Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Работа из раздела: «Литература»

                  РОССИЯ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

  Одной из значительных работ  Салтыкова-Щедрина,  написанных  в  последнее
десятилетие  жизни,  стал  цикл   сказок,   явившийся   итогом   многолетних
наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью.  (80-е
годы 19-го века — время «затихания»  реформаторских  настроений  дворянства,
торжества консерватизма. В этих  условиях  радикальное  крыло  оппозиционных
правительству  сил  с  особенной   остротой   воспринимает   «неподвижность»
российской жизни. Кажется, что страна катастрофически теряет  способность  к
переменам, и в поисках  выхода  радикалы  все  чаще  обращаются  к  мысли  о
необходимости «толчка снизу». Именно такие настроения и отразил, по сути,  в
своих сказках Салтыков-Щедрин.
  Обращение писателя к жанру сказки не случайно. Как жанр  демократический,
знакомый и понятный народу, сказка открывала  путь  к  широкой  читательской
аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когда  говорить  открыто
о положении в стране было  сложно,  сказочная  фантастика  служила  отличным
средством маскировки острых идейно-политических взглядов писателя.
  «Сказки»  —  это  своеобразная  хрестоматия,  рассказ  о  всех  сословиях
русского общества.  Тема  жизни  народа,  волновавшая  Салтыкова-Щедрина  на
протяжении всего творческого пути, нашла свое отражение в этом цикле ярко  и
полно. Основой нации, по  мнению  писателя,  является  крестьянство.  Причем
Салтыков-Щедрин рисует  обобщенный  «портрет»  крестьянина,  не  прибегая  к
идеализации, не скрывая существующих противоречий.
  Крестьянин в России сметлив и находчив, умен и трудолюбив  —  он  на  все
руки мастер. В  сказке  «Повесть  о  том,  как  один  мужик  двух  генералов
прокормил»  крестьянин  и  огонь  добывает,  и  корабль  строит,  и  даже  в
пригоршне варит. Мужик-поилец и кормилец,  благодаря  его  труду  живет  все
общество. Не  случайно  с  исчезновением  мужика  из  поместий  князя  Урус-
Кильдибаева  в  сказке  «Дикий  помещик»  пустеет   государственная   казна,
исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем — полное  одичание.
Так, например, сам помещик, оставшись без  своих  крестьян,  превращается  в
дикого зверя.
  Народ  талантлив,  трудолюбив,  могуч.  И  в  то  же  время  в  сказке  о
крестьянине и двух генералах мужик сам вьет веревку, которой генералы его  и
привязывают.  А  крестьяне  в  сказке  «Дикий  помещик»  безропотно   терпят
притеснения помещика, который, не перенося «холопьего» запаха,  изгоняет  их
со своих земель.
  С чувством сострадания и  грустной  иронии  видит  писатель  противоречие
между большими потенциальными возможностями крестьянства и  безропотной  его
подчиненностью.  Но  поистине  трагедийное  звучание  размышления  о  России
приобретают в сказке  «Коняга».  Образ  измученной  клячонки  с  выпяченными
ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая «день-деньской»  из
«хомута не выходит», вырастает до поэтического символа  всего  подневольного
русского крестьянства, судьбы России.
  В духе радикальных настроений своего  времени  Салтыков-Щедрин  не  видит
другого выхода, кроме вооруженного сопротивления насилию. Истребляют  мужики
ненавистных воевод Топтыгиных в сказке «Медведь  на  воеводстве».  В  сказке
«Путем-дорогою» показан народ, пробуждающийся от сна рабства  и  покорности.
Взгляд писателя на настоящее и будущее России нетерпелив и резок. Как  можно
быстрее и решительнее исправить несправедливость —  вот  «кредо»  Салтыкова-
Щедрина. Никаких сожалений о нравственной «оплате»  такой  справедливости  у
него нет. Перед нами при этом вполне русские, национальные,  сказки,  в  том
смысле, что, к сожалению, такой подход  к  решению  проблемы  справедливости
действительно  «коренился»  в  «толще»  национальной  жизни.  Россия  дорого
заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной  из  своих  сказок
не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru