Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Транспортная система (Восточного Казахстана)

Работа из раздела: «География»


    Введение

    Транспорт является важным  элементом в развитии экономики области.  Его
деятельность   неразрывно   связана   с    изменением   объёмов   выпущенной
промышленной     и     сельскохозяйственной     продукции,     товарооборота
потребительских товаров.
    На  диаграмме  представлена   динамика   индекса   физического   объёма
произведённой продукции и индекса объёма перевозок грузов:



    В Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими  видами
транспорта, как  автомобильный,  железнодорожный,  городской  электрический,
воздушный и внутренний водный. Основным  перевозчиком,  как  грузов,  так  и
пассажиров  является  автомобильный  транспорт.  В   таблицах   представлено
распределение  объёмов  грузовых  и  пассажирских  перевозок  предприятий  и
физических лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года:

|                      |тыс. тонн         |удельный вес         |
|                      |                  |к итогу, %           |
|Перевезено грузов     |128143.0          |100.00               |
|всего,                |                  |                     |
|в том числе           |                  |                     |
|Автомобильным         |110275.9          |86.05                |
|Железнодорожным       |17798.6           |13.9                 |
|Внутренним водным     |68.4              |0.05                 |
|Авиационным           |0.1               |-                    |

|                    |тыс. пассажиров     |удельный вес        |
|                    |                    |к итогу, %          |
|Перевезено          |303338.1            |100.00              |
|пассажиров всего,   |                    |                    |
|в том числе:        |                    |                    |
|Автомобильным       |292109.9            |96.3                |
|Электрическим       |9818.0              |3.24                |
|Железнодорожным     |1362.3              |0.45                |
|Авиационным         |43.2                |0.01                |
|Внутренним водным   |4.7                 |-                   |

    Объёмы перевозок грузов всеми  перевозчиками   по  видам  транспорта  в
динамике выглядят следующим образом:



    Как видно из графика, автоперевозки,  авиаперевозки  и  железнодорожные
перевозки грузов стабильны  по  своим  ежегодным  объёмам.  Речной  грузовой
транспорт   общего   пользования   области,   с    банкротством    Восточно-
Казахстанского  речного  пароходства,  официально   в   прошлом   году   был
представлен лишь паромными переправами.
     В текущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По
данным за 9  месяцев  2000  года  объёмы  перевозок  грузов  автотранспортом
возросли  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  1999   года   на   25.7%,
железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним  водным  -  в
17.5 раз.
    Объём пассажирских перевозок до начала текущего года в  целом  ежегодно
уменьшался.  Сокращался  пассажиропоток  на  железнодорожном   и   городском
электрическом транспорте, не работал в 1999 году пассажирский  речной  флот.
Вместе  с   тем   увеличивается   ежегодный   объём   перевозок   пассажиров
автомобильным  транспортом,   приостановилось   в   1999   году   сокращение
авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых  пассажиров  всеми
видами транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за  период
с 1996 по 1999 гг.:
|                     |1996 г.  |1997 г.  |1998 г.  |1999 г.  |
|Автомобильный, млн.  |334.3    |310.3    |316.2    |320.3    |
|пассажиров           |         |         |         |         |
|Городской            |24.7     |20.4     |16.9     |11.1     |
|электрический, млн.  |         |         |         |         |
|пассажиров           |         |         |         |         |
|Железнодорожный, млн.|1.7      |1.8      |1.5      |1.2      |
|пассажиров           |         |         |         |         |
|Воздушный, тыс.      |83.0     |58.0     |39.3     |43.0     |
|пассажиров           |         |         |         |         |
|Внутренний водный,   |143.8    |32.0     |15.4     |-        |
|тыс. пассажиров      |         |         |         |         |


    В   текущем  году  наметился  рост  пассажироперевозок  на  всех  видах
транспорта кроме железнодорожного. Внутренний водный пассажирский  транспорт
после процедуры банкротства ВК  речного  пароходства  передан  в  управление
вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9 месяцев текущего  года  относительно
января-сентября 1999  г.  автобусами  и  легковыми  автомобилями  перевезено
пассажиров на 20% больше,  трамваями  –  на  27.8%,  самолётами  –  на  38%,
поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом  составил  4.7
тыс. пассажиров.
    Автомобильный транспорт области по своей принадлежности  подразделяется
на три категории: автомобили транспортных  предприятий  общего  пользования,
нетранспортных  предприятий  и  организаций  и   автомобили   индивидуальных
владельцев. В виду износа и  малой  степени  обновления  автомобильный  парк
области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен его  рост,  но  только  за
счёт увеличения числа легковых автомобилей частных владельцев. На  диаграмме
представлен в динамике автомобильный парк области:



    По принадлежности автотранспортные  средства  подразделяются  следующим
образом (данные по состоянию на 1.01.2000 г.):

|вид            |всего,|принадле|в  том числе:    |принадлежащ|
|автотранспортны|ед.   |жащие   |                 |ие         |
|х средств      |      |предприя|                 |индивидуаль|
|               |      |тиям    |                 |ным        |
|               |      |        |                 |владельцам |
|               |      |        |нетранс|автотран|           |
|               |      |        |портным|спортным|           |
|Всего          |128436|18759   |15952  |2807    |109667     |
|Грузовые       |19768 |9422    |7954   |1468    |10346      |
|автомобили     |      |        |       |        |           |
|Пассажирские   |3614  |2487    |1385   |1102    |1127       |
|автобусы       |      |        |       |        |           |
|Легковые       |101015|2905    |2668   |237     |98110      |
|автомобили     |      |        |       |        |           |
|Специальные    |4039  |3945    |3945   |-       |94         |
|легковые и     |      |        |       |        |           |
|грузовые       |      |        |       |        |           |
|автомобили     |      |        |       |        |           |

    Из таблицы следует, что основными владельцами автотранспортных  средств
в области являются физические лица. На их  долю  приходится  основная  часть
перевозимых автотранспортом  грузов  и  пассажиров.  Так,  по  данным  за  9
месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами грузов  составил
68% всех автотранспортных  грузоперевозок,  пассажиров  частными  автобусами
легковыми автомобилями  -  82%  всех  автомобильных  пассажироперевозок.  По
сравнению с  девятью  месяцами  1999  года  объёмы  перевозок  собственников
автотранспортных средств  изменились следующим образом:

|                  |грузы, в % к           |пассажиры, в % к  |
|                  |аналогичному периоду   |аналогичному      |
|                  |прошлого года          |периоду прошлого  |
|                  |                       |года              |
|Транспортные      |182.3                  |90.0              |
|предприятия       |                       |                  |
|Нетранспортные    |124.0                  |-                 |
|предприятия       |                       |                  |
|Физические лица   |125.4                  |129.4             |

    Приведённые данные свидетельствуют о  росте  объёмов  перевозок  грузов
всех  перевозчиков  области,   а   также   перераспределении   автомобильных
пассажироперевозок  в пользу транспортной деятельности физических лиц.
    Эксплуатационная длина железных дорог в области составляет 1466.8  км.,
плотность железнодорожных путей  –  5.2  км.  на  1000  м2  территории,  что
соответствует среднереспубликанскому показателю.
      Железная дорога является основным магистральным перевозчиком  грузов.
Средняя  дальность  перевозки  одной  тонны  груза   превышает   аналогичный
показатель автомобильного транспорта в 10 раз.
    По сравнению с 1998  годом  в  1999  году  железнодорожным  транспортом
отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на 20%  меньше.  Уменьшение
пассажироперевозок вызвано отменой ряда  пассажирских  поездов  формирования
стран СНГ и  переключением  части пассажиропотока на автотранспорт.  Немалую
роль сыграла разница в тарифах на  пассажирские  перевозки  казахстанских  и
российских  железнодорожников,  приведшая  к  тому,  что  пассажирам   стало
выгоднее приобретать билеты для проезда по территории  Российской  Федерации
в её приграничных городах.
      Что  касается  грузоперевозок,  то  их   объём   отражает   ситуацию,
сложившуюся в экономике, а именно  рост  объёмов  промышленной  продукции  и
товарооборота.
    Основные эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта
в 1998-1999 гг. представлены в таблице:


|                              |1998 г.|1999 г.|1999 г. в % к |
|                              |       |       |1998 г.       |
|1                             |2      |3      |4             |
|Среднесуточная погрузка       |359    |357    |99.4          |
|вагонов                       |       |       |              |
|Среднесуточная выгрузка       |373    |334    |89.5          |
|вагонов                       |       |       |              |
|Оборот вагона, сутки          |2.5    |2.6    |104.5         |
|1                             |2      |3      |4             |
|Простой вагона под одной      |24.9   |23.5   |94.4          |
|грузовой операцией, час       |       |       |              |
|Средний вес (брутто) грузового|2447.5 |2548.5 |104.1         |
|поезда, тонн                  |       |       |              |
|Поездо-километры, млн.        |3.8    |3.2    |84.2          |
|Поездо-часы на участке, тыс.  |106.3  |84.5   |82.4          |
|Участковая скорость, км\ч     |35.5   |38.2   |107.6         |
|Производительность вагона, ткм|5867   |5158   |88.0          |
|Статическая нагрузка, тонн    |63.3   |64.8   |102.4         |

    Данные работы железной дороги свидетельствуют  о  сокращении  дальности
перевозок и  увеличении эксплуатационной нагрузки на  подвижной состав.
    По  сравнению  с  1998  годом  сократилось  количество  отправленных  и
проследовавших поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше,  проследовало  –
на 15%; пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%.
    Снизилась точность  отправки  по  расписанию  грузовых  и  пассажирских
поездов:



    За 9 месяцев текущего года  объём  грузовых  перевозок  железнодорожным
транспортом составил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн.  человек,  что  к
аналогичному периоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%.

    Водные судоходные пути области составляют 1081 км или  четвёртую  часть
всех  внутренних  судоходных  путей  республики,  в  том  числе  377  км   –
искусственные пути (каналы) и 704 км –  судоходные  реки.  Водные  трассы  с
гарантированными   глубинами   насчитывают   71%    путей.    Общая    длина
механизированных  грузовых  и  грузопассажирских  причалов  составляет   290
погонных метров.

    Грузовой парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов  общей
грузоподъёмностью 37.2 тыс. тонн, в том числе  33  сухогруза  и  4  наливных
судна.  Около  84%  всех  судов  имеют  грузоподъёмность   1000(1500   тонн.
Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна –  1970-1977
гг. постройки,  34  судна  –  1980  и  более  поздних  годов.  За  1999  год
количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на  треть.  Водными
путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную  часть  которых
(97%) составляют  минерально-строительные  грузы.  Пассажирский  действующий
парк судов транспорта  общего  пользования  функционирует  в  виде  паромных
переправ.
    Отсутствие инвестиций во  внутренний  водный  транспорт  исключает  его
развитие и делает его убыточным. За 1999  год  по  сравнению  с  1998  годом
перевозки грузов водным путём сократились в  5  раз,  расходы  от  перевозок
превысили доходы в 1.3 раза. За 9 месяцев текущего года  объём  перевезённых
грузов речным  транспортом  возрос  в  17.5  раз  по  сравнению  с  январём-
сентябрём 1999 года. Эти  данные  свидетельствуют  о  начале  восстановления
судоходного движения в области, но по своим объёмам они  далеко  отстают  от
показателей прошлых лет.
    Авиационный транспорт области  представлен  двумя  авиакомпаниями:  ОАО
«Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999  году  ими  перевезено
43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов. Доля  усть-каменогорских  авиаторов  в
общем объёме перевезённых пассажиров и грузов составила соответственно 58  и
64%, семипалатинских – 42 и 36%.
    Междугородние регулярные авиаперевозки составляют 94% объёма  перевозок
пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное сообщение  с  городами
республики насчитывает  99.3%  всех  пассажироперевозок,  городами  дальнего
зарубежья – 0.5%, республик СНГ  –  0.2%.  Регулярность  полётов  составляет
88.9%.
     С 1999 года на воздушных  линиях  отмечается   рост  объёма  перевозок
пассажиров, с начала текущего года начал  увеличиваться  и  объём  перевозок
грузов. Увеличению  перевозок способствовало введение новых рейсов,  рост  в
2.5 раза объёмов  перевозимой почты  и  заключение  договоров  на  перевозку
других  грузов.  В  январе-сентябре   текущего   года   авиаторами   области
перевезено  43.2  тыс.  пассажиров  и  148.7  тонн  грузов,  что  составляет
соответственно 138% и в 4 раза больше объёма перевозок аналогичного  периода
прошлого года.
    Несмотря   на   увеличение   перевозок,    коэффициент    использования
пассажировместимости самолётов составляет 63.4%,  использование  предельного
грузооборота  насчитывает 66.3%. То есть  авиационная  техника  используется
не на полную мощность.
      Трамвайное  сообщение  –  неотъемлемая  часть  транспортной   системы
областного центра. Городской электрический транспорт составляет  3.2%  всего
объёма  пассажироперевозок  области.  Протяжённость  эксплуатационного  пути
насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с 1997 года:  в  1995-
1996 гг. он составлял 55 вагонов, с  1997  г.  –  53.  До  2000  года  объём
пассажироперевозок городского электрического транспорта  ежегодно  снижался.
Привязанность маршрутов к  проложенным  линиям  являлось  основной  причиной
перераспределения пассажиропотоков  в  пользу  автотранспорта.  В  последнее
время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным  повышением
цен на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что  на  городском
электрическом   транспорте   начал   отмечаться   рост   объёмов   перевозок
пассажиров. На сегодняшний день трамвайное сообщение – самый  доступный  вид
общественного транспорта. За 9 месяцев текущего года им перевезено 9.8  млн.
пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года.


    Заключение

    С   1990   года   в   период   реформирования   экономики    грузо    и
пассажироперевозки ежегодно сокращались. По своим объёмам  перевозок  грузов
и пассажиров  в 1999  году  транспорт  области  соответствовал  уровню  1993
года.
     Данные работы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют  о
стабильной работе транспортной системы области, наметился рост  её  основных
показателей.  Стабилизация   экономической   ситуации,   развитие   частного
предпринимательства в отрасли позволяет  наращивать  объёмы  перевозок.  Для
совершенствования транспортной  системы  перед  транспортными  предприятиями
области  стоит   задача   обеспечения   конкурентоспособности   транспортных
коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения.

-----------------------
%

[pic]

[pic]

115

млн. тонн

[pic]

тыс. единиц

[pic]

Доля поездов, отправленных и проследовавших по расписанию, %

Отправленные пассажирские поезда



Проследовавшие пассажирские поезда



Отправленные грузовые поезда



Проследовавшие грузовые поезда



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru