Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Игровая концепция культуры

Работа из раздела: «Культурология»


                                       Оглавление



1.Введение……………………………………………3


2.Определение игрового элемента культуры………4


3.Игра и состязание как функция формирования культуры……………………………………………...7


4. Заключение………………………………………13


5. Список литературы………………………………14



                                                  Введение.
Хейзинга  Йохан  (1827-1945)-нидерландский  историк  ,  философ  ,  теоретик
культуры  .  Автор  игровой  концеппции  культуры:  игра-источник  культуры,
«культура   первоначально   разыгрывается».   Игровые   инстинкты    присущи
человеческой природе. С ними связано  восхождение  к  более  высоким  формам
культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни:  право  и
порядок , общение,  предпринимательство, ремесло и искусство,  наука  и.т.д.
Игра- необходимый способ социальной жизни,  то,  что  поддерживает  идеал  и
определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.
     Игра старше культуры , ибо понятие культуры  ,  как  бы  совершенно  ни
определяли его, в любом случае  предполагает  человеческое  сообщество  ,  а
животные вовсе не ждали появления  человека,  чтобы  он  научил  их  играть.
Животные играют точно  так  же  как  люди.  Все  основные   черты  игры  уже
присутствуют в игре животных.
    В своем реферате я хотел бы раскрыть наиболее важные ,  на  мой  взгляд,
аспекты  работы Й.Хейзинги «Homo Ludens»: (
 -игру как функцию формирования культуры
 -опыт определения игрового элемента культуры .



                  Определение игрового элемента культуры .
  Когда мы , люди , оказались не столь разумными ,  как  наивно  внушал  нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего  вида  рядом
с Homo sapiens поставили еще  Homo  faber  ,  человек  созидатель  .  Второй
термин был менее удачен , нежели первый , ибо faberi , созидатели ,  суть  и
некоторые животные  . Все же по  мнению  Й.Хейзинги  ,  человек  играющий  ,
выражает такую же существенную функцию , как человек созидающий ,  и  должен
занять свое место с Homo faber .
   Если проанализировать любую человеческую деятельность до  самых  пределов
нашего познания , она окажется не более чем игрой  .  Человеческая  культура
возникает и развертывается в игре , как игра .
   Игра  - содержательная  функция  со  многими  гранями  смысла  .  В  игре
подыгрывает , участвует
нечто такое , что  превосходит  непосредственное  стремление  к  поддержанию
жизни и вкладывает данное действие определенный смысл . Всякая игра что  -то
значит . Если этот активный принцип сообщающий игре свою сущность ,  назвать
духом , это будет преувеличением ; назвать же инстинктом – значит ничего  не
сказать . Как бы к нему не относиться , во всяком случае этим  смыслом  игры
ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры .
  В игре мы имеем дело с  безусловно  узнаваемой  для  каждого  ,  абсолютно
первичной жизненной категорией , некой тотальностью . Мы  должны  попытаться
понять и оценить игру только в ее целостности .
  Реальность , именуемая игрой , доступная восприятию  любого  и  каждого  ,
простирается в одно и то же время на  мир  животный  и  мир  человеческий  .
Поэтому она не может опираться на какой  –  либо  рациональный  фундамент  ,
поскольку  разумные  основания  ограничивали  бы  ее  пределы  только  миром
человеческим . Существование игры не привязано  ни  к  определенной  степени
культуры , ни к определенной форме мировоззрения . Любое  мыслящее  существо
может  немедленно  представить  эту  реальность  –  игру  ,   играние-   как
самостоятельное  , самодовлеющее нечто , если даже его собственный  язык  не
располагает общим словесным выражением этого понятия . Игру нельзя  отрицать
. Можно отрицать почти все абстрактные понятия : право , красоту , истину  ,
добро , дух , Бога . Можно отрицать серьезность . Игру – нельзя .
   Но хочется того или нет , признавая игру , признают и дух .  Ибо  игра  ,
какова бы ни была ее сущность  , не есть нечто материальное  .  Уже  в  мире
животных ломает она границы  физического  существования  .  С  точки  зрения
детерминированно мыслимого мира , мира сплошного взаимодействия сил  ,  игра
есть в самом полном смысле слова « superabundans» - излишество  .  Только  с
вмешательством духа , снимающего эту всеобщую детерминированность ,  наличие
игры делается возможным , мыслимым  ,  постижимым  .Бытие  игры  всякий  час
подтверждает , причем в  самом  высшем  смысле  ,  супралогический  характер
нашего положения во вселенной . Животные  могут  играть  ,  значит  они  уже
нечто большее , чем просто механизмы . Мы играем ,  и  мы  знаем  ,  что  мы
играем , значит , мы более чем просто разумные  существа  ,  ибо  игра  есть
занятие внеразумное .
      Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит  игру  в
культуре как заданную величину , существовавшую  величину  ,  существовавшую
прежде самой культуры , сопровождающую  и  пронизывающую  ее  самого  начала
вплоть до той фазы культуры , в  которой  живет  сам  .  Он  всюду  замечает
присутствие игры как определенного  качества  деятельности  ,  отличного  от
обыденной жизни .
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого  общества  все  уже
переплетаются с  игрой  .  Возьмем  язык  ,  самый  первый  и  самый  высший
инструмент , созданный человеком  для  того  ,  чтобы  сообщать  ,  учить  ,
повелевать .  Язык  ,  с  помощью  которого  он  различает  ,  определяет  ,
констатирует , короче говоря , называет , то есть возвышает  вещи  до  сферы
духа . Дух , формирующий язык , всякий раз перепрыгивает  играючи  с  уровня
материального на уровень мысли . За каждым выражением  абстрактного  понятия
прячется образ , метафора , а в каждой  метафоре  скрыта  игра  слов  .  Так
человечество все снова и снова творит свое выражение бытия , рядом  с  миром
природы – свой второй ,  вымышленный  мир  .  И  возьмем  миф  ,что  так  же
является претворением бытия , но только более разработанным , чем  отдельное
слово . С помощью мифа на ранней стадии  пытаются  объяснить  все  земное  ,
найти первопричины человеческих деяний в божественном .  В  каждой  из  этих
причудливых оболочек , в которые миф облекал  все  сущее  ,  изобретательный
дух играет на рубеже шутки и серьезности . Наконец , возьмем культ  .  Ранее
общество отправляет свои священнодействия  ,  которые  служат  ручательством
благоденствия мира , освящения , жертвоприношения ,  мистерии  ,  в  игре  ,
понимаемой в самом смысле этого слова .



       Игра и состязание как функция формирования культуры.
Под игровым элементом культуры здесь не подразумевается, что  игры  занимают
важное место среди различных форм жизнедеятельности культуры. Не  имеется  в
виду и того  ,  что  культура  происходит  из  игры  в  результате  процесса
эволюции – в том  смысле  ,  что  то,  что  первоначально  было  игрой  ,  в
последствии переходит в нечто , игрой уже  не  являющееся  ,  и  что  теперь
может быть названо культурой. Ниже будет развернуто  следующее  положение  :
культура возникает в форме игры , культура  первоначально  разыгрывается.  И
те виды деятельности,  что  прямо  направлены  на  удовлетворение  жизненных
потребностей , как, например, охота,  в  архаическом  обществе  предпочитают
находить  себе  игровую  форму  .  Человеческое  общежитие  поднимается   до
супрабиологических форм , придающих ему высшую ценность, посредством игр.  В
этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира . Стало быть  ,  не
следует понимать дело таким образом , что игра мало-помалу  перерастает  или
вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в  ее  начальных
фазах свойственно нечто игровое, что представляется  в  формах  и  атмосфере
игры.  В  этом  двуединстве  культуры  и  игры  игра   является   первичным,
объективно воспринимаемым, конкретно определенным  фактом , в то  время  как
культура  есть  всего  лишь  характеристика  ,  которою  наше   историческое
суждение  привязывает  к  данному  случаю.  Это  воззрение  перекликается  с
мыслями Форбениуса  ,  который  говорит  в  своей  книге  «История  культуры
Африки» о становлении культуры как выросшей  из  естественного  бытия  игры.
Тем не менее , отношение культуры к  игре  воспринято  Форбениусом  чересчур
мистически  и описано нередко слишком зыбко .  Он  манкирует  необходимостью
прямо указать пальцем на присутствие игрового элемента в фактах культуры .
   В поступательном движении культуры гипотетическое отношение  игры  и  не-
игры не остается неизменным . Игровой элемент  в  целом  отступает  по  мере
развития культуры на задний план. По большей части и в значительной мере  он
растворился , ассимилировался в  сакральной  сфере  ,  кристаллизировался  в
учености и поэзии, в правописании, в формах  политической  жизни.  При  этом
игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако  во  все
времена и всюду, в том числе и в формах высоко  развитой  культуры,  игровой
инстинкт может проявится в полную силу, вовлекая как  отдельную  личность  ,
так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры.
   Представляется очевидным  ,  что  взаимосвязь  культуры  и  игры  следует
искать в высоких формах социальной игры, то есть там,  где  она  бытует  как
упорядоченная  деятельность  группы,  либо  сообщества   ,   либо   двух   ,
противостоящих друг другу групп. С точки зрения культуры  сольная  игра  для
самого себя плодотворна лишь в малой степени. Ранее  было  сказано  что  все
основополагающие  факторы  игры,  в  том  числе  игры  коллективной  ,   уже
существовали в жизни  животных.  Это  поединок  ,  демонстрация  ,  вызов  ,
похвальба , кичливость , притворство ,  ограничительные  правила.  В  двойне
удивительно при этом,  что  именно  птицы  ,  филогенетически  столь  далеко
отстоящие от человеческого рода , имеют  так  много  общего  с  человеком  :
тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в полете , шалашники  и  другие
птицы украшают свои гнезда, певчие  птицы  сочиняют  мелодии.  Состязание  и
представление, таким образом , не происходят из культуры как развлечение,  а
предшествуют культуре.
   Коллективная игра носит по преимуществу  антитетический  характер  .  Она
чаще всего разыгрывается между двумя сторонами . Однако это  не  обязательно
.  Танец , шествие ,представление могут быть начисто лишены  антитетического
характера  .  Антитетическое  вовсе  не  должно  означать  состязательное  ,
агональное или агонистическое. Антифонное пение , два полухория ,  менуэт  ,
партии  или  голоса  музыкального  представления  ,  столь  интересные   для
этнологов игры , когда  противоборствующие  силы  стараются  отнять  друг  у
друга некий трофей , суть образчики антитетической игры,  которая  вовсе  не
обязана быть полностью агональной ,  хотя  соревновательный  элемент  в  ней
зачастую  присутствует  .  Нередки  случаи  ,  когда  вид   деятельности   ,
означающий  уже  сам  по  себе  замкнутую   игру   ,   например   исполнение
драматической или музыкальной пьесы , в свою очередь  ,  снова  может  стать
предметом состязания ,  если  его  подготовка  к  исполнению  оценивается  в
рамках какого-нибудь конкурса , как это было с греческой драмой .
      Среди   общих   признаков   игры   отмечалось   выше   напряжение    и
непредсказуемость . Всегда стоит вопрос : повезет ли , удастся  ли  выиграть
? Даже в одиночной игре на ловкость , отгадывание  или  удачу  (  пасьянс  ,
головоломка или кроссворд) соблюдается это условие.  В  антитетической  игре
агонального типа этот элемент напряжения  , удачи , неуверенности  достигает
крайней степени  .  Стремление  выиграть  приобретает  такую  страстность  ,
который грозит полностью свести на нет легкий и беспечный  характер  игры  .
Однако здесь выявляется еще одно важное различие .  В  чистой  игре  наудачу
напряжение играющих передается к зрителям лишь в малой  степени  .  Азартные
игры сами по себе суть примечательные культурные объекты ,  однако  с  точки
зрения культуросозидания их надо признать  не  продуктивными  .  В  них  нет
прока для духа или для жизни . Иначе  обстоит  дело  ,  когда  игра  требует
сноровки , знания , смелости или силы . По мере  того  как  игра  становится
труднее  ,  напряжение  зрителей  возрастает  .  Уже   шахматы   захватывают
окружающих , хотя это занятие остается бесплодным в отношении культуры  и  ,
кроме того , не содержит в себе признаков красоты  .  Когда  игра  порождает
красоту, то ценность игры для культуры тот час  же  становится  очевидной  .
Однако   безусловно   необходимой   для   становления   культуры    подобная
эстетическая ценность не является . С равным успехом в  ранг  культуры  игру
могут физические , интеллектуальные , моральные или духовные ценности .  Чем
более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума  или  группы  ,
тем полнее  она           растворяется  в  культуре  .  Священный  ритуал  и
праздничное состязание -   вот  две  постоянно  и  повсюду  возобновляющиеся
формы , внутри которых культура  вырастает как игра в игре .
     Здесь сразу встает еще раз вопрос :  правомерно  ли  всякое  состязание
безоговорочно включать в понятие игры ? Мы видели ,  что  греки  отнюдь  без
колебаний относили агон  к  «paidia»  .  Впрочем  ,  это  легко  объяснялось
непосредственно самой этимологией  обоих  слов  .  Во  всяком  случае  слово
«paidia» выражало детское в игре столь непосредственно и ясно  ,  что  могло
быть  применено  к  серьезным  игровым  состязанием  только  в   производном
значении . Напротив термин агон определял  состязание  с  другой  стороны  с
другой стороны : исходным значением слова агон была по-видимому ,  «встреча»
- агора  .  Тот  факт  что  у  эллинов  большинство  состязаний  ,  по  всей
вероятности , происходило в атмосфере полной серьезности , отнюдь  не  может
служить достаточным основанием для отделения агона от игры .  Серьезность  с
которой  происходит  состязание  ,   ни   в   коем   случае    не   означает
отрицания его характера .  Ибо  она  обнаруживает  все  формальные и   почти
что все  функциональные признаки  игры.  Серьезность  с  которой  происходит
состязание ,  ни  в  коем  случае  не  отрицает  его  характера  .  Ибо  она
обнаруживает все формальные и почти что все функциональные признаки  игры  .
Они все словно соединились в одном слове «wedcamp»- состязание: campus-  это
игровое поле , пространство , и  weden- символическое установление дела  или
вещи , о которой идет спор , точка , несущая в себе напряжение . Укажем  еще
раз на примечательное свидетельство из Второй книги пророка  Самуила  ,  где
смертельный поединок тем не менее  называется  игровым  термином  ,  который
относится к смысловому гнезду глагола «смеяться» . На одной  греческой  вазе
изображается схватка в сопровождении игры флейтиста ,  что  должно  означать
ее  агональный  характер  .  Празднества  в  Олимпии  знавали  поединки   со
смертельным исходом . Жестокие кунштюки , в  которых  Тор  и  его  друзья  в
присутствии Утгарда-Локи состязаются с его слугами  ,  были  названы  словом
«leika» , принадлежащим почти целиком сфере игры . Нам не  казалось  слишком
рискованным квалифицировать разделительную семантику  игры  и  состязания  в
греческом  как  результат  более  или  менее  случайного  несовершенства   в
абстрагирования его общего понятия . Короче ,  на  вопрос  ,  правомерно  ли
подчинять состязание как таковое категории  игры  ,  можно  положа  руку  на
сердце дать утвердительный ответ.
   Состязание  , как и любую другую игру  ,  следует  считать  до  некоторой
степени бесцельной . Иначе говоря оно протекает внутри самого себя ,  и  его
исход  не  составляет  части  необходимого  жизненного  процесса  группы   .
Популярное присловье « важны не камушки , а важна сама игра» достаточно  это
выражает ; иными  словами  ,  финальный  элемент  игрового  действия  ,  его
целеполагание в первую очередь заключается  в  самом  процессе  игры  ,  без
прямого отношения к тому  ,  что  за  этим  следует  .  Результат  игры  как
объективный факт сам по себе несуществен и безразличен .  Персидский  шах  ,
который во время визита в  Англию  отклонил  предложение  присутствовать  на
скачках , мотивируя это тем , что он знает , что одна лошадь бегает  быстрее
другой ,  был  со  своей  точки  зрения  совершенно  прав  .  Шах  не  хотел
вторгаться в чужую ему игровую сферу , он хотел остаться в стороне  .  Исход
игры либо состязания важен лишь для тех , кто в качестве игрока или  зрителя
включается в игровую  сферу  и  принимает  правила  игры  .  Они  становятся
партнерами по игре и хотят быть партнерами . Для них не безразлично  или  не
безынтересно , кто победит – Ньерд или Тритон .
   Играют на интерес ; в этом термине выражается  ,  как  нельзя  лаконичнее
сущность игры  .  Этот  интерес  не  есть  материальный  результат  игрового
действия , например , мяч попал в лунку , но есть факт идеального порядка  ,
что игра удалась либо сыграна  .  Удача  приносит  игроку  удовлетворение  ,
которое может быть более либо менее длительным . Это  верно  и  для  игры  в
одиночку  .  Приятное  чувство  удовлетворения  повышается  от   присутствия
зрителей , однако их присутствие нельзя считать непременным условием игры  .
Любитель пасьянса испытывает двойную радость если  кто-нибудь  наблюдал  его
игру , но он будет и радоваться  и  в  одиночестве  .   Весьма  существенным
является тот факт , что своей  удачей  можно  похвалиться  перед  другими  .
Удильщик являет  пример такого бахвала .
 Теснейшим образом связано с игрой понятие выигрыша . В одиночной сфере  еще
не означает выигрыша . Понятие выигрыша  вступает  в  силу  только  тогда  ,
когда игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями .
   Что такое выигрыш ? Что выигрывается ? Выиграть  означает  взять  верх  в
результате игры . выигран почет , заслужена честь . И эта  честь  ,  и  этот
почет постоянно идут непосредственно на пользу целой  группе  ,  из  которой
вышел победитель . Тут мы снова сталкиваемся с весьма важным качеством  игры
: завоеванный в ней успех переходит с отдельного человека на целую группу  .
Но еще более важен следующий показатель . В агональном инстинкте  далеко  не
в  первую  очередь  проявляется  жажда  власти  либо  воля  к  господству  .
Первичным является стремление превзойти других , быть  первым  и  на  правах
победителя удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос  ,
расширит ли вследствие этого  личность  или  группа  материальную  власть  .
Главное выиграть , взять верх .  Чистейший  образец  конечного  торжества  ,
которое  проявляет  себя  не  в  чем  –  то  буквально  зримом  или   дающем
наслаждение , а в самой победе как таковой , дает шахматная игра .
   Люди борются или играют ради чего-то  .  В  первую  и  последнюю  очередь
борются или играют ради  победы  ,  но  победе  сопутствуют  разные  способы
наслаждаться ею . Прежде всего ею наслаждаются как торжеством ,  триумфом  ,
справляемым группой в радостных  восклицании  и  славословии  .  В  качестве
длительного следствия из этого вытекает честь , почет , престиж . Так же  во
всякой игре есть ставка  .  Ставкой  может  быть  какая-нибудь  материальная
ценность , заклад ( чисто символический предмет ) или приз .



                                                Заключение
  Подлинная  культура  не  может  существовать  без  определенного  игрового
содержания  ,  ибо  культура  предполагает   известное   самоограничение   и
самообладание  ,  известную  способность  не  видеть  в  своих   собственных
устремлениях нечто предельное  и  высшее  ,  но  рассматривать  себя  внутри
определенных , добровольно принятых  границ  .  Культура  все  еще  хочет  в
известном  смысле  играться   –   по   обоюдному   соглашению   относительно
определенных правил . Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте  ,
а честная игра есть не что иное , как выраженный в терминах игры  эквивалент
порядочности . Нарушитель правил игры   разрушает  и  культуру  .  Для  того
чтобы игровое содержание культуры  могло  быть  созидающим  или  подвигающим
культуру , оно должно быть чистым . Оно не должно состоять в ослепление  или
отступничестве от норм , предписанных разумом , человечностью  или  верой  .
Оно не должно быть  сиянием  ,  которым  маскируется  намерение  осуществить
определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм  .  Подлинная
игра исключает всякую пропаганду . Она содержит свою цель в самой себе .  Ее
дух  и  ее  атмосфера  –  радостное  воодушевление  ,  а   не   истерическая
взвинченность  .  Сегодня  пропаганда  ,  которая  хочет  завладеть   каждым
участником жизни , действует средствами ,  ведущими  к  истеричным  реакциям
масс ., и поэтому , даже когда  она  принимает  игровые  формы  ,  не  может
рассматриваться как современное выражение духа игры  ,  но  только  как  его
фальсификация .



                                         Список литературы

1.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений .  –
Ростов н\Д : изд-во « Феникс» , 2000 , - 608 с.

2.Хейзинга Й. Homo Ludens . М . , 1992 . 240 с.



( Хейзинга Й. Homo Ludens . М. , 1992 . С.7-240.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru