Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Андрей Белый как художественная личность и явление эпохи

Работа из раздела: «Литература : русская»

                                     [pic]
          Андрей Белый - русский писатель, теоретик  символизма.  Родился  в
  Москве 14(26) октября 1880  года.  Его  настоящее  имя  Борис  Николаевич
  Бугаев. Он принадлежал к символистам «младшего» поколения.  Неисчерпаемой
  мечте старших символистов Андрей противопоставил  активное  стремление  к
  «последнему  бою»  -  «революции  духа».  Источником  такой   идеи   были
  почерпнуты в трудах В. Соловьёва.  С  ним  Бугаев  познакомился  в  семье
  родного брата  и  издателя  сочинений,  философа  -  Михаила  Сергеевича.
  Религиозные раздумья В. Соловьёва буквально заворожили молодого человека,
  определив его творческий опыт, в чём живое участие приняла  семья  брата.
  Под их влиянием и произошло «превращение» Бориса Бугаева в Андрея Белого.
         В 1903 окончил математический факультет  Московского  университета.
  Первый раз выступил со стихами в 1901 году, а  первый  сборник  стихов  -
  «Золото  в  лазури»,  Андрей  выпустил  в  1904  году.  «Кровавые  цветы»
  одиночества, сомнения были легко побеждены «радостями духовными»,  зовами
  «священной войны», верой в «Арго крылатого». Лирика щедро  расцвечивалась
  «златосветными», «пурпурно-огневыми», «пьяня-ще-багровыми» красками.
         Поэтическое дарование Андрея Белого - особого  рода.  Взволновавшее
  автора как бы «пропущено» через  накаленную  страстью  «плоть»  слова.  А
  Белый   «проговаривает»   мысль,   переживание.   На   редкость   свежим,
  неожиданным, даже парадоксальным становится образный  строй.  Ритмический
  рисунок  строки  или  фразы,  всего  произведения.  На  этом   уровне   и
  проявляется предельность душевных порывов, самого автора прежде всего.  В
  поэзии главные акценты доносят «малые», построчные  образы,  настоль  они
  насыщены эмоциональными «словами» и неведомыми оттенками чувств.
         В 1905 году Брюсов писал в статье «Священная жертва»:  «Мы  требуем
  от поэта, чтобы он неустанно приносил свои «священные жертвы»  не  только
  стихами, но каждым часом своей жизни, каждым чувством, -  своей  любовью,
  своей ненавистью, достижениями и падениями. Пусть  поэт  творит  не  свои
  книги, а свою жизнь. Пусть хранит он  алтарный  пламень  неугасимым,  как
  огонь Весты, пусть разожжёт его в великий костёр, не боясь,  что  на  нём
  сгорит и его жизнь. На алтарь нашего  божества  мы  бросаем  самих  себя.
  Только жреческий нож, рассекающий грудь, даёт право на имя поэта».
         Не найдётся  в  русской  литературе  рубежа  веков  другого  поэта,
  который бы с большей наглядностью и полнотой исполнили завет и требования
  Брюсова, чем это сделал Андрей Белый. Можно полагать, что  эти  строки  и
  написаны Брюсовым с оглядкой на Белого, которого он за  год  до  того,  в
  рецензии на первый его стихотворный сборник  «Золото  в  лазури»,  назвал
  «былинкой в вихре собственного вдохновения».
         Для  Белого,  с  его  эмоциональной  восприимчивостью   и   детской
  ненавистью, слова Брюсова (особенно в  ранний  период  творчества)  имели
  магическое  значение.  Суждения  Брюсова  об  искусстве,  его   проповедь
  индивидуализма   как   единственной   нравственно-эстетической   системы,
  открывающей  пути  к  выявлению  в  самом  себе  высшей  (художественной)
  сущности, были для Белого непререкаемо авторитетными.  Белый  всё  прощал
  Брюсову, даже явное предательство.
          И Брюсов заслужил такое отношение. Едва ли  не  первым  он  оценил
  глубину, оригинальность и незаурядность дарования Белого, причём  выделил
  в нём те черты, которые и составили впоследствии главное в натуре  Белого
  как художника, философа, теоретика стиха. Уже в период появления сборника
  «Золото  в  лазури»  Брюсов  пишет  о  Белом  как  о  «новаторе  стиха  и
  поэтического стиля», а в рецензии на этот сборник прозорливо замечает: «С
  дерзостной беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира  и  духа,
  на отвесные высоты, закрывавшие нам дали, прямо, как бросались до него  и
  гибли тысячи других отважных...  Девять  раз  из  десяти  попытки  Белого
  кончаются жалким срывом, - но иногда он неожиданно торжествует,  и  тогда
  его взору открываются горизонты, до него не виденные никем».
         Ликующие мироощущение  скоро,  однако,  поколебалось  под  наплывом
  «мистических ужасов» Андрей Белый начал искать иные стимулы одухотворения
  жизни. Тогда-то и появился образ Родины - околдованной  красавицы.  С  её
  постижением связал свою судьбу поэт.
         Сопереживания стране, нарастая до болезненного потрясения, вылилось
  в сокровенных  стихах  сборника  «Пепел»,  посвящённого  Некрасову.  Тема
  пеплом  подёрнутой  Русской  земли,  её  калек,   арестантов,   жандармов
  развернулась в обилии живых примет и ёмких символов. Открылся трагический
  мир человека, «прорыдавшего» свою муку «в сырое, пустое раздолье» России.
  Деревню он видел с «жестокими, жёлтыми очами  кабаков»,  «немым  народом»
  «злыми поверьями». А в городе - маскарад призрачного  веселья  вакханалья
  мертвецов-двойников. Слышны стоны: «исцели наши тёмные души», а по пустым
  залам богатого дома бежит «красное домино» с «окровавленным  кинжалом'  -
  предвестник гибели.
         Лирический герой сборника принимает в своё сердце общие страдания:
                                    [pic]
         Муки человеческой души становятся смертной болью  физической  -  от
  падения «на сухие стебли, узловатые, как копья» или от  давления  тяжёлых
  могильных плит. Но подстерегающая смерть всё-таки не властна погасить  ни
  желания пробуждения, ни страстных порывов личности:
                                    [pic]
         «Самосжигание» приводит  к духовному  перелому  в  лирике  сборника
«Урна». О нём сам поэт сказал: мёртвое «Я» заключено здесь в урну, а  «живое
«Я» пробуждается к истинному». На этом пути заново пережита  любовная  драма
Андрея Белого с женой драма и разрыв с ним:
                                    [pic]
         Глубоко перечувствованы невосполнимые утраты: вместо восхода солнца
  в  юности  -  «скудные  безогненные  зори»,   «безгрёзное   небытие».   В
  философских раздумьях о жизни, в обращениях  к  художникам-современникам,
  друзьям изживаются горькие разочарования.  Трудно,  но  прорастает  зерно
  надежды: «над душой снова -  предрассветный  небосклон»;  «вещие  смущают
  сны».
         В годы работы над «Петербургом» Андрей  Белый  был  захвачен  идеей
  человеческого самовоспитания,  продолжения  себя  в  себе.  Новый  стимул
  развития был почерпнут из антропософского учения Р. Штейнера  (знакомство
  с ним состоялось весной 1912 года). По существу же всегдашнее  стремление
  Андрея  к  изживанию  явных  и  тайных  пророков  просто  приобрело  иное
  обоснование. На исходе 1916 года, как бы итожа свои  раздумья  о  русской
  духовной культуре, он сказал: «Национальное  самосознание...,  которое  в
  нас ещё дремлет, - вот лозунг будущего». И  очень  многое  на  этом  пути
  сделал сам, разжигая «святую тревогу» о  настоящем  и  будущем  человека,
  народа, мира.



                        В годины праздных испытаний,
                  В годины мёртвой суеты -
                  Затверденей алмазом брани
                  В перегоревших углях - Ты.
                  Восстань в сердцах, сердца исполни!
                  Произрастай, наш край родной,
                  Неопалимый блеском молний,
                  Неодолимой купиной.
                  Из моря слёз, из моря муки
                  Судьба твоя - вина, ясна:
                  Ты простираешь ввысь, как руки,
                  Свои святые пламена -
                  Туда, - в развалы грозной эры
                  И в визг космический стихий, -
                  Туда, - в светлеющие сферы,
                  В грома летящих иерархий.



                Список литературы:

     1. Русская поэзия ХIХ - начала ХХ в. - М., 1990.
     2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1970.
Брюсов В., Далекие и близкие - М., 1988.
Долгополов Л. К., Андрей Белый и его роман «Петербург» - Л., 1986.
-----------------------
[pic]


                                   РЕФЕРАТ

                                Андрей Белый
                 как художественная личность и явление эпохи

                                    [pic]


                              Гончаров Вячеслав
                                11 «Г» класс


Мать Россия ! Тебе мои песни, -
  О, немая, суровая мать ! -
                     Здесь и глуше мне дай и безвестней
  Непутёвую жизнь отрыдать.

    Воздеваю бессонные очи -
    Очи,
    Полные слёзы и огня,
    Я в провалы зияющей ночи,
    В вечерних отсветах дня.


         Им отдал всё, что я принёс:
         Души расколотой сомненья,
         Кристаллы дум, алмазы слёз
           И жар любви, и песнопенья.

                                    [pic]



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru