Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Развитие культуры 1920 – 1930гг.

Работа из раздела: «Культурология»


Р Е Ф Е Р А Т


Тема: «Развитие культуры  1920 – 1930гг.»



Проверила:  Хисамова О.В.

Выполнила:  Бронникова Екатерина



г. Салават
2002 г.

   Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917
года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции
Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь
великие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство,
братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному
миру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершить
новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.
   Революционные события в России стали также вызовом марксизму,
поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым
та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех
пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития.
Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности,
но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.
    Хотя Россия в начале века занимала пятое  место  в  мире  по  общему
экономическому  уровню,  в  целом  она  оставалась  страной   достаточно
отсталой. К этому следует  добавить  то  обстоятельство,  что  Россия  к
началу строительства нового общества пережила три года участия в  Первой
мировой войне, три революции и три года  гражданской  войны.   Она  была
полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда  еще
никакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения.
     Именно  в  таких,  крайне   неблагоприятных   условиях   начиналось
строительство социалистического общества  и  социалистической  культуры.
Все это прекрасно видел и  понимал  главный  вдохновитель  строительства
новой России - В.И. Ленин.
     Ленин пришел к убеждению,  что  история  и  исключительные  условия
предоставили России уникальный шанс: попытаться – пусть не без  риска  –
построить  социалистическое  общество  и  осуществить  мечту  о  светлом
будущем. Реализация этого шанса продолжалась 74 года.
     В военно – экономической области Советский Союз, в  которой  Россия
преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой –  после  США.
Такого  уровня  он  достиг  прежде  всего  благодаря  успехам  научно  –
технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил  себя
главным образом в военной области.  Созданные  здесь  новейшие,  высокие
технологии не получили должного распространения в  гражданских  отраслях
производства, за исключением космоса.
    В развитии культуры советского периода  России  можно  выделить  три
основных этапа. Первый из них охватывает  1917 – 1932гг.  В  центре  его
находился поиск новой культуры и путей  ее  построения,  проходивший  на
фоне широкого культурного  плюрализма.  Второй  приходится   на  1932  –
1956гг. и связан с процессом  построения  социалистической  культуры,  с
культурной революцией в условиях  тоталитаризма.  Содержание  последнего
этапа (1956 – 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов  и
ошибок, поиск путей к социализму.
    Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в
исключительно  трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и
гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально –
экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация.
Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и
насыщенным самыми различными фактами и процессами.
   Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью встал
вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следует
охранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом
невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г.
Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части
собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в
соответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа от
Церкви. Школьное образование исключило духовные дисциплины.
    По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть
проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.
Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно
которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть
доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж,
Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие
музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев.
     Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает
широкую программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3
взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство принимает декрет, по
которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном
или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование.
     Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числа
университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при
вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В
результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР  превзошел
Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых.
     Такая  форсированность  в подготовке специалистов объяснялась не
только масштабами экономического и культурного строительства, но и
спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство
относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и
настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом
такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну
покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров,
изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за
рубежом мировую известность.
     За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф.
Шаляпин,   С. Рахманинов,   И. Бунин,   К. Коровин.
     Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной
художественной жизни. В России 20-х годов существовало множество разных
литературно – художественных течений, школ и группировок.
    Пролеткульт  –  культурно–просветительная и литературно-художественная
добровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики – А. Богданов,  В.
Плетнев,  Ф. Калинин.
    РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили  Ф.
Гладков,  Ф. Панферов,  А. Серафимович.
  Были художники и писатели, которые предпочитали остаться «вольными
стрелками». Такими были  М. Цветаева,  С. Есенин,  М. Булгаков,  Е.
Замятин,  Б. Пастернак,  А. Платонов.
       Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл  М.
Горький   -  признанный «буревестник революции»,  оказавший огромное
влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих
«заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их
«несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую
революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о
которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.
        В 1922  -1924 гг.  проводилось много дискуссий о формальном методе
в искусстве, благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных и
сегодня журналов: «Новый мир»,  «Молодая гвардия»,   «Октябрь»,   «Звезда»
 и другие.
     Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации,
 ситуация постепенно меняется. Число художественных течений начинает
неуклонно сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены
естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных
органов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется. От прежнего
культурного плюрализма и художественного многообразия практически ничего не
остается. Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается найденой.  В
развитии советской культуры начинается новый этап.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru