Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Основные мотивы в лирике Лермонтова

Работа из раздела: «Литература : русская»

                         Основные мотивы в лирике Лермонтова.

                                                                     Где не
погибло слово,
                                                                     там и
дело еще не погибло.

      Поколение Лермонтова вступившее  в  жизнь  после  поражения  восстания
декабристов,  было  обречено  на  бесплодную   растрату   сил   в   условиях
николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно  в
это время, поэтому  многие  из  них  пронизаны  горечью  и  одиночеством,  с
сознанием того,  что его современники живут бесцельно. Об этом  автор  пишет
в  стихотворении  «Дума».  На  мой   взгляд,   это   поэтическая   исповедь,
чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения  автор  высказывает
свои общие суждения о поколении 30х годов:
                                       Печально и гляжу на наше поколенье!
                                       Его грядущее - иль пусто, иль  темно,

                                       Меж  тем,  под  бременем  познанья  и
сомненья,
                                       В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники  живут  «  ошибками  отцов  и
поздним их умом ». Я полагаю,  что  речь  здесь  идет  об  идейном  наследии
декабристов, потому что многие  участники  восстания  на  Сенатской  площади
примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
     Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама  собой.  За  нее
надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью  и  болью
поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких  сильных  чувств,
ни   прочных   привязанностей,   ни   твердых    убеждений.    Стихотворение
заканчивается убийственным  выводом,  подготовленным  всем  ходом  авторских
рассуждений:
                                       Толпой угрюмою и скоро позабытой,
                                       Над  миром  мы  пройдем  без  шума  и
следа,
                                         Не   бросивши   векам   ни    мысли
плодовитой,
                                       Ни гением начатого труда.
     Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор  выступает  от  лица
прогрессивной интеллигенции,  которая  не  хотела  мириться  с  николаевским
режимом, но при сложившихся обстоятельствах  ничего  не  могла  предпринять.
Мне  представляется  «  Дума  »  как  призыв  к  активной  интеллигенции,  к
пробуждению гражданской совести у своего поколения.
     Однако Лермонтов видит и других  людей.  Он  понимает,  что  борющегося
человека ждут трудности и лишения.  В  стихотворении  «  Смерть  поэта  »  и
отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его  часть  напоминает
элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные  рыдания.
Негодование прорывается лишь в тех фразах, где  говорится  о  Дантесе.  Поэт
намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
                                       Не вы ль сперва так злобно гнали
                                       Его свободный смелый дар
                                       И для потехи раздували
                                       Чуть затаившийся пожар ?
     Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор  .  Они  -  это  придворная
знать , продажные журналисты ,  идейные  защитники  самодержавия  .  Вначале
Лермонтов только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях  .
Во второй  части  стихотворения  он  открыто  называет  истинных  виновников
гибели Пушкина .  Его  погубили  «  надменные  потомки  известной  подлостью
прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали  себя  представители
придворной знати , оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой  расправе
с декабристами . Именно они таятся « под сенью закона  »  .  Поэт  громко  и
открыто заклеймил высокопоставленных преступников . С тех пор  всем  ,  кому
дорого русское слово , стало известно имя Лермонтова  ,  преемника  традиций
Пушкина . Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме  и  настроению
другое - « Как часто пестрою толпою окружен » .  Беспощадно  и  презрительно
характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует  себя
одиноко среди них . Возвращаясь мыслями к  детству  ,  он  как  бы  отдыхает
душой . Стихотворение волнует нас не только потому , что  в  нем  обличается
высший свет . Нас пленит духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .
     Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях  родина
- предмет  любви  ,  поэтического  осмысления  ее  судьбы  .  Уже  в  ранних
творениях поэта  можно  встретить  его  размышления  о  судьбе  России  .  В
Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов  предрекает  неминуемую
гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает  резонный  вопрос
: что принесет падение царской власти ? По мнению  Лермонтова  ,  отнюдь  не
процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :
                                       Когда детей , когда невинных жен
                                       Низвергнутый не защитит закон .
     Россия представлялась поэту как « страна рабов  ,  страна  господ  »  .
Ненависть и презрения к такой отчизне звучит  в  стихотворении  «  Прощай  ,
немытая Россия … » Это , по  -  моему  ,  одно  из  самых  громких  и  ярких
заявлений Лермонтова  .  В  этом  произведении  прозвучало  оскорбительно  -
дерзкое , и вместе с тем проникнутое  глубокой  душевной  болью  определение
родной страны - « немытая Россия  »  .  Такого  русская  литература  еще  не
произносила ! Лермонтов , свободный и гордый человек , не  может  жить  в  «
стране рабов , стране господ » , быть под постоянным надзором властей . И  в
то же время , он  ненавидит  Россию  безропотную  ,  покорную  ,  где  царят
беззаконие и произвол . Любит Лермонтов и  тонко  чувствует  красоту  родной
природы . Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова  «  чистый  »  пейзаж
отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и  чувствах  ,  которые  вызывает  у
него природа . Доказательством этому  служит  стихотворение  «  Родина  »  .
Реакционные писатели прославляли самодержавную и  крепостническую  Россию  .
Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным .  Уже  в
первой строфе автор называет свою любовь  к  родине  странной  .  В  чем  же
заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине  .
Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта  .
Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на  окнах  .  А  вот
так  называемый  официальный  патриотизм  его   не   трогает   .   Лермонтов
категорически отвергает сложившиеся веками устои  крепостнической  России  и
желает видеть русский народ свободным и просвещенным .  Он  восстает  против
политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе  за  свободу
и счастье русского человека  .  И  мне  кажется  ,  что  его  стихи  согреты
чувством великой любви к народу .
     Все таки  ,  я  думаю  ,  Лермонтов  был  очень  одинок  .  Эти  мотивы
одиночества  находят  воплощение  в  ряде  основных  образов  его  лирики  :
одинокий парус , одинокая сосна , одинокая пальма ,  одинокий  утес  .  Поэт
безнадежно одинок . Он не верит в возможность взаимопонимания  между  людьми
. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в  прекрасное  чувство
- любовь . В его любовной лирике нет  ни  строки  о  счастливой  ,  взаимной
любви . Она приносит  не  радость  и  счастье  ,  а  грусть  и  страдания  .
Лермонтов грустит , причем искренне , о том , что в жизни все  так  ничтожно
. Да и сама жизнь - пустая и глупая  шутка  .  Как  ни  странно  ,  ощущение
постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни , не  уводит  его  в  мир
мечтаний и грез . Полагаю , стихотворение  «  Выхожу  один  я  на  дорогу  »
принадлежит к лучшим его творениям . Вместе с автором мы видим величие  ночи
, очарование торжественной тишины  и  покоя  .  Это  гимн  красоте  гармонии
природы , которая не знает противоречий . Далее , от ночного  пейзажа  мысль
переходит к человеческому обществу , в котором  бушуют  страсти  и  душевный
тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта в большей  степени  сосредоточен
на душевных переживаниях человека . Лермонтов - глубокий и  тонкий  психолог
,  который  чутко  раскрывает  психологию  своих  героев  ,  их   мгновенные
настроения и переживания .
     Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать  настоящее  ,  надо
иметь хорошее представление о прошедшем  .  Лермонтов  не  был  историком  ,
однако , в своем творчестве нередко использовал исторические  сюжеты  .  Как
истинно русский человек , как гражданин - патриот ,  он  не  мог  не  любить
своей истории .  Как  поэт  пристально  ни  всматривался  в  окружавшее  его
общество , стараясь найти людей способных вывести  отечество  из  кризиса  ,
его усилия были  тщетны  .  Таких  людей  он  не  нашел  .  Лермонтов  пишет
стихотворения ,  в  которых  слышится  тоска  о  нравственной  силе  ушедших
поколений .
     В « Бородине » впервые в русской истории ,  историческое  событие  было
увидено глазами русского народа , Бородинская  битва  пережита  и  осмыслена
рядовым и основным ее участником - русским  солдатом  ,  от  имени  которого
говорит Лермонтов .  Читая  ,  живо  представляешь  себе  простого  русского
солдата :
                                       Забил заряд я в пушку туго
                                       И думал : угощу я друга !
                                       Постой-ка , брат , мусью !
                                       Что тут хитрить , пожалуй к бою ;
                                       Уж мы пойдем ломить стеною ,
                                       Уж постоим мы головою
                                                 За родину свою .
     « Бородино » - глубоко русское произведение .  В  нем  автор  воскресил
великие понятия родины  и  народа  ,  чести  и  долга  в  их  первоначальном
значении . Мы всегда останемся благодарны поэту за то , что в  скорбные  дни
национальной  трагедии  ,  когда  пол  -  России  топтали  сапоги   немецких
оккупантов , его строки будили в  нас  чувство  долга  .  Тогда  все  войска
оборонявшие Москву , повторяли крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль  за
нами ? Умремте ж под Москвой… »
     В литературном наследии Лермонтова немало  произведений  ,  посвященных
русской истории . Поэма « Последний сын вольности » - это красочный  рассказ
о жизни новгородских славян 9го века и их  борьбе  за  свою  вольность  .  В
поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .
     Лермонтова привлекали богатырская  сила  и  широкий  размах  чувства  ,
свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он  говорит  в
песне про купца Калашникова  .  Автор  уходит  в  глубину  веков  и  создает
жизненную правдоподобную  ситуацию  ,  которая  требует  от  главного  героя
свершения подвига во имя чести  и  долга  .  Мне  кажется  ,  что  обращение
Лермонтова  к  истории  страны  было  продиктовано   чувством   национальной
гордости за дела своих предков , желанием пробудить у современников  интерес
к славным страницам русской истории , и тем  самым  поднять  их  гражданский
дух в мрачные годы николаевской реакции . И я согласен со словами В  .  Г  .
Белинского , сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее  ,  чтобы
оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .
      М. Ю. Лермонтов очень рано  стал  осознавать  себя  поэтом.  Он  много
размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще  в  юношеских  стихотворениях  «К
другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе  поэта.  Стихи
о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь  в  них
-отношение поэта к родине, к  миру,  ко  времени,  осознание  поэтом  своего
места в обществе.  В  его  стихах  я  ощущаю  чувство  одиночества,  чувство
внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал»,  «Журналист,
читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо,  свою
идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в  связи
с общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и  писатель»
ведется  разговор  трех  людей,  представляющих   основные   движущие   силы
литературы  того  времени.  Я  считаю,   что   центральной   фигурой   этого
стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель,  требующий
от  поэта  правды  и  силы.  Читатель  задает  твердый  и  жесткий   вопрос,
обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,
                                       Расставшись с сложной мишурой,
                                       Мысль обретет язык простой,
                                       И страсти голос благородный?
      В  стихотворении  «Пророк»,  Пушкин  говорит  о  великом  общественном
значении поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в  одноименном
стихотворении говорит о падении  роли  поэта  в  современном  ему  обществе.
Такое различие позиций двух великих  русских  поэтов  объясняется  различием
эпох, в  которых  они  формировались.  Пушкин  -  в  период  патриотического
подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов -  в  период  беспросветной
николаевской реакции. Поэт,  наделенный  божественным  даром,  осознает  всю
тяжесть своего предназначения. Он понимает, как  трудно  выполнять  «веленье
Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о  любви  и  правде,  не
верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но  поэт  не  отказывается
от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают  его  звезды
да тварь земная. И хотя он  остался  один,  поэт  продолжает  свое  дело.  Я
думаю, что это стихотворение  прекрасно  отражает  мироощущение  Лермонтова,
одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
                                       С тех пор, как вечный судия
                                       Мне дал всеведенье пророка,
                                       В очах людей читаю я
                                       Страницы злобы и порока.
       Век  Лермонтова  -  эпоха,  которой  была  чужда  поэзия.  Лермонтов,
предчувствовавший свое  время,  писал  об  утрате  поэзией  своего  высокого
назначения,  о  его  обреченности  на  непонимание   и   презрение   людьми,
равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я  думаю,  что  Лермонтов
определил судьбу поэта таким образом не  только  в  России,  но  и  в  любом
государстве,  подавляется  всякая  общественная  мысль,  царит  произвол   и
насилие.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru