Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Митрополит Киприан (1390-1406)

Работа из раздела: «Исторические личности»

Митрополит Киприан (1390-1406 годы)
    Поставленный митрополитом русским ещё в 1375году,  т.  е.  Уже  15  лет
назад (с 1390 года), митр. Киприан провёл почти всё это  время  вне  Москвы.
Но ему суждено было прослужить ещё 16 лет  (до  1406  года)  уже  в  прочном
положении   московского   митрополита.   Своей   выдающейся   разносторонней
деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошёл в  серию
её святителей, прославленных и канонизованных.  Память  его  празднуется  16
сентября.
    Митр. Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 года. Вступив  в
союз  с  московским  князем,  митр.  Киприан,  как  и  его  предшественники,
намеренно или ненамеренно  своей  иерархической  деятельностью  содействовал
Москве в её собирании земли русской. Такова, например, его  борьба  (хотя  и
неудачная) с Новгородом из-за месячного суда.
    В борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным  вопросам
всегда  сказывались  мотивы  политические.  Время  церковной  смуты   давало
благоприятные условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев  в
церковной сфере. И вот, в 1385 году все духовные и  мирские  люди  Новгорода
единодушно постановили на вече и целовали крест в том, чтобы  впредь  им  не
являться на суд в Москву к митрополиту, и не давать  ему  месячного  суда  в
Новгороде, а судиться окончательно у своего  владыки.  Здесь  разумелся  суд
апелляционный, который митрополиты производили в Новгороде или  сами  лично,
или через своих уполномоченных  каждые  три  года  на  четвёртый  в  течение
одного месяца. В то  время  иметь  право  на  суд  значило  иметь  право  на
получение судебных пошлин. Суд апелляционный оплачивался двойными  пошлинами
и поэтому был вдвойне дорог для  митрополитов.  За  сам  приезд  в  Новгород
митрополиты брали поголовную дань со всего  духовенства  епархии,  известную
под  именем  «подъезда»;  дань  эта  взималась  даже  в  том  случае,   если
митрополиты не сами приезжали для месячного суда. Содержание  митрополиту  и
его свите во время суда также полагалось за счёт новгородцев и было  подобно
современным «командировочным» настолько богатым, что превращалось  в  особую
кормовую дань, превышавшую действительные потребности месячного  содержания.
Отсюда понятна потребность в возникшем споре с той и другой стороны.
    Устроившись в Москве, новый митрополит  сам  отправился  в  Новгород  в
феврале 1392 года. Там встретили  его  с  честью  и  торжеством.  Митрополит
отслужил три парадных литургии, но когда по окончании  третьей  в  Софийском
соборе, он с амвона с крестом в руке попросил новгородцев дать  ему  суд  по
старине, то все они в один голос отвечали: «господине!  О  суду  есмя  крест
целовали и грамоту списали промежи  себя  крестную,  что  к  митрополиту  не
зватися». Все просьбы митрополита остались напрасными, и он на  третий  день
уехал  в  Москву,  наложив  отлучение  на  всех  новгородцев  во   главе   с
архиепископом.
    Митрополит Киприан, как  проведший  первые  15  лет  своего  управления
русской церковью в Литве, не был узким москвичом в своей церковной  политике
и  не  забывал  своих  юго-западных  епархий.  После  занятия  всероссийской
кафедры, он дважды уезжал из Москвы в Литовскую Русь (в 1396 и  1404  годах)
и оба раза оставался там приблизительно по полтора года.  В  Литве  к  этому
времени судьба православной веры изменилась в худшую сторону…
    1386 год – брак литовского князя Ягайло с польской  королевой  Ядвигой.
Этот брак соединил Польшу и Литву под одной короной. Польша – католичество.
    Митр. Киприан не вступил в столкновения с новыми  веяниями  и  старался
поддерживать  с  Ягайло  дружеские  отношения.  Ягайло,  сделавшись  королём
польским, под влиянием латинского духовенства, сразу же  занялся  мыслью  об
объединении своих православных литовских подданных с подданными  королевства
польского и завёл об этом  разговор  с  митр.  Киприаном  в  первый  же  его
литовский визит в 1396 году. В то время думали об унии не столь уродливой  и
насильственной, какая была принята в  последствии.  Надеялись  ещё  устроить
дело со всей восточной церковностью в лице  константинопольского  патриарха.
В таком смысле и был предложен план  унии  митр.  Киприану.  Последний,  как
натурализовавшийся грек, охотно принял его к сердцу  потому,  что  тогдашние
греки  горячо  мечтали  о  соединении  церквей,  как  единственном  средстве
привлечь силы европейских государей  для  спасения  погибающей  византийской
империи, и, нужно заметить,  хотели  верить  в  возможность  действительного
воссоединения, а не беспрекословного подчинения папе.  Король  и  митрополит
вступили в переговоры с  Константинополем.  В  следующем  же  году  патриарх
ответил  тому  и  другому  посланиями.  Королю  он  отвечал:  «ты  пишешь  о
соединении церквей: и мы усердно желаем  этого,  только  это  не  есть  дело
настоящего времени, потому что у нас идёт  война  с  нечестивыми  (турками),
пути нам заперты, дела наши находятся  в  стеснённом  положении;  при  таких
обстоятельствах возможно ли, чтобы пошёл кто-нибудь от  нас  на  составление
там (на Руси) собора? Если бог пошлёт мир,  и  пути  станут  свободными,  мы
готовы к этому и по собственноручному побуждению. А,  чтобы  это  случилось,
усердно  просим  твоё  благородие  соединиться  с   благороднейшим   королём
венгерским и выступить с твоим войском на сокрушение нечестивых;  тогда,  по
освобождении путей, удобно может и  состояться  и  соединение  церквей,  как
желает этого твоё благородие, и как желаем этого мы».  В  послании  к  митр.
Киприану также просит его привлечь короля Ягайло к помощи  грекам.  Реальных
последствий эта переписка не имела.
    Митрополит Киприан, довольный объединением в своём лице  обеих  половин
русской митрополии – московской и литовской, имел все  желания  воссоединить
с ними и остальную юго-западную часть русской церкви – митрополию  Галицкую,
которой управлял Антоний, поставленный благодаря стараниям польского  короля
Казимира в  1371  году.  Смерть  Антония  (в  1391-2  годах)  приблизительно
совпала  с  окончательным   утверждением   Киприана   на   кафедре   русской
митрополии, и Киприан нашёл в ней повод  простереть  своё  влияние  на  дела
небольшой митрополии Галицкой. При  учреждении  этой  митрополии  во  власти
польского короля, кроме Галичины находилась часть  Волыни.  Поэтому,  помимо
епархии Галицкой и Перемышльской, Галицкому митрополиту подчинялись также  и
епархии  Холмская  и  Владимирская.  Ко  времени   митр.   Киприана   Волынь
подчинялась уже Литве, хотя и соединённой  с  Польшей,  и  пределы  Галицкой
митрополии  ограничивались  двумя  первыми  епископиями.  Когда  умер  митр.
Антоний,  то,  с  согласия  короля  Ягайла,   управление   делами   Галицкой
митрополии захватил в свои руки соседний Луцкий епископ  Иоанн,  подчинённый
ведению  митр.  Киприана.  Опираясь  на  своего  коронованного  покровителя,
смелый  и  властолюбивый  Иоанн  не  только  без   благословения   патриарха
распоряжался Галицкой митрополией, но, продолжая оставаться в  то  же  время
Луцким  епархиальным  епископом,  отважился  каким-то  образом  очень  грубо
нарушить права смежного с  ним  по  епархии  Владимирского  епископа.  Митр.
Киприан,  как  верховный  начальник  и  Луцкой   и   Владимирской   епархии,
воспользовался  этим  случаем,   чтобы   сместить   самозваного   управителя
митрополии. Он делал о нём доклад патриарху. Между  тем  Иоанн,  заручившись
рекомендацией Ягайла, отправился  в  КПль  в  1393  году  за  посвящением  в
митрополичий сан. Но здесь его  озадачили  предстоящим  ему  предварительным
разбирательством по делу с Владимирским епископом, который также должен  был
вскоре прибыть в КПль. Предчувствуя неблагоприятный для  себя  оборот  дела,
Иоанн, не долго думая, решил бежать из КПля и «сел  на  корабль,  готовый  к
отплытию». Напрасно  патриаршие  послы  хотели  задержать  его  до  соборных
рассуждений. Иоанн отвечал им: «Галич дан мне королём, который есть  местный
государь и властитель, мне не доставало только благословения  патриарха,  но
я получил его и больше ни в чём не  нуждаюсь:  что  мне  делать  на  соборе?
пойду в Галич, в свою церковь». В трудных обстоятельствах Иоанн, как  видно,
хватался за  соломинку  и  сознательно  лгал,  придавая  какое-то  особенное
значение простому благословению патриарха, полученному им наряду  с  другими
членами своей свиты при первом представлении. Этим ничтожным  аргументом  он
хотел  обеспечить  за  собой  митрополию  в  надежде,   конечно,   на   силу
расположенного  к  нему  короля.  Патриарх  за  такое  самовольство   предал
епископа отлучению, о  чём  написал  Ягайлу  и  Киприану.  Первому  патриарх
писал,  что  он  посылает  для  управления   митрополией   своего   экзарха,
Виелеемского  архиепископа  Михаила,   но   может   простить   и   поставить
митрополитом и Иоанна, только под условием его покорности и  раскаяния  пред
его митрополитом. А  Киприану  предлагалось  поставить  для  Луцкой  епархии
другого епископа, что и было им  исполнено.  Несмотря  на  всё  это,  король
продолжал  поддерживать  Иоанна,  и   тот   фактически   управлял   Галицкой
митрополией. Даже дружественное сближение с Ягайлом митрополита Киприана  во
время его приезда в Литву в 1396 году не  поправило  дела.  Король,  видимо,
упорно не желал, чтобы на его  собственные  польские  владения  простиралась
власть  всероссийского  митрополита.  А  настойчивый  Иоанн   всё   ещё   не
отчаивался стать  настоящим  митрополитом.  Сохранилась  от  1398  года  его
обязательственная грамота королю, в которой он обещается дать королю  двести
русских гривен и  тридцать  коней,  если  тот  поможет  ему  поставиться  на
митрополию, разумеется властью  КПльского  патриарха.  Таким  образом  митр.
Киприану почти до самой своей смерти (в  1406  году)  не  удалось  столкнуть
Иоанна и вообще не удалось подчинить своей власти митрополию  Галицкую.  Ему
в этом препятствовал и сам патриарх. Киприан  пытался  было  присоединить  к
себе епископию Перемышльскую, но получил за  это  у  патриарха  выговор.  По
соизволению КПльской патриархии Галичина  была  воссоединена  с  митрополией
всея Руси, и, таким образом, единство русской митрополии,  после  столетнего
перерыва, было восстановлено только при приемнике Киприана – Фотие.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru