Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Творчество Софокла 31.2 Кб.
  2. Софокл 4.4 Кб.
  3. Софокл и греческий театр 21.2 Кб.
  4. Образ ідеальної людини в трагедії Софокла "Цар Едіп" 44.5 Кб.
  5. Внесок Софокла у світову літературу 30.9 Кб.
  6. Две интерпретации одного сюжета: "Хоэфоры" Эсхила и "Электра" Софокла 39.6 Кб.

Софокл

Работа из раздела: «Искусство и культура»

Софокл
496 – 406 гг. до н. э.
 Софокл занимает почетное место в триаде великих трагиков. Младший
современник и ученик Эсхила Софокл запечатлел пору расцвета афинской
демократии, сумев достойно сменить своего учителя и стать любимым
драматургом современников. Он был поистине любимцем богов, прожил долгую и
счастливую жизнь, наделенный всевозможными талантами, драматическими и
музыкальными способностями, он обладал чувством ритма и сценического
пространства, отличался отменным здоровьем, был внешне привлекателен,
неутомим в работе. Греки считали Софокла идеалом гармонического человека,
являвшего собой физическое, духовное, нравственное совершенство. Он
участвовал почти в 30 драматургических состязаниях, 24 раза был первым, в
остальных случаях – вторым. Софокл написал 123 пьесы, но до нас дошли лишь
7. Это трилогия о царе Эдипе («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»),
«Электра» (близкая по сюжету к «Хоэфорам» Эсхила, т. е. ко второй части
«Ористеи»), «Филоктет», «Трахиянянки», «Аякс». Он входил в кружок людей
искусства, окружавших Перикла, вождя афинской демократии, находился с ним в
дружеских отношениях. Его не раз выбирали на общественные должности,
например казначеем, даже военным стратегом и дипломатом, но тут его успехи
были скромнее, чем на драматургическом поприще. Человек традиционных
консервативных взглядов, Софокл примкнул к олигархическому заговору 411 г.
до. Н. э., но, когда заговорщики потерпели неудачу и были схвачены, Софокла
не тронули, учитывая его возраст, ему тогда исполнилось восемьдесят пять
лет, да и слава первого трагика не позволила этого сделать. После смерти,
наступившей в возрасте девяноста лет, Софокла, подобно Гомеру, Архилоху и
Эсхилу, причислили к лику героев. Было решено устраивать жертвоприношения в
его честь, сооружена бронзовая статуя и издан закон относительно
выверенного текста и списка трагедий Софокла (а также Эсхила и Еврипида),
хранившихся в специальном месте. Актерам запрещалось отходить от
канонического текста; ведь гений считался национальным достоянием Греции.
  По словам Гете, «никто не знал сцены и своего ремесла, как Софокл».
Продолжая дело Эсхила, Софокл придал трагедии, всем ее элементам
законченность и совершенство. Если у Эсхила герои нередко выступают как
орудие богов, внешних сил, то у Софокла персонажи более «очеловечены» ,
более самостоятельны в своих действиях и поступках, хотя все же остаются
ограниченными в своих знаниях. А потому человек бессилен противостоять
злому року, не в состоянии переломить уготованную ему судьбу. Классическая
«трагедия рока» – «Царь Эдип», герой которой не может уйти от судьбы,
несмотря на все свои усилия, которые приводят его лишь к противоположным
результатам. Некогда могущественный царь покрывает себя позором. И в то же
время Софокл показывает людей «такими, какие они должны быть», то есть
героизированными, возвышенными, наделенными высокими нравственными
качествами. Таков Эдип, который ищет преступника, т. е. самого себя, а
потом беспощадно себя казнит; такова и Антигона из одноименной трагедии,
которая совершая погребальный обряд над братом, объявленным Креонтом
«врагом», - выполняет свой высший долг, но тем самым обрекает себя на
смерть.
    Софокл выступает как мастер четко выписанных человеческих характеров.
Он использует прием контраста, противопоставляя одних героев другим: Эдипа
Креонту (в «Царе Эдипе»), Антигону Исмене (в «Антигоне»). Его трагедии
обычно имеют развернутые «предыстории». Многие обстоятельства выясняются в
процессе развития событий. На глазах зрителей обычно происходит развязка, и
мы непременно обнаруживаем отголоски прошлого в настоящем. Блистательный
образец такой композиции – трагедия «Царь Эдип». Она не случайно считается
одним из шедевров мировой драматургии. Мастерски владея архитектоникой,
построением пьесы, Софокл придает партиям «очаровательную сладость и
величие»; хор же, в свою очередь, удачно дополняют исполненные драматизма
диалоги. Пьесы Софокла столь совершенны и гармоничны, что его называли
«Фидием литературы».



            Красноярское государственное хореографическое училище



                                   Реферат

                              На тему: Софокл.



                                                                  Выполнила:
                                                          Ученица 5-9 класса
                                                               Бадикова Надя



                             Красноярск 2000 г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru