Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Образы Горя от ума

Работа из раздела: «Литература : русская»

Елецкий государственный педагогический институт



КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”



Выполнил:
студент гр. Л-53
Скиперских А.В.
Научный руководитель:
Харлампиди О.Д.



Елец, 1998
    УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне  восстания декабристов,  был
чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению,  любопытству   конца   нет»,  -
так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу  дружеского  внимания,  любви  и
поддержки, которой окружили комедию и  ее  автора  передовые   русские  люди
двадцатых годов.
      По словам Пушкина, комедии «произвела  неописанное  действие  и  вдруг
поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой  литературе
не много можно  найти  произведений,  которые,  подобно  'Горю  от  ума»,  в
короткий срок снискали бы столь  несомненную  всенародную  славу.  При  этом
современники в  полной  мере  ощущали   социально-политическую  актуальность
комедии, воспринимая   ее  как  злободневное  произведение  зарождавшейся  в
России новой литературы, которая ставила своей  главной  задачей  разработку
«собственных  богатств»  (то   есть   материала   национальной   истории   и
современной русской жизни) -  и  собственными,  оригинальными,  не  заемными
средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил  драматический   конфликт
бурного  столкновения  умного,  благородного   и  свободолюбивого  героя   с
окружающей его косной средой  реакционеров.  Этот  изображенный  Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных  лет  вращаясь
в  кругу  передовых  русских  людей,  вступивших  на  путь  6орьбы  с  миром
самодержавия  крепостничества,  живя  интересами  этих  людей,  разделяя  их
взгляды  и  убеждения,  Грибоедов  имел  возможность  близко  и  повседневно
наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление  общественного  быта
своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,  двух  жизненные
укладов, двух поколений.
      После Отечественной войны, в годы формирования и подъема  общественно-
политического  и   общекультурного   движения   дворянских   революционеров-
декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со  старым  -
отжившим и тормозящим движение вперед -  острее  всего  выражалась  в  форме
именно такого открытого столкновения между  молодыми  глашатаями  'свободной
жизни» и воинствующими  охранителями  ветхозаветных,  реакционных  порядков,
какое изображено  в  «Горе  от  ума».  Сам  Грибоедов  в  широко  известном,
постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с  предельной
ясностью  раскрыл  содержание  и  идейный  смысл   драматической   коллизии,
положенной в основу «Горя от ума»: '...в моей комедии 25 глупцов  на  одного
здравомыслящего  человека;  и  этот  человек  разумеется  в  противуречии  с
обществом его окружающим, его никто не понимает, никто  простить  не  хочет,
зачем он немножко повыше прочих».
      И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и
более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским  обществом,
как  это  общество  предает  Чацкого   анафеме,   которая   носит   характер
политического  доноса,  -  Чацкого  объявляют  во  всеуслышанье   смутьяном,
карбонарием,  человеком,  покушающимся  на  «законный»   государственный   и
общественный строй; как, наконец, голос  всеобщей  ненависти  распространяет
гнусную сплетню о безумии Чацкого: 'Сначала он весел, и это  порок:  'Шутить
и век шутить, как  вас  на  это  станет!'  -  Слегка  перебирает  странности
прежних знакомых,  что же делать, коли нет  в  них  благороднейшей  заметной
черты! Его насмешки не язвительны, покуда  его  не  взбесить,  но  все-таки:
'Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!'  Не  терпит  подлости:  'ах!
боже  мой,  он  карбонарий'.  Кто-то  со  злости  выдумал  об  нем,  что  он
сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего   недоброходства
и до него доходит, притом и  нелюбовь  к  нему  той   девушки,  для  которой
единственно он явился в Москву, ему совершенно  объясняется, он  ей  и  всем
наплевал в глаза и был таков'. Грибоедов рассказал в своей  комедии  о  том:
что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая  широта
в этом рассказе! В ней веет дух  времени,  дух  истории.  Грибоедов  как  бы
раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь  дворянского  общества
своей   эпохи  -  с  раздиравшими  это  общество  противоречиями,   кипением
страстей,  враждой поколений, борьбой идей. В  рамки  драматической  картины
столкновения героя  со  средой  Грибоедов  вместил  громадную   общественно-
историческую тему перелома, обозначившегося в  жизни,  -  тему  рубежа  двух
эпох - 'века нынешнего' и 'века минувшего'.
      Отсюда - необыкновенное богатство идейного  содержания комедии. В  той
или иной форме и в той или иной мере Грибоедов  коснулся  в  «Горе  от  ума»
множества серьезнейших вопросов  общественного  быта,  морали   и  культуры,
которые имели в декабристскую эпоху  самое  актуальное,  самое  злободневное
значение. Это  были  вопросы  о  положении  русского  народа,  придавленного
гнетом   крепостничества,   о    дальнейших    судьбах    России,    русской
государственности  и   русской   культуры,   о   свободе   и   независимости
человеческой  личности,  об   общественном   призвании   человека,   о   его
патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной  и  гражданской
чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и  средствах
просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся  гений  Грибоедова,
и отклик  этот  был  исполнен  такой  горячей  гражданственно-патриотической
страсти такого неукротимого  негодования на зло и неправду, что  комедия  не
могла не произвести  самого  глубокого  и  разительного  впечатления  как  в
передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
      Комедия с могучей сатирической силой разоблачала 'нравы» крепостников.
Грибоедов  поставил  перед  собой  задачу  сорвать  с  них  маску   внешнего
благолепия и благоприличия и представить их на  суд  людской  разоблаченными
от всех  и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском  выполнил  эту
дачу. Он запечатлел  в «Горе от ума» целую галерею  человеческих  портретов,
которые  в  совокупности  составляют   истинный,   ничем   не   прикрашенный
отвратительный  облик  крепостнического  общества  с  его   паразитизмом   и
своекорыстием,  чванством   и   лакействам,   мракобесием   и   нравственным
растлением.
      Здесь,   в   этом   обществе,   действовали   «знатные   негодяи»    и
мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и  «зловещие  старухи»,  ханжи
и доносчики, объединенные,  как круговой  порукой,  непримиримой  враждой  к
«свободной  жизни»,  к  культуре,  к  просвещению,  к  малейшему  проявлению
независимой мысли и свободного  чувства.  В  этом  мире  без  тени  смущения
меняли крепостных рабов  на  борзых  собак,  явным  грабительством  добывали
богатства и почести, 'разливались в пирах и в мотовстве», а  ученье  считала
«чумой», зловредным и  огнеопасным  изобретением  «окаянных  вольтерьянцев».
Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям   «минувшего  века»  -
«века покорности и страха». «Мораль» их была  основана  на  пресмыкательстве
перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом  человека  был  для
них удачливый вельможа блаженных феодальных времен -  дядя  Фамусова  Максим
Петрович,   достигший  «степеней  известных»  благодаря  своему  бесстыдному
раболепству и шутовству в царском дворце.
      Типичнейший представитель этого  мира  -  сам  Фамусов,   воинствующий
мракобес, ханжа и деспот, грозящий   своим  рабам  сибирской  каторгой.  Под
стать Фамусову  все его родственники, приятели и гости.
      В образе полковника  Скалозуба  Грибоедов  воссоздал  тип  аракчеевца,
тупого, самовлюбленного  и  невежественного   «героя»  плацпарадных  учений,
шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот  «хрипун,
удавленник, фагот, созвездие маневров  и  мазурки»,  гоняющийся  за  чинами,
орденами  и  богатой   невестой,   воплощает   в   себе   дух   реакционного
«пруссачества»,  которое искусственно насаждалось царизмом в  русской  армии
и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего  суворовские  и
кутузовские традиции  (в  черновой  редакции  «Горя  от  ума»  Скалозуб  сам
говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).
      Резкими, типическими  чертами  очерчены  и  все  остальные   персонажи
барской Москвы, выведенные в  «Горе  от  ума»:  властная  барыня-крепостница
старуха  Хлёстова,  графини  Хрюмины,  княжеское  семейство    Тугоуховских,
Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем  данным  -  тайный
агент политической полиции, Репетилов - «душа»  дворянского  общества,  шут,
сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать  от моды, в круг каких-
то  псевдолиберальных  болтунов,   Платон  Михайловича  Горич  -  в  прошлом
приятель  Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне   примирившийся
с Фамусовским миром.
      Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин.
В его лице Грибоедов создал  исключительно  выразительный  обобщенный  образ
подлеца  и циника, «низкопоклонника и дельца»,  пока  еще  мелкого  негодяя,
который  сумеет,  однако,  дойти  до  'степеней  известных».  Вся  лакейская
«философия жизни' этого чинуши  и  подхалима,  не  смеющего  «свое  суждение
иметь», раскрывается в его знаменитом признании:
      Мне завещал отец:
      Во-первых угождать всем людям без изъятья -
      Хозяину, где доведется жить,
       Начальнику, с кем буду я служить,
      Слуге его, который чистит платья,
      Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
       Собаке дворника, чтоб ласкова была.
      Галерея типических образов стародворянской, барской  Москвы, созданная
Грибоедовым, включает в  себя  и  тех,  кто  в  комедии  непосредственно  не
действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые  дают  им
действующие лица. В их числе такие  яркие,  рельефные,  законченные  образы,
как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и  крепостник-театрал,
и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма  Петрович,
и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из  Бордо»,  и
клубные друзья  Репетилова,  и  много  других  -  вплоть  до  княгини  Марьи
Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовском  мире,  именем
которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не  появляются  на
сцене, но,  тем  не  менее,  имеют  весьма  важное  значение  для  раскрытия
содержания  «Горя от ума», - и  это  составляют  одну  из  новаторских  черт
комедии.
      Социальная критика Грибоедова, развернутая в 'Горе от ума»,  по  самой
широте своей  и  конкретности  была  явлением  исключительным  в  литературе
начала XIХ столетия. Если сатирико-моралистические  комедиографы,   писавшие
в  традициях  классицизма,  следовали  условным  и  абстрактным   критериям,
узаконенным его  эстетикой,  и  осмеивали,  как  правило,  какой-либо  один,
отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную  моральную  категорию  (к
примеру, только  лихоимство,  только  невежество,  только  скупость,  только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей  комедии  затронул  и  разоблачил   в
духе  социально-политических  идей  декабризма   широкий   круг   совершенно
конкретных явлений общественного быта крепостнической России.
      Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается
с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но  в  свое
время комедия  прозвучала,  помимо  всего  прочего,  именно  злободневно.  И
вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях»,   и  вопрос  о
«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и  реформе
судопроизводства, и отдельные эпизоды русской  общественной жизни  в  период
после наполеоновских  войн, нашедшие  отражение  в  монологах  Чацкого  и  в
репликах гостей Фамусова, - все  это  имело  самое  актуальное  значение,  в
частности в декабристской среде, именно в те  годы,  когда  Грибоедов  писал
свою комедию.
       Богатство и конкретность социального содержания, вложенного  в  «Горе
от ума», придает  комедии  значение  широкой  и  целостной  картины  русской
общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов,  изображенной  во  всей
ее исторической точности и достоверности.
      В  свое время (в 1865 году) на это значение комедии  обратил  внимание
Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем  анализе  русской  жизни
дошел до той  крайней  границы,  дальше  которой  поэт  не  может  идти,  не
переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И  в  этой
связи  Писарев  совершенно   справедливо  заметил,  что  для   того,   чтобы
писатель,  поэт мог  нарисовать  такую  достоверную  и  точную  историческую
картину, ему «надо быть не только внимательным  наблюдателем, но еще,  кроме
того, замечательным   мыслителем;  надо  из  окружающей  вас  пестроты  лиц,
мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно  то,
что сосредоточивает в себе весь смысл данной  эпохи,  что  накладывает  свою
печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает  в свои  рамки  и
видоизменяет своим влиянием все остальные  отрасли  частной  и  общественной
жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил  для  России  двадцатых
годов Грибоедов» .
      «Натура всяких событий» - таков был, говоря  словами  Грибоедова,  тот
жизненный материал, который он изучал так внимательно, так  досконально.  Но
он не распылил   свою  исследовательскою  наблюдательность  по  необозримому
множеству 'всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он  собрал  свое
внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления  жизни,   в
которых с наибольшей полнотой  и  отчетливостью  раскрылось  самое  существо
основного общественно-исторического  конфликта эпохи.  Будучи  действительно
замечательным,   глубоким   и   смелым   мыслителем,   вооруженным    самыми
прогрессивными  идеями  века,  он  выбрал  из   безграничного   и   пестрого
материала окружавшей его  реальной жизни именно  то,  в  чем  сосредоточился
смысл  его эпохи:  борьбу,  которая  с  небывалым  ожесточением  разгорелась
между мертвящим «духом  рабства»,  проникавшим  все  и  вся  в  аракчеевско-
фамусовском  мире, и живительным «духом  времени»,  воодушевлявшим   молодое
поколение патриотов и свободолюбцев.
      Продолжив  обличительную  антикрепостническую  традицию,  внесенную  в
русскую литературу великим революционером  Радищевым,  развивая  и  углубляя
плодотворные традиции  русской  общественной  сатиры  XVIII  века  -  сатиры
Фонвизина,  Новикова  и  Крылова,   Грибоедов   создал   произведение,   все
содержание  которого   -  свидетельствовало  о   его  социально-политической
направленности.
      Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же  по  всей  справедливости
оценила  'Горе  от  ума»  как   первую   в   русской   литературе   «комедию
политическую». Сближая  ее  в  этом  смысле  с  комедией  Бомарше  «Женитьба
Фигаро», которая  в  свое  время  (в  1784  году)  нанесла  сильнейший  удар
абсолютизму и феодальным пережиткам  в  предреволюционной  Франции,  критика
указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры  вывели  на
сцену политические понятия и привычки  обществ, в которых  они  жили,  меряя
гордым взглядом народную нравственность  своих  отечеств»'.  А  впоследствии
историка В.О. Ключевский даже назвал
      ' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также  и
А. И. Герцен,  говоря  о  социально-историческом  значении  «Горя  от  ума»,
вспомнил в этой  связи  о  комедии  Бомарше,  имевшей,  по  словам  Герцена,
значение 'государственного переворота'.
      комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской
литературы XIX века» '.
      Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания.  И
не только потому, что «Горе от ума» является одним  из  самых  замечательных
памятников  русской и мировой  обличительно-сатирической  литературы,  но  и
потому  также,  что  в  комедии  есть  богатое   позитивное,   положительное
содержание,  которое,  в  свою   очередь,   приобрело   столь   же   сильное
общественно-политическое    звучание,    как    и    гневное    разоблачение
крепостнического мира.
      «Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной
сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней,  потому  что  писатель-
сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных  позициях,  всегда
обличает зло и пороки во  имя  добра  и  добродетелей,  во  имя  утверждения
некоего положительного   идеала - общественного, политического,  морального.
 Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только  разоблачал  мир  крепостников,
но и утверждал свой положительный  идеал, исполненный глубокого общественно-
политического  смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение  в  образе
единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
      Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно,  не  мог
ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен  был
отразить  в своей исторической картине и другую сторону  действительности  -
брожение  молодых,  свежих,   прогрессивных    сил,   подрывающих   твердыни
самодержавно-крепостнического строя.
      Эта задача также  была  блистательно  выполнена  Грибоедовым.  Идейное
содержание «Горя от ума», конечно,  не исчерпывается обличением  порядков  и
нравов крепостнического общества. В комедии дана  действительно   широкая  и
во  всех  деталях  верная  историческая  картина  всей   русской   жизни   в
грибоедовское время - и теневых и светлых ее  сторон.  Комедия  отразила  не
только  быт  и  нравы  стародворянской  Москвы,  жившей   по   ветхозаветным
преданиям «времен Очаковских и
      ' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат,  1958,
стр.248.
      покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу  нового
со  старым,  в   условиях   которой   зарождалось    движение   декабристов,
складывалась в России революционная идеология.
      Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм,  устойчивый,  раз
навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся  молвы  («грех  -
не  беда,  молва  нехороша»)  и  замалчивают  все   новое,   тревожное,   не
укладывающееся в норму и ранжир. Мотив  «молчания»  красной  нитью  проходит
сквозь все сцены комедии,  посвященные  фамусовскому  миру,  где  «Молчалины
блаженствуют на свете'. И в этот затхлый мир, подобно разряду  освежительной
грозы, врывается Чацкий  с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и  думой  о
народе.  Он  -  настоящий  возмутитель  спокойствия   в   кругу   Фамусовых,
Скалозубов  и  Молчалиных;  им  страшен  даже  его  смех.  Он  открыто,   во
всеуслышание заговорил о том, что в их  кругу  усердно  замалчивалось,  -  о
вольности,  о  совести,  о  чести,  о  благородстве,-  и  его  пылкую   речь
подхватила вся передовая русская литература XIX века.
      Изображая  Чацкого   человеком   умным   и   благородным,    человеком
«возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем  «свободной  жизни»  и
ревнителем  русской  национальной  самобытности.  Грибоедов  решал  стоявшую
перед прогрессивной русской литературой двадцатых  годов  проблему  создания
образа положительного  героя. Задачи гражданственной, идейно направленной  и
общественно действенной литературы  в  понимании   писателем  декабристского
направления вовсе не сводились лишь к  сатирическому  обличению  порядков  и
нравов крепостнического общества.  Эта  литература  ставила  перед  собой  и
другие, не менее важные цели: служить средством революционного  общественно-
политического  воспитания, возбуждать  любовь  к  «общественному   благу»  и
воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была  не  только
клеймить пороки,  но и восхвалять гражданские доблести.
      Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые   самой  жизнью  и
ходом освободительной борьбы.
      Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева  о том,  что  в
«Горе   от   ума»   дан   почти   научный   анализ   русской    исторической
действительности декабристской
      эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов  вошел  в
историю и в  нашу  жизнь  все  же  не  как  ученый-исследователь  и  не  как
мыслитель  хотя  бы  и  замечательный,  но  как  гениальный   поэт.   Изучая
действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как  художник,  притом
как смелый  новатор.  Он  нарисовал   свою  точную  и  достоверную  картину,
пользуясь приемами,  средствами  и  красками  художественного   изображения.
Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных  образах.  И
от этого  нарисованная  им  картина  идейной  жизни  в  декабристскую  эпоху
оказалась  гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы  сделать  это  даже
самый внимательный ученый-исследователь.
      Когда  правда  жизни  становится  содержанием  искусства,    сила   ее
воздействия на мысли и чувства людей еще более  увеличивается.  В  том-то  и
состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то,  что  им  хорошо
известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще  не  знакомое
стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное,  даже  примелькавшееся,
будучи   преображенным  великой   обобщающей   силой   искусства    зачастую
предстает как бы в новом свете, вырастает  в  своем  значении,  раскрывается
перед современниками  с такой полнотой, которая раньше была  им  недоступна.

      «Горе от ума», конечно,  одно  из  самых  тенденциозных   произведений
русской  мировой литературы.  Грибоедов   поставил  перед  собою  совершенно
определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы  цель
эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от  ума»,  что6ы
высмеять и заклеймить  крепостнический мир, вместе с  тем  не  менее  важной
задачей было для  Грибоедова  раскрыть  перед  читателем   и  зрителем  свой
положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои  моральные  и
общественные идеи.
      Грибоедов   не   отступил   в   'Горе   от   ума»    перед    открытой
тенденциозностью, и она  не  нанесла  никакого  ущерба   его  созданию,  ибо
никакая правильная, исторически оправданная тенденция  никогда  не  повредит
искусству,  если  она  будет  художественно  претворена,   если  она   будет
логично и естественно вытекать  из  существа  и   содержания  положенного  в
основу  произведения   конфликта,    из   столкновения   страстей,   мнений,
характеров.
      В «Горе от ума» воплощена целая система идейных  взглядов  в  связи  с
самыми острыми, самыми злободневными  темами и вопросами  современности,  но
выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма  прямых
деклараций и сентенций, но в образах,  в  композиции,  в  сюжете  в  речевых
характеристиках,  короче говоря - в самой художественной структуре  комедии,
в самой ее художественной ткани.
      С этим связан важный  вопрос  о  том,  как  Грибоедов  решил  основную
проблему «формировавшегося художественного  реализма - проблему  типичности.

      Задача создания типического характера  в  типических  обстоятельствах,
которую  ставит  перед  собой  реалистическое   искусство,   предусматривает
вскрытие смысла того  явления  социально-исторической  действительности,  на
котором остановилось внимание  художника.  В  «Горе  от  ума»  типична  сама
общественно-историческая ситуация,  поскольку она верно н  глубоко  отражает
конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и  все
человеческие  образы,   созданные   Грибоедовым.    В   этой   связи   нужно
остановиться прежде всего на образе Чацкого. В  индивидуальном  и  особенном
воплощении его характера ярко и  отчетливо  выражено  существо  той   новой,
прогрессивной общественной силы, которая в   грибоедовское  время  вышла  на
историческую  сцену   с  тем,  чтобы  вступить  в   решительную   борьбу   с
реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.  Художник-реалист
зорко разглядел в окружавшей  его  действительности  эту  тогда  еще  только
назревавщую  силу и понял, что ей принадлежит будущее.
      Во  времена  Грибоедова  дело  освободительной  борьбы    осуществляли
немногие «лучшие люди из дворян» (по характеристике  В.И.  Ленина),  далекие
от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало,   потому
что, как сказал Ленин, они «...помогли разбудить  народ»',  потому  что  они
подготовили дальнейший подъем  революционного движения в России.
      ' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.
      Пусть  во  времена   Грибоедова,   накануне   восстания   декабристов,
фамусовщина еще казалась прочной основой  общественного быта в самодержавно-
крепостническом   государстве,   пусть   Фамусовы,   Скалозубы,   Молчалины,
Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но  как
социальная сила фамусовщина уже  загнивала  и  была  обречена  на  умирание.
Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту  свежую,  юную  силу,
которой было суждено развиваться  и которая поэтому была неодолима.
      Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в
художественных образах  «Горя  от  ума»,  Грибоедов  и  отразил  обьективную
правду  жизни, создал  типический  образ  «нового  человека»-  общественного
протестанта и  борца  -  в  типических  обстоятельствах   его  исторического
времени.
      Столь же  типичны  и  исторически  характерны  представители   другого
общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова.  Фамусов,  Молчалин,
Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий,  княгиня  Тугоуховская,   графиня
Хрюмина и все прочие персонажи старобарской   Москвы,  каждый  по-своему,  в
своем индивидуальном  художественном воплощении, с замечательной полнотой  и
заостренностью выражают существо той  социальной  силы,  которая  стояла  на
страже охранения  старых,  реакционных  порядков  феодально-крепостнического
мира.
      Смело, по-новаторски решив  в  «Горе  от  ума»  проблему   типичности.
Грибоедов тем самым с полной ясностью,  не допускающей никаких  кривотолков,
сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он  разоблачил
фамусовщину. Проникнув  творческой  мыслью  в  суть  основных  социальных  и
идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий  представлял
 в своем  лице  растущую  и  развивающуюся  силу  русского  общества,  щедро
наделив его характер героическими  чертами.  Грибоедов  тем  самым  решил  и
политическую  проблему. В этом в первую  очередь  и  сказалась  общественно-
политическая  позиция  Грибоедова,  в  этом  и   проявилась   с   наибольшей
убедительностью идейная направленность его творчества.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru