Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Работа из раздела: «Искусство и культура»
                                   Реферат

                                    Тема:
           «Особенности амарнского периода Египетского искусства»

                          Юридическая академия НГУ.

|Сверкает и блестит на горизонте утром,                   |
|Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.                |
|И тает мрак ночной под сенью рук горящих.                |
|Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.                  |
|И на ноги встает от сна восставший люд.                  |
|Омыв себя водою и взяв свои одежды,                      |
|Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.                 |
|Во всей земле твоей творят свою работу.                  |
|И мирно бродит скот на пастбищах своих.                  |
|Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,              |
|И птицы вылетают из гнезд своих ночных.                  |

                       гимн единому богу солнца Атону, культ которого
                       установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии
                       Тутанхамона)

      Конец XVIII династии (конец XV – начало  XIV  в.  до  н.  эр.)  –  это
период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

|                          |                                      |
|[pic]                     |Стремясь подорвать авторитет          |
|                          |жречества, опиравшийся на культы      |
|                          |древних богов, Аменхотеп IV выдвинул  |
|                          |новое учение, объявив единым истинным |
|                          |божеством солнечный диск под именем   |
|                          |бога Атона. Храмы старых богов были   |
|                          |закрыты, их изображения уничтожены, а |
|                          |храмовое имущество конфисковано.      |
|                          |Фараон покинул Фивы и построил себе в |
|                          |среднем Египте, на том месте, где     |
|                          |находится сейчас селение Амарна, новую|
|                          |столицу, назвав ее «Ахетатон», что    |
|                          |значит «Небосклон Атона». По названию |
|                          |места раскопок столицы Аменхотепа IV  |
|                          |весь период его царствования часто    |
|                          |называется «амарнским». Сам он также  |
|                          |принял новое имя – Эхнатон – «Дух     |
|                          |Атона».                               |

      Естественно, что не менее резкий перелом  должен  был  произойти  и  в
искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И  действительно,  уже
памятники, созданные в начале правления Эхнатона,  очень  сильно  отличаются
от  всего  предшествующего  сознательным  отказом  от   канонических   форм.
Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер  основных  его
зданий. Храмы, как и раньше, были  ориентированы  с  востока  на  запад,  их
территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с  мачтами.  Однако
они имели ряд новых черт,  которые  были  обусловлены  особенностями  нового
культа, совершавшегося  под  открытым  небом,  и  необходимостью  сооружения
храмов, как  и  всего  города  в  кратчайший  срок.  Храмы  Атона  не  имели
характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в  основном  из
кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни  монументальностью,  ни
художественным качеством. Колоннады были сведены  лишь  к  павильонам  перед
пилонами. Чередование  же  пилонов  и  огромных  открытых  дворов,  лишенных
портиков и наполненных  рядами  бесчисленных  жертвенников,  придало  храмам
сухость и однообразие.
      Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как  дворцы
предшествующих периодов  почти  не  сохранились.  Именно  поэтому  амарнские
дворцы особенно интересны: они дают представление  о  характере  гражданской
архитектуры  Египта.  Дворцы  строились  из  кирпича,  и  только  колонны  и
обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял  из  двух  частей  –
частной, где находились жилые комнаты, и  официальной,  предназначенной  для
приемов  и  других  церемоний.  Обе  части  соединялись  крытым   переходом,
перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть  дворца
был с севера. Оформление входа официальной  части  не  вполне  ясно;  твердо
установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен,  которого
стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом  официальной  части
дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые  стороны
фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный  зал,
из которого три пандуса вели во внутренние дворы  и  расположенные  за  ними
помещения. Колонны дворца отличались большим  разнообразием.  Здесь  были  и
колонны со стволами в виде связок папирусов  с  изображениями  висящих  вниз
головами  уток  под  капителями  в  форме  цветов  папируса,  и  колонны   с
необычными сочетаниями листьев  пальм,  и,  наконец,  колонны,  пальмовидные
капители которых были сплошь покрыты   инкрустациями  из  блестящих  цветных
фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной  части
дворца были отведены для отдыха  фараона,  его  семьи  и  приближенных.  Эти
помещения,  так  же  как  комнаты  частной  половины  и  комнаты  загородных
дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были  украшены
чудесными  росписями,  содержавшими  изображения   растений   и   сцены   из
дворцового быта.  В  некоторых  помещениях  стены  были  покрыты  фаянсовыми
изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах  находились
большие  сады  с  прудами  и  озерами,  иногда  с  особыми  помещениями  для
зверинца.
      Раскопки Ахетатона знакомят нас и  с  жилищами  знати,  которые  также
строились из кирпича, из камня же делались лишь  базы  колонн  и  обрамления
дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной  участка  размером
около 70x55 м. В стене были два входа  –  главный  и  особый  для  слуг;  от
главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером  около  22x25  м.
Правую  его  часть  составляла  центральная  комната  и  две-три  другие   –
приемные. Жилая часть состояла из  спальни  хозяина  с  умывальной,  женских
помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком,  вследствие  чего
центральная комната всегда строилась выше других. Стены и  полы  покрывались
росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также  сад  с
прудом  и  беседками.  Дома   низшего   городского   населения   значительно
отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным  отсутствием
служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона  и  знати.
Эти дома составляли  особый  поселок  за  городом  по  дороге  к  гробницам.
Поселок был обнесен стеной  и  занимал  участок  в  69x69,5  м,  на  котором
вплотную друг к другу было расположено семьдесят  четыре  дома,  разделенных
пятью улицами.  В  каждом  доме  имелся  небольшой  дворик,  общая  комната,
спальня и кухня.
      Расцвету, искусства Ахетатона  внезапно  был  положен  конец.  Реформы
Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на  примирение
со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть  века
после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город  ,
а вычеркивают его  имя  из  списков  «законных»  фараонов  -  в  официальных
египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв  с
традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные  сдвиги  во  всех  областях
культуры,  что  полный  возврат  к  старому  был  уже  невозможен.  Значение
искусства Амарны не ограничилось  временем  ближайших  преемников  Эхнатона;
оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода  XIX  династии,
а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.


Источники:
- Art history of development, 1994  Betta, Москва;
- Виртуальная энциклопедия Древнего Египта -
http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;
- http//www.egipt.com;
- http://www.yandex.ru/.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru