Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Виды придаточных предложений в русском языке

Работа из раздела: «Литература»


|вид            |вопрос     |способ присоединения    |ПРИМЕР                     |
|ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ-  |какой?     |Союзные слова: который, |С улицы доносился шум, ка- |
|НОЕ            |           |                        |кой бывает только днем.    |
|               |           |какой, чей, что где,    |Пред ними стелется равнина,|
|               |           |куда,                   |                           |
|               |           |откуда, когда. Союзы:   |где ели изредка взошли…    |
|               |           |что-                    |                           |
|               |           |бы, как, словно, будто, |                           |
|               |           |точ-                    |                           |
|               |           |но.                     |                           |
|ИЗЪЯСНИТЕЛЬ-   |падежные   |Союзные слова: кто, что,|Владимир с ужасом увидел,  |
|НОЕ            |вопросы    |ко                      |что заехал в незнакомый    |
|               |           |торый, чей, где, куда,  |лес.                       |
|               |           |отку-                   |Дежурный сообщил, что деле-|
|               |           |да, как, зачем, почему, |                           |
|               |           |ско-                    |гация прибыла.             |
|               |           |лько. Союзы: что, чтобы,|Ему и без того казалось,   |
|               |           |                        |что                        |
|               |           |будто, как, словно, как |его несут слишком медленно.|
|               |           |буд-                    |                           |
|               |           |то.                     |                           |
|ОБРАЗА ДЕЙСТ-  |как? каким |Союзные слова:          |Было так темно, что Варя с |
|ВИЯ И СТЕПЕНИ  |образом?   |насколько,              |                           |
|               |нас-       |посколько. Союз: как,   |трудом различала дорогу.   |
|               |колько? в  |что,                    |                           |
|               |ка-        |чтобы, словно, точно    |                           |
|               |кой        |                        |                           |
|               |степени?   |                        |                           |
|МЕСТА          |откуда?    |Союзные слова: где,     |Откуда ветер, оттуда и     |
|               |где?       |куда,                   |счас-                      |
|               |куда?      |откуда, там, оттуда.    |тье.                       |
|ВРЕМЕНИ        |когда? как |когда, едва, пока, как  |Солнце было уже высоко,    |
|               |до-        |толь-                   |ког-                       |
|               |лго? с     |ко, до тех пор пока,    |да я открыл глаза.         |
|               |каких      |прежде                  |                           |
|               |пор? на    |чем                     |                           |
|               |сколь-     |                        |                           |
|               |ко времени?|                        |                           |
|УСЛОВНОЕ       |при каком  |Союзы: если, ежели,     |А старики пускай дерутся,  |
|               |ус-        |когда,                  |ко-                        |
|               |ловии?     |коли, кабы, как скоро,  |ли им это весело.          |
|               |           |раз.                    |                           |
|ПРИЧИНЫ        |почему?    |Союзы: потому что,      |Наташа в эту зиму в первый |
|               |отче-      |оттого                  |                           |
|               |го? по     |что, вследствие того    |раз начала серьезно петь и |
|               |какой      |что, благодаря тому,    |в                          |
|               |причине?   |что, в силу             |особенности оттого, что    |
|               |           |того что, так как.      |Дени                       |
|               |           |                        |сов восторгался ее пением. |
|ЦЕЛИ           |зачем? для |Союзы: чтобы, для того  |Я пригласил вас, господа, с|
|               |че-        |чтобы, с тем чтобы,     |тем, чтобы сообщить вам    |
|               |го? с какой|дабы,                   |прене-                     |
|               |           |затем чтобы, лишь бы.   |приятное известие.         |
|               |целью?     |                        |                           |
|СРАВНИТЕЛЬ-    |           |Союзы: как, будто, как  |Мы втроем начали           |
|НОЕ            |           |буд-                    |беседовать,                |
|               |           |то, словно, точно,      |как будто век были знакомы.|
|               |           |подобно                 |                           |
|               |           |тому как, как если бы.  |                           |
|УСТУПИТЕЛЬ-    |           |Союзы: хотя, несмотря ни|Он был ясно виден, даром,  |
|НОЕ            |           |                        |что ехал в тени.           |
|               |           |на что, пускай, пусть,  |У него ничего не клеилось, |
|               |           |даром                   |                           |
|               |           |что; соч. вопр-отн      |чтобы он ни предпринимал.  |
|               |           |местои-                 |                           |
|               |           |мений/наречий с ни (кто |                           |
|               |           |                        |                           |
|               |           |ни).                    |                           |
|СЛЕДСТВИЯ      |           |Союз: так что           |Вдруг, правда,             |
|               |           |                        |развеселится,              |
|               |           |                        |пойдет в пляс, так что с   |
|               |           |                        |черда-                     |
|               |           |                        |ка опилки сыплются.        |
|ПРИСОЕДИНИТЕ-  |           |Союзные слова: что, где,|Правда была в том, что он и|
|ЛЬНОЕ          |           |ку-                     |в                          |
|               |           |да, откуда, когда, как, |самом деле лишился чувств, |
|               |           |поче-                   |как и признался сам.       |
|               |           |му, отчего, зачем,      |                           |
|               |           |вследст-                |                           |
|               |           |вие чего.               |                           |



|средство        |Определение            |задача                 |пример          |
|Синоним         |Близкие по смыслу      |2 (или более) слова,   |Друг – товарищ  |
|                |слова, различающиеся в |называя ту же вещь,    |                |
|                |употреблении           |соотносят ее с разными |                |
|                |                       |понятиями об этой вещи |                |
|                |                       |и тем самым раскрывают |                |
|                |                       |разные ее свойства     |                |
|Антоним         |Слова с противоположным|Выражение контраста    |Злой – добрый   |
|                |значением              |                       |                |
|Синонимический  |Своеобразная группа    |Совокупность синонимов |Жить, проживать |
|ряд             |слов, в которых        |более или менее        |                |
|                |антонимы, объединяясь  |исчерпывают понятие    |                |
|                |общим значением,       |                       |                |
|                |различаются оттенками, |                       |                |
|                |взаимно дополняют друг |                       |                |
|                |друга, отталкиваются   |                       |                |
|                |один от другого        |                       |                |
|Градация        |Сочетание, нанизывание |Всесторонняя           |Фашизм ограбил, |
|                |синонимов. Своеобразная|характеристика явления,|разъел, расшатал|
|                |лестница синонимов, где|действия, качества,    |Европу. (И.     |
|                |каждый последующий     |подчеркивание его силы,|Эренбург)       |
|                |усиливает значение     |интенсивности          |                |
|                |предыдущего            |                       |                |
|Противопоставлен|Противопоставление     |Обнаруживает различные |Он собственно не|
|ие синонимов    |сходных по значению    |оттенки синонимов,     |шел, а влачился,|
|                |слов. Очень яркий      |подчеркивает их        |не поднимая ног |
|                |стилистический прием   |                       |от земли.       |
|Сравнение       |Сопоставление двух     |Фраза становится более |Внизу, как      |
|                |явлений с тем, чтобы   |конкретной и наглядной.|зеркало         |
|                |пояснить 1 из них с    |Более выпуклое         |стальное, синеют|
|                |помощью другого        |представление          |озера струи.    |
|                |                       |предметов.             |                |
|Эпитет          |Образное, эмоциональное|                       |Серебряные      |
|                |определение. Имеет     |                       |седины.         |
|                |переносное значение    |                       |                |
|Постоянные      |Застывшая хар-ка,      |Экономно, выразительно |Чистое поле.    |
|эпитеты         |свойство предмета.     |и ярко очерчивает      |Красна девица.  |
|                |Характерна для устн    |предмет, подчиняет то  |                |
|                |нар. Поэзии            |или иное его свойство. |                |
|Метонимия       |                       |Заменяет многословное  |Выпей еще       |
|                |                       |выражение              |стаканчик.      |
|Гипербола       |Образное выражение,    |Подчеркивает силу      |Тысячу раз      |
|                |содержащий непомерное  |признака или явления   |простите.       |
|                |преувеличение явления  |                       |                |
|Литота          |Троп, содержащий       |                       |Мальчик с       |
|                |непомерное             |                       |пальчик.        |
|                |преуменьшение предмета,|                       |                |
|                |значение какого-либо   |                       |                |
|                |явления. Нередко       |                       |                |
|                |используется вместе с  |                       |                |
|                |гиперболой.            |                       |                |
|Ирония          |Употребление слова в   |                       |Самсон – о      |
|                |смысле, обратном       |                       |слабом человеке |
|                |буквальному            |                       |                |
|Антитеза        |Прием контраста        |Помогает познать суть  |                |
|                |                       |вещей                  |                |
|Оксюморон       |Соединение антонимов   |                       |О как мучительно|
|                |                       |                       |тобою счастлив  |
|                |                       |                       |я. (А.С. Пушкин)|
|Образ           |Эмоциональная картина  |                       |                |
|                |предмета               |                       |                |
|Метафора        |Употребление слова или |Создание неповторимого |Говор волн      |
|                |выражения в переносном |по стилистической      |                |
|                |смысле на основе       |оригинальность         |                |
|                |сходства 2 предметов   |словесных образов.     |                |
|                |или явлений.           |                       |                |
|Сухие метафоры  |Прямые названия        |                       |Лист бумаги.    |
|                |предмета               |                       |Глазное яблоко. |
|Образные        |Образны, но не         |                       |Квашня –        |
|общеязыковые    |оригинальны.           |                       |неповоротливый  |
|метафоры        |Использование признака |                       |человек.        |
|                |неодушевленного        |                       |                |
|                |предмета для оценки    |                       |                |
|                |человека, его качеств. |                       |                |
|                |Противостоит           |                       |                |
|                |олицетворению.         |                       |                |
|Синекдоха       |Употребление           |                       |Лермонтов       |
|                |единственного числа    |                       |«Бородино»      |
|                |вместо множественного  |                       |                |
|Аллегория       |Выражение отвлеченного |                       |                |
|                |понятия или идеи в     |                       |                |
|                |конкретном худ. образе.|                       |                |
|Олицетворение   |Перенесение свойств    |Позволяет ярче и       |Задумчивые леса.|
|                |человека на            |рельефнее обрисовать   |                |
|                |неодушевленные предметы|природу.               |                |
|                |и отвлеченные понятия. |                       |                |
|Перифраза       |Замена обычного        |Придает предмету       |Санкт-Петербург |
|                |однословного названия  |различные              |– город на Неве |
|                |предмета его           |стилистические оттенки,|                |
|                |описательным           |избегаются повторы.    |                |
|                |выражением.            |                       |                |
|ФИГУРЫ РЕЧИ     |
|Особые          |
|синтаксические  |
|построения      |
|Анафора         |Повторение отдельных   |Повторяемое слово      |Клянусь я первым|
|(единоначалие)  |слов или оборотов в    |получает сильную       |днем творенья,  |
|                |начале строки          |эмоциональную окраску, |клянусь его     |
|                |                       |усиливается            |последним днем, |
|                |                       |эмоциональность        |клянусь позором |
|                |                       |отрывка.               |преступленья.   |
|Эпифора (повтор |Повторение слов или    |                       |Мне бы хотелось |
|концовок)       |выражений в конце      |                       |знать, отчего я |
|                |соседних, смежных      |                       |не титулярный   |
|                |предложений.           |                       |советник? Почему|
|                |                       |                       |именно          |
|                |                       |                       |титулярный      |
|                |                       |                       |советник?       |
|Параллелизм     |Одинаковое             |Резко выделяется       |Шелкова ниточка |
|                |синтаксическое         |содержание             |к стене льнет.  |
|                |построение соседних    |сопоставляемых частей. |Дунечка матушка |
|                |предложений.           |                       |чяелом бьет.    |
|Антитеза        |Оборот, в котором резко|                       |«Где стол был   |
|                |противопоставляются    |                       |яств, там гроб  |
|                |противоположные        |                       |стоит».         |
|                |понятия.               |                       |                |
|Градация        |Расположение слов, при |                       |Темные, душные, |
|                |котором каждое         |                       |скучные комнаты.|
|                |последующее слово      |                       |                |
|                |усиливает значение     |                       |                |
|                |предыдущего. Крещендо. |                       |                |
|Инверсия        |Особое расположение    |Слово, занимающее      |Изумительный наш|
|                |слов, нарушающее       |необычное место, резко |народ.          |
|                |обычный порядок.       |выделяется.            |                |
|Эллипсис        |Пропуск подразум. члена|Неполное предложение.  |Мужики -- за    |
|                |предложения.           |Придает динамизм       |топоры.         |
|                |                       |высказыванию, интонацию|(Толстой).      |
|                |                       |естественного          |                |
|                |                       |разговора.             |                |
|Умолчание       |Намеренноый обрыв      |                       |Нет; я хотел…   |
|                |высказывания,          |                       |быть может вы… я|
|                |передающий             |                       |думал, что уж   |
|                |эмоциональный настрой. |                       |барону время    |
|                |                       |                       |умереть».       |
|                |                       |                       |(А.С.Пушкин).   |
|Риторическое    |Подчеркнутое обращение |Выражает авторское     |                |
|обращение       |к кому или чему-либо.  |отношение к объекту.   |                |
|Риторический    |Вопрос не для ответа, а|                       |Кто не проклинал|
|вопрос          |для привлечения        |                       |станционных     |
|                |внимания к тому или    |                       |смотрителей?    |
|                |иному явлению.         |                       |                |
|Полисиндетон    |                       |Интонационно           |                |
|(многосоюзие)   |                       |подчеркивается ряд     |                |
|                |                       |слов.                  |                |
|Асиндетон       |Намеренный пропуск     |                       |                |
|(бессоюзие)     |союзов                 |                       |                |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru