Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тема любви в лирике Маяковского

Работа из раздела: «Литература»

Тема любви в лирике Маяковского.

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории
русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского
скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи
Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в
них чувства:
                             «Кроме любви твоей
                              мне нету солнца»
                                               («Лилечке»),
                                    «Стою
                                 огнем обвит
                            на несгорающем костре
                              немыслимой любви»
                                               («Человек»)
Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и
очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его
осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая
распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное
слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение?
Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме
«Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты
забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой
уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и
очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:
                       Меня сейчас узнать не могли бы
                             жилистая громадина
                                   стонет,
                                  корчится…
Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:
                                  Знаете –
                               Я выхожу замуж.
Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он
превращается в проснувшийся вулкан:
                                    Мама!
                          Ваш сын прекрасно болен!
                                    Мама
                            У него пожар сердца.
                       Скажите сестрам, Люде и Оле, -
                           Ему уже некуда деться.
    В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-
ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре
крика «долой»:
                             Долой вашу любовь!
                            Долой ваше искусство!
                           Долой ваше государство
                             Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и
тому строю, где все покупается и продается.
   В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь
все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее
разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели
она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но
если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое,
любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в
поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о
самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство
должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не
устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями,
предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не
становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным
соревнованием со всем миром».
    Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для
Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство,
заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком
мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце
вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим
лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в
грядущее, преодолев «будничную чушь».
   Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким
чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано
лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал
оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для
печати – передано из рук в руки любимой женщине.
   В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее
сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность
разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для
Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его
заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени
адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к
которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано
множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные
выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение
проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:
                            Подымает площадь шум,
                              экипажи движутся,
                                   я хожу,
                                 стишки пишу
                             в записную книжицу.
   Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств»,
что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о
стихии,
                                   Ураган
                                    огонь
                                    вода
                             подступают в ропоте
   обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические
 метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь
 имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором
                                 идет речь.
   Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление
земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он
начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против
возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе
откровенных:
                                   Мария!
                           поэт сонеты поет Тиане,
                                     а я
                        весь из мяса, человек весь –
                           тело твое просто прошу,
                           как просят христиане –
                            «Хлеб наш насущный –
                              даждь нам днесь».
Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о
любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды
противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает
возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и
закрепить словом.
    В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с
замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная
для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово,
вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и
влечь,// которые глазом ослабли».
   В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной,
драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не
смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство
ревности, которое поэт обещает усмирить.
   И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно
переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством
революции во всемирном масштабе:
                                 Я все равно
                                    тебя
                            когда-нибудь возьму –
                                    одну
                            или вдвоем с Парижем.
А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.
   Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог,
обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает
сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося
в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится
и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции
и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом
революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам
предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей
страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо
наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в
социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:
                                  Иди сюда,
                             иди на перекресток
                                моих больших
                              и неуклюжих рук.
- слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением
стихотворения.
    «Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно
выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.
     Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает
лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои
представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его
ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего,
поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.
   Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя
правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам
было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания,
и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными
словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru