Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Мужской костюм эпохи позднего средневековья

Работа из раздела: «Искусство и культура»



                                   Реферат
                            Ученицы 9 'С' класса
                                  школы №27
                                Ищенко Алисы
                                  по теме:
                            'Мужской костюм эпохи
                          позднего средневековья'.



                                  Апрель 98
        Медленная агония античного рабовладельческого  общества  закончилась
в 476г., когда войска варваров  завладели  Римом  и  перестала  существовать
когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя.
       Началась новая  эпоха  в  истории  Европы.  Новые  народы  и  племена
заселили европейскую территорию бывшей Римской империи и захватили земли  за
её северо-восточными границами.  В  непрерывных  войнах,  стычках,  набегах,
переделах  и  завоеваниях  формировались  новые,  пока  ещё  не   устойчивые
государства. В этой борьбе были разрушены и исчезли многие  античные  города
и поселения с их великолепными памятниками искусства,  а  те,  что  уцелели,
перестали  играть  былую  роль  административных,  торговых   и   культурных
центров.  Основным  ядром  жизни   теперь   становится   поместье   феодала,
способного защитить своих поселян от внешнего врага.
       Упадок городов и городской культуры приводит  к  тому,  что  ремесло,
торговля перестают кормить горожан, и они также спешат  обзавестись  клочком
земли,  чтобы  как-то  существовать.  Отношение  каждого  жителя   к   земле
определяло его  социальное  положение  ужё  в  ранний  период  существования
феодального общества и создало  четкое  деление  населения  на  сословия,  а
также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю.
       Сословный характер европейского феодального  общества,  разобщенность
отдельных феодалов - натуральное хозяйство удовлетворяло  все  неприхотливые
потребности жителей  -  приводит  к  замедленным  темпам  жизни  и  развития
культуры.  Жестокие  последствия  междоусобных  войн   сменяются   периодами
относительного благополучия, особенно у крестьян,  перемежающимися,  однако,
взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями. Это порождает характерный  для
средневековья  страх  перед  всякой  новизной,  подсознательное   стремление
сохранить всё без перемен.
       В  такой  обстановке  складываются  новый  быт  и  костюм.  Основными
источниками формирования костюма  были  одежды  варваров  и  христиан  эпохи
поздней Римской империи,  бытовавшие  среди  исконного  населения  Италии  и
Галлии.
       Хотя племена и народы, заселившие Европу,  были  различны  по  своему
этническому составу, их костюм  имел  ряд  общих  характерных  особенностей:
прежде всего в его основе лежал крой и  стремление  воспроизвести  в  одежде
формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире.  Первоначальный
покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и  именно  он  лёг  с
основу дальнейшего развития европейского костюма.

       Мужской костюм состоял из штанов различной длины  -  древние  римляне
называли их 'брэ', довольно  короткой  рубашки-туники  и  небольшого  плаща-
сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол,  или  мягких
башмаков. Одежда из довольно грубых домотканых материй,  шерстяных,  льняных
и полушерстяных  на  пеньковой  основе,  по-видимому,  была  орнаментирована
вышивкой, однако об этом имеются  лишь  отрывочные  сведения.  Под  влиянием
римского  костюма  у  европейцев  появились  длинные  туники  и   далматика,
неизвестные варварам. Они  сделались  знаком  привилегированного  положения.
Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние  королей
было обязательно длинным.
       Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода
возникли  первые  попытки  объединения  небольших   феодальных   государств.
Наиболее крупным и устойчивым  из  них  было  государство  франков.  Высшего
расцвета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его  наследниках
- Каролингах  (IX  век).  В  это  время  возобновляется  почти  прервавшееся
общение  между  Западной  Европой  и  Византией,  и  в  королевство  франков
поступают византийские товары -  главным  образом  ткани  для  торжественных
одежд. Ткани местного производства, окрашенные растительными  красителями  -
мереной, шафраном, орешником и др., - были  распространены  даже  при  дворе
Карла Великого.
       Европейский костюм этого  времени  мало  чем  отличается  от  костюма
варваров. Рубашка-'шенс' - выше колен, всё тот же  брэ  до  середины  икр  и
плащ, называемый теперь 'манто'. Отличительной особенностью костюма  франков
была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или  из
мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями,  оставляя  открытыми
пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели  право,  по-видимому,
лишь король и члены его рода.
       Более  нарядной  и  богатой,  сохранившей  заметные   черты   римско-
византийского костюма, была одежда итальянцев.  В  некоторых  южных  районах
Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений,  там  сохранялись,
и раньше, чем в  других  государствах  Европы,  стали  развиваться  ремёсла,
существовала и торговля  с  Византией  и  Востоком.  Всё  это  не  могло  не
сказаться  на  характере  костюма:  в  Италии  больше,  чем  где-либо,  были
распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани,  длинная  одежда
была привилегией не только  владетельных  особ,  но  и  большинства  пожилых
людей.
       Однако, несмотря на элементарность  форм  и  относительную  скудность
тканей, декоративное решение  европейского  костюма  V-IX  веков  отличается
самобытностью и  высоким  уровнем  художественного  мастерства.  Это  прежде
всего относится  к  украшениям  из  металла  (золота,  бронзы),  органически
входившим в общую композицию костюма. Рисунок  разнообразно  переплетающихся
лент, перевитых шнурами, геометрических  узоров  с  условными  изображениями
животных, выполненный  из  золота  или  бронзы  с  крупными  альмандинами  и
другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот  так
называемый  'звериный  стиль'  с  его   своеобразной   условной   трактовкой
материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём  сказалось
новое видение мира, иное отношение  к  природе.  Из  этого  стиля  и  начало
развиваться всё европейское искусство средневековья.
       В IX - X веках в Центральной Европе медленно и постепенно развивается
ремесло, оживает торговля. Жизнь  становится  менее  замкнутой,  и  у  людей
возникает стремление выйти за  пределы  действительности.  Частые  неурожаи,
массовые эпидемии, междоусобные войны и связанное с  ними  разорение  теперь
рождают во многих людях мечту об 'обетованной земле',  полной  довольства  и
благополучия.   Так   внутренние   процессы   жизни   европейских    народов
подготавливают почвы для крестовых походов.
       В это же время развивается строительное искусство,  -  архитектура  и
формируется особый художественный стиль - романский,  показавший  творческую
силу молодых народов. Характерные  черты  этого  нового  стиля  -  спокойные
монументальные формы, при чёткой конструкции, сдержанное применение  декора,
тесно связанного с  конструктивным  замыслом,  -  мы  находим  не  только  в
архитектуре, но и в костюме. Неразрывное стилистическое единство всех  видов
искусства  -  отличительная  черта  любой   эпохи   -   характерно   и   для
средневековья.
       Развивающееся  общение  между  европейскими   странами   и   особенно
завоевание   Англии   норманским   герцогом   Вильгельмом   I   (1066    г.)
распространили  влияние  Франции,  как  страны  более   культурной.   Войско
Вильгельма I состояло не только из рыцарей Нормандии,  но  и  из  французов,
выходцев из  Фландрии,  Бретани  и  даже  Италии.  Все  оставшиеся  в  живых
сподвижники Вильгельма получили в Англии земли  и  образовали  в  английской
земельной   аристократии   крепкий   слой   преданных   слуг   короля.   Они
ассимилировались, и в английский язык вошло много французских  слов,  в  том
числе и названия одежд. Распространились в Англии и некоторые французские  и
итальянские  формы  одежд,  особенно  женские,   но   здесь   они   получили
своеобразную трактовку.
             В XII веке, после  ряда  крестовых  походов,  под  впечатлением
богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев входит длинная  одежда.  Её
носят теперь и молодые люди, особенно дворяне.
       Развивающееся ремесло увеличивает  количество  тканей,  а  главное  -
улучшает её качество. Всё больше  появляется  привозных  материй.  Европейцы
уже не довольствуются шенсом, брэ  и  манто.  Сверх  шенса  носят  'блио'  -
полудлинную или длинную одежду с боковыми разрезами,  сквозь  которые  виден
шенс. Шенс и блио всегда  делали  разных  цветов.  На  ноги  надевают  узкие
длинные чулки - 'шоссы', которыми  прикрывают  часть  брэ.  Шоссы  тесёмками
привязывают к поясу. Верхней одеждой служил плащ различных размеров.
       Примечательной особенностью обуви  XII  века  были  длинные  носки  -
'пигаш', своей остроконечной  формой  нарушавшие  спокойные  линии  костюма.
Появление пигаш  связывают  с  именем  графа  Анжуйского,  желавшего  скрыть
уродливую  форму  стопы.  Такая  обувь  была  распространена  не  только  во
Франции, но и в других западноевропейских странах.
       Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами -  'ботт',
но в конце XII века и у них появляются длинные остроконечные носки.
       Головные уборы мужчин не имели жесткой основы, иногда их  драпировали
подобно  восточному  тюрбану.  Самым  распространённым  был  'куаф'  -   род
капюшона, с удлинённым мысом сзади.
       Литература: мерцалова М. Н. 'Костюмы разных времён  народов'

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru