Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Театр и литература эпохи ренессанса

Работа из раздела: «Культурология»

                                 Содержание

|                                                                    |стр. |
|Введение                                                            |2    |
|                                                                    |     |
|Эпоха Возрождения Ренессанс                                         |4    |
|                                                                    |     |
|Мишель Монтень                                                      |9    |
|                                                                    |     |
|Театр средневековья                                                 |11   |
|                                                                    |     |
|Гуманизм — ценностная основа культуры возрождения                   |13   |
|Заключение                                                          |18   |
|                                                                    |     |
|Литература                                                          |21   |



                                  Введение
      ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род  искусства,
 специфическим средством выражения которого является сценическое  действие,
 возникающее в процессе игры актера  перед  публикой.  Истоки  театра  —  в
 древних  охотничьих  и  сельскохозяйственных  игрищах,  массовых  народных
 обрядах. В  Др.  Греции  существовали  различные  виды  театра  со  своими
 традициями, сценической техникой. Богатые  и  разнообразные  формы  зрелищ
 были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае,  Индонезии,  Японии  и
 др. В средние века носителями народного театрального  творчества  являлись
 западноевропейские  бродячие  актеры  —  гистрионы,  жонглеры,  скоморохи.
 Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения —  итальянская
 народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения
 театр  становится  литературным,  тяготеет  к  оседлому  существованию   в
 городских  культурных  центрах.  Произведение  театрального  искусства   —
 спектакль — создается на основе драматических  или  музыкально-сценических
 произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера
 и  дирижера,  в  опере,  оперетте  —  режиссера  и  дирижера)  и  под  его
 руководством совместными усилиями актеров, а также художника.
    Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс  идейного
и культурного развития  накануне ранних буржуазных революций.  Его  элементы
начинают проявляться на поздней фазе феодализма и  обусловлены  начинающимся
разложением  феодальной  системы.  Весь  процесс  длится  вплоть  до  ранних
буржуазных революций.

    Последним   хронологическим   периодом   Возрождения   является   эпоха
Реформации, завершая этот  величайший  прогрессивный  переворот  в  развитии
европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения  связывают  с
идеями  и  художественными  достижениями   гуманизма,   провозгласившего   в
противовес средневековому  христианскому  аскетизму  величие  и  достоинства
человека. Его право на разумную деятельность, на  наслаждения  и  счастье  в
земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и  совершенное
творение Бога. Они  распространили  на  человека  присущие  Богу  созидание,
творческие   способности,   видели   его   предназначение   в   познании   и
преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

    И    этому    обожествленному    человеку    гуманистов    реформистами
противопоставлялась идея полного ничтожества  человека  перед  Богом,  а  их
оптимистическому и жизнерадостному мироощущению  суровый  дух  добровольного
самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение  к  «умствованию»
и абсолютное доверие к  религии,  доходящее  до  мракобесия  и  ненависти  к
науке.



|Эпоха Возрождения - Ренессанс.                                           |
|                                                                         |
|Считается, что начало эпохибыло в Италии и связано с Флоренцией XV века. |
|Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие    |
|области этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,|
|затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками         |
|мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии,        |
|балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях      |
|человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не    |
|ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический          |
|характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не   |
|только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры|
|- гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.|
|                                                                         |
|Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало   |
|идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции |
|на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую     |
|часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам.  |
|Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации -   |
|восстанавления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры|
|инквизиции.                                                              |
|1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской       |
|компании, время замысла шекспировского 'Гамлета' - определил конец эпохи |
|- эпохи перехода от старых времен к Новому времени.                      |
|          В экономике - это эпоха Великих географических открытий и      |
|первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний|
|и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным       |
|войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и      |
|союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических         |
|абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво |
|просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится|
|культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью|
|поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть  |
|итальянские гуманисты, еще самосовершенствующего индивида, гармонично    |
|существующего и в природе, и в человеческом обществе.                    |
|Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от |
|старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы     |
|более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной         |
|личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей,      |
|сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни |
|с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным       |
|послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но      |
|оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло |
|не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили      |
|другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями,          |
|необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться |
|на себя, а не                                                            |
|на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи     |
|заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами|
|в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали,        |
|реализоваться.                                                           |
|Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за                |
|себя.Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми     |
|целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые         |
|столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей   |
|городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, |
|а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и 'светские привычки'|
|пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков,        |
|турецкое владычество, ставшее для Европы                                 |
|реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи.|
|       Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными      |
|христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они       |
|соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское              |
|средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне      |
|временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами|
|и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь  |
|стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты  |
|вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской           |
|повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков.|
|Европа впервые ощутила живую связь времен.                               |
|К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые  |
|слова: 'Распалась связь времен...'.                                      |
|И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в  |
|культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху,      |
|начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие         |
|предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой  |
|культуры в ее истории.                                                   |
|Термин 'гуманизм' неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах.  |
|Ввели его 'новые люди' эпохи Возрождения, перетолковав посвоему античного|
|философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего,|
|что состовляет целостность человеческого духа, так как 'humanitas' у     |
|Цицерона обозначает полноту и нераздельность.                            |
|многообразной природы человека.                                          |
|          Начиналось же все в особой культурной среде - группах          |
|гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового  |
|субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской       |
|интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая |
|берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп|
|был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и      |
|переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские     |
|дамы.                                                                    |
|Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей       |
|деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, |
|Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико  |
|делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником      |
|герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом,           |
|увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, |
|славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру |
|благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.           |
|Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную       |
|одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и        |
|колоссальной трудоспособности.                                           |
|Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был |
|найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно       |
|назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог                 |
|сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан|
|Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. 'Природа, то есть Бог' -|
|такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах,         |
|подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и              |
|животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное,  |
|но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его |
|безграничных возможностях, задача же каждого человека                    |
|реализовать себя.                                                        |
|Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и характеров, однако  |
|не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в        |
|трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении   |
|этих 'героев' мир и сам человек не выражали собой                        |
|универсальность Божественного творения. Человек становился совокупностью |
|разных 'личин'.                                                          |
|Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом|
|мире, где происходило утверждение автономности человеческого 'Я'. Сила   |
|часто становилась основой права без морали. 'Цель оправдывает средства' -|
|формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием    |
|многих темных дел не только того времени.                                |



                               Мишель Монтень
    Мишель Монтень  является французским философом эпохи Возрождения.  Годы
жизни:  1533-1592.  На надгробном камне  могилы Монтеня выбита надпись:  'Он
догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона'.
         Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия
и на то немногое, что дала ему философская литература современности.  Пиррон
называл скептиков 'ищущими'. 'Ищущим какую-нибудь вещь приходится или  найти
ее,   или  дойти  до   отрицания   нахождения   ее   и   признания   ее   не
воспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть,  и  в
отношении вещей, искомых  в  философии,  одни говорили,  что  нашли  истину,
другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще  ищут'.  Идею
бога  Пиррон  отвергал:   'то,  что  бог  существует,  не  является   вполне
очевидным'.  В  историю  Монтень  вошел  как  основатель  скептицизма,   как
продолжатель  античного  скептицизма
    Пиррона.
          Отправным  пунктом  философии  Монтеня  является   предоставление
человеку права на сомнение. Сомнению  подвергаются   догматы  религии,  само
христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии  души,
 Монтень подходит к пониманию сознания  как свойства материи. В  отличие  от
агностиков,  Монтень не отрицает познаваемости мира. Главным  принципом  его
морали является  убеждение в том,  что человек не  должен  пассивно  ожидать
своего счастья,  которое обещано ему  на  небесах,  он  вправе стремиться  к
счастью в земной жизни.
         Основным  произведением  Монтеня  являются  'Опыты'.   В  'Опытах'
Монтень  продолжает  культурные  традиции,   связанные   со   стоицизмом   и
эпикурейством;  с ними Монтень  познакомился,  читая  произведения  римского
философа Сенеки и историка  Плутарха.  Сенека  много  писал  о  человеческой
мудрости,  которая заключается
    в  том,  чтобы  стать над страданиями и смертью,  презреть их:
    стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими,
как боль, страдание и страх  смерти.  Выше  всех  человеческих  качеств  для
писателя оказывается 'добродетель', которая   может   быть  лишь  следствием
постоянного и неослабевающего
    усилия воли,  и этим она отличается от  обычной,  естественной доброты.
 Там,  где  человеку  не  нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу   со
 страстями, там нет 'добродетели'. Этот конфликт,   борьба  возможны  только
при активном участии разума, который один лишь может победить  страх  смерти
и подчинить себе
    страсти.   Такая  интерпретация   роли   разума,   человеческой   воли,
активности направлена против подчинения судьбе, фатальной необходимости.



                             Театр средневековья

    В  недрах  культуры  Ренессанса  сформировались  в  эмбриональном  виде
мировоззрение и стиль  барокко.  Эпоха  барокко  наступила  после  глубокого
духовного и  религиозного  кризиса,  вызванного  Реформацией.  В  эту  эпоху
своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному  рождают
всепроникающий образ: весь мир — это  театр.  Для  всех  знающих  английский
язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии  «Как
вам это понравится». Но  его  можно  найти  во  всех  крупных  произведениях
европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в  1638  г.  городской
театр,  над  входом  в  который  можно  было  прочесть  строки   крупнейшего
голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь  роль  своя  и
каждому воздается по заслугам».  А  в  соперничавшей  с  Голландией  Испании
современник Вондела Кальдерон де ла  Варка  создал  свой  знаменитый  шедевр
«Великий театр мира»,  представляющий  мир  как  сцену  в  истинно  барочном
смысле.
    Люди того времени всегда чувствовали на  себе  глаз  божий  и  внимание
всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения,  стремлением  сделать
свою жизнь  такой  же  яркой  и  содержательной,  какой  она  представала  в
живописи, скульптуре и драматургии.  Подобно  живописным  портретам,  дворцы
эпохи барокко  отражают  представление  их  создателей  о  самих  себе.  Это
панегирики  в  камне,  превозносящие  добродетели  тех,  кто  в  них  живет.
Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают  нас
своим вызовом и в то же  время  демонстрируют  попытку  заглушить  тоску  их
создателей.
    Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к
театру и сценической метафоре обнажает осознание  того,  что  любое  внешнее
проявление  иллюзорно.  Восхваление  правителей  и   героев   —   в   пьесах
французского драматурга Корнеля,  английского  поэта  Драйдена  и  немецкого
писателя  и  драматурга  Грифиуса,  —  возможно,  было  попыткой   отсрочить
забвение,  грозившее  неизбежно  поглотить   всех,   даже   самых   великих.
Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная  литература  эпохи  барокко  могла
быть и другой — темной и пронзительной. Римский  император  Тит  в  трагедии
Корнеля «Тит и Берени-ка» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».



              ГУМАНИЗМ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
       Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-
европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от
общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального
накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической
промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело,
международная торговля. Зарождается современное экспериментальное
естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде
всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно,
Г. Га-лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.
    Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий.
Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг
морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие
первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой
главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил
первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария
были открыты для освоения «старым миром».
    Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы
различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века,
в других странах XV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура
Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским
явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за
которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.
    Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов
единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на
первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат.humanus — человечный).
Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом
высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот
принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры
XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает
купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в
высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием
политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной
поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и
скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители
организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими
советниками государей.
    Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость
по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в
безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и
трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в
котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают
против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты
выражают требование исторической ситуации — формируют человека
предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу
и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному
разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
    Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное
течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей
идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная
личность.
    Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери
(1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт
Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии»
великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно
итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи
Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность
собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать
«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех
проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».
    Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и
блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником
гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его
красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О
достоинстве и превосходстве чело-века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо
Валла (1407-1457) утверж-дает естественность земньпс радостей и чувственных
наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты
Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой
действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный,
рациональный выбор.
    Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого
размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные
искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы
общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.
Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII —
убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим
талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат
Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он,
должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и
зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в
жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы.
Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было
немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый
тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом
ювелирного искусства.
    Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в
эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,
высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в
свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и
безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,
не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В XV—XVI вв.  явление в культуре — Ренессанс  — произвело  своего  рода
революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно  охватывало  одну  за
другой все страны Европы . Ренессанс — это возрождение  античного  наследия,
мирского начала.
    Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение
от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно
тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и
поклонения.
    Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных
сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась
сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно
новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание,
меняя традиционные представления.
    Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в
философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374),
писатель Дяс. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую
личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего
пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки,
сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом
гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее
служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две
шкалы ценностей.
    В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства
очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,
унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое
противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту
эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела,
плотской любви.
    Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные
изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,
рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да
Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим
творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота
сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.
    Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее
доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый
мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла
(1407—1457) и Л. Алъберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление
о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама
избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность
человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в
обществе.



                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Монтень 'Избранное'
    М., 1988
    2. 'Опыты' Монтеня
    М., 1988
    3. Н. Абалкин «Рассказы о Театре» Москва 1981год
    4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,
1989.
   5. Хачатурян В. М.
    История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11
кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.  И.  Уколовой.
— 3-е изд., испр. и доп.—М.: Дрофа, 1999. — 512 с.: карт.
    6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru