Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Белинский о Пушкине

Работа из раздела: «Литература : русская»


елинский был истинным гением литературной критики,  проницательней-шим
судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать  то
особенное,  что отличает одного писателя от другого.  Особенно  велики
заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении  творчества  Пушкина.  С
Пушкиным Белинский лично не успел познакомиться, хотя такое знакомство
намечалось. Благоговея  перед  памятью  Пушкина  Белинский  высказывал
иногда справедливые, а порой и не справедливые критические суждения  о
нем.  На  опыте  творчества  Пушкина  Белинский  вырабатывал  критерии
художественности. Изучая творчество великого поэта, Белинский постигал
закономерности русского  литературного  процесса.  Критик  подходил  к
оценке творчества Пушкина конкретно, исторически. В  трактовке  романа
«Евгений Онегин» Белинский поднялся  на  невиданную  до  него  ступень
социологического  анализа.  Указывая  на  народность  поэзии  Пушкина,
Белинский подчеркивал, что в истории России относительно прогрессивное
значение имело та часть просвещенного дворянства, которой принадлежали
и сам поэт, и герой его романа в стихах - Онегин и Татьяна. Поэт сумел
подняться  над  предрассудками   своего   класса   и   критически,   с
энциклопедической полнотой отобразил один  из  моментов  его  жизни  и
жизненного общества. В «Пушкинских» статьях Белинский  поставил  много
общих вопросов эстетики. Он рассуждает о поэзии  Пушкина,  подчеркивая
ее земной, гуманистически глубоко нравственный характер. Пластичность,
осязаемость Пушкинских образов, в точность и выразительность его языка
рассматривается в общей системе реалистического творчества  поэта.  Он
подчеркивал, что Пушкин - поэт изящной формы, что Пушкин - вечно живое
явление русской поэзии, что никогда  приговор  поколений  над  ним  не
будет окончательным. А это возможно только потому, что Пушкин поставил
в своем творчестве кардинальные вопросы русской жизни.

негин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое  дитя
его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в  которых
личность поэта отразилась бы с такою  полнотою,  светло  и  ясно,  как
отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся  жизнь,  вся  душа,
вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».( Эта поэма  имеет
огромное историческое и общественное  значение.  «Онегин»  со  стороны
формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со стороны
содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства.
Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину
русского общества, взятого  в  одном  из  интереснейших  моментов  его
развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин»  поэма  историческая  в
полном  смысле  слова,  хотя  в  числе  его  героев  нет   ни   одного
исторического лица. «Первая истинно национально-русская поэма в стихах
была и есть - «Евгений Онегин»( - утверждает критик.  Глубокое  знание
обиходной философии сделало «Онегина» видением  оригинальным  и  чисто
русским. Содержание «Онегина» так хорошо известно всем и каждому,  что
нет ни какой надобности излагать подробно. В «Онегине» Пушкин  решился
представить сам  внутреннюю жизнь этого сословия, и в месте с  ним   и
общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е.
в двадцатых годах текущего столетия.  И  здесь  нельзя  не  подивиться
быстроте, с которою движется вперед русское общество:  мы  смотрим  на
«Онегина», как на роман времени. «Велик подвиг Пушкина, что он  первый
в своем романе поэтически воспроизвел русское общество такого  времени
и в лице Онегина и Ленского  показал  его  главную,  то  есть  мужскую
сторону; но едва ли не выше подвига нашего поэта в том, что он  первый
поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»,(- говорил В.
Г. Белинский. В своей поэме Пушкин умел  коснуться  так  многого,  что
принадлежит исключительно к миру  русской  природы,  к  миру  русского
общества. «Онегина» можно назвать  энциклопедией  русской  жизни  и  в
высшей степени народным произведением.

оэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга  общества.
Онегин - отнюдь не вельможа,  Онегин  -  светский  человек.  Белинский
писал, что  Пушкин  героем  своего  романа  взял  светского  человека.
Онегину было дико в обществе Лариных;  но  образованность  еще  более,
нежели светскость, была причиною  этого.  Онегин  с  первых  же  строк
романа  был  принят  за  безнравственного  человека.  Онегин  радуется
болезни  своего  дяди  и  ужасается  необходимости  корчить  из   себя
опечаленного родственника, - Вздыхать и думать про себя: Когда же черт
возьмет тебя? Его дядя был ему чужд во  всех  отношениях.  Онегин  был
законченным наследником его имения. Что в словах Онегина  проглядывает
какая-то насмешливая легкость, - это виден только ум и естественность.
Большая часть  публики,  по  словам  критика,  совершенно  отрицала  в
Онегине душу и сердце, видела  в  нем  человека  холодного,  сухого  и
эгоиста по натуре, но светская жизнь не убила  в  Онегине  чувства,  а
только охладила к бесплодным  страстям  и  мелочным  развлечениям.  Но
Онегин не был ни холоден, ни сух, ни  черств,  что  в  душе  его  жила
поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных,  дюжинных  людей.
Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в  мечтах,  больше
чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.  Онегин  презирал
людей. «Дело говорит  само  за  себя:  гордая  холодность  и  сухость,
надменное  бездушие  Онегина  как   человека   произошли   от   грубой
неспособности многих  читателей  понять  так  верно  созданный  поэтом
характер. Онегин - не Мельмот, не  Чаильд  -  Гарольд,  не  демон,  не
пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а  просто  -
«Добрый малой, как  вы да я, как целый свет»,(- пишет Белинский.  Поэт
справедливо называет «обветшалою  модою».  Везде  находить  или  везде
искать все гениев да необыкновенных людей. Онегин не годится в  гении,
не лезет в великие люди, но бездеятельность  и  пошлость  жизни  душат
его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется; но он знает,  и
очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем  так
довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за  то-то  эта
самолюбивая   посредственность    не    только    провозгласила    его
«безнравственным», но и отняли у  него  страсть  сердца,  тепло  души,
доступность всему  доброму  и  прекрасному.  Вспомните,  как  воспитан
Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее  не
убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом,
подобно многим; но скоро наскучил им и оставил  его,  как  это  делают
слишком немногие. В душе его тлелась искра  надежды  -  воскреснуть  и
освежиться в тиши уединения, на фоне природы,  он  скоро  увидел,  что
перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей
воли зависящих обстоятельств. Онегин, по мнению критика, -  страдающий
эгоист. Его можно назвать  эгоистом  по  неволе.  Большинство  публики
крайне удивлено тому, как  Онегин,  получив  письмо  Татьяны,  мог  не
влюбиться в нее, - и еще более, как тот же самый Онегин,  который  так
холодно отвергал чистую, наивную  любовь   прекрасной  девушки,  потом
страстно влюбился в великолепную светскую даму? Онегин был  так  умен,
тонок и опытен, хорошо понимал людей и их сердца. Он был  живо  тронут
письмом Татьяны.  Разлученный  с  Татьяною  смертью  Ленского,  Онегин
лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми.
                          Убив на поединке друга,
                           Дожив без цели, без трудов
                           До двадцати шести годов,
                           Томясь в бездействии досуга,
                            Без службы, без жены, без дел,
                            Ничем заняться не умел.
         «Чем естественнее,  страдание  Онегина,  чем  дольше  оно  от
всякой эффективности, тем  оно  менее  могло  быть  понято  и  оценено
большинством публики»,( - считал Белинский. В двадцать шесть  лет  так
много пережить, не вкусив  жизни,  так  изнемочь,  устать,  ничего  не
сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не  перейдя  ни  через
какие убеждения: это
 смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни:
страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить  дремавшие  в  тоске
силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог
узнать  ее:  так  переменилась  она!  Онегин  мог  не  без   основания
предполагать и то, что Татьяна внутренне осталась сомой собою  и  свет
научил ее только искусству  владеть  собою  и  серьезнее  смотреть  на
жизнь. Притом же в глазах Онегина любовь без борьбы не  имела  никакой
прелести, а Татьяна не обещала ему легкой победы. И он бросился в  эту
борьбу  без  надежды  на  победу,  без  расчета,  со  всем  безумством
искренней страсти, которой так и дымит в каждом слове его письма:
                            Нет, поминутно видеть вас,
                            Повсюду следовать за вами,
                            Улыбку уст, движенье глаз
                            Ловить влюбленными глазами,
                            Внимать вам долго, понимать
                            Душой все ваше совершенство,
                            Пред вами в муках замирать,
         Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

         Онегин - характер действительный в том смысле, что в нем  нет
ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть  счастлив,  чем
несчастлив только в действительности и  через  действительность.  «Что
стало с Онегиным потом? - Не знаем, да и на что нам знать  это.  Когда
мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения,  жизнь
без смысла, а роман без конца»,( - завершает критик.

атура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. Татьяне, по  мнению
Белинского,  нет  этих  болезненных  противоречий,  которыми  страдают
слишком сложные натуры;  Татьяна  создана  как  будто  вся  из  одного
цельного  куска,  без  всяких  приделок  и  примесей.  Вся  жизнь   ее
проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире   искусства
составляет  высочайшее   достоинство   художественного   произведения.
Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская  дама
- Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же;  портрет
ее в детстве так мастерски написанный  поэтом,  впоследствии  является
только развившимся, но не изменившимся.


                                Дика, печальна, молчалива,
                                Как лань лесная, боязлива,
                                Она в семье своей родной
                                Казалась девочкой чужой.
                                Она ласкаться не умела
                                К отцу, ни к матери своей;
                                Дитя сама, в толпе детей
                                Играть и прыгать не хотела,
                                И часто целый день одна
                                Сидела молча у окна.

         Пальцы Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она  не  любила
кукол, и ей чужды были детские шалости; ей был скучен и шум и  звонкий
смех детских игр; ей  больше  нравились  страшные  рассказы  в  зимний
вечер.  И  поэтому  она  скоро  пристрастилась  к  романам,  и  романы
поглотили всю жизнь ее. «Татьяна  -  существо  исключительное,  натура
глубокая, любящая, страстная»,( - пишет критик. Любовь для  нее  могла
быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием  жизни,  без
всякой примирительной середины. Татьяна спокойна, но,  тем  не  менее,
страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою
 детям, вся  отдалась  бы  своими  материнскими  обязанностями  не  по
рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве  в  строгом   выполнении
своих  обязанностей  нашла  бы  свое  величайшее   наслаждение,   свое
верховное блаженство. Татьяна не избегала  горестной  участи  подпасть
под  разряд идеальных дев, о которых мы говорили. Правда, мы  сказали,
что она представляет собою колоссальное  исключение  в  мире  подобных
явлений, - и теперь не отпирается от своих слов. Татьяна возбуждает не
смех, а живое сочувствие, но это не потому, что она вовсе не  походила
на «идеальных дев»,  а  потому,  что  ее  глубокая,  страстная  натура
заслонила в ней собою все, что есть смешного и пошлого  в  идеальности
этого  рода,  и  Татьяна  осталась  естественною,  простою   в   самой
искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее
действительность. Весь  внутренний  мир  Татьяны  заключался  в  жажде
любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал.  Дикое  растение,
вполне  представленное  самому  себе,  Татьяна   создала   себе   свою
собственную жизнь, в пустоте которой тем  мятежнее горел пожиравший ее
внутренний огонь, что ее ум ничем не был  занят.  Татьяна,  по  словам
Белинского, не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-
нибудь из известных ей мужчин; она так хорошо их знала, и они так мало
представляли пищи  ее  экзальтированному,  аскетическому  воображению.
Разговор Татьяны с нянею  -  чудо  художественного  совершенства!  Это
целая драма, проникнутая глубокою истиною.  В  ней  удивительно  верно
изображена русская барышня в разговоре томящей ее страсти.  Сдавленное
внутри чувство  всегда порывается наружу, особенно в первый период еще
новой, еще неопытной страсти. Татьяна вдруг решается писать к Онегину:
порыв наивный и благородный; но  его  источник  не  в  сознании,  а  в
бессознательности: бедная девушка не знала, что делала.  После,  когда
стала знатною барынею, для нее совершенно  исчезла  возможность  таких
наивно - великодушных движений сердца... Письмо Татьяны, свело  с  ума
всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Начало
письма превосходно: оно проникнуто простым искренним чувством;  в  нем
Татьяна является сама собою. Все в письме Татьяны истинно, но  не  все
просто. Сочетания простоты  с  истиною  составляет  высшую  красоту  и
чувства, и дела, и выражения... Нельзя  не  желать  о  поэте,  который
видит себя принужденным, таким образом оправдывать свою героиню  перед
обществом - и в чем же? - в том, что составляет сущность  женщины,  ее
лучшее право на существование - что у нее есть  сердце,  а  не  пустая
яма, прикрытая корсетом!.. И всего  грустнее  в  этом  то,  что  перед
женщинами в особенности старается он оправдать свою Татьяну... «И так,
в Татьяне, наконец, совершился акт  сознания;  ум  ее  проснулся.  Она
поняла, наконец, что есть для  человека  интересы,  есть  страдания  и
скорби, кроме  интереса  страданий  и  скорби  любви.  Посещение  дома
Онегина и чтение  его  книг  приготовили  Татьяну  к  перерождению  из
деревенской девочки в светскую даму, которая так  удивило  и  поразило
Онегина. Жизнь женщины по преимуществу  сосредоточена в жизни  сердца;
любить - значит, для нее жить, а жертвовать - значит любить. Для  этой
роли создала природа Татьяну; но общество пересоздала ее...»( -  пишет
Белинский. Татьяна это- портрет  во  весь  рост.  Татьяна  это  -  тип
русской женщины.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.
( Белинский. Роман 'Евгений Онегин' в критике. Стр.

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


-----------------------
                                   - 20 -



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru