ближе к балладам Пушкина,  не  случайно  именно  «Воеводу»  и
«Будрыса» выбрал для перевода Пушкин.
      Вершиной творчества Мицкевича  этого  периода  явилась  поэма  «Конрад
Валленрод», напечатанная  в 1828 году. Это патриотическая  поэма.  Сюжет  ее
взят из истории   XIV века.
      Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она  призывала  к  борьбе  за
свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.
      Именно так воспринимали ее польские  патриоты  в  дни  восстания  1830
года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую  оценку  получила
поэма Мицкевича  в  среде  русских  литераторов.  Ксенофонт  Полевой  писал:
«Многочисленный круг русских почитателей  поэта  знал  эту  поэму,  не  зная
польского языка, то есть знал ее содержание, изучал  подробности  и  красоты
ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.
      В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.
      После отъезда   из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил  Берлин,
Прагу,  Карлсбад,  Дрезден.   Вместе   со   своим   другом   Э.Одынцом    он
присутствовал на юбилейных  торжествах  в  честь  восьмидесятилетия  со  дня
рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает  в  Дрезден.  Здесь  он  пишет
патриотический  -  повстанческие  стихотворения  «Редут   Ордона»,   «Смерть
командира», и как боевой отклик на  минувшие  события  была  создана  третья
часть Дзядов. В третьей части «Дзядов»  Мицкевич  создает  поражающие  силой
обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа,  жалких  слуг
царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники.
      Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит  образ
декабриста Бестужева, тем  самым  подчеркивая  связь  польской  национольно-
освободительной борьбы с русским революционным движением.
      К  третьей  части  Мицкевич  присовокупил  так  называемый  «Отрывок»,
состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским  друзьям»
и др.  «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью  и
единством революционных идеалов.
      В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в  Париж,  где  в
это время находилось большинство польских эмигрантов.  Мицкевич  примкнул  к
демократическому   лагерю  польской  эмиграции,  во  главе  которой   стояли
известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель.  Мицкевич
принимает деятельное участие политической жизни  эмиграции.  Он  редактирует
газету «Польский пилигрим» и помещает  в  ней  целый  ряд  своих  статей,  в
которых  призывает  соотечественников  к  совместной  со  всеми  восставшими
народами Европы борьбе против европейской реакции и  ее  оплота  –  царского
самодержавия.
       В  Париже   Мицкевич   создает   свое   крупнейшее   произведение   –
замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш».
      Мицкевич вначале, замышляя  «Пана   Тадеуша»,  думал  о  произведении,
гораздо  меньше  по  размеру   и  по  охвату  жизненных  событий,  наподобие
«Германа  и  Доротеи»  Гетте.  Одноко,  приступив  к  осуществлению   своего
замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в  двенадцать
песен. Поэма разрослась и приняла характер  национальной  эпопеи.  В  основу
поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба  двух  шляхетских  родов  за
наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом;  борьба  Польши  за
национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и  Зоси  и
др.  Поэму  справедливо  называют  «Энциклопедией  польской  жизни».   Перед
читателем предстает польская жизнь во  всем  ее  многообразии:  ее  природа,
картины быта,  битвы,  незабываемые  типы  уже  уходящей  Польши  и  молодое
поколение.
       Поэма  пронизана   глубоко   патриотической   идеей:   необходимостью
национального   единства   перед   постигшим   страну   бедствием-   потерей
национальной независимости.
      Художественная сила поэмы бесконечно велика.  «Пан  Тадеуш»  по  праву
принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.
      После написания «Пана Тадеуша» поэтическая  деятельность  Мицкевича  (
если  не   считать   нескольких   небольших   стихотворений   )   совершенно
прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения  Польши  и  боевого
единства народов как публицист, общественный деятель.
       В  эти  годы  Мицкевич  работал  над  «Историей  Польши»  и  Историей
будущего», написал две драмы на французском  языке.
      Большой интерес для характеристики  воззрений  Мицкевича  представляет
написанный им в 1837 году некролог  на  смерть  Пушкина.  Некролог  -  яркое
свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.
      В 1839 году Мицкевич переехал в  Швейцарию,  где  читал  курс  римской
литературы в Лозаннском университете. В 1840 в  Париже  в  Коллеж  де  Франц
открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял  предложение  занять
эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.
       Большое  место  уделил  Мицкевич  истории  русской   литературы.   Он
останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово  о  полку  Игореве»,  на
древних   хрониках,   былинах,   на   творчестве   Ломоносова,    Кантемира,
Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина.
      С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула  первоначально  в
Италии,  Мицкевич  понял,  что  это  революционное  движение  международного
значения, и принял в  нем  самое  активное  участие.  7  февраля  1848  года
Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона,  который  явился
бы зародышем общеславянской армии для борьбы  с  силами  реакции.  «Польский
легион  опубликовал  свой  символ  веры,  это  –  армия  республиканская   и
социалистическая»,  -  так  определил  дух  легиона.  Мицкевич  в  письме  к
итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.
      Революционная программа Мицкевича 1848 года  представляет  собой  одно
из величайших достижений польской  революционно-демократической  мысли  того
периода.
       Когда  легион  был  организован,  Мицкевич  передал  командование  им
заслуживающим доверия офицерам, а  сам  вернулся  в  Париж,  где  осуществил
издание газеты «Трибуна народов».
      «Трибуна  народов»  явилась  боевым  органом  передовой  международной
общественности.  Газета  выходила  на  французском  языке.  В   ней   широко
освещались важнейшие вопросы современности.  Революционный  характер  газеты
вызвал  репрессии  со  стороны  французского  правительства.  Мицкевичу  под
страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и  он  был
вынужден переслать в редакцию свои  статьи,  переписанные  чужой  рукой.  Но
преследование продолжались, и  10  ноября  1849  года  издание  должно  было
прекратиться.
      Последним актом в политической деятельности Мицкевича была  поездка  в
1855 году, во  время  русско-турецкой  войны,  в  Константинополь.  Мицкевич
намеривался  организовать  польский  легион  для  борьбы  с   царизмом.   Он
рассчитывал, что это легион впоследствии объединится  с  восставшими  против
самодержавия русскими и украинскими отрядами.
      В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.
      Мицкевич – национальная гордость польского  народа  и  гордость  всего
передового  человечества.   М.   Горький   ярко   охарактеризовал   значение
творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди,  воплощающие  дух
народа с наибольшей красотой, силой и полностью».
      Творчество  Мицкевича,  одухотворенное  великими   патриотическими   и
гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.
      Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу,  однако,  можно  с
уверенностью сказать, что подлинное всенародное  и  всемирное  признание  он
обрел только после победы польского рабочего класса и  утверждение  народно-
демократической власти в Польше.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru