Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Работа из раздела: «Литература»


      Природа  и  человек  довольно  тесно  связаны   друг   с   другом.   В
художественных  произведениях  писатели  используют  описание  природы,   её
влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.
      Как и во всех  произведениях  Тургенева,  пейзаж  в  “Отцах  и  детях”
приобретает важное значение.  Так,  начальный  пейзаж  романа,  изображающий
бедность, нищету, запустение  (“Речки  с  обрывными  берегами,  и  крошечные
пруды с худыми плотинами, и деревеньки  с  низкими  избёнками  под  тёмными,
часто  до  половины  разметанными  крышами,  и   покривившиеся   молотильные
сарайчики… и церкви…  с  обвалившеюся  кое-где  штукатуркою…  и  разоренными
кладбищами…”), как бы подводит  к  мысли  о  необходимости  уничтожения  тех
порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.
      И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в  роман
светлую,  бодрую  ноту  надежды  на  лучшее.  Автор  показывает  приподнятое
настроение Николая Петровича Кирсанова,  мечтающего  о  сближении  с  сыном,
соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто  зеленело
и лоснилось под тихим дыханием тёплого  ветерка,  всё  –  деревья,  кусты  и
травы.”
      И. С. Тургенев мастерски использует  картины  природы  для  выявления,
подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.
      Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову,  строит
из себя взрослого мужчину. На самом деле,  Аркадий  мягкий,  нежный  молодой
человек. Он стоит близко к природе,  понимает  и  чувствует  её.  Забывшись,
Аркадий  любуется  полями,  заходящим   солнцем   и   задумчиво   спрашивает
Базарова:”И природа пустяки?” На  что  его  друг  отвечает:”Пустяки,  в  том
значении, в каком ты её понимаешь.”
      Молодой Кирсанов очень  схож  со  своим  отцом,  Николаем  Петровичем,
который  тоже  мечтатель,  но  не  скрывает  этого.  Кирсанов-старший  любит
почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над  чем  иронизирует  Базаров.  У
Николая Петровича есть  в  саду  любимая  беседка,  где  он  нередко  сидит,
любуясь  природой,   размышляя.   Кирсанов   удивляется,   как   можно   “не
сочувствовать  художеству,   природе…”   Он   видит   великолепный   пейзаж:
освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо,  и  его  охватывает
воспоминание, мечта, перед ним встает  образ  умершей  жены,  ностальгия  по
прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их  к
небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому  человеку,  понимаем
его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает  нам  романтическую  натуру
Николая Петровича. Тургенев  показывает,  как  глубоко  и  сильно  действует
природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
      Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В  тот
же  вечер,  когда  Николай  Петрович  придаётся   воспоминаниям,   он   тоже
прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у  него  никаких
эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски  сухая  и
страстная, на  французский  лад  мизантропическая  душа».  Природа  здесь  –
тонкий лирический комментарий  к  тягостному  безысходному  состоянию  Павла
Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».
      Пейзаж у Тургенева включен в  систему  нравственных  отношений  людей.
Нелепость,  вздорность  затеянной  Базаровым  и  Павлом   Петровичем   дуэли
оттеняется

описанием  «славного,  свежего»  утра:  «…маленькие  пестрые  тучки   стояли
барашками на  бледно-ясной  глазури,  мелкая  роса  высыпала  на  листьях  и
травах,  блестела  серебром  на  паутинках;  тёмная  зелень,  казалось,  ещё
хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
      Мастерство Тургенева  художника  ощутимо  проступает  в  том,  что  он
использует картины природы для передачи психологических нюансов в  ощущениях
персонажей.
      Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность:  с  одной
стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время –  скрытый  романтик,  в
чём боится признаться даже самому себе. В одном  из  разговоров  с  Аркадием
Базаров замечает, что «природа не  храм,  а  мастерская,  и  человек  в  ней
работник», а всякое другое  её  восприятие  «пустяки».  Он  считает,  что  в
окружающем мире нет ничего  таинственного,  непостижимого  и  неподвластного
человеку. Сирень и  акацию  называет  «добрыми  ребятами»  и  искренне,  по-
хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа  должна  приносить
пользу, в этом её назначение.
      Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек  лазать
за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
      Отрицая романтическое отношение к природе как  к  храму,  Базаров  сам
попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он  даже
завидует муравью, который в качестве насекомого имеет  право  «не  призывать
чувства сострадания, не то что наш брат,  самоломанный».  В  горькую  минуту
жизни  даже  чувство  сострадания   Базаров   склонен   считать   слабостью,
аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.
      Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые  Евгений
не  смог  заглушить.  Мы  видим  их,  когда  он  влюбился  в  Одинцову  и  с
негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент  нигилист  ищет
рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня  вполголоса  и
её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.
      Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения
по-новому почувствовать природу.
      Фон,  на  котором  происходит  объяснение  Базарова  с  Одинцовой,   -
поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения.  Это
на него глянула тёмная,  мягкая  ночь,  это  ему  ночная  свежесть  казалась
«раздражительной»,  это  ему  слышалось  таинственное  шептание.   Базарову,
материалисту,  ученому-биологу,  шелест  листьев,  ночные   шорохи   кажутся
таинственными. Романтическое чувство  высокой  любви  озаряет  новым  светом
окружающий мир.
      С покоряющей задушевностью нарисовал  Тургенев  зарождающееся  чувство
любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж  морозного  зимнего  дня
их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом,  розовым  инеем
на деревьях, бледно-изумрудным  небом,  свежими,  словно  укушенными  лицами
людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С  помощью  эпитетов  «белая»
зима,  «розовый»  иней  автор  передаёт  радостное  настроение  молодожёнов,
решивших навсегда связать свои судьбы в браке.
      Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё  и  самостоятельный  образ
родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у  Тургенева
выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
      Лирической печалью и  скорбными  раздумьями  проникнут  заключительный
пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров.  В
это описание Тургенев внес свою  оценку  героя  и  его  дела.  С  любовью  и
искренней болью говорит  писатель  о  Евгении  и  в  то  же  время  пейзажем
утверждает мысль о том,  что  «страстное,  грешное,  бунтующее  сердце»  его
героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на  могиле
Базарова, «говорят… о вечном  примирении  и  о  жизни  бесконечной».  Смерть
неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru