Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Внутренняя и внешняя культура

Работа из раздела: «Культурология»


                               ПЛАН РЕФЕРАТА:
               1. Введение: из истории культуры……………..………………….2
               2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4
               3. Человек и культура - внутренняя и внешняя…………………..9
               4. Заключение……………………………………………………...12
               5. Список использованной литературы…………………………..13



                        ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры
          На протяжении всей истории развития философской мысли культу-
ра в  том  или ином аспекте являлась предметом изучения различными
мыслителями, литераторами,  историками.   Первоначальное   понятие
культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие
'жень') и Индии (понятие 'дхарма'), означало прежде всего  целенап-
равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало
оно также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древ-
ней Греции видели в 'пайдейе',  т.е.  'воспитанности', которую они
считали синонимом культуры, главное свое отличие от 'некультурных'
варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-
тав философские взгляды древнегреческих мыслителей,  породила свое
представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-
ции. Культура стала ассоциироваться с  признаками  личного  совер-
шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-
го качественного  и органичного признака человеческого бытия.  Сам
процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека
целиком отдавался в удел бога.  Процесс творческого подъема иногда
отождествлялся то с проявлением божьей милости,  то с кознями  дь-
явола. Подлинное  возрождение интереса к изучению и познанию куль-
туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период
под совершенством  культуры стали понимать соответствие гуманисти-
ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
     Для зарождавшейся  буржуазной  философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического  саморазви-
тия общества и человека,  проявляющихся в движении науки,  искусс-
тва, морали,  религии  и  государственном  правлении.  Французские
просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-
жание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого
разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
'естественной' природы. Однако уже в то время зародилось философс-
кое направление 'критики культуры'.  Последователи этого направле-
ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию,  но и саму че-
ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
тоту и  простоту  нравов  народов,  находившихся на патриархальной
ступени развития,  испорченности и развращенности 'культурных' на-
ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-
го осмысления противоречий буржуазной  цивилизации,  представители
немецкой классической  философии  стали  искать  выход в осознании
культуры как сферы 'духа'.  Кант рассматривал культуру прежде все-
го с  позиций  морального  сознания (его знаменитый категорический
императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания,  а
Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-
ния человека.  С этой точки зрения, культура предстает как область
духовной свободы  человека.  Таким  образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как  единую
цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-
торической последовательности и образующих единую  линию  духовной
эволюции человечества.
     Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры.  Собственно го-
воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-
тельная философская  дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-
керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего  как  специфи-
ческую систему ценностей и идей,  различающихся по их роли в жизни
и организации общества того или иного  типа.  Интересна  концепция
немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.  Сущность ее заключается
в рассмотрении культуры как организма,  который обладает единством
и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному
организму, по Шпенглеру,  заранее отмерен предел,  после  которого
культура, умирая,  перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-
вилизация рассматривается как противоположность культуре.  Это оз-
начает, что  единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
С этой точки зрения на культуру очень тесно  соприкасается  теория
'локальных' цивилизаций английского историка  А.Тойнби.
     Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-
ру как  специфическую  характеристику  общества,  которая выражает
достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в  себя  определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности.  Важнейшей детер-
минирующей характеристикой  культуры является ее качественная сто-
рона. Любое  выражение  культуры  есть   проявление   качественных
свойств и  признаков, степени  развития человека.  Реальная,  живая
культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры.  Собст-
венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-
торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-
ения им  языка,  приобщения  к  существующим в обществе ценностям,
традициям,овладения присущими данной культуре приемами и  навыками
деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в
известном смысле,  способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-
даваемый им  самим.  Культура - это очеловеченный слой жизни,'вто-
рая' искусственно созданная человеком природа.  Там,где есть чело-
век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -
там и есть культура.  Иными словами,  культура представляет  собой
меру человеческого в человеке.

                            ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:
                        ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
     Развитие культуры  - органическая составная часть истории об-
щества. Поэтому детерминацию движения культуры  следует  искать  и
вне ее самой,  прежде всего в развитии основы общества, материаль-
ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
ной жизни - социальной и социально-политической.  Характерно,  что
при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-
ху феодализма столь же низкой  была  и динамика развития в области
культуры. Специфическое место религии и церкви также  в  то  время
обусловливало религиозную  окраску  практически всех сторон и всех
составляющих культуры этой эпохи.  Однако, нельзя не отметить, что
в отдельные  периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-
ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в  эконо-
мической сфере.  Это, в частности, характерно для литературы и ис-
кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
     Развитие культуры  связано и с другими внешними детерминанта-
ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов  цивилиза-
ции утрачивает изолированный,  замкнутый на себя характер. История
с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-
рии, а  вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-
мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях
все большее значение для развития культуры каждой страны,  каждого
народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-
тов с другими странами и народами.
     Естественная изоляция или нарочитое  самообособление  народов
ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-
ции, например,  одна из причин сохранения первобытных форм жизни у
аборигенов Австралии.  Китай  на  рубеже  I-II тысячелетия стоял в
первых рядах стран по развитию культуры,  а затем наступили столе-
тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело
к утрате былых позиций.  Только покончив в 60-е годы  XIX  века  с
преградами на  пути развития связей с остальным миром Япония уско-
ренно пошла вперед.
     Следует отметить, что  на развитие культуры,  как впрочем и на
ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,
но внутренние  факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен-
них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-
ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-
шило присущее первобытности единство материального и духовного,  а
наряду с  этим  положило предел не только слитности материальной и
духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект
и носитель - первобытный коллектив.
     В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал
все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об-
щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-
ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные
общности, а также демографические страты - картина культуры в  це-
лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
     Прежде всего с возникновением  сложной  социальной  структуры
общества, возникшей  в  результате  разделения труда,  управление,
умственная деятельность,  духовное производство стали  преимущест-
венно сферой  занятий  определенного класса или социальной группы.
Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали
мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-
лила сделать интеллектуальную деятельность -  профессией,  которая
органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-
тической деятельности человека.  С каждым этапом развития общества
и его  фундаментальной  основы-  общественного производства,  роль
умственного труда,  его практическая значимость в  жизни  общества
все более возрастает.
     Культура каждой эпохи неразрывно связана  с  потребностями  и
интересами различных  классов,  социальных  слоев и групп.  В этом
суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп
на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-
ре определяет разницу в содержании и формах культурных  пластов  и
уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация
господствовавшего до недавнего времени в  отечественных  общество-
ведческих науках  классового подхода к анализу и классификации яв-
лений культуры неизбежно заводит исследователя  в логический тупик.
     Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-
вости просто неприменим - это наука, техника, язык.
     Во-вторых, культура включает группу явлений,  которые несут в
себе общечеловеческое содержание,  хотя на них и  распространяется
влияние социально-классовых  и  групповых  интересов - это искусс-
тво, мораль, философия и т.д.
     В-третьих, отдельную группу составляют явления,  связанные, в
силу их природы,  непосредственно с возникновением классов, напри-
мер, область  политической  культуры, хотя даже здесь абсолютизация
классового подхода была бы неправомерна.  Наиболее отчетливо соци-
ально-классовое начало  проявляется  в культуре в форме идеологии,
при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая
борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в
соответствии со своими социальными идеалами.  При  этом  выход  за
пределы меры  в воздействии идеологии на культуру может порой при-
вести к деформации последней,  к  лишению  предметов  культуры  их
собственного содержания  и  их превращению в своего рода рупор для
распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-
вается в  различного  рода 'культурных клише',  назначение которых
состоит в навязывании через культуру  определенных  идеологических
стереотипов.
     На развитие культуры в современных  условиях  оказывает  свое
воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР.  Это воздействие
многогранно и противоречиво.  С одной стороны, НТР неизмеримо рас-
ширила возможности  приобщения  самых широких масс к духовным цен-
ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-
ла возросшие  требования  к образованности, к повышению интеллекту-
ального потенциала  общества.  Одновременно   благодаря   развитию
транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела
к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-
ционализации общественной жизни и культуры.
     Национальные культуры являются специфическими  культур-
ными системами,  обладающими  относительной автономностью и автох-
тонностью (коренным происхождением).  Различные культуры многочис-
ленных народов и национальностей,  имеют в своей основе единое об-
щечеловеческое творческое начало.  Они отличаются друг от друга по
форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-
дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих
культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
большинство народов не существует в изоляции,  а  активно  взаимо-
действует с другими народами.  Поэтому многие национальные культу-
ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких  прожи-
вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-
тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-
обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а
тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя  выстраивать
национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-
ции в качестве своеобразного эталона культуры.  Националистическое
высокомерие тормозит  развитие  любой  национальной культуры.  Это
особенно важно,  если учесть усиление процесса интернационализации
общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-
цессе национальных культур,  каждая из которых включает в себя как
свое национальное,  так  и  интернациональное содержание.Не умаляя
ценности и  уникальности  существования  и  развития  национальных
культур, следует отметить,  что каждая нация вносит свой историчес-
кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает  из  кладовой
мировой культуры.  Магистральный  путь  развития  мировой культуры
пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому
единому образцу,  а  через аккумулирование всего лучшего в богатс-
твах культуры  всех  народов,  сохранение  богатства  многообразия
культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-
ва.
     Региональные особенности  культуры  проявляются  не  только в
специфических чертах культуры отдельных народов.  Имеются  опреде-
ленные существенные различия между городской культурой и культурой
села, культуры крупного города и культуры мелких и  средних  горо-
дов. Есть  основания  говорить  об особенностях культуры в больших
регионах мира.  Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-
воение действительности и использование его успехов.  Восток же до
недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-
ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-
ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и
Востока уже основательно размыты,  обмен принципами,  идеями и ду-
ховными ценностями идет со  все  большей  интенсивностью.  Подводя
итог можно  сказать,  что  мировая  культура  - явление достаточно
сложное и многогранное,  куда входят  формационные,  региональные,
национальные типы культур и огромное число субкультур,  существую-
щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
     Во внутренней организации культуры существуют также структур-
ные уровни,  которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-
туры. Массовая  культура  сформировалась  одновременно с обществом
массового потребления.  В работах западных философов и  социологов
данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры,  по-
тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-
метов потребления,  способных при продаже приносить прибыль,  если
они учитывают вкусы  и  запросы  массового  потребителя.  Реклама,
ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-
отъемлемой частью массовой культуры.
      Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-
ется относительной самостоятельностью  и  своеобразной  внутренней
детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-
нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры,  но
и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры,  его
основные направления, его содержание и темп.
     Постоянно развиваясь,  культура всегда проявляет себя в конк-
ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-
ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,
при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-
ков к эпохе Возрождения.
     Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества
от формации  к формации.  При этом в истории формирования культуры
имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как
бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей
закономерностью развития культуры является преемственность,  в ко-
торой реализуется  единство  противоположностей - традиции и твор-
чества. История предметных результатов человеческой  деятельности,
воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-
действии со сменяющими друг друга  поколениями  людей,  в  которых
сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-
дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-
щее, как  к  центру, который  с течением времени сдвигается к новым
поколениям.
     Наиболее устойчивой  стороной  культуры  являются  культурные
традиции. Под ними понимаются элементы  социального и  культурного
наследия, которые  не  просто передаются от поколения к поколению,
но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-
ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как
наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-
диций и  в  этом смысле выбирает не только будущее,  но и прошлое.
Современное поколение не может не  опираться  на  созданные  ранее
ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-
дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
     Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления
и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование
культуры предполагает  и  ее развитие,  т.е.  не только сохранение
лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-
тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-
ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-
но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством
тогда, когда оно  приобретает  общественную  значимость,  получает
признание других людей.  Хотя данный критерий новаторских культур-
ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-
ния искусства  или научные открытия  не находят признания у совре-
менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-
ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано
или поздно приходит,  и, последующие поколения воздают им должное.
Творчество Ван Гога и Гюгена,  гениальных художников, непризнанных
при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-
вечества  К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.
     В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-
но с  неповторимостью,  уникальностью  созданной  духовной ценнос-
ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя
и играет  важную роль в распространении культуры.  Но,  это именно
распространение, а не создание культуры.
     Новое поколение  не  только пассивно потребляет уже созданное
культурное богатство,  вместе с тем оно вносит и свой вклад в  ко-
пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-
но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в
развитии культуры органично взаимосвязаны.
     В целом подход к культурному наследию должен  быть  диалекти-
ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-
тей, которые способны работать на прогресс,  и отрицание всего от-
жившего, консервативного в культурной традиции.


                  ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
     Само становление личности есть не что  иное,  как  результата
культурной эволюции  индивида.  Только  усваивая и соединяя в себе
определенную долю общественной культуры,  человек становится  лич-
ностью и  персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой
собственный мир, как богатство своего 'Я'.
     Таким образом,  лишь  осваивая  через познание и деятельность
внешнее, материализованное выражение  культуры,  индивид  обретает
человеческое качество,  становится  способным  сам  участвовать  в
культуротворческой деятельности.  Культура - это процесс  развития
человеческих сил  и способностей,  показатель меры человеческого в
человеке, характеристика развития человека как  человеческого  су-
щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-
тве и многообразии создаваемой людьми  действительности,  во  всей
совокупности результатов человеческого труда и мысли.
     Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -
мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-
ностей и  потенций человека и их воплощение  в индивидуальном раз-
витии людей.  Через включение человека в мир культуры, содержанием
которой является  сам  человек во всем богатстве его способностей,
потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение
личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-
тивирования? Вопрос сложный,  так как эти опорные пункты по своему
конкретному содержанию  своеобразны  в зависимости от исторических
условий.
     Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-
мосознания, т.е.  способности к адекватной оценке не только своего
места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-
нированию своего жизненного пути,  к реалистической оценке различ-
ных жизненных ситуаций,  готовности к реализации рационального вы-
бора линии поведения и ответственности  за  этот  выбор,  наконец,
способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.
     Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно  слож-
на, особенно если учесть,  что надежным ядром самосознания может и
должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-
чало, помогающее  не только разбираться в различных конкретных си-
туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.
     Конструирование содержательной  и гибкой перспективы,  предс-
тавляющей собой набор важнейших  ценностных  ориентаций,  занимает
особое место в самосознании личности,  в ее самоопределении, а на-
ряду с этим характеризует и уровень  культуры  личности.  Неумение
конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-
лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-
го мировоззренческого стержня.
     Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные  явления
в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-
нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-
даптации.
     Разрешение собственно человеческих  проблем  бытия  на  путях
культурного развития  и  самосовершенствования  требует  выработки
четких мировоззренческих установок.  Это  тем  более  важно,  если
учесть, что  человек не только действующее,  но и самоизменяющееся
существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.
     В становлении личности важное место занимает образование, од-
нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.
Образованность чаще  всего  означает владение значительным запасом
знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд
таких важнейших характеристик личности,  как нравственная, эстети-
ческая, экологическая культура,  культура общения  и  т.д.  А  без
нравственных основ  сама  по  себе  образованность может оказаться
просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-
турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним
и даже ущербным в своих ориентациях.
     Вот почему так важны слитность образования и воспитания,  со-
четание в образовании развития интеллекта  и  нравственных  начал,
усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных  заведений
от школы до академии.
     Следующие ориентиры  в становлении культуры личности - духов-
ность и интеллигентность.  Понятие духовности в нашей философии до
недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-
делах идеализма и религии.  Сейчас становится ясной однобокость  и
ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-
ни каждого человека.  Что же такое духовность?  Основной смысл ду-
ховности -  быть  человеком,  т.е.  быть человечным по отношению к
остальным людям.  Правда  и  совесть,  справедливость  и  свобода,
нравственность и гуманизм - вот ядро духовности.  Антиподом духов-
ности человека являются  цинизм,  характеризующийся  презрительным
отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным  цен-
ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-
ресующей нас  проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-
ру. Опираясь на последнюю,  человек обычно подает себя окружающим.
Однако именно  это впечатление может оказаться обманчивым.  Иногда
за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-
ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся
своим культурным поведением человек может обладать богатым  духов-
ным миром и глубокой внутренней культурой.
     Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-
ли не  наложить отпечаток и на духовный мир человека.  Конформизм,
презрение к законам и нравственным ценностям,  равнодушие и жесто-
кость -  все  это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-
щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.
     Условия преодоления этих нравственных,  духовных деформаций -
в здоровой экономике,  в демократической политической системе.  Не
меньшее значение  в  данном  процессе имеет и широкое приобщение к
мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-
венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-
туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.
     Обратимся теперь к понятию 'интеллигентность',  которое тесно
связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же
оговоримся, что интеллигентность  и интеллигенция - это разноплано-
вые понятия.  Первое включает в себе определенные  социокультурные
качества человека.  Второе говорит о его социальном положении, по-
лученном специальном образовании.  На наш взгляд, интеллигентность
предполагает высокий уровень общекультурного развития,  нравствен-
ную надежность и культурность, честность и  правдивость,  бескорыс-
тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-
ву, высокоразвитое чувство такта и,  наконец,  тот  сложный  сплав
свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-
теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.
     В становлении культуры личности большое место отводится куль-
туре общения.  Общение - одна из важнейших сфер  жизнедеятельности
человека. Это  важнейший  канал трансляции культуры новому поколе-
нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его  раз-
витии. Быстрый  темп  современной  жизни,  развитие  средств  свя-
зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-
дит к  вынужденной изоляции человека.  Телефоны доверия,  клубы по
интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-
рают очень  важную  положительную  роль в деле консолидации людей,
создания сферы неформального общения,  которая так важна для твор-
ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-
вой психической структуры личности.
     Ценность и  эффективность общения во всех его видах - служеб-
ного, неформального,  досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-
щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры
общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-
щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-
вить на него своим авторитетом,  демонстрировать свое  превосходс-
тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.
Искусству ведения диалога надо учиться,  особенно это важно сегодня
в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-
ке особую ценность приобретает  умение доказывать  и  обосновывать
свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики
и столь же логически обоснованно,  без грубых выпадов  опровергать
своих оппонентов.


                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Движение к  гуманному  демократическому  общественному  строю
просто немыслимо  без решительных сдвигов во всем здании культуры,
ибо прогресс культуры - одна из сущностных  характеристик  общест-
венного прогресса вообще.  Это тем более важно,  если учесть,  что
углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры
каждого человека,  и  в то же время создание для этого необходимых
условий.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
      1. Баллер Э.А. 'Преемственность в развитии культуры'
      2. Орнатская Л.А. 'Происхождение и формирование понятия 'культура'
      3. Межуев В.М. 'О понятии 'Культура'
      4. Артановский С.Н. 'Историческое единство человечества
                и взаимное влияние культур'

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru