Культурология

Культура 18 века России

                           Культура 18 века России

                                 Содержание



Содержание  2


Введение    3


Общая оценка русской культуры 18 века  4


Просвещение 5


Русская наука. М. В. Ломоносов.   8


Музыка 18 века   12


Народное творчество 18 века 16


Культура дворянства.   18


Заключение  22


Список использованной литературы  23



                                  Введение


       "Век разума и просвещения" - так говорили  о  своем  времени  великие
мыслители  XVIII  столетия,  провозвестники  новых  революционных  идей.   В
историю мировой культуры  XVIII  век  вошел  как  эпоха  больших  идейных  и
общественно-исторических   сдвигов,   острейшей    борьбы    с    феодально-
монархическими   устоями   и   религиозным   догматизмом.    Распространение
материалистического мировоззрения  и  утверждение  духа  свободолюбия  нашли
яркое  отражение  в  философии,  науке,   литературе,   в   просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени  -  Дидро
и Гольбаха, Вольтера  и  Руссо,  Лессинга,  Гёте  и  Шиллера,  Ломоносова  и
Радищева.
       В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII
и   XVIII   столетии   знаменательный   перелом.   После   долгого   времени
насильственной культурной изоляции,  обусловленной  трехвековым  монгольским
завоеванием, а также  влиянием  православной  церкви,  старавшейся  оградить
Русь от всего  "еретического",  "западного"  (в  том  числе  образованности,
нравов,  форм  культурного  быта),  русское  искусство  вступает   на   путь
общеевропейского развития и постепенно освобождается от  оков  средневековой
схоластики. Это был первый век развития светской культуры,  век  решительной
победы   нового,    рационалистического    мировоззрения    над    суровыми,
аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское"  искусство  приобретает
право на общественное признание и начинает играть все более  важную  роль  в
системе гражданского образования, в формировании новых  устоев  общественной
жизни страны. И вместе с  тем  русская  культура  XVIII  века  не  отвергала
своего прошлого.
      Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские  деятели  в
то же время опирались на коренные  отечественные  традиции,  накопленные  за
длительный предшествующий период  художественно-исторического  развития,  на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой  глубокой  преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не  только  принять  активное  участие  в
общем процессе движения мировой культуры, но  и  создать  свои  национальные
школы,  прочно  утвердившиеся  в  литературе  и  поэзии,  в  архитектуре   и
живописи, в театре и музыке.
      К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

                    Общая оценка русской культуры 18 века


      О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот  факт,
что впервые в XVIII веке светская, нецерковная  музыка  выходит  из  области
устной  традиции   и   приобретает   значение   высокого   профессионального
искусства.
      Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке  в  огромной  мере  был
обусловлен  крупными  преобразованиями  во  всех  областях  жизни   русского
общества, осуществленными в эпоху Петра I.
      Петровские преобразования в корне изменили  весь  строй  культурной  и
общественной  жизни   России.   Рушатся   старые   "домостроевские"   обычаи
средневекового церковно-схоластического мировоззрения.
      Политические и культурные достижения  петровской  эпохи  содействовали
укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия  и  мощи
Русского государства.
      Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские
музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в  большинстве  своём
вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной  трудности,  в
течение нескольких десятилетий они должны были  освоить  веками  накопленные
богатства западноевропейской музыки.
      В общем пути исторического  развития  русского  искусства  XVIII  века
выделяются три основных периода:

  . первая четверть века, связанная с реформами Петра;
  . эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся  дальнейшим  ростом  национальной
    культуры, крупными достижениями в области науки, литературы,  искусства
    и вместе с тем усилением сословного гнета;
  . последняя треть столетия (начиная с середины  60-х  годов),  отмеченная
    большими общественными сдвигами, обострением  социальных  противоречий,
    заметной   демократизацией   русской   культуры   и   ростом   русского
    просветительства.


                                 Просвещение


      На грани XIX в. в России числилось 550 учебных  заведений  и  62  тыс.
учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и  вместе  с  тем
ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии  в  конце  XVIII  в.
насчитывалось в одних только воскресных школах более 250  тыс.  учащихся,  а
во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс.  В  России
же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
      Социальный  состав   учащихся   в   общеобразовательных   школах   был
чрезвычайно  пестрым.  В  народных  училищах  преобладали  дети  мастеровых,
крестьян,  ремесленников,  солдат,  матросов  и  т.  д.  Неодинаков  был   и
возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и  малыши  и
22-летние мужчины.
      Общераспространенными учебниками в  училищах  были  азбука,  книга  Ф.
Прокоповича  «Первое  учение  отрокам»,  «Арифметика»  Л.  Ф.  Магницкого  и
«Грамматика» М.  Смотрицкого,  часослов  и  псалтырь.  Обязательных  учебных
программ не было, срок обучения колебался от трех  до  пяти  лет.  Прошедшие
курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из  арифметики  и
геометрии.
      Немалую роль в развитии просвещения в России  сыграли  так  называемые
солдатские  школы  —  общеобразовательные  училища  для  солдатских   детей,
преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это  —  наиболее
рано возникшая,  самая  демократическая  по  составу  начальная  школа  того
времени, обучавшая не только чтению, письму,  арифметике,  но  и  геометрии,
фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в.  отставной
солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и  в  городе
— вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и  бескорыстного,  тщетно
пытавшегося  обучить  Митрофанушку  «цыфирной  мудрости».  Солдатские   дети
составляли   основную   массу   студентов   Московского   и   Петербургского
университетов. К типу солдатских  принадлежали  также  национальные  военные
школы,  открытые  во  второй  половине  XVIII   в.   на   Северном   Кавказе
(Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
      Второй тип школ в России XVIII в.—  это  закрытые  дворянские  учебные
заведения:  частные  пансионы,  шляхетские  корпуса,  институты  благородных
девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений,  где  обучалось  около  4,5
тыс. дворянских детей. Хотя  в  шляхетских  корпусах  (Сухопутном,  Морском,
Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров  для  армии  и
флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В  них  учились
первые  русские  актеры  братья  Волковы  и  драматург  Сумароков;   ученики
участвовали   в   спектаклях   придворного   театра.   Сословными   учебными
заведениями  были  и  благородные  пансионы  —  частные  и  государственные:
Смольный институт благородных  девиц,  Благородный  пансион  при  Московском
университете  и  т.  д.  Из  них  выходили  хорошо   образованные   дворяне,
воспринявшие идеологию своего класса.  Эти  учебные  заведения  пользовались
наибольшей финансовой поддержкой правительства: на  один  Смольный  институт
отпускалось 100 тыс. руб. в год, в  то  время  как  на  все  народные  школы
давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и  эти  деньги  шли  не  только  на
народное образование, но и на нужды «общественного  призрения»  —  больницы,
богадельни и пр.
      К третьему типу  учебных  заведений  относятся  духовные  семинарии  и
школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в  виду
только православные школы). Это были также сословные школы,  предназначаемые
для детей  духовенства;  разночинцев  в  них,  как  правило,  не  принимали.
Главной  задачей  этих  школ  была  подготовка  преданных  церкви   и   царю
священников, но  воспитанники  семинарий  получали  и  общее  образование  и
нередко становились проводниками грамотности  в  своих  приходах.  Небольшое
количество (около двух  десятков)  специальных  школ  (горные,  медицинские,
штурманские, межевые, коммерческие и др.), а  также  основанная  в  1757  г.
Академия художеств, представляли четвертый тип  учебных  заведений.  Хотя  в
них училось  всего  около  1,5  тыс.  человек,  они  играли  важную  роль  в
подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
      Наконец,  подготовка  специалистов  велась  и  через  университеты   —
Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и  существовавший  до
1765  г.,  Московский,  основанный  в  1755  г.  по  почину  Ломоносова,   и
Виленский, который формально был  открыт  лишь  в  1803  г.,  но  фактически
действовал как университет с 80-х  годов  XVIII  в.  Студенты  философского,
юридического и медицинского  факультетов  Московского  университета,  помимо
наук по своей специальности,  изучали  также  латынь,  иностранные  языки  и
русскую словесность.
      Московский университет был  крупным  культурным  центром.  Он  издавал
газету  «Московские  ведомости»,  имел  собственную  типографию;   при   нем
работали различные литературные и научные  общества.  Из  стен  университета
вышли Д. И. Фонвизин, позднее  А.  С.  Грибоедов,  П.  Я.  Чаадаев,  будущие
декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.
      Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в
XVIII в. Дворянская Россия имела  Академию  наук,  университет,  гимназии  и
другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой  люд  страны  в  массе
оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г.,  так  широко  афишированная
правительством Екатерины II, была  народной  только  по  имени,  а  на  деле
носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать,  что  идеи  «Просвещения»
были «девизом царизма в Европе»[1]. Однако гений народа смог  проявиться  не
благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей.  Это  особенно
наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

                       Русская наука. М. В. Ломоносов.


      Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В.  Ломоносова:  со
школьной скамьи каждый знает о том, как этот  сын  рыбака-помора  тайком  от
родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но  наук
не  оставил,  а  стал  первым   русским   академиком,   основал   Московский
университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был  первым  нашим
университетом».  Это  был   ученый   энциклопедических   знаний,   один   из
основоположников  современного  естествознания,  физик,   химик,   астроном,
геолог, историк, поэт и лингвист.
      Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в  условиях  крепостной
России нельзя объяснить простой  случайностью,  капризом  природы,  прихотью
судьбы. Предшествовавшее  развитие  русского  общества  подготовило  великие
достижения  XVIII   в.,   когда   русская   наука,   освобождаясь   от   пут
средневековья,   переживала    своеобразное    Возрождение.    Ф.    Энгельс
характеризовал  Возрождение  как  эпоху,  «которая  нуждалась  в  титанах  н
которая  породила  титанов  по  силе  мысли,   страсти   и   характеру,   по
многосторонности и учености»[2]. Русская наука XVIII  в.  тоже  нуждалась  в
таких титанах, и не случайно именно в Российской  академии  прославили  свои
имена открытиями мирового  значения  физик  и  химик  Ломоносов,  математики
Эйлер и Бернулли.
      Исследования   ученых-иностранцев,   приглашенных   в    Петербургскую
академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их  грудами
и не усилиями «просвещенной  монархини»  была  создана  русская  наука.  Она
создавалась русским народом, людьми «разного чина и  звания».  Крестьяне  М.
В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин,  С.
П. Крашенинников и В. Ф.  Зуев  были  в  числе  первых  русских  академиков;
токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык  М.  И.
Сердюков, первый русский теплотехник,  создатель  «огнедействующей  машины»,
солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский  посадский  человек»,  механик
Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой  техники  в
крепостной России.
      Значительны  были  достижения  русской  научной  мысли,  и  среди  них
особенно  выделяются  гениальные  догадки  и  открытия  М.  В.   Ломоносова.
Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все  явления
окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким  теоретическим  обобщениям,
к познанию тайн природы. Он  развил  атомно-молекулярную  гипотезу  строения
вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и  физической
химии.  Универсальный  закон  сохранения  материи   и   движения,   открытый
Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно  как  и
для материалистической философии. Труды Ломоносова в области  геологии  дали
правильное объяснение причин поднятия материков и  горообразования,  вековых
колебательных  движений   Земли;   ученый   заложил   основы   сравнительно-
исторического метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам  и  оку
досягнуть  возбраняет  натура»  и  куда  приходится   «проникать   разумом»,
Ломоносов обращается к далеким звездам;  мировое  пространство,  «обширность
безмерных мест» влечет его к себе  и  как  ученого  и  как  поэта.  Открытие
Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере  привело  к  созданию  новой
науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в  наши
дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.
      М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в области
наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но  его  исторические
труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся  с  теорией
Байера и Миллера о норманском происхождении  Руси,  на  основе  критического
изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя  Российская
история», в котором писал, что не с  призвания  варягов  начинается  история
нашей  Родины,  а  что  русский  народ  и  язык  простираются  в   «глубокую
древность»[3]. Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.
      Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена
Ломоносовым, который тесно связывал  вопросы  поэзии  с  развитием  русского
языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он  подготовил  реформу
русской стилистики, осуществленную впоследствии А.  С.  Пушкиным.  Ломоносов
много сделал и для развития русского искусства. Он возродил  забытое  с  XII
в. искусство мозаики, способствовал выдвижению  таких  видных  художников  и
скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.
      Труды Ломоносова намного опередили его  время;  все  величие  научного
подвига этого «архангелогородского  мужика»  было  осознано  в  полной  мере
значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили  известность
за границей, он был избран  членом  Шведской  и  почетным  членом  Болонской
академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным  человеком,
который своими познаниями делает честь настолько же  академии,  как  и  всей
науке».
      Ломоносов не  был  одинок.  Открытия  ряда  русских  ученых  составили
золотой   вклад   русской   науки   в   мировую.   Основоположник    русской
минералогической школы, сын  придворного  музыканта  В.  М.  Севергин  много
сделал для развития  идей  Ломоносова  в  минералогии  и  геологии.  Трудами
русских  ученых  в  XVIII  в.  была  исследована  Сибирь.  «Описание   земли
Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских  языка.
Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на  географических
картах  Севера   нашей   Родины.   Исследования   выдающегося   натуралиста,
путешественника и  этнографа  И.  И.  Лепехина  открыли  для  русской  науки
богатства Поволжья, Урала и Сибири. Кратка, но  выразительна  характеристика
из его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в  исследованиях
точен, в наблюдениях верен».
      Академия наук в 60—70-х годах провела пять  экспедиций,  обследовавших
огромные территории. Для того  чтобы  яснее  представить  себе  деятельность
этих экспедиций и их значение  для  науки,  остановимся  на  одной  из  них,
руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась  по
течению Волги  в  Астрахань,  обследовав  Оренбургские  степи,  повернула  к
северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную  Двину
и  добралась  до  Архангельска.  Пройдя  по  побережью  океана,  она   через
Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.
      Экспедиция вела тщательные записи, которые  легли  в  основу  «Дневных
записок» Лепехина. Мы  находим  здесь  описание  животного  и  растительного
мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и  сел,  обычаев  и
быта народов. Свое исследование Лепехин  снабдил  рисунками.  Имя  академика
Лепехина сделалось известным не только в России, но и за  границей.  В  1767
г. он получил ученую степень доктора медицины в Страсбургском  университете,
в 1776 г. стал членом Берлинского общества  испытателей  природы.  «Записки»
Лепехина были, не в пример многим другим научным  сочинениям  того  времени,
написаны  на  русском,  а  не  на  латинском  или  немецком  языке.  Лепехин
занимался и педагогической  деятельностью.  В  течение  16  лет  он  состоял
инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил  заботам  о
ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же  время
исполнял в Академии наук ряд других обязанностей:  он  был  членом  комиссии
для издания  переводов,  вел  академическое  издание  сочинений  Ломоносова,
участвовал в составлении этимологического словаря.
      Во второй половине XVIII в. закладываются основы  научной  биологии  в
России. В 1793 г.  вышел  первый  в  России  медицинский  журнал  —  «Санкт-
Петербургские врачебные ведомости».
      Вторая четверть XVIII в. является  временем  становления  исторической
науки  в  нашей  стране.  Начинается  собирание   и   издание   исторических
источников. Крупнейший  дворянский  историк  этого  времени  В.  Н.  Татищев
работает над своей «Историей Российской», в которой  делает  попытку  связно
изложить  события  русской  истории  с  дворянской  точки  зрения.   Работой
Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М.  В.
Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах  XVIII  в.
свою  «Историю  Российскую  от  древнейших  времен».   «История»   Щербатова
проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право  и
дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под  предводительством
Е.  И.  Пугачева,  автор  осуждает  народные  движения,  хотя   и   понимает
неизбежность их. Другой дворянский историк  —  И.  Н.  Болтин,  вдумчивый  и
проницательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства,  но
и купечества, духовенства, ремесленников. В  своих  трудах  он  возвеличивал
крепостнический строй, самодержавную власть  царя  и  власть  помещиков  над
крепостными.
      Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки  мировой.  Русские
ученые  не  только  творчески  воспринимали  достижения   западноевропейских
ученых, но и сами оказывали все  возрастающее  влияние  на  мировую  научную
мысль. Общий уровень развития науки  в  России  был  ниже,  чем  в  Западной
Европе, но тем большее значение  приобретает  каждое  новое  ее  достижение.
Издания Российской Академии наук  были  известны  ученым  других  стран.  За
рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда  трагически,
от удара молнии, погиб русский физик Г. В.  Рихман,  в  Германии,  Англии  и
Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.
      Почетными  членами  Петербургской  академии  были  избраны  выдающиеся
деятели  зарубежной  науки  —  философ-материалист  Д.  Дидро,   французский
естествоиспытатель  Ж.  Бюффон,  американский  ученый  и   революционер   В.
Франклин.
      Однако  успехи  русского  просвещения  и  науки  не  стали  достоянием
трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими  от
нее интересами.  Самодержавие  боялось  распространения  знаний.  «Черни  не
должно давать образования, поелику она будет знать столько  же,  сколько  вы
да я, то  не  станет  повиноваться  нам  в  той  мере,  в  какой  повинуется
теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.
      Свои общественно-политические взгляды и  художественные  представления
народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

                               Музыка 18 века


      Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа.
Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается  в
основном  простейшими  жанрами  прикладной  музыки  -  военной,  застольной,
танцевальной.
      На улицах новой столицы - Петербурга -  играют  военные  оркестры;  во
дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит  и  на  торжественных
празненствах,  и  на  военном   параде,   и   на   театральных   подмостках.
Строительство нового "государства Российского" настойчиво  требовало  новых,
особых, специфических форм музицирования.
       Новая функция музыкального  искусства  особенно  полно  проявилась  в
жанрах парадной, торжественной музыки.
      В честь Петра I и его полководцев  исполнялись  специально  сочиненные
песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.
      В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным
выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.
       Они породили особый стиль  торжественно-пышной,  гимнической  хоровой
музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах,  кантатах  и
ораториях конца века.
      Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.
      Танцы  петровских  ассамблей  -  менуэт,  полонез,  англез  -   прочно
укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую  очередь  менуэт,
стали излюбленными в дворянском обществе.
      Достаточно  разнообразным   был   музыкальный   репертуар   петровских
ассамблей.
      В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при  дворе
приобретают иной характер.
        Постепенно  к  музыке  начинают  приобщаться  наиболее  образованные
представители  русской  аристократии.  Некоторые  из  них   хорошо   владели
искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе  входят  в  моду
галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"),  исполнявшиеся  под
аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.
      Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования  Петра
I положили начало активному развитию театральной  жизни  в  России.  Впервые
театр стад доступным для сравнительно широкого  круга  зрителей.  Неизменной
участницей всех спектаклей  была  инструментальная  музыка.  Для  оформления
театральных постановок, по-видимому,  требовалась  довольно  большая  группа
музыкантов.
       Начав свое существование в первые годы царствования Петра I,  русский
театр продолжал расти и  развиваться  в  течение  всего  XVIII  века.  Театр
становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую  эпоху,  когда
искусство завоевывает все более широкое общественное признание.
      Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального
самосознания  и  укреплением  национальных  культурных  традиций.   Огромное
значение  имела  деятельность  Михаила  Васильевича  Ломоносова  -   первого
русского ученого мирового  масштаба.  Росла  и  крепла  русская  литература;
расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того  же
Ломоносова и его ближайших  современников  В.  К.  Тредиаковского  и  А.  П.
Сумарокова. Успехи  русского  искусства  наглядно  проявились  в  творчестве
знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи  А.  П.  Лосенко,
А. П. Антропова и И. П. Аргунова.
       В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного
искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные  музыкальные
жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в  том  числе
клавикорды, скрипка и арфа, получают все  более  широкое  распространение  в
дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож  устраиваются  камерные
концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и  оперные  труппы,  русские
музыканты овладевают исполнительским мастерством.  Тем  самым  развивающиеся
традиции  бытового  и   концертного   музицирования   готовили   почву   для
последующего возникновения русской композиторской школы.
      Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII
века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном  жанре  ярче
всего проявились впоследствии творческие  возможности  русских  композиторов
XVIII века.
      Наряду  с  оперным  искусством  в  России   приобретают   популярность
различные жанры камерной музыки. В середине  XVIII  века  камерные  концерты
при дворе становятся обычным явлением.
      Большим    успехом    камерное    музицирование     пользовалось     в
аристократических любительских кругах. К этому  времени  заметно  выросла  и
роль придворного оркестра.
      В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы
музыкантов -  исполнителей  оперно-симфонической  и  бальной  музыки.  Такая
дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
      Не случайно из среды музыкантов  придворного  оркестра  выдвинулись  в
конце века такие даровитые русские  композиторы,  как  В.А.Пашкевич  и  И.А.
Хандошкин.
      Последняя    треть    XVIII    века    характеризуется    значительной
демократизацией музыкально-общественной  жизни.  Театральная  жизнь  выходит
далеко  за  пределы  придворного,   аристократического   быта.   Развивается
музыкальное  образование,  нотопечатание  и  нотоиздательское  дело.  Музыка
становится достоянием  более  широких  кругов  русского  общества:  домашнее
музицирование  получает  распространение  в   мелкопоместной   и   городской
мещанской среде.
      Ведущая  роль  в  музыкальной  жизни  России  по-прежнему  принадлежит
оперному  театру.  Однако  развитие  музыкального  театра  к  этому  времени
приобретает новое  направление:  меняется  и  оперный  репертуар,  и  состав
зрителей.
      Огромное значение для развития оперного жанра в  России  имели  успехи
отечественного драматического театра.  Большого  подъема  театральная  жизнь
достигла в период 1770  -  1780-х  годов,  в  эпоху  деятельности  передовых
русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776  году  в
Москве  состоялось  открытие  Петровского   театра,   на   основе   которого
впоследствии возник Большой театр.
       Наряду с городскими "вольными" театрами в  конце  XVIII  века  широко
развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.
      Особенно  широкой  известностью  пользовались  театры  графа   Н.   П.
Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.
      Театр  Шереметьева  был  в  первую  очередь  оперным,  причем   основу
репертуара составляли последние театральные  "новинки"  -  комические  оперы
французских  и  итальянских  композиторов.  На   этой   сцене   шли   лучшие
произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.
       А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица"  шереметевского
театра Прасковья Ивановна Ковалева  (по  сцене  -  Параша  Жемчугова,  1768-
1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
       Широкой  популярностью  в  быту  крепостнической  России  пользовался
особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.
      В конце XVIII века  роговые  оркестры  исполняли  также  и  достаточно
широкий концертный репертуар  классической  музыки  (в  том  числе  симфонии
Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
      К концу XVIII века  все  более  систематический  характер  приобретает
концертная жизнь.
        Ораториальные,  хоровые  концерты  пользовались  большим  успехом  у
публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.
      Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.
Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори,  известных  в  России  также  и  по  своей
педагогической деятельности.
       Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни
      создали прочную Основу для  дальнейшего  роста  музыкальной  культуры.
Если в начале века домашнее музицирование  процветало  лишь  в  узком  кругу
русской  аристократии  и  было  в  значительной  степени  данью  «иноземному
вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.
      К музыкальному искусству, несмотря на сословные  ограничения,  тянутся
все более широкие слои населения, и даже представители крепостного  сословия
теперь составляют едва ли не основную  группу  музыкантов-профессионалов.  К
концу  XVIII  века  можно  говорить   о   вполне   сложившихся,   устойчивых
национальных традициях  в  области  музыкального  исполнительства,  оперного
театра, концертной жизни.
      Опера XVIII века.
      Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века  опера
занимает  первое  место.  Именно  опера  в  эту  эпоху  становится  наиболее
развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее  массовым  видом
музыкального творчества. Опера привлекает  к  себе  и  широкую  аудиторию  и
лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном  мнении,
в поэзии, литературе и критике. С  большой  непосредственностью  и  полнотой
она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
      В опере,  как  и  в  комедии,  затрагивались  самые  острые,  коренные
проблемы русской действительности, и в первую очередь  вопрос  о  социальном
неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
      Русская опера XVIII века -  это  прежде  всего  реалистическая  опера-
комедия  бытового  плана,  тесно   связанная   со   всем   укладом   русской
общественной жизни.
      На оперной сцене в  конце  XVIII  века  выступает  галерея  типических
персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
      Опера по-своему метко высмеивала  отсталые  нравы  русского  общества,
бичевала пороки скотининых и простаковых.
      Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную
тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века,  вошедшей  в  круг  самых
значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.
        Молодое  искусство   оперы   XVIII   века   со   всей   очевидностью
свидетельствует  об  удивительном  разнообразии   путей   развития   русской
композиторской школы.
      Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю  русскую
профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
      В ней коренились основы  и  русского  симфонизма,  и  русской  хоровой
классики. Тесно соприкасаясь с  народной  песней  и  бытовым  романсом,  она
оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
      Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во  многом  заранее
обусловило ту важную роль, которую суждено  было  играть  оперному  жанру  в
творчестве композиторов-классиков.



                         Народное творчество 18 века


      Мятежное  поэтическое  творчество  неизменно  сопутствует  народу   на
протяжении всей его истории, являясь художественным откликом  на  крупнейшие
события действительности. В различные эпохи  народное  творчество  принимало
разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение  новых  тем  и  образов,
вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
      Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни
и предания о Пугачеве. Недаром А.  С.  Пушкин  ценил  в  них  «печать  живой
современности». Эти песни создавались в  ходе  боев  восставших  с  Царскими
войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга,  злодея
и самозванца», как  именовали  его  царские  манифесты,  а  народного  царя,
крестьянского  заступника  и  мстителя.  В  народных  преданиях  Пугачев   —
богатырь, герой-полководец, кровно  связанный  с  народом  и  противостоящий
дворянству; он стал во главе восставших, которые
      ...задумали дело правое,
      Дело правое, думу честную:
      Мы дворян господ — на веревочки,
      Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,
      Мы заводчиков — на березоньки.
      Народ  не  поверил  даже  смерти  Пугачева  —  настолько  велика  была
уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими:  башкиры,
мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных  чаяний.  Вместе  с
Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.
      Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в.  пользовались  популярностью  ранее
созданные песни  о  Разине,  о  «добрых  молодцах,  вольных  людях».  Такова
знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
      В XVIII в. продолжали широко  бытовать  традиционные  жанры  народного
творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые  песни  и  т.  д.
Нельзя считать  случайностью,  что  в  XVIII  в.  были  записаны  пословицы,
отражающие представление о воле: «воля господину, а  неволя  холопу»,  «воля
неволи не хочет», «в поле-воля».
      В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения
народного творчества, которые  не  могли  быть  напечатаны  из-за  цензурных
рогаток.  Таков   «Плач   холопов»,   который   выразительными   сравнениями
раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение  крепостных.  «Куда  бы
ты ни сунься — везде  господа»,  —  горестно  восклицает  неизвестный  автор
«Плача»; смерть — вот единственное избавление  от  тяжелой  судьбы.  Трудная
жизнь голодающих дворовых  отразилась  в  крестьянской  «Повести  пахринской
деревни Камкина». То  жалоба,  то  горький  смех  сквозь  слезы  слышатся  в
рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом  паспорте»  автор  с
горечью говорит о невозможности беглому  крестьянину  найти  работу;  нищета
толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко  описана
в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной  к
богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные  листы
— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в  иносказательной  форме
выражаются мечты народа о социальной справедливости.
      Основные мотивы устной народной драмы — резкое  обличение  царя-злодея
(драма «Царь  Максимилиан»),  насмешка  слуги  над  разорившимся  дворянином
(«Мнимый барин»), призывы к расправе  над  дворянами  («Лодка»).  Этот  жанр
устного народного творчества отразил в доходчивой  игровой  форме  классовые
противоречия того времени.
      Русский демократический  театр  XVIII  в.  также  показывал  дворян  и
церковников  в  их  истинном  неприглядном  виде,   сатирически   разоблачал
глупость судейского чиновника, алчность и  невежество  чужеземного  доктора-
шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра  характерны
резкий гротеск в обрисовке  характеров,  выразительность  жеста  и  диалога,
частая импровизация  текста  с  использованием  общеполитических  и  местных
житейских тем. Эти народные представления послужили  одной  из  национальных
основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.
      Художественные вкусы  трудового  народа  находят  яркое  воплощение  в
произведениях  прикладного  искусства.   В   творениях   народных   мастеров
встречаются   изображения    народного    быта,    сатирические    зарисовки
представителей  правящих   классов,   сказочные   образы,   растительный   и
геометрический орнамент.
      Украшались резьбой  или  росписью  прялки,  ткацкие  станки  и  т.  д.
Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме  высмеивают  жеманную,
изнеженную  барыню,  самодовольного  купца,  модника-вельможу.   Изображения
животных и птиц (петуха, сокола, коня,  лебедя  и  т.  д.)  можно  найти  на
всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках  и  т.  п.
Бедна  была  посуда  крестьянина,  но  как  любовно  расписаны  глиняные   и
деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой  покрыты  берестяные  туеса  и
деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани,  тонкие
кружева и красочные вышивки!

                            Культура дворянства.

                                 Классицизм

      Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты  подымающейся
нации.  Возрастает  общественная  роль  художественной  литературы,  которая
постепенно  теряет  прежний  анонимный  и  рукописный  характер.   Передовые
писатели выступают активными борцами  за  идеи  просветительства;  возникают
первые литературные журналы.
      Главное  содержание  культурного  процесса   середины   XVIII   в.   —
становление русского классицизма, идейной основой которого  была  борьба  за
мощную  национальную  государственность  под  эгидой  самодержавной  власти,
утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.
      Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в
развитии  западноевропейского  классицизма,  они  стремились  придать  этому
течению черты национального своеобразия. Хорошо об  этом  сказал  Ломоносов:
«Чтобы  ничего  неугодного  не  ввести,  а  хорошего  не  оставить,  надобно
смотреть, кому и в чем лучше последовать».
      В отличие от западноевропейского классицизма, в  русском  классицизме,
полном пафоса гражданственности, были  сильны  просветительные  тенденции  и
резкая обличительная сатирическая струя.
      В литературе  русский  классицизм  представлен  произведениями  А.  Д.
Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.  А.  Д.
Кантемир  явился  родоначальником  русского  классицизма,   основоположником
наиболее  жизненного  в  нем  реально-сатирического  направления  —   таковы
известные его сатиры. В.  К.  Тредьяковский  своими  теоретическими  трудами
способствовал   утверждению   классицизма,   однако   в   его    поэтических
произведениях   новое   идейное   содержание   не   нашло    соответствующей
художественной  формы.  Это  было  достигнуто  в   жанре   торжественной   и
философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма  и  обращение  к
монарху  были  поводом  для  пропаганды   идеи   общенародного   культурного
прогресса.
      По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях  А.  П.
Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я.  Б.  Княжнин  и  др.),
которая  защищала  идею  неразрывности  интересов  дворянства  и   монархии.
Сумароков положил начало драматургической системе классицизма.  В  трагедиях
он под влиянием действительности  того  времени,  часто  обращается  к  теме
восстания  против  царизма,  например  в  политической   трагедии   «Дмитрий
Самозванец».  В  своем   творчестве   Сумароков   преследовал   общественно-
воспитательные цели, выступая с  проповедью  высоких  гражданских  чувств  и
благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав»,  -  писал
А. П. Сумароков.
      С 70-х годов XVIII  в.  русский  классицизм  в  литературе  переживает
кризис; обострение социальных противоречий и  классовой  борьбы  приводит  к
проникновению в литературу новых  тем  и  настроений.  Так,  республиканские
мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то  же
время  гражданская  тематика  оттесняется  любовной  лирикой.  Из   ведущего
литературного   направления   классицизм   становится   литературой    узких
реакционно-крепостнических кругов.
      Классицизм  завоевывает  господствующее  положение  в  архитектуре   и
изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В.  И.
Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные  архитекторы  —
Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно  решали  важнейшие
задачи градостроительства; их постройки отличаются  ясностью  и  логичностью
замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве  со  стремлением  к
монументальным торжественным образам. Особо следует отметить  старое  здание
Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П.  Е.  Пашкова)  в  Москве  —  высшее
достижение творчества Баженова, блестящий образец  классицизма,  совершенный
по архитектурному образу и  изобретательности  в  убранстве.  Патриотической
гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли  и  общественные
здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в.,  например
здание Сената в Московском Кремле (М.  Ф.  Казаков),  Таврический  дворец  в
Петербурге  (И.  Е.  Старев).  Величественная  простота   и   оригинальность
композиции совмещаются в них  с  компактностью  объемов,  светлой  окраской,
богатством отделки фасада здания и ограды.
      Характерной чертой русского классицизма  в  скульптуре  была  теплота,
человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М.  Голицыной  в  Донском
монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать  возвышенную  печаль  и
мудрую сдержанность тихой  скорби,  выраженные  с  величайшей  искренностью.
Русские мастера  создали  образцы  монументальной  скульптуры,  отличающиеся
величественным   характером,    гуманизмом    образов,    лаконичностью    и
обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи —  памятник
Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им  монумент
должен рассматриваться в рамках русской  культуры,  предопределившей  оценку
Петра I и трактовку его  скульптурного  образа.  Фигура  Петра,  простершего
вперед руку,  ритмически  связана  с  конем,  а  все  изваяние  —  с  мощным
постаментом,  каменной  скалов  весом  в  80  тыс.  пудов.  Глубина   мысли,
героическое  истолкование  образа,  патетичность   художественного   замысла
делают «Медного всадника» поэзией истории, символом  великого  исторического
призвания России.
      Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя
внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и  «Прощание  Гектора  с
Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна  Усмаря».  Однако  в
живописи  сказалась  больше   ограниченность   классицизма   —   отвлеченный
идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам  и  жестам
античных образцов.
      Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII  в.,  был
заложен  драматургией  Ломоносова  и  Сумарокова,  утвердивших  национально-
патриотическую   тематику   и   просветительское   направление   в   театре.
Распространение   классицизма   в   театральном    искусстве    связано    с
возникновением  в  Петербурге  в   1756   г.   государственного   публичного
профессионального  театра  во  главе  с  русским  актером  Ф.  Г.  Волковым.
Крупнейшими актерами русского театрального  классицизма  были  также  И.  А.
Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т.  М.  Троепольская.  Их  игра  отличалась
тонким  мастерством  в  раскрытии  страстей   и   мыслей,   выразительностью
декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков  оставил
по себе память вдохновенного художника в героических образах  свободолюбивых
персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

                               Сентиментализм

      Классицизм не был единственным  течением  дворянской  культуры  в  век
Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой  внимание
к чувствам и интересам  простого  человека,  преимущественно  из  «среднего»
класса. Трагедию заменили «слезная  мещанская  драма»  и  комическая  опера.
Возвышенный  язык  трагедийных  героев  перестает  волновать  слушателей,  с
восторгом  встречающих  «смешение  в  действиях   забавы   с   горестью»   и
обливающихся  слезами  над  чувствительными   повестями.   Создатель   жанра
сентиментальной   повести   и   сентиментального   путешествия   в   русской
литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие  переживания
простых людей.  Однако  в  своих  произведениях  он  в  консервативном  духе
рисовал  идиллические  отношения  между  помещиками  и  крестьянами.  Н.  М.
Карамзин  боялся  выступлении  крестьян,  призрака  французской   буржуазной
революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.
      Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой,
- с различными «гротами  уединения»,  таинственными,  скрытыми  в  полумраке
беседками,  в  стилизации  «дикой»  природы.  Одна  из  работ   агронома   и
дворянского мемуариста А. Т. Болотова так  и  называется:  «Некоторые  общие
примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в.  было
создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
      В живописи  сентиментализм  сказался  в  «чувствительных»  сюжетах,  в
приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в  пасторальной  обрисовке
природы. В картине М. М. Иванова  «Доение  коровы»  все  внимание  художника
сосредоточено не на крестьянах (его образы  на  них  и  не  похожи!),  а  на
кротких овечках, на идиллической картине мирной  сельской  жизни.  Глядя  на
это полотно, нельзя подумать, что оно  написано  в  1772  г.—  в  преддверии
Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и  в  творчестве  пейзажиста
С.   Ф.   Щедрина,   писавшего   традиционные   «ландшафты   со   скотиною»,
крестьянскими избами фантастической архитектуры и  идиллическими  «сельскими
увеселениями» пастухов и пастушек.
      Одним из видных сентименталистов  в  портретной  живописи  был  В.  Л.
Боровиковский.  Созданные  им  женские  образы  (например,  портрет  М.   И.
Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
      Основоположником сентиментализма в русском театре  является  актер  В.
II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к  пасторальным
операм  и  комедиям.  Таков  «Деревенский  праздник»  Майкова,  на   котором
умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в  поле  и  живем  по  нашей
воле, ты нам барин и отец! »
      Таковы же и «слезные драмы» Хераскова  с  душераздирающими  сценами  и
идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.
      Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла  и  в  музыку.
Романс «Стонет сизый  голубочек»  (слова  И.  И.  Дмитриева,  музыка  Ф.  М.
Дубянского)  надолго  пережил  своих  создателей,  продолжая  и  в  XIX   в.
тревожить сердца купчих и мещаночек.
      Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования  новых,
буржуазных  отношений  в  недрах  феодально-крепостнического  строя,  и  его
борьба  с  классицизмом  была  отражением  глубоких  социально-экономических
процессов. Поэтому при всей политической ограниченности  сентиментализма  он
был течением прогрессивным для своего времени.

                                 Заключение


      Восемнадцатый век в области культуры и  быта  России  —  век  глубоких
социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
      XVIII  век  был  знаменателен  для  России  заметными   переменами   и
значительными достижениями в  области  искусства.  Изменились  его  жанровая
структура, содержание, характер, средства  художественного  выражения.  И  в
архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и  в  графике  русское  искусство
выходило на общеевропейские  пути  развития.  Еще  в  недрах  XVII  века,  в
петровские времена, происходил  процесс  «обмирщания»  русской  культуры.  В
становлении и развитии светской культуры  общеевропейского  типа  невозможно
было полагаться на старые  художественные  кадры,для  которых  новые  задачи
оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую  службу  иностранные  мастера
не только помогали создавать новое искусство,но  и  были  учителями  русских
людей. Другим не менее важным путем  получения  профессиональной  подготовки
была посылка русских  мастеров  на  учебу  в  Западную  Европу.  Так  многие
русские мастера получили высокую подготовку во Франции,  Голландии,  Италии,
Англии, Германии.
       Русское искусство, как мы увидим  ниже,  продолжающее  в  XVIII  веке
развиваться на новых европейских началах,  по-прежнему  оставалось  выражено
национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по  себе
весьма знаменателен.
      Однако в отличии от предыдущего периода времени  на  культуру  большое
влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
      В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя
крепостное  право  и  самодержавие  сильно  препятствовали  этому.  Все   же
царскому   правительству   приходилось   принимать   некоторые    меры    по
распространению образования – этого требовала эпоха.
      В развитии просвещения  России  второй  половины  XVIII  в.  отчетливо
прослеживаются две тенденции.  Первая  из  них  проявлялась  в  существенном
расширении сети учебных заведений;  вторая  выражалась  в  усилении  влияния
принципа сословности на постановку просвещения.
      С  распространением  образования   тесно   связано   развитие   науки.
Необходимость познания законов  природы  и  повышенный  интерес  к  изучению
ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.


                      Список использованной литературы



        1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983
           г.

        2.  А.  Н.  Петров.  «Русская  архитектура  первой  половины  XVIII
           века.»1954г.

        3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.

        4. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.

        5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

        6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен  до  середины
           19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

        7. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.

        8. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький
           А.М.

        9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

       10. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до  конца  XVIII
           в. М.: Высшая школа. 1983.

       11. Криворотов В. Вехи. Взлеты и  падения  особого  пути  России  //
           Знание — сила. № 8, 9. 1990г.

       12. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества:  люди,
           идеи, решения. Очерки истории России  IX  —  начала  XX  в.  М.:
           Политиздат. 1991.


-----------------------
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 24.
[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 346.
[3] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 6. М.-Л., 1952, стр.
178.



смотреть на рефераты похожие на "Культура 18 века России"