Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Работа из раздела: «Литература : русская»


                    Образ народа в поэме «Мертвые души».


      Поэма «Мертвые души» в творчестве Н.В. Гоголя занимает  особое  место.
Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в  разрезе,  все  ее  пороки  и
недостатки.
      Большую часть населения России того времени  составляли  крестьяне.  В
поэме их мир  описан  очень  образно.  На  мой  взгляд,  он  разделяется  на
несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий  ему  и
характеризующий его мирок крестьян. Сами крестьяне не описаны,  но мы  можем
судить о них по их жилищам. У Манилова, например, «темнели вдоль  и  поперек
серенькие бревенчатые избы». У Коробочки  были  уже  другие  избы,  «которые
хотя были выстроены врассыпную,  но,  по  замечанию,  сделанному  Чичиковым,
показывали  довольство  обитателей».  Крестьянские  угодья   Собакевича   не
вызывают удивления – мы видим их такими,  какими  и  ожидали  их  увидеть  –
«плохо скроенными, да крепко сшитыми». Избы  крестьян  Плюшкина,  как  и  он
сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными.
      Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие  мирки.  Первый  –  это
сильно  отличающийся  от  всех  остальных  аллегорический  мир  умерших  или
бежавших от своих помещиков крестьян, о котором  упоминается  лишь  изредка.
Также  на  страницах  поэмы  мы  чувствуем  присутствие  еще  одного  –  так
называемого  «центрального»  мира  крестьян,  представленного  в  конкретных
ситуациях.
      Самым странным и непонятным, наверное, является для  нас  мир  умерших
или бежавших крестьян. Его  обитатели  как  бы  противопоставлены  населению
мира «живых». С помощью этого приема  Гоголю  удается  подчеркнуть  бедность
нравов   главных  героев.  После  не  в  меру  хвастливой  речи  Собакевича,
описывающего  своих  умерших  крестьян,  сам  он,  хитрый   и   эгоистичный,
опускается в наших глазах сразу на несколько уровней.  А  ведь  крестьяне  –
собственность  помещика,  умелые,  духовно  богатые  люди   вынуждены   были
безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина.  Следующие
напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной  стороны.  Он
представляется нам, как «мир живых», ушедших из «мира мертвых».
       Особого  внимания  требует,  так  называемый,  центральный  мир.   Он
незаметно  вливается  в  повествование  в  самом  начале  поэмы,  однако  ее
сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он  почти  не  заметен,
но затем  вместе с развитием сюжета раскрывается и описание  этого  мира.  В
конце первого тома описание превращается в гимн всей  Руси.  Гоголь  образно
сравнивает Русь «с  бойкой  и  необгонимой  тройкой»,  несущейся  вперед.  В
продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян,  составляющих
основную,  наиболее  деятельную  и  полезную  часть  этого  мира,  за   счет
контраста  с  намеренно  униженными  помещиками,   чиновниками,   служащими.
Описание  данного  мира  начинается  с  разговора  двух   крестьян-умельцев,
обсуждающих технические возможности  экипажа,  въезжающего  в  город  NN.  С
одной   стороны,   их   разговор   отдает   праздностью,   чувствуется   его
незаконченность,  бесполезность. Но, с  другой  стороны,  оба  они  показали
достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа.  Эти  два
персонажа,  по-моему,  невыразительны  и  показаны  более  с   отрицательной
стороны,  нежели  чем  с  положительной.  Они  появляются  в  самом   начале
произведения  и  как  бы  вводят  нас  в  мир  поэмы.  Следующие  колоритные
представители  «центрального»  мира,  показанные  в  поэме,  –  два  мужика,
указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию,  но  их
речь все-таки хромает. Самым красочным персонажем  среди  крестьян,  на  мой
взгляд, является тот,  которого  мы  увидели,  когда  он  тащил  «претолстое
бревно … подобно неутомимому муравью, к себе в избу». Он выражает собой  всю
размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает  это,  говоря  его
устами «метко сказанное русское слово».
       Самым  ярким  выражением  патриотических  чувств  писателя  в   поэме
является рассуждение о судьбе Руси. Сравнивая  ее  «необъятные  просторы»  с
неисчислимыми духовными богатствами ее  народа,  Гоголь  поет  ей  хвалебную
оду:
    «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без
конца? Здесь ли не быть богатырю,  когда  есть  место,  где  развернуться  и
пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее  пространство,  страшною  силою
отразясь во глубине души моей; неестественною властью  осветились  мои  очи:
у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! – Русь!»

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru