Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жизнь и творчество Шолохова М.А.

Работа из раздела: «Литература»

                       Средняя школа №3 г.Десногорска



                              Д  О  К  Л  А  Д

                           по литературе на тему:

                     «Жизнь и творчество Шолохова М.А.»



|                                     |Подготовил:                |
|                                     |ученик 11 «Д» класса       |
|                                     |Леонов Алексей             |



                                  2001 год



ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

      1984) - прозаик, публицист


      Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец  –  выходец  из  Рязанской
губернии,  сеял  хлеб  на  покупной   казачьей   земле,   был   приказчиком,
управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе  и
гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.
      В  конце  1922  года  он  приезжает  в  Москву.  Работает   грузчиком,
чернорабочим,  делопроизводителем.  В  1924  году  в   журналах   появляются
рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники  «Донские  рассказы»
и «Лазоревая степь» (1926).
      Темы ранних  рассказов  –  гражданская  война  на  Дону,  ожесточенная
классовая борьба, место  человека  в  социальных  сдвигах,  происходивших  в
деревне. Рассказы стали заметным  явлением  в  советской  литературе  первой
половины 20-х  годов.  Умение  раскрыть  правду  действительности  в  острых
общественных  и  бытовых  конфликтов,  проникновенное  восприятие   душевных
движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином  целом
характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета  республики»
(1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).
      В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет
постоянно. Здесь  он  начинает  писать  «Тихий  Дон»  (1928-1940)  –  роман,
принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает  донское
казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной  силой
рисует судьбы народа и личности в революции.
      «Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской  жизни  (1912-1922);
«Поднятая целина»  (1932-1960)  повествует  о  1930  годе,  о  революционном
переломе в жизни деревни.
      Во время Великой Отечественной войны Шолохов – военный  корреспондент.
Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати  и  вышли
отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др.  Широкую
известность приобрел рассказ «Наука ненависти»  (1942).  В  1943-1944  годах
начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину»  (новый  вариант
– 1969).
      Стремление к эпическому постижению судеб  народа  –  в  самой  природе
таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил  и  сюжетно-
композиционный и  эмоционально-стилевой  строй  незаконченного  романа  «Они
сражались за Родину». Контрастные чередования  картин  мирной,  хотя  уже  и
потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек  и
внезапно  вспыхивающих  боев  позволяют  писателю  воссоздать  единый  облик
воюющего народа.
      Рассказ  «Судьба  человека»  (1956-1957)  стал  заметным  явлением   в
литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями  войны  –
историческими  испытаниями  в  жизни  народа,   государства   и   отдельного
человека. Из жизни Андрея Соколова  автор  отбирает   только  то,  что  дает
возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими  событиями.
Это позволяет писателю показать Человека и  Войну,  несовместимость  мира  и
фашизма. Эта сложная, историческая основа  определила  и  поэтику  рассказа.
Отчетливо выделяются  ведущие  образы-лейтмотивы  (дорога  автора  –  дорога
героя – судьба человека  на  дорогах  войны  и  т.п.),  свободно  чередуются
голоса героя-рассказчика и  автора-повествователя.  Судьба  Андрея  Соколова
воплощает не только страшное зло  войны,  сквозной  жизнеутверждающий  мотив
рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.
      После войны Шолохов  опубликовал  ряд  публицистических  произведений:
«Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и  мрак»  (1949),  «Не
уйти палачам от суда народов!» (1950)  и  другие,  в  которых  он  выступает
против идеологов «холодной войны».
      Связь литературы с жизнью, в понимании  Шолохова,  это,  прежде  всего
связь писателя с народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-
м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль  о  том,
что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни  была,  о
том, что  к  оценке  художественного  произведения  надо  подходить,  прежде
всего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право  на
жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.
      «Я принадлежу к числу тех писателей, которые  видят  для  себя  высшую
честь и высшую свободу в  ничем  не  стесняемой  возможности  служить  своим
пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения  ему  Нобелевской
премии (1965г.)
      Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в
жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих  эмоций  –  от
трагической безнадежности до веселого смеха.
      Вклад писателя в мировое искусство определяется,  прежде  всего,  тем,
что в его романах  впервые  в  истории  мировой  литературы  трудовой  народ
предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте  социальной,
нравственной, эмоциональной жизни,  которая  ставит  их  в  ряд  неумирающих
образов мировой литературы.
      В его романах  поэтическое  наследие  русского  народа  соединилось  с
достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им  были  открыты  новые
связи между духовным и материльнм, между человеком и окружающим  миром.  Для
Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство  его
поэтики: человек – общество  –  природа  –  выражает  одну  из  особенностей
цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru