Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина

Работа из раздела: «Исторические личности»

Воронежский государственный университет
Факультет журналистики



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

                   Журнально-публицистическая деятельность
                               М.Б. Салтыкова-Щедрина



Подготовил:
студент 3-его курса  ОЗО
Тюрин Р.Ю.
    Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова  Щедрина  в
«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую  он  начал
еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16  лет,  с
1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти  в  каждой  книжке  и  во
многом определяли характер и на  правление журнала.
    Начиная  свое  сотрудничество  в  «Отечественных  записках»,   писатель
опубликовал в 1868—1869 гг.  два  цикла:  «Признаки  времени»  и  «Письма  о
провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы  подводя
итог прожитому  после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось  в
жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем   60-х  годов
не принес  ожидаемых  результатов?  В  чем  причина  неудачи  революционного
движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок»  и
их читателей.
    Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи  борьбы  против  самодержавия  в
том, что слишком неоднородно было «движение  реформаторов», как  он  условно
называл движение 60-х годов.
    Хотя крепостное  право юридически было  отменено, пережитки  феодализма
оказались настолько  живучими,  что  сатирик  имел  полное  право  признать:
крепостное право живет во всем — «в нашем темпера   менте,  в  нашем  образе
мыслей, в наших обычаях, в наших поступках.   Все, на что бы мы ни  обратили
наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
    Оценивая  другие   реформы   60-х   годов,   Салтыков-Щедрин   так   же
недвусмысленно  раскрыл их крепостническую сущность.
    Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую  природу  земств,  антинародный
характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как  органов
местного самоуправления, он был лишь против  засевших  в  них  крепостников-
помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
    Признаки времени с  господствующим  капиталистическим  устремлением   к
наживе  -   «хищничеством»    —    и   политической   пассивностью   народа,
задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается,  что  среди
«легковесных» нет места идеалам 40—60-х  годов,  однако  не  теряет  веры  в
лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него  ютится  жизнь»  (т.
7, с. 94).
    В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает  на  страницах  «Отечественных
записок» два новых публицистических произведения:  «Дневник  провинциала   в
Петербурге» (1872) и  «Благонамеренные  речи»  (1872—1876).  Оба  эти  цикла
посвящены  преимущественно дальнейшему   развитию  капитализма  в  России  и
отражению этого процесса в политической жизни страны.
    Писатель одним из первых в русской литературе создал типические  образы
представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов  —  либералов.
Разоблачение либерализма становится одной из главных  тем  его  литературной
деятельности.
    На фоне  торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливо
виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело  осуждает  политическую
реакцию  конца  60-х  годов,   критикует   последующие   реформы    царского
правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы  приспособить
самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.
    Особое  место  в  цикле  занимает  рассказ   о   Дерунове,   содержащий
беспощадную  характеристику «опоры» современного общества
     «Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он  не
столп относительно собственности, ибо признает священною толь ко  лично  ему
принадлежащую собственность.
    Рассматривая  общественную  жизнь  в  годы   реакции,   Салтыков-Щедрин
типичным  явлением   русской   действительности   называет   «молчалинство».
Безразличие  к  насущным  вопросам  современности,  стремление   к   личному
благополучию господствует  в  либеральном  обществе.  Молчалины   всюду.  Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только  пассивную
роль. Все они — люди беспринципные, готовые  снести любое оскорбление,  если
оно будет  оплачено.  Цинизм,  моральная  и  политическая  нечистоплотность,
продажность  являются  неотъемлемым  качеством   преуспевающих    адвокатов,
журналистов и литераторов. Но именно эти качества и  определяют  их  будущее
поражение.
    Салтыков-Щедрин,  верно  понимая  характер  русского  капитализма   как
явления,    обусловленного    историческим    развитием,    не     признавал
капиталистические отношения вечными и неизменными.
    После поездки  по  Европе  Салтыков-Щедрин  печатает  в  «Отечественных
записках»  цикл  очерков  «За  рубежом»  (1880).   Симпатизируя   передовой,
революционной  Франции,  восхищаясь   ее   прогрессивными   традициями,   он
беспощадно разоблачает современную  французскую  буржуазию,  затоптавшую  из
алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял  ореол
мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев,  которые
защищали в прессе и парламенте  капиталистические порядки.
    В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей  чертой  в
политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над  Францией  в
1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее  положение  в  Европе.
Салтыков-Щедрин  высмеял  эту  претензию  и  заклеймил   наглость   прусской
военщины.
      «Зарубежное»  в   очерках   Салтыкова-Щедрина   постоянно   и   тесно
переплетается с «отечественным». В  аллегорической  сцене  —  диалоге  между
«мальчиком  без штанов» и «мальчиком в штанах»  — сатирик  ставит  вопрос  о
характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она,  так  же
как многие европейские страны, пойдет по пути  капиталистического  развития.
Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством, еще  не  пропитанный
буржуазной законностью, как это случилось с немецким «мальчиком  в  штанах»,
сумеет  свести  счеты  с  Колупаевым   и  добиться  освобождения  от  всякой
эксплуатации. Все сопоставления русских  и  западноевропейских  общественных
отношений  даны  в  очерках  под  углом  зрения  перспектив   революционного
развития России.
    «Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия»  (1877—1883)   и
публицистические  произведения,  написанные  после  закрытия  «Отечественных
записок», рисуют русское общество в период обострения  революционной  борьбы
и реакции, наступившей вслед за разгромом движения  народников.
    Яркой сатирой на царский суд и расправу  является  сценка  «Злополучный
пискарь, или Драма в Кашинском окружном  суде». В наиболее обобщенном   виде
тупость и реакционность  царской  бюрократии  была  воплощена   писателем  в
образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
    Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-
х годов к монархизму, содержит цикл «В среде  умеренности  и  аккуратности».
Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора,  Молчалина  2-го,  явился
Суворин, издатель газеты «Новое время».
    Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной  кухни  и  пародийно
раскрывает сущность основных жанров  буржуазной  газеты:  передовой  статьи,
фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и  только
одна мысль беспокоит редактора: как бы  при  всем  либерализме  дать  каждой
фразе такой оборот,  чтобы  не  осталось  и  тени  недоверия  к  начальству!
Щедринское  выражение  «Чего  изволите?»  было  очень   удачным   и   прочно
укрепилось за газетой Суворина «Новое время».
    Позднее, в условиях реакции 80-х  годов,  Салтыков-Щедрин  еще  не  раз
обращается к характеристикам буржуазной и  монархической  прессы  в  России.
Редактор «Красы Демидрона»,  бывший  тапер  публичного  дома  Иван  Иванович
Очищенный   («Современная  идиллия»),  сам  признается,  что  он  не   имеет
никакого  влияния  на  газету.  Все  зависит  от  издателей  —  содержателей
увеселительных  заведений.  Скандальная  хроника,  порнография,   социальная
демагогия — вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
    Публицистика  Салтыкова-Щедрина  70—80-х   годов   -    это   подлинная
революционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость  и
непримиримость сатиры  были  отражением убежденности  писателя  в  том,  что
необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
    Салтыков-Щедрин    был    и    остается    непревзойденным     мастером
публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем  творчестве
он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.
     Писатель быстро и верно умел подметить новое  в  экономике,  политике,
литературе. Это умение позволило ему раньше  других,  уже  в  на  чале  70-х
годов, создать яркие, типические образы.
    Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая  индивидуальная
особенность  стиля  Салтыкова-Щедрина.  Он  мог  схватывать  явления  в   их
становлении,  росте.  Недаром  Гончаров  говорил,  что  для  изображения  не
установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым  способность
сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.
    Салтыков-Щедрин  был  мастером   эзоповского  языка.  Немного  найдется
писателей и публицистов, которые могли  бы  сравниться  с  ним  в  искусстве
обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом  и  Чернышевским  он  блестяще
пользовался в подцензурной печати иронией и по  праву  мог  повторить  слова
Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
    Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда
слов и оборотов речи, читатель, по  свидетельству  самого  сатирика,  хорошо
понимал его.
    Неистощимо языкотворчество  Салтыкова-Щедрина.  Он  был   очень  чуток,
внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам  и  негодовал  на
либерально-буржуазных   газетчиков,   коверкавших   речь   в   угоду   своим
невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство  слова,
огромен словарный запас,  поразительно  умение  использовать  многозначность
слов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой  оттенок в  слове  и
с  его  помощью  охарактеризовать   любое   жизненное   явление,   поведение
отдельного человека или целой  социальной  группы.  Сатирик  в  совершенстве
постиг язык  так  называемого  образованного  общества  —  язык  чиновников,
адвокатов, либеральных писателей и журналистов,  законодательных  учреждений
— и пародировал его в своих произведениях. Столь  же  хорошо  знал  он  речь
народа, крестьян, язык русских летописей.
    Для  характеристики  различных  сторон  русской  жизни  70—80-х   годов
Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои  произведения  литературные  персонажи:
Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и  заставлял
их действовать. Это избавляло его от необходимости подробно  характеризовать
прошлое  «героев»   своего   времени.   Сохраняя   первоначальный   портрет,
литературные  персонажи  жили  в  произведениях   Салтыкова-Щедрина   второй
жизнью. В  изменившихся  исторических  условиях  их  характеры  и  поведение
раскрывались  с  новых  сторон,  а  литературное  прошлое  помогало  уяснить
классовую  сущность  и  общественную  роль  живых  представителей  различных
сословий в 70—80-е годы.
    Писатель постоянно стремился сделать своих  противников  смешными,  ибо
смех — великая сила.
    В  подцензурных  же  условиях  этот  способ  борьбы  оставался   подчас
единственно возможным,  ибо  кто  мог  позволить  себе  в  легальной  прессе
патетический гнев или  прямое  осуждение  позорящего  Россию  самодержавия?!
Смех сатирика, злой и безжалостный,  был  направлен  на  расшатывание  основ
существующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru