Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Страшный Мир в лирике А. Блока

Работа из раздела: «Литература : русская»
'Страшный мир' в лирике А.А.Блока

     Александр Блок был романтическим поэтом  не  только  по  системе
отображения жизни,    но и по духу ее восприятия.  Он творил в порыве
вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.
     Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический
герой его     произведений   заблуждался,     радовался,     отрицал,
приветствовал. Это  был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем
творчестве человеческих радостей и страданий.
     Создав в   юношескую   пору   восхитительные  по  своей  идейной
целостности 'Стихи о Прекрасной Даме',   где  все  овеяно  атмосферой
мистической тайны   и  совершающегося  чуда,   Блок покорит читателей
глубиной, искренностью  чувства,  о которой  поведал  его  лирический
герой. Мир  Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой,  к
которой, по  его мнению,  должен  стремиться  человек.   Но  в  своем
стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с
высот одинокого счастья,  красоты.   Он  окажется  в  мире  реальном,
земном, который назовет 'страшным миром'. Лирический герой будет жить
в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
     Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и
улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения 'Фабрика', которое
прозвучит неожиданно   остро  даже  для самого поэта.  Перед нами мир
социальной несправедливости,  мир социального зла. Оттуда, из 'жолтых
окон', 'недвижный    кто-то,   черный кто-то людей считает в тишине',
идущих на фабрику. Это хозяева жизни и 'измученные спины' угнетенного
народа. Так  поэт четко разделяет людей на тех,  кто работает, и тех,
кто присваивает себе их труд.  Впервые в своем  творчестве  Блок  так
резко, недвусмысленно  заявил тему народного страдания. Но перед нами
не только угнетенные люди.  Эти люди еще и унижены: 'И в жолтых окнах
засмеются, что  этих нищих провели'. И от этого страдания лирического
героя усугубляются.
     Тема униженного  обездоленного человека получает свое дальнейшее
развитие в стихотворении 'На железной дороге'.  Железная дорога здесь
- это   образ-символ.   Перед  нами  железная дорога жизни,  лишенная
доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают
в окнах вагона их лица - 'сонные, с ровным взглядом', безразличные ко
всему. А  'под насыпью,  во рву некошенном', образ униженной женщины,
раздавленной колесами   этой жизни,  образ униженной духовности.  Вот
эволюция, которую  претерпевает женский образ  в  лирике  Блока,-  от
возвышенной Прекрасной   Дамы  до  существа,  уничтоженного 'страшным
миром'.
     Картины этого  бездуховного  мира  проходят  перед  читателем  в
стихотворении 'Незнакомка':  'пьяные окрики',  'испытанные остряки' в
котелках, пыль    переулков,   'сонные  лакеи',   'пьяницы  с глазами
кроликов' - вот,  где приходится жить  лирическому  герою.   Все  это
туманит сознание   человека и правит его судьбой.  И лирический герой
одинок. Но вот появляется Незнакомка:
                      Дыша духами и туманами,
                      Она садится у окна.
Вглядываясь в нее,  лирический герой хочет понять,  кто перед ним, он
пытается разгадать его тайну.  Для него это  означает  познать  тайну
жизни. Незнакомка   здесь - некий идеал красоты,  радости,  а поэтому
преклонение перед ней означает преклонение перед красотой  жизни.   И
лирический герой   видит 'берег очарованный и очарованную даль',  то,
чего жаждет его душа.  Но стихотворение заканчивается трагично:  поэт
понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ('Я знаю: истина
в вине').
     Эта трагедия  получает  свое дальнейшее развитие в стихотворении
'Я пригвожден   к  трактирной  стойке'.   Его  'душа  глухая...пьяным
пьяна...пьяным пьяна...'.   Лирический герой живет с чувством гибели,
смертельной усталости:
                   Я пьян давно. Мне все-равно.
                   Вон счастие мое - на тройке
                   В сребристый дым унесено...
'Страшный мир' не только вокруг,  он и в душе лирического героя.   Но
     поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего
пути в жизни.  Об этом его поэма 'Соловьиный сад'.  Как  жить?   Куда
идти? 'Наказанье  ли ждет или награда?' Вот вопросы, которые пытается
решить для себя лирический герой поэмы.  Образ соловьиного сада - это
тот мир   красоты,   добра,   счастья,  который сохранил в своей душе
А.Блок. Но  лирический герой покидает этот мир безоблачного  счастья.
Так тема   дома  переходит  в тему бегства из дома.  В соловьиный сад
проникают звуки окружающего мира:
                    Заглушить рокотание моря
                    Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой  бежит  из  этого мира,  потому что душа не может не
слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт
вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
                   Я вступаю на берег пустынный,
                   Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома,  навсегда утеряно то,
чем он жил прежде.  Счастья нет там,  в соловьином саду, но его нет и
здесь. И  поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения:  раздвоены
разум и   душа,   ум  и сердце.  А вместе с этим приходит и осознание
невозможности счастья в  этом  мире.   Но  за  этим  скрыта  глубокая
авторская мысль:  выбор сделан правильно, так как герой принес себя в
жертву долгу.  А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная
жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
     Наверное, поэтому и финал жизни самого  Александра  Блока  будет
трагичным, так  как он,  как и его лирический герой,  принесет себя в
священную жертву во имя новой жизни и новой России.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru