Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

Работа из раздела: «Искусство и культура»

Реферат


Тема:   Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней
классики.



                                            Ученика 9 «Г» класса
               Средней школы № 23
                  г. Борисова
                 Марголина Ильи.



1998г.

8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней
Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых
рабовладельческих государств Востока. К началу 8 века или, быть может к
несколько более раннему времени относится возникновение греческого
алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв.
начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно
оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый
период своего развития. Существенные сдвиги происходят также в развитии
изобразительных исскуств и архитектуры.
  К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные
верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы
общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах
складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов,
возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной
семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу
олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства.
  Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей
Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле,
и златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе
обитает  бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп
и неистов грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто
приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-
Полладе. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида.
  Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём
мире.
  Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал
существовать и в дальнейшем.
  Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм
Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех
ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др.
  8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства.
Наибольшего развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников
этого периода первое место по своей художественной значительности занимали
храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества
сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от
дерева камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где
дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.
  Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно
посмотреть на храм Посейдона  в Пестуме (начало 5 в. до н.э.),  чтобы
почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и
массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос.

  К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так
называемых архитектурных  ордеров – дорический и ионический.  Дорический
стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.
  В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху
колонны лишены баз,  каннелюры на стволе колонны    образуют при встрече
острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько
расширяющейся к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты.



  В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную
базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием
её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами
представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными
изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством
художественной выразительности в архитектуре.
  Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке
до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до
н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику.
Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или
бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение
другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни
малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка
словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
  Архаическая скульптура  совершила громадный путь от примитивных идолов в
виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой
головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как
скульптурная группа «гигантомании» (война богов и титанов), созданная
афинскими мастерами в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений
ионийской художественной школы – так называемая делосская Артемида (7 век.)
стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади
и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей
четырёхгранный характер.
  Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в
изображении человеческого тела, определялась не только ростом
профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями
общественной жизни в древнегреческом полисе.
  Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос
(Девы), построенный в 5 веке до н.э. зодчим Иктином и Калликратом в Афинах.
Его белокаменный силуэт  чётко вырисовывался на фоне неба. На первый взгляд
Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими
дорическими колоннами. И всё-таки здание бесконечно величественно. Его
секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей.
Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему,
чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы
архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru