Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения

Работа из раздела: «Культурология»

             Министерство общего и профессионального образования
                            Российской Федерации
               Санкт- Петербургская государственная инженерно-
                          экономическая  академия.



       «Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения»



                                                                   Выполнил:
                                                    студент 2 курса, гр. 281
                                                Поляков Михаил Владимирович.

                                                                   Проверил:
                                                                Рущаков В.А.



                               Санкт-Петербург
                                    1999

                                 Оглавление.

1. Вступление.   3


2. Сравнительный анализ.    4

2.1 Образ Мадонны в живописи немецкого Возрождения.     4
2.2 Обращение к образу Мадонны нидерландскими живописцами Возрождения.  5
  2.2.1 Особенности нидерландского Возрождения.    5
  2.2.2 Антонис Ван Дейк     6
  2.2.3 Робер Кампен   7
  2.2.4 Рогир ван дер Вейден 8

3. Заключение    11


Список использованной литературы. 12



                               1. Вступление.


      «...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город  Галилейский,  называемый
Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома  Давидова;  имя  же
Деве: Мария.»,-  именно  так  в  1  главе  Евангелия  от  Луки  говорится  о
Богоматери. Ее имя всегда неразрывно связывается с чистотой, праведностью  и
кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери-  доброй,  всепонимающей
и всепрощающей. К  ней  во  все  времена  обращали  свои  молитвы  верующие,
надеясь на  помощь  и  сострадание.  Именно  поэтому  сохранилось  множество
изображений  Мадонны  на  иконах,  картинах  и  фресках.  Каждый   живописец
вкладывал в ее образ что-то свое, сообразно  своим  мыслям  и  чувствам.  И,
конечно, огромное значение имела эпоха, в которую творили мастера.
      Эпоха Возрождения  оставила  свой  особый  отпечаток  в  живописи.  Но
имеются существенные отличия в  технике  работ  мастеров  эпохи  Возрождения
разных стран. Мне хотелось  бы  обратить  внимания  на  различия  в  работах
немецких и нидерландских живописцев.



                          2. Сравнительный анализ.


2.1 Образ Мадонны в живописи немецкого Возрождения.


      В небольшой коллекции немецкого искусства XV(XVIII вв. Эрмитажа особую
ценность  представляют  произведения  мастера  Возрождения  Лукаса   Кранаха
Старшего. Творчество этого художника представлено произведениями среднего  и
позднего периодов. Художнику присущи любовь к эффектным, увлекающим  зрителя
сценам в сочетании  с  прямолинейной,  едва  ли  не  схематичной  трактовкой
образов. Он был художником декоративного склада. Его призвание- не  сюжетные
картины, а красочные росписи, которыми он украшал залы герцогских замков.
      Ренессанское мироощущение пронизывает картину «Мадонна с младенцем под
яблоней».  Церковная  символика  (яблоня  -  дерево  Евы,  первородный  грех
которой искупает Мария; корочка хлеба  в  руке  младенца-  обозначение  тела
Христа) не снижает общего гедонического характера произведения, где  молодая
красавица, воплощающая земные чары и радость  материнства,  словно  царит  в
природе. В период, когда в протестантской Саксонии почти  исчезли  церковные
заказы, а светское искусство развивалось, художник не отошел от  религиозной
тематики.


2.2 Обращение к образу Мадонны нидерландскими живописцами Возрождения.


2.2.1 Особенности нидерландского Возрождения.


      К образу Мадонны обращается также нидерландские живописцы.  Интерес  к
реальному миру, свойственный эпохе Возрождения, в Нидерландах, по  сравнению
с Германией, находит в искусстве иное отражение. Здесь нет научного  подхода
и теоретических обоснований,  художники  идут  эмпирическим  путем.  Они  не
владеют например, законами передачи перспективы, шире  прибегают  к  образам
религиозной символики. Единственное, в чем эти  мастера  опережают  немцев,-
это в самой  технике  и  технологии  живописи.  Использование  ими  масляных
красок, нанесенных поверх гладко отшлифованной поверхности, отражающей  свет
белого грунта, открывало новые возможности, позволяя, в  частности,  придать
цвету исключительную звучность  и  светоносность.  Даже  обычные,  будничные
предметы  благодаря  этому  воспринимаются  в  нидерландских  картинах   как
нарядное зрелище. В технике темперы, в которой работали в  то  время  немцы,
было бы немыслимо передать освещенные  складки  одеяния  Мадонны  или  блеск
металлических предметов так, как это сделал в своей картине Робер Кампен.



2.2.2 Антонис Ван Дейк


      Обратим внимание  на  мастерство  портретиста  Антониса  Ван  Дейка  в
картине «Мадонна с куропатками». Картина  принадлежит  к  числу  его  лучших
сюжетных композиций.  Традиционный  в  европейском  искусстве  сюжет-  отдых
святого семейства на пути в Египет  («...Ангел  Господень  является  во  сне
Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в  Египет,  и
будь там, доколе не скажу  тебе...Он  встал,  взял  Младенца  и  Матерь  Его
ночью, и пошел в Египет...») у Ван Дейка получает  своеобразное  воплощение.
Сцене,  где  изображены  Мадонна  с  младенцем,  святой  Иосиф   и   фигурки
младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько  театральный  характер.
Почти постановочно, по-балетному выглядит детский хоровод, яркие и  нарядные
детали  вносят  в   картину   декоративный   элемент.   Эти   детали   имели
аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза  и  лилия-  цветы
Марии; яблоко- искупление греха Евы; подсолнечник, который всегда тянется  к
солнцу-  намек  на  возвышенные  помыслы   Богоматери;   куропатка-   символ
беспутства- улетает). Вместе с тем  Ван  Дейк  придает  сцене  интимность  и
теплоту. Чувственно-осязателен женский  образ,  дети,  играющие  в  «золотые
ворота», грациозны и  изящны;  мягкость  и  притушенность  колорита  картины
хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.

2.2.3 Робер Кампен


      «Мадонна с младенцем у камина»  Робера  Кампена  принадлежит  к  числу
шедевров Эрмитажа. В прошлом «Мадонна  с  младенцем  у  камина»  и  «Троица»
составляли диптих (двустворчатый складень), поэтому при  экспонировании  оба
сюжета были заключены в  единую  раму.  Традиционность  исполнения  особенно
ощутима  в  «Троице»,  где  характер  композиции,  объемная  лепка  фигур  и
изображение пьедестала свидетельствуют о влиянии готической  скульптуры.  На
другой створке- «Мадонна с младенцем ». В этой композиции мастер отходит  от
готических традиций и создает новаторское для своего  времени  произведение.
Мадонна с младенцем представлена в  комнате  обычного  нидерландского  дома,
причем обстановка воспроизведена с необыкновенной тщательностью. У стены  на
столике стоит таз  и  кувшин  для  омовения,  на  полочке  висит  полотенце,
детально написаны деревянные створки окна со  шляпками  медных  гвоздей.  За
окном можно разглядеть уголок пейзажа.  Сидя  с  младенцем  на  руках  возле
зажженного камина, Мадонна протянула в сторону огня  руку,  по-видимому  для
того, чтобы согреть ее и не коснуться холодными пальцами тельца  ребенка.  А
возможно, что мать просто защищает его от жара пламени. Но  в  любом  случае
этот жест явно подмечен  в  жизни  и  носит  конкретный,  бытовой  характер.
Однако многое в картине представляется условным- передача пространства  (пол
круто наклонен так, что фигуры как бы скатываются к нижнему  краю  картины),
с разных точек  изображены кувшин, таз и умывальный столик. Часть  предметов
воспринималась современниками художника и как символы (так,  например,  таз,
кувшин, белое полотенце- знаки чистоты и невинности девы Марии).



2.2.4 Рогир ван дер Вейден


      Сформировался как художник в  мастерской  Робера  Кампена,  научившись
многому у Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейден(около  1399-1464)тем  не  менее
сильно отличался от этих мастеров. Цель своего  творчества  он  видел  не  в
восхищенном созерцании мира, где повседневное приравнивается  к  чуду,  а  в
постижении индивидуальности личности (что делало его глубоким  психологом  и
превосходным портретистом).
      «Св.  Лука,  рисующий  Мадонну»  Рогира   ван   дер   Вейдена.   Сюжет
произведения основан на легенде, повествующей о том, что  один  из  учеников
Христа, Лука, был первым, кто  создал  портрет  Мадонны.  В  середине  века,
когда появляются цеховые организации,  живописцы  Нидерландов  провозглашают
Луку покровителем своей гильдии. Рогир ван дер Вейден представил  святого  в
момент творчества. В отличие от художников немецкого Возрождения,  уделявших
основное внимание человеку и изображавших его обычно  в  центре  композиции,
нидерландских мастеров в равной мере интересует и человек и  его  окружение.
Поместив фигуры Марии с младенцем слева и Луки- справа,  всю  среднюю  часть
картины  Рогир  ван  дер  Вейден  занялся  пейзажем,  открыв  взору  зрителя
перспективу уходящей вдаль реки  с  городскими  кварталами  на  ее  берегах,
написанными так точно и старательно, что  в  дальнейшем  исследователи  даже
смогли узнать ряд строений и определить, что это  здания  старого  Брюсселя.
Однако бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур-  прием,
с  помощью  которого  мастер   стремится   передать   глубину   пространства
(сравнительно недалеко расположенные от  персонажей  первого  плана  фигурки
родителей Марии- Иоахима и Анны- кажутся поэтому  несоразмерно  маленькими).
В изображении младенца сказывается недостаточное знание  детских  пропорций,
чувствуется  скованность  движений.  Нидерландские   художники   значительно
позже, чем итальянские, овладевают  искусством  передачи  обнаженного  тела.
Это объясняется не  только  влиянием  церкви,  но  и  слабым  знакомством  с
античным наследием.
      В отличие от своих предшественников, изображавших персонажей картин  в
созерцательном состоянии, не раскрывая  их  эмоций,  Рогир  ван  дер  Вейден
стремится  к  передаче  человеческих  чувств.   Лицо   Луки   отражает   его
взволнованность,  он  весь  поглощен   процессом   творчества.   Это   лицо,
несомненно увиденное в жизни, возможно, автопортрет художника.
      В центре эрмитажной картины (а это один  из  нескольких  сохранившихся
вариантов произведения) проходит вертикальный  шов.  В  прошлом,  когда  эта
работа находилась в  Испании,  ее  распилили  на  две  части.  В  1850  году
изображение Луки было приобретено в Голландии  и  поступило  в  Эрмитаж  как
самостоятельное произведение.  В  1884  году  в  Петербург  было  доставлено
изображение Мадонны. Когда выяснилось, что это две части  одной  композиции,
их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что  в  результате
перевода и под  воздействием  времени  картина  несколько  поблекла,  она  и
сейчас радует глаз звучными красками. Мы любуемся красотой ткани  и  золотым
шитьем  платья  Мадонны,  драгоценными  камнями  ее  украшений,  подробно  и
любовно написанными деталями одежды.



                                3. Заключение


      Сравнивая образы Мадонны нидерландских  и  немецкого  мастеров,  нужно
отметить  мягкость  и  теплоту  работ  нидерландских  живописцев.   Немецкие
композиции более схематичны, и  скорее,  напоминают  иконы,  нежели  вольные
полотна. Во всех деталях заключен некий аллегорический,  религиозный  смысл.
Для сравнения-  «Мадонна с куропатками» Ван Дейка имеет  скорее  театральное
воплощение.
      Мне более близки полотна нидерландских мастеров, мягкость и округлость
линий и четкая обрисовка деталей в которых не может оставить равнодушным  ни
одного человека.
      Тем  не  менее,  несмотря  на  разницу   восприятия   образа   Мадонны
живописцами,  чувствуется  любовь  и  нежность,  которую   они   постарались
перенести на полотно. И даже через век мы чувствуем  то  нежное  чувство,  с
которым писался образ Мадонны-  сам образ Матери.



                         Список использованной литературы.



      1. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко.- М: «Просвещение», 1989
      2. Муранов П.П. Образы Италии.- Москва: «Республика», 1994
      3. Персианова О.М. Эрмитаж. Путеводитель по залам  музея.-  Ленинград:
«Аврора», 1985
      4.Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. По выставкам и залам.- Л: «Искусство», 1983
      5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва:
«Авента+», 1997


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru