Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Роман Л. Толстого Анна Каренина

Работа из раздела: «Литература : русская»

      Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С  течением
времени  замысел  претерпевал  большие  изменения.  Менялся   план   романа,
расширялись и усложнялись его сюжет и композиции,  менялись  герои  и  самые
имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало  похожа  на
ее предшественницу  из  первоначальных  редакций.  От  редакции  к  редакции
Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал  ее,  делал  ее
все  более  привлекательной.  Образы  же  ее  мужа  и  Вронского  (в  первых
вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т.  е.
духовный и нравственный уровень их снижался.

      Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и  в
окончательном тексте  Анна  Каренина  остается,  по  терминологии  Толстого,
одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой»  женщиной.  Она  отступила
от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее  другого  выхода  не
было. Поведение  своей  героини  Толстой  оправдывает,  но  в  то  же  время
трагическая судьба ее оказывается неизбежной.

      В образе Анны Карениной развиваются и углубляются  поэтические  мотивы
«Войны и мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой;  с  другой
стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей  «Крейцеровой
сонаты».

      Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что  в
первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне  и
мире» непосредственным и  одним  из  главных  предметов  повествования  была
именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную  землю,
в  «Анне  Карениной»-преимущественно  семейные  отношения  героев,   взятые,
однако, как производные от общих социально-исторических условий.  Вследствие
этого тема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму  выражения:
она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

      Мир  добра  и  красоты  в  «Анне  Карениной»   гораздо   более   тесно
переплетается с миром зла, нежели  в  «Войне  и  мире».  Анна  появляется  в
романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к  счастью  встают  активные
силы зла, под влиянием которых в конечном счете она и  гибнет.  Судьба  Анны
поэтому полна глубокого  драматизма.  Напряженным  драматизмом  проникнут  и
весь роман. Чувства матери и любящей женщины,  испытываемые  Анной,  Толстой
показывает как равноценные. Ее  любовь  и  материнское  чувство-два  великих
чувства  –остаются  для  нее  несоединенными.  С  Вронским  у  нее   связано
представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о  безупречной
матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет  одновременно  быть  и
той и другой. В  полубессознательном  состоянии  она  говорит,  обращаясь  к
Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть другая, я  ее  боюсь—она  полюбила
того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту,  которая  была
прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» . «Вся», т.  е.  и  та,  которая
была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом.  Но  Анне
еще не суждено было умереть. Она не  успела  еще  испытать  всех  страданий,
выпавших на ее долю,  не  успела  она  также  испробовать  и  всех  дорог  к
счастью, к которому так рвалась  ее  жизнелюбивая  натура.  Вновь  сделаться
верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала,  что
это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она  также  не  способна  была
более переносить.

      Следя за судьбой Анны, мы с горечью  замечаем,  как  рушатся  одна  за
другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там  забыть
про все: не нашла своего счастья Анна и за  границей.  Действительность,  от
которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал  от  безделья  и
тяготился, а это не могло не тяготить  Анну.  Но  самое  главное  на  родине
остался сын, в разлуке с которым она никак  не  могла  быть  счастливой.   В
России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые  она  переживала
раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым  в  какой-то
степени  примирить  себя  с  на  стоящим,  прошло.  Действительность  теперь
представала перед ней во всем своем страшном облике.

      По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего.  Так,
Анна, узнавая петербургскую аристократию,  подразделяет  ее  на  три  круга:
первый круг-это сослуживцы Каренина, к  которым  она  вначале  питала  почти
набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла  к  нему
всякий интерес.  Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и  кто
и с кем и в чем  расходится».  Второй  круг  был  тот,  с  помощью  которого
Каренин сделал свою карьеру. В центре этого  круга  стояла  Лидия  Ивановна.
Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже  друзей  в  нем.  Вскоре,
однако, он стал невыносим для  нее.  «Это  был  кружок  старых,  некрасивых,
добродетельных и набожных женщин  и  умных,  ученых,  честолюбивых  мужчин».
Анна поняла, что все они лицемерят, притворяются, что  добродетельны,  а  на
самом деле злы и  расчетливы.  Анна  порвала  с  этим  кругом  после  своего
знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она  оказалась  втянутой  в  третий
круг,  центром  которого  была  Бетой   Тверская.   Княгиня   Бетой   внешне
противостоит Лидии Ивановне с ее  набожностью.   Бетой  не  скрывает  своего
вольного поведения, но собирается в  старости  стать  такой  же,  как  Лидия
Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны–это  две
стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она  в  старости  станет
похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее  самой,  и
Лидии Ивановны; им обеим необходима  маска  лицемерия.  Лицемерно  было  все
общество, с которым сталкивалась Анна.  С  каждым  поворотом  своей  трудной
судьбы  она  все   более   убеждалась   в   этом.   Она   искала   честного,
бескомпромиссного  счастья.  Вокруг  же   себя   видела   ложь,   лицемерие,
ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а  эти  люди
судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

      Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно,
привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась,  так  как  сын  и  Вронский
были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь  стала
так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.

      Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну.  Анна была  с
ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь  все  чаще
и чаще возникали недоразумения.  Причем  формально  Вронский,  как  ранее  и
Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том,  что
поступками Каренина, а затем  и  Вронского  руководило  «благоразумие»,  как
понимали его люди  их  круга;  поступками  же  Анны  руководило  ее  большое
человеческое   чувство,   которое   никак   не   могло    согласоваться    с
«благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем,  что  в  «свете»  уже
заметили отношения его жены с Вронским  и  что  это  грозит  скандалом.  Так
«неблагоразумно»  вела  себя  Анна!  Теперь  общественного  скандала  боится
Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии»  Анны.


       В поместье Вронского  разыгрывается  в  сущности  заключительный  акт
трагической судьбы Анны Карениной.

       Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и  даже  хотела
самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она  была  глубоко
несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни  той  и
другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует  как  два  противоположных
варианта судьбы  русской  женщины.  Одна  смирилась  и  потому  несчастлива,
другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

      В образе Долли Толстой поэтизирует материнское  чувство.  Ее  жизнь  -
подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.

      Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым
судьбы своей героини.

      За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все
обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить  свечу»,  т.  е.  умереть.
«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что,  когда  гадко
смотреть на все это?»


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru