Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене

Работа из раздела: «Литература»
Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПЕРСОНАЖА.

  Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,
создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток
его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это
примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).

  Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические
типы ('Хорь и Калиныч').

  В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,
главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в
единстве и взаимосвязи с объективным бытием. 'Психологическая реальность'.
Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,
общечеловеческая природа индивидуальности.

  Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только
сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из
под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).

  Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и
миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,
тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и
самооценка своего внутреннего мира.

  Структура сомосознания:
  1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его
  собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое 'Я' -
  лишь часть этого мира, и наконец - 'различение' себя и мира.

  2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что
  человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,
  самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя
  самой.

  3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.


  В философии независимость личности, 'самозаконность' - связана с
кантовской философией 'долженствования': самодисциплина, самообладание,
способность быть себе господином.

  Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.



# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.

                                Психологизм осуществляется в форме прямых
                                авторских размышлений или в форме
самоанализа
                                героев, или косвенным образом - в
изображении
                                их жестов, поступков, которые должен
аналити-
                                чески истолковать подготовленный автором
                                читатель (Гинзбург)

                                Основные формы Псл анализа  возможно
разделить
                                на изображение характеров изнутри
(внутренняя
                                речь, образы памяти и воображения) и извне
-
                                интерпритация писателем выразительных
                                особенностей речи, речевого поведения,
мимичес-
                                кого и других средств внешнего проявления
                                психики (Страхов)

                                'Суммарно-обозначающая' форма: писатель сам
                                кратко называет те процессы, которые
происходят
                                во внутреннем мире, но не прослеживает сам
                                процесс протекания чувства (Есин)

  Три основных формы психологизма:

1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их,
повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические
детали, портрет, пейзаж, музыку.

2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм -
это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков
внешнего проявления психологии.

3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического
изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в
сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон,
исповедь, дневник).

  В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь-
одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в
соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке
душевной жизни персонажа.

  Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-

эпизод из  'Войны и мира', где Николай растов на поле Аустерлицкого
сражения
неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru