Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Первоисточник по культурологии Л. Толстой. Путь жизни

Работа из раздела: «Культурология»
|О вере  |Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать -  что он   |
|        |должен и чего не должен делать. Для этого ему нужна вера. Вера –|
|        |знание того, что такое человек и для чего он живет на свете.    |
|        |(стр. 9)                                                        |
|Истинная|Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов.      |
|вера    |Учения этих мудрых людей в самом главном сходятся к одному. Это |
|        |одно учение для всех людей и есть настоящая вера.               |
|        |По мнению Л. Н. Толстого только истинная вера отвечает на такие |
|        |вечные вопросы, как смысл жизни, что такое окружающий мир и т.  |
|        |п. (стр. 9) Он пишет, истинная вера, только та, в которой нет   |
|        |сомнений. «Есть две веры:… вера в человека, и таких вер много,  |
|        |и… вера в бога, и такая вера одна для всех людей»               |
|        |«Верить – значит доверять…, не спрашивая о том, отчего это так и|
|        |что из этого выйдет. Такова истинная вера» Человеку, узнавшему  |
|        |истинную веру, всё становится ясно и на душе весело. (стр. 10)  |
|        |Автор считает, что жизнь  человека без веры – жизнь животного.  |
|        |Если человек или даже целый народ живет плохо, то это только    |
|        |оттого, что они потеряли веру, не знают «истинного закона       |
|        |жизни». Чем яснее понимают люди веру, тем лучше их жизнь.(стр.  |
|        |12)                                                             |
|Истинная|«Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но   |
|вера –  |любовь у всех и всегда одна и та же. Истинная вера одна – любовь|
|любовь  |ко всему живому. (Ибрагим Кордовский) Любовь дает людям благо,  |
|        |потому что соединяет человека с богом.» По мнению Толстого,     |
|        |достигнуть вечности – соединится с богом духом – можно не       |
|        |молитвами, а только любовью. (стр. 11)                          |
|Ложная  |Вера, учащая, что надо отказаться от этой жизни ради жизни      |
|вера    |вечной – ложная вера. (Индийская Вамана Пурана) (стр. 11)       |
|        |Толстой пишет, что закон бога прост и ясен, но всегда ложные    |
|        |учителя поучали людей «признавать богом, то, что не есть бог и  |
|        |законом бога, то, что не есть закон бога». Посему не стоит      |
|        |верить ничему, что не сходится с любовью к богу и ближнему.(стр.|
|        |13) Вера истинна не оттого, что она старая: чем дольше живут    |
|        |люди, тем яснее становится им истинный закон жизни. (стр. 13)   |
|        |«У всех народов всегда были такие люди, которые говорили…, что… |
|        |они одни знают истинный закон бога… Кроме того, люди эти        |
|        |записывали свой закон в книги и уверяли народ., что в книгах    |
|        |этих всё истинно, что книги эти внушены и написаны самим богом. |
|        |Всё это неправда. Закон божий открывается… равно всякому        |
|        |человеку, если он хочет узнать его… Все же книги дело рук       |
|        |человеческих, и во всех может быть полезное, и вредное, и       |
|        |истинное, и ложное». (стр. 13)                                  |
|        |Для того чтобы познать истинную веру, человеку, прежде всего,   |
|        |надо отказаться от той веры, которой он слепо верил и проверить |
|        |разумом всё то, чему его научили с детства, пишет Толстой. (стр.|
|        |14)                                                             |
|О       |Молитвы, храмы, обряды – это обман бога, а бога обмануть нельзя,|
|внешнем |обманываешь только себя. Настоящая вера – всегда жить доброю    |
|богопочи|жизнью, всегда поступать с ближним, как хочешь, чтобы поступили |
|тании   |с тобой, а не в том, чтобы исполнять церковные обряды и обычаи –|
|        |пишет Толстой, – достигается истинная вера только наедине с     |
|        |собой. (стр. 15) «…Учение Христа в том, что между богом и людьми|
|        |не может быть посредников и что нужны для жизни не дары богу,  а|
|        |наши добрые дела». (стр. 16)                                    |
|Желание |Толстой пишет, что если человек держится веры в надежде на      |
|награды |какие-то блага в будущем, то это не вера, а расчет. И расчет    |
|за      |неверный. Потому что истинная вера дает благо только в настоящем|
|добрую  |и не может ничего дать в будущем. (стр. 16)                     |
|жизнь – |Разница между истинной верой и ложной в том, что при ложной     |
|не      |человек хочет, чтобы за его жертвы и молитвы бог угождал        |
|истинная|человеку, а при истинной человек хочет только одного: научиться |
|вера    |угождать богу – считает писатель. (стр. 17)                     |
|Разум и |«Мы не разумом доходим до веры. Но разум нужен для того, чтобы  |
|вера    |поверять ту веру, которой учат нас». Мы должны сами своим       |
|        |разумом проверить то, чему нас учили прежде; принять то, что    |
|        |согласно с разумом, а все остальное откинуть – считает Толстой. |
|        |(стр. 18)  «Самый закон жизни не может изменяться, но люди могут|
|        |всё яснее и яснее и понимать его, и научиться тому, как в жизни |
|        |исполнять его». (стр. 19)                                       |
|О Душе  |«…Неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом  |
|        |от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем       |
|        |душою». Толстой пишет, что душа – это непременное «я», которое  |
|        |есть в человеке не зависимо от его возраста.  Человек верно и   |
|        |вполне знает только свою душу, а не окружающий мир, считает     |
|        |писатель. (стр. 20)                                             |
|        |«Если человек не сознает в себе свою душу, это не значит то, что|
|        |в нем нет души, а только то, что он не научился ещё сознавать   |
|        |душу в себе»                                                    |
|        |«…Чего мы только не умеем! Чего не можем! Но чего-то, и самого  |
|        |важного, всё-таки не хватает нам... Не знаем того, кто живет в  |
|        |нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас,  |
|        |то жизнь наша была бы совсем другая». (По Гр. Сковороде)  (стр. |
|        |21) Душа, пишет Толстой, была, есть и будет всегда. Она – тверже|
|        |всего. (стр. 22)                                                |
|        |«Каждый из нас особенный от всех других людей человек… и в      |
|        |каждом из нас… живет одно и тоже духовное существо…» (стр. 23)  |
|        |Неправильного говорить, что разум, душа, любовь – от тела, пишет|
|        |Толстой. Тело только лишь нужно для души, но начало жизни не в  |
|        |теле, а в душе.                                                 |
|        |«…Кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем в себе   |
|        |ещё другую жизнь: жизнь духовную… Эта-то жизнь и есть настоящая |
|        |жизнь. И хорошо человеку, когда он живет этой духовной, а не    |
|        |телесной жизнью». (стр. 24)                                     |
|О       |В каждом человека живут два человека, считает писатель, один    |
|совести |слепой, телесный, а другой – зрячий, духовный. Телесный человек |
|        |делает что-то, а зрячий, духовный – одобряет или не одобряет, то|
|        |что делает слепой человек. Зрячую, духовную часть человека      |
|        |называют совестью. Совесть – как компас: пока человек делает все|
|        |правильно, она молчит; но стоит человеку поступить неправильно –|
|        |совесть покажет человеку, куда и насколько он сбился. «…Совесть-|
|        |голос того единого существа, которое живет во всех» (стр. 24-25)|
|Божестве|«Бога никак нельзя понять умом. Мы знаем, что он есть, только   |
|нность  |потому, что знаем его не умом, а тем, что сознаем его в себе.   |
|души    |Для того, чтобы человеку быть настоящим человеком, ему надо     |
|        |сознавать бога в себе. Спрашивать, есть ли бог, всё равно, что  |
|        |спрашивать: есть ли я? То, чем я живу и есть бог». По мнению    |
|        |Толстого, «живет» не какой-то конкретный человек, а «духовное   |
|        |существо» - душа. Человек – только средство для проявления души.|
|        |(стр. 27)                                                       |
|        |«Я то же, что и бог, но только он – он, а я – я» (Магомет)      |
|        |Толстой пишет, что каждый человек слышит голос, и этот голос    |
|        |управляет всеми людьми, но никто никогда не видел того, кто     |
|        |говорит. И если человек станет повиноваться этому голосу, тем   |
|        |ему будет лучше, потому что этот голос – голос бога в человеке. |
|        |(по Эмерсону)  Когда говорят: «спасать душу», по мнению Толстого|
|        |это неверно – душа бессмертна; душу надо очищать для того, чтобы|
|        |бог лучше проходил через нее. (стр. 29)                         |
|Жизнь   |Толстой пишет, если человек будет делать то, что требует от него|
|человека|тело: добиваться славы, богатства и т. д., то жизнь его будет   |
|только в|адом; если же он будет добиваться смирения, любви – то чего     |
|душе    |хочет душа – рай наступит у человека в душе. (стр. 31)          |
|        |Толстой считает, что жизнь телесная – жизнь человека            |
|        |приговоренного к смерти. А при жизни духовной смерть человеку не|
|        |страшна, он может быть свободен духом, даже если чем-то         |
|        |ограничен физически. (стр. 32)                                  |
|Душа    |Все люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены |
|объединя|тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему. И чтобы   |
|ет людей|соединиться со всеми людьми, что по мнению автора – большое     |
|        |благо, надо думать не о единении людей, а о единении этого      |
|        |духовного начала. (стр. 33)                                     |
|        |Автор пишет, что человек познает всё на свете двумя способами.  |
|        |Первый, когда человек осознает себя отдельным существом, тогда  |
|        |ко всем остальным он не может чувствовать ничего, кроме,        |
|        |равнодушия, ненависти, злости, зависти. Другой способ – когда   |
|        |осознает связь со всеми остальными живыми существами, при этом  |
|        |они кажутся нам частью самого себя, и потому мы страдаем вместе |
|        |с ними, любим их. «Живи для тела, и ты один среди чужих; живи   |
|        |для души, и тебе все родня». (стр. 34)                          |
|        |Толстой пишет,  что благодаря тому, что во всех один и тот же   |
|        |дух, и все люди равны. И относиться надо ко всем одинаково, с   |
|        |осторожностью и уважением. А если человек не видит в другом     |
|        |духа, который соединяет всех людей мира, то живет он как во сне.|
|        |Живет по-настоящему  только тот, кто во всяком ближнем видит и  |
|        |себя и бога. (стр. 35)                                          |
|Духовное|«…Делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали».        |
|начало  |«Человек не потому выше животных, что может мучить их, а потому,|
|одно во |что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что|
|всем    |чувствует, что живет в них то же, что живет и в нем». (стр.36)  |
|живом   |«…Чем больше в человеке жалости, тем лучше для него»            |
|        |«Не убий относиться не к человеку только, но и ко всему живому».|
|        |Толстой пишет, что поскольку человеку ни в чем не дано достичь  |
|        |совершенства, человек не может жить, не причиняя смерти другим  |
|        |существам. Дело человека, однако, к этому стремиться. (стр.     |
|        |37-38)                                                          |
|Люди    |Толстой пишет, что на свете много людей, которые думают, что они|
|будут   |– всё, а другие – ничто. И жить таким людям тесно, и умирать    |
|жить    |мучительно, потому что в них умирает все, чем они жили. Но есть |
|лучше,  |другие люди «разумные и добрые», которые понимают, что жизни    |
|когда   |других людей и животных также важна, как и их собственная. Этим |
|осознают|людям легко жить и умирать. (по Шопенгауэру) (стр. 38)          |
|свое    |«Счастье свое человек находит только в служении ближним. А      |
|духовное|находит он счастье… потому, что, служа ближним, он соединяется с|
|единство|тем духом божиим, который живет в них». (стр. 39)               |
|        |«Чем больше живут люди, тем всё больше и больше понимают они то,|
|        |что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они      |
|        |признают свое единство в одном и том же духе, живущем во всех». |
|        |(стр. 41)                                                       |
|О боге  |Бог, пишет Толстой, - это нечто бестелесное, дающее жизнь,      |
|        |связанное с нашим телом. Это мы называем душой, это же          |
|        |называется и богом. (стр. 43)                                   |
|        |Толстой пишет, что искать бога в храмах – бессмысленно; найти   |
|        |бога можно только в себе. Бог – некое духовное существо, которое|
|        |есть во всех людях. (стр. 44) «Люди разно говорят про бога, но  |
|        |чувствуют и понимают его одинаково». (стр. 46)                  |
|Воля    |«Мы узнаем бога не столько разумом, сколько тем, что чувствуем  |
|бога    |себя во власти его…» (стр. 48) «Чем больше человек исполняет    |
|        |волю бога,  тем больше он знает его». «Бога мы не можем знать.  |
|        |Одно, что мы знаем про него, - это его закон, волю его…» (стр.  |
|        |49)                                                             |
|        |«…Спасение всегда одно, и верное: перестать думать о боге, а    |
|        |думать только об его законе и исполнять его, любить всех…» (стр.|
|        |50)                                                             |
|Бога    |«Чувствовать бога в себе можно и нетрудно. Познать же бога, что |
|нельзя  |он такое, - невозможно и ненужно». (стр. 50)                    |
|понять  |Толстой пишет, что не стоит познавать бога, надо стараться      |
|разумом |исполнять его волю. «Бог, которого мы познали, уже не бог:      |
|        |познанный бог уже становится таким же конечным, как мы сами.    |
|        |Бога нельзя знать. Он всегда непознаваемый.» (По Вивекананде)   |
|        |Толстой пишет, что его жизнь – стремление к богу, и если бы он  |
|        |понял, достиг его, то и жизни бы не стало. Однако хоть он не    |
|        |может понять его, он знает направление к нему. И знать бога     |
|        |больше автору, в теперешней жизни, не нужно. Любая попытка      |
|        |воображения, что он познает бога удаляет его от бога и          |
|        |прекращает приближение его к богу. (стр. 51-52)                 |
|О       |«Бог есть. Нам не нужно этого доказывать. Доказывать бога –     |
|неверии |кощунство отрицать его – безумие. Бог живет в нашей совести, в  |
|в бога  |сознании всего человеческого, в окружающей нас вселенной…» (стр.|
|        |54)                                                             |
|        |«Нет бога только для того, кто не ищет его.» (стр. 53)          |
|Любовь к|«Любить ближнего может только тот, кто любит бога, того бога,   |
|богу    |который во всех людях. Так что непонятна не любовь к богу, а    |
|        |непонятна любовь к ближнему без любви к богу». (стр. 54)        |
|О любви |«…Соединяется душа с богом все большим и большим сознанием в    |
|        |себе бога, с душами же других существ – все большим и большим   |
|        |проявлением любви».(с.55)                                       |
|        |«Любить можно только совершенство. и потому для того, чтобы     |
|        |любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что      |
|        |несовершенно, или любить совершенство, то есть бога. Если       |
|        |считать совершенным, то, что несовершенно, то ошибка рано или   |
|        |поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к богу, то есть к |
|        |совершенству, не может кончиться». (стр. 55-56)                 |
|        |«Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в |
|        |нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то |
|        |он пребывает в нас, и любовь его в нас свершилась…» (По I посл. |
|        |Иоанна, IV)                                                     |
|        |«…Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое   |
|        |дело, когда не научился его делать… Также надо учиться и тому,  |
|        |чтобы любить всех людей. И выучится этому нетрудно, потому что  |
|        |любовь людей друг к другу вложена нам в душу». (стр. 56) «…Для  |
|        |того, чтобы люди любили нас, надо не угождать им, а надо только |
|        |приближаться к богу. Только приближайся к богу и не думай о     |
|        |людях, и люди полюбят тебя».                                    |
|        |«Тот, кто говорит, что любит бога, но не любит ближнего, тот    |
|        |обманывает людей. Тот же, кто говорит, что любит ближнего но не |
|        |любит бога, тот обманывает самого себя».  (стр. 57)             |
|Душа    |Толстой пишет, что подобно тому, как предметы притягиваются к   |
|человека|земле, так же и души притягиваются друг к другу и к богу.  «Живы|
|без     |все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть  |
|любви   |любовь в людях…»                                                |
|страдает|«Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а |
|        |только от того, что они живут врозь. А живут врозь они потому,  |
|        |что не верят тому голосу любви, который живет в них и влечет их |
|        |к единению». «…Как только человек начнет жить духовно, так ему  |
|        |становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от |
|        |других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет    |
|        |людей только любовь». (стр. 58-59)                              |
|        |«Жизнь каждого человека только в том, чтобы становиться … лучше.|
|        |И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются друг с   |
|        |другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше».(стр. |
|        |59)                                                             |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru