Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь

Работа из раздела: «Литература : русская»

       Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь

                                                                     Но нет
пощады у судьбы
                                                                     Тому,
чей благородный гений
                                                                     Стал
обличителем толпы,
                                                                     Ее
страстей и заблуждений.

      Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель  обладает
талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и  смеяться,
переживать неудачи и радоваться успехам. Он  призывает  человека  задуматься
над судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и  каждого
гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть  душу  героя,  его
внутренний мир.
      Именно  в  поэме  «Мертвые  души»,  автор  поставил  самые  больные  и
злободневные вопросы современной  ему  жизни.  Он  ярко  показал  разложение
крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название  поэмы
имело огромную разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее  ужас».
Я согласен с А. И. Герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать;  не
ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы  и  все  прочие  -  вот
мертвые души, и мы их встречаем  на  каждом  шагу».  Кто  же  эти  герои,  о
которых говорил великий критик?
      В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков.  В  его
облике  нас  первоначально  поражают   изысканность   вкуса,   аккуратность,
воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы пока еще только  догадываемся.
Чичиков наносит визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову.  Этот
помещик чем-то мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя  воспитанным,
благородным и весьма образованным. Однако, заглянем к нему  в  кабинет.  Что
же мы там увидим? Запыленную книгу, которая  вот  уже  2  года  раскрыта  на
четырнадцатой  странице,  везде  кучки  пепла,  пыль,  беспорядок.   Манилов
самозабвенно   мечтает   о   «благополучии    дружеской    жизни»,    строит
фантастические планы будущих усовершенствований. Но  это  пустой  фразер;  у
него слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании  хозяев  поместий,
их  увлечений  и  интересов,  проявляется  способность  автора   несколькими
деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений,  пустоту
души. От одной главы  к  другой  нарастает  обличительно-сатирический  пафос
Гоголя. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения  помещичьих
душ. Собакевич, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Безудержная  страсть  к
обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и  новые
средства наживы. Это-то и заставляет  его  активно  применять  новшества:  в
своем поместье он вводит денежный оброк. Как ни  странно,  но  купля-продажа
мертвых душ его совсем не удивляет. Его интересует только то, сколько он  за
них получит.
      Еще одним представителем помещиков  является  Ноздрев.  Это  непоседа,
герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне  запущено.  В
отличном состоянии  находится  только  псарня.  Среди  собак  он  как  «отец
родной», среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут  же
пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.
            Совсем  иное  отношение  к  хозяйству  у  Коробочки.  Она  имеет
хорошенькую деревню, у нее полон  двор  всякой  птицы,  имеются  «просторные
огороды с капустой, луком,  картофелем»,  есть  яблони  и  другие  фруктовые
деревья. Коробочка не видит ничего дальше своего носа. Все новое пугает  ее.
Это  типичная  представительница  мелких  захолустных   помещиков,   ведущих
натуральное хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.
             Полное  моральное  оскудение  и  потеря  человеческих   качеств
характерны для Плюшкина. Полагаю, писатель  был  прав,  когда  окрестил  его
«прорехой на человечестве». Говоря  о  Плюшкине,  Гоголь  разоблачает  ужасы
крепостного права. Главу о нем  он  считал  одной  из  самых  трудных.  Ведь
Плюшкин не только завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот  человек
несет в себе  наиболее  явные  признаки  неизлечимой  смертельной  болезни.…
Когда-то Плюшкин был трудолюбивым хозяином,  не  лишенным  ума  и  житейской
зоркости.  Но  все  пошло  прахом:  развалилась  его  семья  и  он   остался
единственным  хранителем  и   полновластным   владетелем   своих   сокровищ.
Постоянное  одиночество  усилило  его  подозрительность   и   скупость.   Он
опускался все ниже и ниже, пока не превратился в «прореху на  человечестве».
Из-за чего же это произошло?  Я  думаю,  что  здесь  действовали  не  только
случайности, но и условия жизни. Гоголь сообщает, что  Плюшкин  -  мошенник,
всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше  живут,  чем  его
крепостные.
               Гоголевская    сатира    адресована    противоречиям    самой
действительности. Деградирующие сословия общества четко  очерчены  в  разных
группах  персонажей:  уездное   дворянство,   губернское   чиновничество   и
дворянство,  предприниматели  нового  типа,  дворовые,   слуги,   крестьяне,
столичное  чиновничество  и  дворянство.   Гоголь   обнаруживает   блестящее
художественное   мастерство,   находит   остроумные   приемы    разоблачения
«антигероев»: говорящие детали внешнего  облика  героя,  соотнесение  его  с
определенным типом человека. Меня поражает гоголевская  способность  вложить
в  уста  тупых  обывателей  разоблачительные  речи.  Сами  же  они  даже  не
подозревают  о  том,  что  обычные  и   привычные   их   разглагольствования
обнаруживают прежде всего их грубость  и  беспросветную  глупость.  В  поэме
даже обычные предметы быта выполняют резко обличительную  функцию.  Раздумья
писателя  обращены  к  общим  процессам  действительности.  Он  подчеркивает
страшную путаницу, бесперспективность  общественных  начинаний.  Именно  так
воспринимается оценка работы совета, «где постоянно было заметно  отсутствия
одной вещи, которую в  простонародье  называют  толком».  Полное  отсутствие
толка - так открыто названа ведущая черта бессмысленной деятельности  власть
имущих.
С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, режиму
николаевской реакции, всему укладу жизни, в которой маниловщина,
ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные
явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание
русского народа.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru